|
диплом по музыке. Общество развивалось, на смену одному общественному строю приходил другой, менялись взгляды и представления людей, в том числе и взгляды на прекрасное, на его роль в воспитании человека
Приложение 4
Описание примерных возможных типов художественного восприятия музыки П.И. Чайковского
-
| Качественные характеристики
| Дети-фантазеры
| Эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения проявляется в количестве мимических, двигательных реакций, проявлении интереса к ритмическому рисунку, быстрой смене темпоритма. Для таких детей в значительной степени характерна эмоциональная активность в процессе слушания музыки – сопереживание проявляется очень бурно, выражены адекватные эмоциональные реакции. Ребенок понимает и по своему интерпретирует содержание музыкального произведения, которое для него более значимо, представляет свои сюжеты, его захватывает процесс интерпретации, то есть придумывания своего содержания к отрывку. Интерес ребенка к процессу слушания музыкального произведения ситуативен, обусловлен "близостью содержания" переживанию с игровыми интересами ребенка. У таких детей развито воображение, фантазия. Поэтому они в значительной степени сензитивны к бисенсорному воздействию. Однако само произведение, его средства выразительности занимает второстепенное место. Тем не менее, именно через понимание средств музыкальной выразительности ребенок строит свое игровое содержание. Такие дети обладают достаточным запасом знаний о музыке и музыкальных средствах выразительности, но их объяснения носят субъективный авторский характер.
| Дети–мечтатели
| Такие дети отличаются высокой восприимчивостью и чуткостью в проявлении эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение. Для детей характерна устойчивость сосредоточения и его длительное сохранение. Ребенок слушает внимательно, почти "отключается" от внешних раздражителей. Ребенок познает музыкальное произведение как своеобразный, поэтичный мир, что доставляет ему удовольствие. Ребенок не пытается "вникнуть" в содержание или различить средства музыкальной выразительности. Для него ценно и значимо музыкальное произведение в целостности, в единстве всех компонентов. Ребенок не проявляет эмоциональной активности в процессе слушания, эмоциональные реакции бедные. Ребенок отражает эмоциональный настрой произведения через слово (подбор эпитетов). Иногда затрудняется с ответом, так как неточно понимает содержание слов и тонкости лексических значении. Часто использует сравнения. Средства выразительности почти не дифференцируются. Уровень знаний в области музыки незначителен. У ребенка не развито дифференцированное восприятие музыкального произведения. Имеет свои музыкальные предпочтения. Бисенсорное воздействие продуктивно и индивидуализировано.
| Дети–рационализаторы
| Для детей данной группы характерен интерес к музыкальным произведениям, проявляющийся в условиях подкрепления слуховых зрительных или другими впечатлениями. Дети склонны опираться на известные образы, сравнивать с известными мелодиями. Ассоциативный ряд проявляется во взаимосвязи с явлениями общественной жизни: "я уже слышал это по телевизору…" и т.п. Музыкальное произведение привлекательно с точки зрения известности, "знакомости", распространенности. Дети данной группы стараются средствами музыкальной выразительности логизировать, пошагово объяснять, прокомментировать. Воображение развито слабо. Эмоциональная активность проявляется в случае, если произведение знакомо, при многократном повторе. Устойчивость и сосредоточенность в процессе художественного восприятия выражены слабо. Внешние проявления эмоциональных реакций чаще всего присутствуют по инициативе взрослого. Настроение музыкального произведения понимается, но в значительной степени с опорой на содержание. Знания в области музыки поверхностны, ситуативны. Отражение музыкальных впечатлений через интеграцию слуховых и зрительных впечатлений затруднено, впечатления выражаются часто через грфичексий образ. Основная особенность данной группы детей – стремление к логической интерпретации музыкального произведения.
| Дети-потребители
| Группа детей, отличающихся поверхностью в восприятии музыки. Поведение и эмоциональные реакции неустойчивы, в значительной степени ситуативны. Для ребенка затруднено зрительное сосредоточение при восприятии музыкального произведения. Эмоциональные реакции, мимические и двигательные реакции неосознанны, наблюдается их частая смена, не всегда адекватная передаваемому настроению в музыкальном отрывке. Ребенок часто отвлекается. Однако при включении музыкальных произведений в повседневные режимные моменты они способствуют проявлению организованности, собранности, стимулируют деятельность. Эмоциональное настроение (через слово эпитет) легче воспринимается через контрастные эпитеты. При этом часто дети стремятся угадать, ориентируясь на реакцию экспериментатора. Ребенок плохо ориентируется в средствах музыкальной выразительности, не проявляет интереса. Ценностное отношение к музыкальным произведениям не сформировано.
|
Приложение 5
|
|
|