Главная страница
Навигация по странице:

  • Франсуа Кенэ

  • Предмет исследования

  • Право собственности

  • История экономики ответы к экзаменационным вопросам. История экономики. 1. Экономическая мысль Древнего Китая


    Скачать 457.97 Kb.
    Название1. Экономическая мысль Древнего Китая
    АнкорИстория экономики ответы к экзаменационным вопросам
    Дата21.05.2020
    Размер457.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория экономики.docx
    ТипДокументы
    #124420
    страница17 из 29
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   29

    25. Кенэ и его концепция естественного порядка. Учение Кенэ о чистом продукте, производительном и непроизводительном труде.


    Особым течением в рамках классической политической экономии во Франции стала школа физиократов, возникшая в 1750-70-е гг. Слово «физиократия» («физио» - земля, природа, «крат» - власть) означает власть земли, власть природы. Появлению теории физиократов способствовал расцвет в середине XVIII в. французской философии (Вольтер, Руссо), которая развивала идеи «естественного порядка». Согласно этой концепции, общество представлялось как часть мироздания, подчиненное законам природы и развивающееся по независимым от воли людей «естественным», объективным законам. Физиократы стали применять эти идеи по отношению к экономике.

    Признанным лидером и основоположником направления физиократии был Франсуа Кенэ(1694-1774). Франсуа Кенэ родился в семье крестьянина, занимавшегося мелкой торговлей. Благодаря своим природным дарованиям получил профессию врача. Медицинская практика принесла ему известность. С 1734 г. он работает в Париже и в 1752 г. получает должность лейб-медика французского короля Людовика XV. Имея расположение короля, Франсуа Кенэ получил дворянство, жил в Версале и приобрел крупное земельное поместье.

    По мере улучшения и упрочения своего материального положения Ф. Кенэ все более увлекается проблемами, далеко выходящими за рамки медицины. Кенэ начинает изучать философскую науку, куда привнес свой опыт естествоиспытателя. Позже интересы Франсуа Кенэ распространяются и на экономическую науку, в которой онвыступает как приверженец теории естественного порядка. С 1756 г. Ф. Кенэ участвует в «Энциклопедии», издававшейся философами-просветителями Дидро и д`Аламбером, и пишет свои первые экономические статьи «Население», «Фермеры», «Зерно», «Налоги» (1756), затем издает важнейшие свои работы - «Экономическая таблица» (1758) и «Естественное право» (1765).

    Экономические идеи Кенэ имели большой успех, у него появились ученики, которые приняли имя «экономистов». Однако поскольку позже это название стало термином, имеющим боле широкое значение, школу Кенэ стали называть «физиократы».

    Предмет исследования. Физиократы выступили с резкой критикой монетаризма (монетарной системы меркантилизма) – они отвергали его концепцию о том, что единственной формой богатства является золото, а его источник – внешняя торговля. В отличие от меркантилистов физиократы перенесли предмет исследования из сферы обращения в сферу производства, хотя и в специфической узкоотраслевой форме. Физиократы объявили сельское хозяйство единственно производительной отраслью, создающей богатство страны, и начали исследование этой отрасли, которую вообще «можно мыслить обособленно, независимо от обращения и обмена».

    Борясь с меркантилизмом, физиократы критиковали тезис о том, что богатство порождается обменом, и первыми выдвинули идею эквивалентности обмена. В природе и обществе обмен осуществляется по принципу эквивалентности. Они считали, что покупки уравновешиваются с обеих сторон. Обмен сводится к обмену одинаковых ценностей, обмен ничего не производит, так как товары поступают в обращение с заранее заданной ценой. Деньги трактовались физиократами как бесполезное богатство и считались скромными посредниками в обмене.

    Методологияучения физиократов. Основой теоретических изысканий физиократов было учение о «естественном порядке». Физиократы признавали объективную реальность окружающего мира, само существование которого объяснялось соответствием «естественному порядку» и «естественному праву». Законы «естественного порядка» устанавливаются Богом для воспроизводства и распределения материальных благ. Они выражают высшую справедливость и выгодны человеческому обществу. Опираясь на теорию «естественного порядка», физиократы далиобоснование требованию невмешательства правительствав хозяйственную жизнь общества. Богатство- это производимая на данной территории продукция. А производство той или иной продукции в государстве объясняется наличием данных от Бога природных, прежде всего, сельскохозяйственных ресурсов. Большая производительность создается самой природой и не зависит от желания и действий правительства.

    Учение о «естественном порядке» было изложено Франсуа Кенэ в его работе «Естественное право», вышедшей в 1765 г. Своеобразие методологии Кенэ проявлялось в том, что он, исходя из концепции «естественного порядка» и опираясь на опыт врача, сравнивал экономику с живым организмом. Другими словами, экономика независимо от воли и желания людей живет по своим «естественным» (объективным) законам. Отсюда и термин «физиократия», то есть власть природы. Если же люди, прежде всего политики, действуют вопреки «естественным» законам экономики, это разрушительно влияет на ее состояние, она «заболевает». Поэтому свою главную задачу Кенэ и его последователи видели в выявлении этих законов и доведении сведений о них до правительства.

    Право собственности физиократы рассматривали как основу «естественного права», определяющего нормы поведения людей согласно естественным законам, которые не зависят от людей и политической власти. По-существу, естественный порядок – это буржуазный порядок, так как он обеспечивает защиту частной собственности и конкуренции.

    Идея о саморегулировании экономической системы и обращение к производству, хотя только в сфере сельскохозяйственного производства, в качестве предмета исследования, дают основание относить физиократов к классическому направлению в экономической мысли, пусть даже и с определенными ссылками на специфичность этой школы.

    Центральное место в учении Кенэ занимала проблема «чистого продукта» и его производства. «Чистый продукт» - это избыток над той частью производимого, которая возмещала заработную плату. Иными словами, под «чистым продуктом» имелся в виду прибавочный продукт. Единственной формой чистого продукта считалась рента.

    Однако производство «чистого продукта» физиократы толковали противоречиво. С одной стороны, он представлялся как результат естественного процесса роста, свойственного земледелию, следовательно, как дар природы. Вместе с тем «чистый продукт» выступает у них и как результат земледельческого труда, избыток над заработной платой. «Чистый продукт, - писал Кенэ, - это ежегодно создаваемые богатства которые образуют доходы нации, и представляют продукт, извлекаемый из земельных владений после изъятия всех издержек».

    Таким образом, физиократы считали, что чистый продукт возникает только в земледелии. И на их стороне была сама очевидность, ибо нигде прирост продукции не демонстрируется столь наглядно, как в сфере животноводства и растениеводства. Физиократы утверждали, что в промышленности существует лишь потребление, промышленность объявлялась «бесплодной отраслью» по причине того, что там лишь преобразовывалась форма продукта, данного продукта. В промышленности же по причине ее «бесплодности» прибавочный продукт не создается, а доход предпринимателя и заработная плата рабочего представляют собой издержки производства.

    С учением о чистом продукте у физиократов тесно связана концепция о производительном и непроизводительном труде. Впервые в истории экономической мысли они отнесли к производительному труду только труд, который создает «чистый продукт». Соответственно, согласно их воззрениям, только труд, занятый в сфере сельского хозяйства, является производительным, труд же в других сферах народного хозяйства является непроизводительным, или «бесплодным». Этот критерий (участие в создании чистого продукта) был положен в основу классификации общества при анализе процесса общественного воспроизводства, данным Ф. Кенэ в его известной работе «Экономическая таблица». В ней общество рассматривается как единый организм, объединяющий три основных класса:

    • · производительный класс, который включает всех, занимающихся сельским хозяйством;

    • · класс собственников, включающий всех, чье существование связано, прямо или косвенно, с доходом от собственности на землю;

    • · бесплодный класс, включающий всех тех, кто занимается несельскохозяйственной (промышленной) деятельностью.

    Таким образом, в производительный класс включены крестьяне, фермеры и сельскохозяйственные наемные работники, т. е. все, кто занят в сельском хозяйстве. Класс собственников -- это те, кто получает ежегодный чистый продукт, созданный в земледелии. К собственникам Кенэ относил короля, землевладельцев, церковь и всю их челядь. Всех людей, занятых в промышленности, он объявлял «бесплодным», или непроизводительным, классом. Сюда включались наемные рабочие, ремесленники, капиталисты, купцы и мелкие торговцы. Следует заметить, что «продуктивность» или «бесплодность» двух из трех классов определяется не наличием или отсутствием продукции в материальном смысле. Как «крестьяне», так и «бесплодные граждане» создают своим трудом блага, которые Кенэ называет, соответственно «сельскохозяйственной продукцией» и «изделиями». Разница между этими классами не лежит в товарном или нетоварном характере их продукции. В обоих случаях эта продукция предназначена частично или полностью на продажу, а это в свою очередь необходимо для покупки продукции другого класса. Бесплодный класс, так же, как и класс собственников, по Кенэ, не создает чистого продукта, но в отличие от последнего этот класс работает и своим трудом создает столько, сколько потребляет. кенэ производительный труд классовый

    Описание классовой структуры общества было необходимо Кенэ, поскольку в его «Экономической таблице» совокупный годовой продукт распределяется посредством процесса обращения между тремя классами. Задача Кенэ состояла в том, чтобы сохранить короля и землевладельцев как основу общества. Но поставить класс собственников на первое место он не мог, это противоречило бы его физиократической концепции о примате земледелия. Поэтому землевладельцы у него оказались в особом классе, помещенном между «производительным» и «бесплодным» классами. Совершенно очевидно, что теория классов Кенэ ошибочна. По его схеме, рабочие и капиталисты как в промышленности, так и в сельском хозяйстве оказались объединенными в один класс. Кенэ игнорировал при разделении общества на классы главный принцип -- отношение класса к средствам производства. Однако эта ограниченность учения Кенэ объясняется историческими условиями. Во Франции того времени рабочего класса как такового еще не было, а капиталистические противоречия были тогда в зачаточном состоянии, поскольку капитализм только формировался в недрах феодализма. Деление общества на фермеров, собственников и промышленников фактически соответствовало делению общества, которое существовало в средние века, на крестьян, дворянство и горожан.
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   29


    написать администратору сайта