Главная страница

История экономики ответы к экзаменационным вопросам. История экономики. 1. Экономическая мысль Древнего Китая


Скачать 457.97 Kb.
Название1. Экономическая мысль Древнего Китая
АнкорИстория экономики ответы к экзаменационным вопросам
Дата21.05.2020
Размер457.97 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИстория экономики.docx
ТипДокументы
#124420
страница1 из 29
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

1. Экономическая мысль Древнего Китая


Чаще всего Древний Китай ассоциируется с Конфуцием. Также у более знающих историю этой страны он ассоциируется еще и с популярным в то время коллективным трактатом под названием «Гуань-цзы». Конфуций (Кун Фуцзы)– философ и мыслитель Древнего Китая. Он известен всем как автор трактата «Лунь-юй» («Беседы и суждения»). По мнению Конфуция, хорошее государство должно быть похоже на добропорядочную семью. Государь – это отец, который обо всех заботится, а жители государства –это дети, которые во всем слушаются своего государя-отца. (Возможно, что даже оттуда к нам пришло словосочетание «царь-батюшка».) Но так может править лишь высокообразованный государь. Только он способен повлиять на распределение богатства в стране. Конфуций всегда стоял на защите привилегий родовой знати. Также он считал, что все люди разделены по сословиям самим богом, но все-таки напоминал, что человек любого сословия должен стараться стать совершенным в моральном плане. Конфуций полагал, что может наступить тот момент, когда у каждого появится достаток, потому что управление хозяйством будет умелым, богатство государства станет приумножаться, причем независимо от того, будет ли это частное хозяйство или общее крестьянское владение. Главной задачей автора книги «Гуань-цзы» тоже было построение такого общества, в котором весь народ стал бы обеспеченным и поэтому счастливым. Конфуций, считал, что народ по своей сути разделен на сословия правильно, хотя точно так и не известно, к какому же сословию он относился сам. Возможно, если бы он был из самого бедного класса, то думал бы немного по-другому. Также он полагал, что государство должно обязательно регулировать цены на хлеб и создать хлебный запас на случай неурожая. Еще, по его мнению, государство должно создать самые выгодные условия по кредитованию для земледельцев. Он предложил заменить прямые налоги на соль и железо на косвенные, которые бы учитывались уже в готовых продуктах, изготовленных из этих товаров. Золото он считал товаром, который существует для измерения других товаров.

2 Экономическая мысль Древней Индии


Об экономической мысли в Древней Индии имеется недостаточное количество данных. Много интересного хотелось бы узнать историкам об этой удивительной стране. «Артхашастра» («артха» – «учение», «шастра» – «доход», т. е. если переводить дословно, то получится «учение о доходах») – один из самых ярких документов Древней Индии в IV – III вв. до н. э. Этот документ повествует нам об экономических достижениях страны. Автором этого труда считают Каутилью, одного из советников царя Чандрагупты I. Он старался объяснить своему народу то, что богатство появляется за счет труда, а также то, насколько необходимо разделение прибыли купцов с государством, потому что только государство позволяет льготное землепользование, ведет строительство дорог, обеспечивает охрану сооружений, развитие промыслов, освоение полезных ископаемых (например, руды), борьбу со спекулянтами, которых не так то просто выявить среди добропорядочных купцов. По его мнению, естественно, что существуют свободные люди и рабы. Кроме того, он призывал к тому, чтобы тех, кто не оплачивает использование земли, обращать в рабство на время или навсегда. Каутилья выступал за то, чтобы государство регулировало хозяйственный механизм. Издержки, по его мнению, должны быть установлены заранее, составляя 5% на местные товары и 10% – на привозные. Возможно, его взгляды современному человеку покажутся наивными и неправильными, но так представляли экономическую теорию в Древней Индии. Конечно же с течением времени она менялась и пришла к современному пониманию экономики, которое существует и по сей день.

3 Экономическая мысль Древней Греции


Экономическая мысль Древней Греции представлена трудами выдающихся древнегреческих философов Ксенофонта , Платона  и Аристотеля, представляющими собой лучшие достижения экономической мысли античного рабства.

Ксенофонт был ревностным защитником натурального хозяйства и рабовладения. Он возвеличивал земледелие, от которого  зависит благополучие народа и благодаря которому «люди добывают себе все, что нужно для жизни». Свои экономические воззрения Ксенофонт изложил в трактате «Домострой», в котором приводятся следующие положения:

  • разделение труда на умственный и физический виды, а людей – на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение;

  • природному предначертанию отвечает преимущественное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей (ремесло осуждает человека на сидячий образ жизни, вредный для тела, и лишает людей солнца);

  • всякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность обмениваться на другой товар (стоимость);

  • деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлять товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.

Платон в своих трудах большое внимание уделил модели идеального государства. Основной целью идеального государства он считал «изгнание страсти к наживе», поскольку излишек порождает такие отвратительные качества, как лень и жадность. а, Модель идеального государства, лишенного присущих Афинам противоречий, строилась Платоном на четком делении людей на классы, в связи с их общественными и хозяйственными функциями.

В своих произведениях «Государство» и «Законы» Платон охарактеризовал два проекта идеального государства. В первом сочинении он отметил, что аппарат управления идеального государства должен быть представлен двумя сословиями: аристократическим сословием (философами) и сословием воинов. Философы – это наиболее здравомыслящие люди, способные к познанию мира и управлению людьми. Главная задача философов — действовать от имени и на благо всего общества, отрекаясь то личных пристрастий. Главная обязанность воинов – защищать народ. Для успешного выполнения своих функций для воинов предусматривалась спартанская система физического воспитания, лагерный режим, строгая дисциплина, общий стол (уравнительное распределение). Стремление воинов к обогащению осуждалось. По мнению Платона эти два сословия не должны обладать собственностью и обременять себя хозяйством, их материальное обеспечение должно стать общественным. Остальная часть общества отнесена к третьему сословию, названному Платоном чернью (земледельцы, ремесленники, купцы, обладающие и распоряжающиеся собственностью), и к рабам. Главной обязанностью этого сословия является производство материальных благ, необходимых всему обществу. Данное сословие должно иметь личную заинтересованность в результатах своего труда и поэтому оно наделялось частной собственностью.

Во втором произведении («Законы») Платон выдвигает обновленную модель идеального государства, осуждает ростовщичество, обосновывает ведущую роль в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. В этой модели граждане высших сословий наделялись правом владения и пользования (неполное право собственности) предоставляемым по жребию государством домом и земельным наделом. Проектом оговаривалась возможность последующей передачи земли по наследству одному из детей. В предложенной Платоном модели идеального государства земельный надел являлся основой доходов свободного гражданства. Платон предложил законодательно ввести «пределы бедности и богатства». «Пределом бедности» считался один земельный надел, который нельзя потерять ни при каких обстоятельствах (он всегда сохранялся в семье). «Предел богатства» — четыре—пять земельных наделов (или стоимость их в деньгах). Имущество сверх «предела богатства», по мнению Платона, должно перераспределяется государством в пользу неимущих.

Аристотель

Огромный вклад в развитие экономической мысли античности внес Аристотель. Аристотеля часто называют первым экономистом в истории науки, поскольку он был первым, кто подверг анализу экономические явления и попытался выявить закономерности общественного развития.

Основные положения экономической концепции Аристотеля:

  • человек – это общественное животное, которое может жить только в обществе и государстве;

  • созданию государства способствует обмен между людьми;

  • ни производство, ни жизнь не могут обойтись без рабов, так как орудия труда не могут сами работать;

  • рабы — источник богатства;

  • должен быть средний достаток (предлагал усилить «средний класс» для прекращения распрей, возникающих на почве неравенства);

  • необходима частная собственность (корни частной собственности он нашел у животных);

  • одну и ту же вещь можно использовать по-разному: по назначению (потребительная стоимость) и не по назначению (меновая стоимость);

  • деньги — средство сравнивать разные блага, поэтому их нельзя давать в ссуду под % (утверждал, что деньги возникли по соглашению между людьми в результате неудобства перевозки многих вещей на далекие расстояния).

Особое значение в экономической концепции Аристотеля занимает теоретический анализ обмена и стоимости. Он был первым, кто поставил вопрос об определении пропорции обмена. Этот вопрос на протяжении многих веков был и до сих пор остается дискуссионным. Ответ на данный вопрос разделил всех экономистов в истории науки на сторонников трудовой теории стоимости и сторонников других теорий, определяющих стоимость вещи исходя из субъективной оценки ее полезности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


написать администратору сайта