Главная страница
Навигация по странице:

  • Принцип равенства и справедливости

  • Принцип определенности

  • Принцип экономности

  • Принцип удобства

  • А) Стоимость и деньги.

  • История экономики ответы к экзаменационным вопросам. История экономики. 1. Экономическая мысль Древнего Китая


    Скачать 457.97 Kb.
    Название1. Экономическая мысль Древнего Китая
    АнкорИстория экономики ответы к экзаменационным вопросам
    Дата21.05.2020
    Размер457.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория экономики.docx
    ТипДокументы
    #124420
    страница9 из 29
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   29

    16. Экономическая свобода, роль государства и принципы налогообложения в теории А.Смита


    Что необходимо для нормального ("естественного" в терминологии Смита) функционирования рыночной системы? Во-первых, необходимы твердые гарантии собственности граждан. Нельзя претендовать на чужую собственность. Собственность можно приобрести за деньги, но нельзя отнять или украсть. А поскольку собственность - основа стабильности общества, то на страже собственности граждан и их объединений стоит государство (которое и само может быть собственником). Во-вторых, нужно честно выполнять взятые на себя обязательства, исполнять контракты, иначе разрушится самое главное сколь экономическое, столь же и этическое основание рыночных связей - взаимное доверие участников сделок. На страже и этого принципа стоит государство. И, в-третьих, каждый человек волен в своих хозяйственных и иных действиях. Никто не может приказать гражданину свободной страны поступать так или иначе. Человек в принципе свободен. Но у свободы человека есть одно мощное ограничение. Это свобода других людей. И если свобода одного человека мешает свободе другого, то и в этом случае в действие вступают силы государства. "Самые священные законы справедливости, законы, нарушение которых заслуживает мести и самого жестокого наказания, пишет Смит в другом произведении, - суть, стало быть, законы, охраняющие собственность и имущество; наконец, последнее место занимают законы, имеющие своим предметом охранение личных прав и обязательств, заключенных между гражданами".

    Суть позиции Смита действительно проста. Государство должно делать то, что невыгодно или невозможно для частных лиц; должно поддерживать режим естественной свободы; наконец, должно охранять жизнь, свободу и собственность граждан. [4,274-275]

    Источником средств, необходимых для выполнения государством его функций, служит система налогообложения. В пятой книге есть специальная глава "Четыре основных правила налогов". В ней утверждается, что уплату налогов следует возлагать не на один класс, как это предлагали физиократы, а на всех одинаково - на труд, на капитал и на землю.

    Смит обосновывает принцип пропорционального разделения налогового - по уровню имущественной состоятельности налогоплательщиков. Что касается основных правил, которые должны соблюдаться при взимании налогов, то они, по мнению Смита, должны касаться сроков, способов, размера платежа, санкций за неуплату, равенства в распределении уровней налогообложения

    Крупнейший вклад в развитие теории налогов внес шотландский экономист Адам Смит. Основной вклад А. Смита в теорию налогов состоит в том, что им выработаны фундаментальные принципы налогообложения: равенства и справедливости, удобства, определенности и экономичности.

    Принцип равенства и справедливости, согласно которому все граждане обязаны участвовать в формировании финансов госу­дарства соразмерно получаемым доходам и возможностям.

    Принцип определенности состоит в том, что налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому.

    Принцип экономности, по которому должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, вы­ражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и со­держание налогового аппарата. Администра­тивные расходы по управлению налоговой системой и соблюде­нию налогового законодательства должны быть минимальны.

    Принцип удобства означает, что каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение акта уплаты налогов.

    Сформировав и научно обосновав вышеизложенные прин­ципы, А. Смит заложил фундамент (начало) теоретической раз­работки принципиальных основ налогообложения.

    17. Р. Оуэн – теоретик и практик экономики.


    Предметом изучения и основой экономики у Оуэна, как у всех представителей классической политэкономии, считалась сфера производства, но в методологии были некоторые отличия. Во-первых, «естественным строем» он считал не капитализм и не мелкотоварное производство, а социализм, который Оуэн представлял как систему общин с аграрными и промышленными кооперативными предприятиями. Во-вторых, был еще больше, по сравнению с Сисмонди, усилен морально-этический подход к экономическим отношениям, и прежде всего использование критерия «справедливость».

    Основные теоретические положения:

    А) Стоимость и деньги. Оуэн опирался на трудовую теорию стоимости, но в отличие от Смита считал, что и измерение стоимости должно осуществляться непосредственно затратами труда. «Средняя физическая сила людей, -- писал он, -- может быть подвергнута измерению, и средний человеческий труд может быть установлен, и его стоимость в каждом отдельном продукте тоже может быть установлена, и соответственно этому может быть определена и его меновая стоимость». «Человеческий труд, таким образом, приобрел бы свою естественную или внутреннюю стоимость».

    Деньги же, по мнению Оуэна, есть ухищрение «для достижения максимума зла и минимума добра». Он отрицал их и как меру стоимости, и как средство обращения. «В правильно или рационально устроенном обществе, -- писал он, -- золото, серебро или кредитные бумаги никогда не будут употребляться как средство обмена».

    Нормативный подход Оуэна к экономике проявлялся, в частности, в его утверждении, что обмен «должен» осуществляться в соответствии с трудовыми затратами, но в «несправедливом» капиталистическом обществе закон трудовой стоимости «нарушается» -- некоторые товары, несмотря на то что на них затрачен труд, не находят сбыта, а за некоторые предлагают цену ниже стоимости.

    В качестве альтернативы «несправедливому» капиталистическому рынку Оуэн создал в 1832 г. «Национальный базар справедливого обмена». Производитель приносил в эту организацию свой товар, и его оценивала авторитетная комиссия, выдавая справку о стоимости товара («трудовые деньги»). Затем, сдав свой товар на склад Базара справедливого обмена, производитель по этой справке мог получить там же другой товар равной стоимости из сданных ранее. Деятельность Базара продолжалась недолго -- как только на складе накопились неходовые товары, он прекратил свое существование. Тем не менее были еще две попытки организации таких базаров -- Дж. Брэем в Англии и П.Ж. Прудоном во Франции -- естественно, с тем же результатом.

    • Б) Доходы. В соответствии с трудовой теорией стоимости Оуэн считал распределение ее между тремя классами на заработную плату, прибыль и ренту несправедливым. «Необходимо, -- писал он, -- чтобы рабочий получал действительное, а не мнимое вознаграждение; чтобы он получал вознаграждение, соответствующее труду, который он вкладывает в производимые им продукты».

    • В) Реализация. Так же как и Сисмонди, Оуэн не признавал полной реализации при капитализме и тоже считал проявлением кризиса отставание спроса от предложения. Причину отставания он видел в несправедливом распределении доходов при капитализме. «Существующее устройство общества, -- писал он, -- не дает работнику надлежащего вознаграждения за его труд, и вследствие этого все рынки оказываются недостаточными».

    • 6. Экономическая теория Дж.С.Милля. Работа "Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии" (1848г.).

    Р. Оуэн не только теоретик, но и активный участник практических начинаний в области социального реформирования. Сын мелкого ремесленника, он становится предпринимателем, владельцем крупной фабрики. Став фактическим хозяином прядильного предприятия в Нью-Ленарке (Шотландия), Оуэн организует образцовую общину, в которой облегчаются условия труда, создаются благоприятные условия жизни и быта рабочих.

    На предприятии вводятся технические усовершенствования, сокращается продолжительность рабочего дня, проводятся мероприятия культурного и воспитательного характера. Впервые были созданы детские сады, открыта школа, работала страховая касса. Рабочие получали оплату в случае непредвиденной остановки работ, во время промышленного кризиса.

    На предприятии для снабжения рабочих всем необходимым был открыт большой магазин. Мелкие бакалейщики и кабатчики скоро исчезли, и население освободилось от опутывающих их долгов.

    Развивая идеи социального переустройства общества, Оуэн выдвигал в качестве главного средства создание кооперативных общин.

    В отличие от Фурье Оуэн выступал противником частной собственности. В обществе накоплено достаточно богатства, способного обеспечить благополучие его членов. Поэтому реформировать следует прежде всего систему распределения, а для этого изменить «мерило ценности». Естественным же мерилом ценности служит труд, а не деньги. Деньги следует заменить квитанциями, владелец которых мог бы получить в банке потребные ему товары (пропорционально «трудовому эквиваленту»).

    В соответствии с идеей, выдвинутой Оуэном, создаются «базары справедливого обмена». Но эти «базары» просуществовали сравнительно недолго. Рабочие деньги, оцениваемые вначале в деньгах, а затем переводимые в «трудовые эквиваленты» (6 пенсов = 1 часу труда), стали объектом спекуляций. Попытка организовать «справедливый обмен» и ввести «рабочие деньги» потерпела крах.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   29


    написать администратору сайта