Главная страница
Навигация по странице:

  • 394 слов. 46. «Сын за отца не отвечает» (А.Твардовский «По праву памяти»)

  • 498 слов. 47. «Гений и злодейство – две вещи несовместные» (А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)

  • 320 слов. 48. Спор поколений в литературе и жизни

  • 351 слово 49. Какой предстаёт природа в лирике С. Есенина

  • 374 слова. 50. Любить – значит жертвовать собой (по произведениям А.Куприна, И.Бунина)

  • 1. Если душа родилась крылатой (по лирике М. Цветаевой)


    Скачать 185.86 Kb.
    Название1. Если душа родилась крылатой (по лирике М. Цветаевой)
    Дата02.02.2022
    Размер185.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла100_gotovykh_esse.docx
    ТипДокументы
    #349881
    страница7 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    468 слов.

    45. «Пою моё Отечество, республику мою!» (В. Маяковский)

    Владимир Владимирович Маяковский — поэт яркий, неистовый, революционный. Тема любви к Родине занимает в творчестве поэта центральное место. Маяковский откликается на все события в стране. Он раскрывает всепобеждающую силу патриотизма. Лирический герой поэта — человек с новой моралью, новым отношением к труду, к народу — он член великого коллектива советских людей.
    Тяжела жизнь страны, перешедшей от войны к мирному строительству. За короткий срок нужно преодолеть разруху, голод, холод. Маяковский уверен, что осуществление этой мечты — дело недалекого будущего. Поэт искренне радуется каждому достижению своей страны в области сельского хозяйства и промышленности, культуры, в быту, в международных делах. Поэт отмечает, что каждый день рождает новые “чудеса” на родной земле. Но самое большое чудо, рожденное Октябрем,— советский человек, свободный и сильный, преображающий свою землю, проявляющий при этом небывалый героизм.
    Маяковского можно принимать или нет, но он наша история, от которой невозможно отказаться и отмахнуться.
    Поэт, еще гимназистом увлекшийся идеями анархистов и большевиков, в юности трижды арестованный и побывавший в РСДРП, искренне верил в победу пролетарской революции в России, в ее великое будущее. И эта вера передавалась строителям новой жизни. И как бы ни относились сегодня к Сталину, его слова о Маяковском справедливы: «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям - преступление». Сегодня я бы сделала акцент на «талантливейшем поэте», у которого был свой роман с жизнью:
    Ненавижу
    всяческую мертвечину!
    Обожаю
    всяческую жизнь!

    Как известно, Маяковский много ездил по стране. Современники, бывавшие на его встречах с читателями, подчеркивали остроумие поэта, молниеносную реакцию на самые неожиданные или провокационные вопросы. И если в первые поездки Маяковский искренно верил в преимущество социализма, который вот-вот будет построен в стране, то с наступлением профессиональной и политической зрелости у поэта стало возникать много вопросов, которые уже опасно было задавать кому бы то ни было.
    Острый ум и горячее сердце Маяковского не давали ему спокойно наблюдать то, что мешало развитию молодого государства. Он придавал большое значение сатире и мечтал о том, что когда-нибудь ее будут преподавать в школе.
    Однако проза жизни этих лет была весомее творческих удач и надежд на устройство личной жизни. В стране начинались репрессии против «врагов» советской власти, иллюзии о справедливом обществе таяли на глазах. В личном плане тоже не предвиделось перспективы. И Владимир Владимирович решил сам поставить точку на своей жизни...
    ...Я хочу быть понят моей страной,
    а не буду понят -
    что ж?!
    По родной стране
    пройду стороной,
    как проходит
    косой дождь.

    394 слов.
    46. «Сын за отца не отвечает» (А.Твардовский «По праву памяти»)

    Поэма «По праву памяти» была написана в середине 70-х годов 20 века. Автор писал: «Кажется, впервые за долгий срок почувствовал приближение поэтической темы, того, что не сказано и что мне, а значит, и не только мне, нужно обязательно высказать». 

    Александр Твардовский был не только писателем, но и журналистом, и это не могло не отражаться на тематике и стиле его творчества. Он писал на злободневные и актуальные темы как журналист, но свои произведения одевал в литературную оболочку.

    В этой поэме Твардовский поднимает весьма актуальную, но слишком смелую тему, касаемую эпохи Сталина. Произведение состоит из трех частей, которые объединены одной общей проблемой. Кроме того, поэма предваряется своеобразным вступлением, в котором автор говорит о правде, которую нельзя скрывать.
        Первая часть называется «Перед отлетом», и это заглавие имеет символическое значение, ибо речь здесь идет о юношеских мечтах лирического героя. Важно заметить, что Твардовский строит главу в форме воспоминания и обращения к невидимому товарищу, который был неотъемлемой частью юных лет.
        Вторая глава является основной и самой обширной. Она называется «Сын за отца не отвечает». Важно отметить, что эта фраза была сказана Сталиным, и теперь Твардовский дает свою оценку этим словам. Теперь автор обращается уже не к другу, а к молодому поколению, которое очень мало знает об эпохе Сталина:
     Вас не смутить в любой анкете
    Зловещей некогда графой:
    Кем был до вас еще на свете
     Отец ваш, мертвый иль живой.
    Это было одним из сложнейших моментов в жизни страны, ибо появилось понятие «враг народа», которое становится своеобразным клеймом на всю жизнь. Эти слова заставляли людей стыдиться своих родных, скрывать свое прошлое и жить в постоянном страхе. С подобной биографией и мечтать нельзя было о ярком и стабильном будущем:
     Еще бы ты с такой закваской
     Мечтал ступить в запретный круг…

      И вдруг:
    - Сын за отца не отвечает.
       Слова Сталина стали самыми главными в судьбе тех, кто был сыном «врага народа». Проклятье снято, теперь ты такой же, как и другие. Твардовский вспоминает те годы с тоской и горечью, ибо сталкивается с такой ситуацией чуть ли не на каждом шагу. Душевная боль лирического героя связана, в первую очередь, с тем, что указ Сталина в какой-то мере разорвал нравственную и духовную связь между детьми и их родителями. Происходит некое отречение, отказ от любимых и любящих людей:
      Благодари отца отцов,
    Что он простил тебе отца
    Родного – с легкостью нежданной. 
      Далее Твардовский все же решает рассказать о тех, кто является якобы врагом. Чаще всего ими оказываются обычные люди – труженики. Но самое страшное в том, что «врагов народа» становилось все больше и больше.
    Третья часть «О памяти», на мой взгляд, обращена к читателю. Здесь автор подводит итог всему вышесказанному. Твардовский повествует о том, что невозможно вычеркнуть из памяти прошлое, ибо оно является частью жизни каждого человека и всей страны. Он уверен, что нельзя глядеть в будущее, забыв прошедшее.
        Возвращаясь к сталинской действительности, Твардовский часто вспоминает слова секретаря Смоленского обкома: «Бывают такие времена, когда нужно выбирать между папой-мамой и революцией». Именно по такому принципу, на мой взгляд, и строились отношения людей, которые стремились к непонятным и чужим идеалам, пренебрегая самыми родными.

    498 слов.

    47. «Гений и злодейство – две вещи несовместные» (А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)

    Всеобъемлющая, подавляющая все остальные чувства страсть самоутверждения, стремление любой ценой утвердить себя наравне с эталонами, героями, гениями, доказать свое превосходство, исключительность — вот основной двигатель поступков главного персонажа трагедии “Моцарт и Сальери”.

        Трагедия начинается с драматического монолога Сальери, подводящего безрадостный итог своей целеустремленной, наполненной жесткими ограничениями жизни.\Все говорят: нет правды на земле. 
        Но правды нет — и выше.
     Моцарт и Сальери — две противоположности. Сальери — олицетворение гордого одиночества и презрения, Моцарт — воплощение жизнелюбия, наивной доверчивости, трогательной человечности. Оба они стоят высоко над толпой. Но Моцарт универсален, а Сальери узок, Моцарт вмещает в себя весь мир и щедро делится с ним своими творческими откровениями, Сальери же эта его щедрость возмущает.
        Сальери восхищается гениальными озарениями Моцарта-музыканта, ему в совершенстве изучившему музыку отчетливо видна гармоническая безупречность звукоряда, выражающего свободный полет мысли “счастливца праздного”.
     Несправедливое устройство мира воплотилось для Сальери в Моцарте-человеке. Если бы тот был отрешенным от жизни аскетом, напряженным трудом постигающим тайну музыки, Сальери, мне кажется, по-доброму радовался бы его успехам. Но в Моцарте сосредоточивается враждебное Сальери творческое начало. Незаслуженный дар Моцарта разрушает всю систему ценностей, обессмысливает и разрушает весь жертвенный жизненный путь Сальери. И он всем своим существом протестует против этого. Оправдывая себя, Сальери утверждает, что он “избран, чтоб его остановить — не то мы все погибли. Мы все, жрецы, служители музыки, не я один с моей глухою славой...” Моцарт должен уйти, чтобы не нарушался устоявшийся миропорядок, чтобы несколько порывов вдохновения гения не обесценили дающееся трудом искусство избранных, потому что, “возмутив бескрылое желанье” в простых людях, он все равно не сможет поднять их на более высокую духовную ступень. Моцарт не учитель, он бог в искусстве, ибо он неповторим, а следовательно — неправильный, бесполезный. 
        Великодушное признание Моцартом за Сальери принадлежности к высокому, не подвластному разуму, “бесполезному” искусству на фоне рассуждений Сальери выглядит как жестокий приговор:

     Нас мало избранных, счастливцев праздных, 
        Пренебрегающих презренной пользой, 
        Единого прекрасного жрецов...

       А окончательным приговором ему становятся бессмертные слова благородного, чуждого мелочных страстей, светлого Моцарта: “Гений и злодейство — две вещи несовместные”.

    320 слов.

    48. Спор поколений в литературе и жизни

    В авторском предисловии к своей самой знаменитой сказке «Маленький принц» - французский писатель и летчик Антуан Сент-Экзюпери посетовал на то, что многие разногласия между взрослыми и детьми происходят по одной причине: «все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит». И с этим трудно не согласиться! А скольких слез и недоразумений можно было бы избежать, остановись вовремя родители в критике своего чада и вспомнив себя в его годы. Только нет – «мы взрослые, мы всегда правы, мы хотим только добра».

    Проблема «отцов и детей» стара, как мир. Когда-то она касалась музыкальных вкусов и пристрастий, когда-то – политических взглядов, когда-то – литературных симпатий и антипатий. Чтобы сгладить остроту этой проблемы, от каждой из сторон требуется два умения – слушать и слышать. Слушают преимущественно все. Оно в арсенале у многих людей. А вот слышат – единицы. С ним сложнее. Освоено это умение единицами. Только обнаруживается это поздно и некстати, когда конфликт уже вышел наружу и разгорелся, как бушующий костер.

    Особенно наглядно проблема спора поколений обнаруживается, когда обращаешься к истории. Слезы, недоразумения – можно ли их избежать во взаимоотношениях между родителями и детьми? Споры между разными поколениями возникали всегда. Причин тому тьма: музыкальные вкусы и пристрастия, политические взгляды, литературные симпатии и антипатии и другие. «Отцы и дети» — самоназвание знаменитого тургеневского романа четко обозначает основной вопрос, затронутый в произведении. Извечная людская проблема, кроющаяся в недопонимании между последующими и предыдущими поколениями, становится предметом размышлений автора. Прошлое, уходящее поколение, как правило, видит в себе больше хороших, положительных черт, чем в своей смене, не имеющей четких моральных устремлений. Для нового поколения в прежних устоях нет ничего, заслуживающего внимания. Охарактеризовать их можно эпитетами «изжившие», «устаревшие». Базаров, который пренебрежительно относится к старичкам, отрицает их нравственные устои, умирает от пустяковой царапины.

    Споры из нашей жизни не исчезнут никогда. Нужно время для раздумий и расстановки всех точек. С проблемой «отцов и детей» можно столкнуться где угодно: будь то семья, трудовой коллектив или же общество в целом. Для ее решения старшему поколению нужно быть лишь более терпимым к молодым, а для поколения «детей» нелишне будет относиться к старшим с большим уважением. И в любом случае не обойтись без обоюдного понимания.

    351 слово

    49. Какой предстаёт природа в лирике С. Есенина?

    Каждый поэт входит в храм природы со

    своей «молитвой» и своей палитрой.
    В. Базанов


    Наверное, у каждого человека, родившегося в России, ощущение и восприятие природы всегда были такими трепетными, как, может быть, ни у кого в мире. Весна, лето, осень и особенно русская «зимушка-зима», как любовно говаривали о ней в нашем простом, но великом русском народе, брали и берут за живое душу, заставляя испытывать глубокие чувства, схожие с волнительными любовными переживаниями. Да и как не любить всю окружающую нас красоту и прелесть переполненную бурлящими эмоциями, взволнованное сердце любого человека, но особенно поэта и творца слова. Такого, как замечательный поэт Сергей Александрович Есенин, который в своем многоликом творчестве, в своей задушевной лирике оставил особое место иногда суровой, но всегда прекрасной российской матушке-природе. И это не мудрено.
    Родившись в центре России, Есенин видел и созерцал вокруг себя такую неописуемую красоту и прелесть, которые можно найти только на Родине, чьи необъятно широкие просторы, чье торжественное величие навеяли уже в детстве те думы и размышления, которые он передал нам позже в своей вдохновенной и волнующей лирике.
    Куда бы поэт ни кинул взгляд, всюду на него как бы накатывали полны творческого воодушевления, подчас пронизанные грустью и тихой тоской, как и сама природа:
    Край ты мой заброшенный,
    Край ты мой, пустырь,
    Сенокос некошеный
    Лес да монастырь.

    Когда читаешь стихи Есенина о природе, вся полнота мощи великого и могучего русского слова обрушивается на твое сознание, заставляя его взывать к подлинным жизненным образам, может быть, никогда по-настоящему еще не увиденным, но таким удивительно реальным.
    Есенин утверждал, что он, «последний поэт деревни» в России. В его стихах любовно выписаны мелкие подробности деревенского быта.
    Природа у Сергея Есенина многоцветная, красочная. Любимые же цвета поэта - синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности голубых просторов России («синь, упавшая в реку», «только синь сосет глаза», «на небесном синем блюде»),
    И всегда описание природы у Сергея Есенина соотносятся с выражением настроений поэта. Как ни тесно связанно его имя с представлением о поэтических картинах русской природы, его лирика не является пейзажной в соответственном смысле слова. Клен, черемуха, осень в стихах поэта - не просто приметы родной русской природы, это цепочка метафор, с помощью которых поэт рассказывает о себе, о своих настроениях, о своей судьбе. Поэзия Сергея Есенина и нас учит видеть, чувствовать, размышлять, то есть жить.

    374 слова.

    50. Любить – значит жертвовать собой (по произведениям А.Куприна, И.Бунина)

    Но ежели для истинной любви

    Страдание всегда необходимо,

    То, видно, уж таков закон судьбы.

    Научимся сносить его с терпеньем…

    В. Шекспир

    Л. Н. Толстой говорил, что сколько сердец, столько и родов любви. Это очень верно.

    По-своему, сильно и страстно, с восторгом и горечью, взаимно или безнадежно, любят и в книгах Куприна и Бунина. Многие произведения этих авторов о любви — настоящие шедевры, их невозможно забыть.

    Вот прекрасная повесть Куприна “Гранатовый брас­лет». Мелкий служащий, “маленький человечек» Г, С. Желтков вот уже много лет влюблен в светскую даму, княгиню Веру Николаевну. Любовь эта — источник и высшего наслаждения, и одновременно глубокого стра­дания, ведь она безответна и безнадежна. Его письма становятся предметом насмешек мужа Веры Николаев­ны, а подарок — гранатовый браслет — вызывает гнев мужа и брата.

    В другой повести — “Олеся» — Куприн рисует, как ра­стет взаимное чувство двух молодых людей. Они очень разные: Иван Тимофеевич — “барин», городской интел­лигент, и Олеся — “дочь природы», которую селяне счи­тают колдуньей. Все произведение — это гимн чистым отношениям между мужчиной и женщиной, перед нами почти поэма о целом месяце “наивной, очаровательной сказки любви». И опять, как и в “Гранатовом браслете», между влюбленными встали общественные барьеры, разница в положении и образовании. И все же читатель вместе с грустью чувствует, что словно очи­стился душой, что и у него, как у Олеси от слов любимо­го, “отогрелось сердце». Такова сила любви…

    В “Гранатовом браслете» есть слова о том, что “лю­бовь должна быть трагедией». Не знаю, считал ли так Иван Алексеевич Бунин, однако эта мысль очень под­ходит к его творчеству. Почти все его произведения о любви кончаются разлукой, смертью, предательством, изменой. Больше всего мне запомнились его рассказы из книги “Темные аллеи». В одноименном рассказе ба­рин Николай Алексеевич встречает через тридцать лет Надежду, женщину, которую он бросил. А она не вышла замуж при ее красоте и все эти годы любила его, берег­ла свое чувство.

    У Бунина немало героев, которые соприкоснулись с высокой, прекрасной любовью и вынуждены разлучить­ся. Но воспоминания о ней согревают их постоянно. Таких мы встретим в рассказах “Солнечный удар», “Чи­стый понедельник» и других.

    Произведения Куприна и Бунина о любви — это дей­ствительно поэзия и “сказка любви», даже если она тра­гична. Ведь воспевается одно из самых сильных и кра­сивых человеческих чувств. Это как у Пушкина: “Печаль моя светла, печаль моя полна тобою…» Еще Александр Сергеевич писал: “Над вымыслом слезами обольюсь». Я тоже не раз вытирала слезы, читая Куприна и Буни­на. Но все же я совсем не хочу считать, что любовь “дол­жна быть трагедией». Нет, я верю, что она должна быть взаимным счастьем двух людей, готовых сделать мно­гое друг для друга. Пусть это и нелегко
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта