Самостоятельная 5.1. 1. Феномен советской культуры. Характерные черты и особенности
Скачать 50.63 Kb.
|
1 2 Задание 1. 1. Феномен советской культуры. Характерные черты и особенности. • К советской культуре сегодня нет однозначного отношения. Одни исследователи считают, что этот период не представляет никакого интереса, другие говорят о советской эпохе как о значительном периоде в истории русской культуры. Действительно, культура советская времени – это явление многоплановое, а потому очень сложное. Она пришла, уничтожив в пламени революции и гражданской войны, культуру дворянскую и культуру крестьянства. Культуры пролетариата к этому времени не сложилось. Советская культура основана на культуре военных люмпенов и культуре лагерей. На разных этапах развития советского государства соотношение между этими составляющими было различным. • 1. Феномен советской культуры. Характерные черты и особенности. • Отличительной чертой культуры 20-х годов был плюрализм и склонность к диалогу культур, расцветала культура инакомыслия, проявлявшаяся в творчестве: поэтов и писателей А. Блока, А. Белого, И. Бунина, Н. Гумилева, О. Мандельштама, А. Ахматовой, В. Короленко, художников В. Кандинского, М. Шагала, композиторов С. Рахманинова, Ф. Шаляпина, И. Стравинского. • Однако уже в 30-50гг. начинает складываться культура тоталитаризма, когда всякое инакомыслие жестоко подавляется. • Оттепелью была названа культура 60-х гг. К этому времени фабричная система достигла своего апогея и стала изменяться. Началом оттепели считают появление в 1954 году повести И. Эренбурга с этим названием. Нравственно-политической позицией деятелей культуры этого времени, отвергших сталинизм, стали пьесы, стихи проза А. Солженицына, В. озова, А. Аксёнова, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, кинофильмы М. Хуциева постановки театра «Современник». 1. Феномен советской культуры. Характерные черты и особенности. • Культура 70-80-х годов ХХ века отличается тем, что, пережив хрущевскую оттепель, советские люди стали задумываться над путями дальнейшего развития культуры, в чертах которой стала проявляться противоречивость: с одной стороны, искусство обращалось к революционной романтике, стремясь найти там моральную опору, с другой, – все больше проявлялись настроения безысходности, безнадежности. 2. Литература и поэзия 1920-1940-х гг. • 1920-1940-е годы - один из самых драматических периодов в истории русской литературы. • С одной стороны, народ, воодушевленный идеей построения нового мира, совершает трудовые подвиги. Вся страна встает на защиту от немецко-фашистских захватчиков. Победа в Великой Отечественной войне внушает оптимизм и надежду на лучшую жизнь. Эти процессы находят отражение в литературе. • С другой стороны, именно во второй половине 20-х и до 50-х годов отечественная литература испытывала мощное идеологическое давление, несла ощутимые и невосполнимые потери. 2. Литература и поэзия 1920-1940-х гг. • Молодые писатели, входившие в группу «Серапионовы братья», пытались осваивать технологию искусства в самом широком диапазоне: от русского психологического романа до остросюжетной прозы Запада. Они экспериментировали, стремясь к художественному воплощению современности. В эту группу входили М.М.Зощенко, В.А.Каверин, Л.Н.Лунц, М.Л.Слонимский и др. 2. Литература и поэзия 1920-1940-х гг. М.М.Зощенко В.А.Каверин Л.Н.Лунц 2. Литература и поэзия 1920-1940-х гг. • Конструктивисты (К.Л.Зелинский, И.Л.Сельвинский, А.Н.Чичерин, В.А.Луговой и др.) основными эстетическими принципами объявили в прозе ориентацию на «конструкцию материалов» вместо интуитивно найденного стиля, монтаж или «кинематографичность»; в поэзии - освоение приемов прозы, особых пластов лексики (профессионализмов, жаргон и т.д), отказ от «слякоти лирических эмоций», стремление к фабульности. 2. Литература и поэзия 1920-1940-х гг. К.Л.Зелинский И.Л.Сельвинский 2. Литература и поэзия 1920-1940-х гг. • В 20-30-е годы выходят известные произведения Б.Пастернака: сборник стихов «Темы и вариации», роман в стихах «Спектаторский», поэмы «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмитд», цикл стихотворений «Высокая болезнь» и книга «Охранная грамота» 2. Литература и поэзия 1920-1940-х гг. • Период с 1935 по 1941 год характеризуется тенденцией к монументализации искусства. Утверждение завоеваний социализма должно было находить отражение во всех видах художественной культуры. Каждый вид искусства шел к созданию монумента любого образа современности, образа нового человека, к утверждению социалистических норм жизни. • Однако 1930-е годы были отмечены не только ужасным тоталитаризмом, но и пафосом созидания. • Интерес к изменению психологии человека в революции и послереволюционном преобразовании жизни активизировал жанр романа воспитания (Н.Островский «Как закалялась сталь», А.Макаренко «Педагогическая поэма»). 2. Литература и поэзия 1920-1940-х гг. Н.Островский А.Макаренко 3. Архитектура, живопись, скульптура и 1920-1940-х гг. • Официальное советское искусство, изобразительное искусство СССР охватывает период 1917—1991 годов и характеризуется огромной ролью идеологии в своем развитии. Параллельно с ним с 1950-х годов развивалось неофициальное искусство СССР. • Ассоциация художников революции (АХР, 1922 г.) была самой массовой художественной организацией, ставившей своей целью развитие передвижнических традиций в духе «художественного документализма» (И. Бродский, Е. Чепцов, К. Юон). Другое значительное объединение – «Общество художников станковистов» (ОСТ, 1925 г.), организованное выпускниками ВХУТЕМАСа, стремилось к созданию картин, современных не только по своему содержанию, но и по изобразительным средствам (работы А. Дейнеки, Ю. Пименова и др.). 3. Архитектура, живопись, скульптура и 1920-1940-х гг. • Своеобразной является творческая манера К. С. Петрова-Водкина (1878–1939). Итогом исканий Петрова-Водкина стал настоящий шедевр – «Купание красного коня» (1912 г.). 3. Архитектура, живопись, скульптура и 1920-1940-х гг. • Творчество Марка Шагала (1887–1985), охватывающее почти все XX столетие, стало одной из интереснейших страниц как русской, так и европейской живописи. • В. Е. Татлин (1885–1953) – художник русского авангарда, родоначальник конструктивизма. Марк Шагал В. Е. Татлин 3. Архитектура, живопись, скульптура и 1920-1940-х гг. • В результате национализации земли и крупной недвижимости в городах единственным заказчиком строительных работ в советской России стало государство. • В первой половине 1920-х гг., когда строительство было ограничено, широко разрабатывались проекты различных зданий (жилые дома, дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны). Развитие получил архитектурный стиль, основывающийся на так называемом конструктивизме. Стал возрождаться неоклассицизм. 3. Архитектура, живопись, скульптура и 1920-1940-х гг. • Ярким примером технического новаторства служит московская радиобашня, возведенная в 1922 г. по проекту В. Г. Шухова (1853–1939). 3. Архитектура, живопись, скульптура и 1920-1940-х гг. • Одновременно в стране велось массовое строительство. Разрабатывались типовые проекты жилых домов, школ, общественных учреждений. Развитие строительной индустрии было направлено прежде всего на удешевление и ускорение работ. • Особое общественно-политическое значение в России после 1917 г. приобрело искусство скульптуры. 3. Архитектура, живопись, скульптура и 1920-1940-х гг. • Некоторое время советская скульптура еще сохраняла отголоски импрессионизма, модерна и авангарда начала XX в., но к концу 1920-х гг. главным ориентиром для большинства ваятелей стала классика. Здесь впервые были показаны напряженно-драматичная композиция И. Д. Шадра (1887–1941) «Булыжник – оружие пролетариата»; величественная, навеянная образом русского ампира, группа А. Т. Матвеева «Октябрь. Рабочий, крестьянин и красноармеец» и статуи В. И. Мухиной (1889–1953) «Крестьянка» и «Рабочий и колхозница» (обе 1927 г.). 3. Архитектура, живопись, скульптура и 1920-1940-х гг. И. Д. Шадр «Булыжник – оружие пролетариата» 3. Архитектура, живопись, скульптура и 1920-1940-х гг. А. Т. Матвеев «Октябрь. Рабочий, крестьянин и красноармеец» 3. Архитектура, живопись, скульптура и 1920-1940-х гг. В. И. Мухина «Крестьянка» и «Рабочий и колхозница» 4. Балет и театр, кино и музыка 1920-1940-х гг. • К началу XX в. русский балет занял ведущие позиции в мировом балетном искусстве. Русская школа балета опиралась на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой мировой хореографии сценические постановки выдающегося балетмейстера М. Петипа. Но в то же время русский балет не избежал и новых веяний. Молодые постановщики А. Горский и М. Фокин выдвинули в противовес эстетике балетного академизма принцип живописности, в соответствии с которым полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник. Балеты Горского и Фокина оформляли К. Коровин, А. Бенуа, Л. Бакст, Н. Рерих. Русская балетная школа начала XX в. дала миру плеяду блестящих артистов - А. Павлову, Т. Карсавину, В. Нижинскою и др. 4. Балет и театр, кино и музыка 1920-1940-х гг. А. Павлова Т. Карсавина В. Нижинская 4. Балет и театр, кино и музыка 1920-1940-х гг. • Примечательной чертой культуры «серебряного века» стали поиски нового театра. Они были связаны с именами выдающихся режиссеров - К. Станиславского, В. Мейерхольда, Е. Вахтангова. • К. Станиславский - основатель психологической актерской школы, считал, что будущее театра -- в углубленном психологическом реализме, в решении сверхзадач актерского перевоплощения. В. Мейерхольд вел бесконечные поиски в области театральной условности, обобщенности, использовании элементов народного балагана и театра масок. Е. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли, • В этот период все отчетливее проявляется тенденция к синтезу различных видов творческой деятельности. Во главе этого процесса стоял «Мир искусства», объединявший в своих рядах не только художников, но и поэтов, философов, музыкантов. Венцом деятельности «мирискусников» стали организованные С. Дягилевым, одним из основателей «Мира искусства», знаменитые «Русские сезоны» в Париже, представленные балетными спектаклями, театральной живописью, музыкой и т д. 4. Балет и театр, кино и музыка 1920-1940-х гг. К. Станиславский В. Мейерхольд Е. Вахтангов 4. Балет и театр, кино и музыка 1920-1940-х гг. • Начало XX в. -- это время появления нового вида искусства -- кинематографа. С 1903 г. в России стали появляться первые «электротеатры» и «иллюзионы», а к 1914 г. было построено около 4 тыс. кинотеатров. • В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г.-- первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Кинематография быстро развивалась и становилась очень популярной. В 1914 г. в России насчитывалось около 30 отечественных кинофирм. И хотя основную массу кинопродукции составляли фильмы с примитивными мелодраматическими сюжетами, в России появляются деятели кино с мировыми именами: режиссер Я. Протазанов, актеры И. Мозжухин, В. Холодная, В. Максимова, А. Коонен и др. • Несомненной заслугой кинематографа, в отличие от других видов художественной культуры, была его доступность для всех слоев населения. Русские кинокартины, создававшиеся в основном как экранизации классических произведений, стали первой ласточкой в формировании массовой культуры, непременного атрибут буржуазного общества. 4. Балет и театр, кино и музыка 1920-1940-х гг. Характерной чертой отечественной музыкальной культуры стала ее массовость. Перед многотысячными аудиториями выступали духовые оркестры с маршами, хоры с революционными песнями, симфонические оркестры с музыкой Бетховена, Вагнера, Скрябина. Тогда же устраивались массовые театрализованные действа. В них принимали участие тысячи людей – рабочие, солдаты, матросы. Сюжеты этих действ имели революционную тематику, например "Взятие Зимнего". Они сопровождались музыкой, пением революционных песен. Популярной была политическая сатира эстрадных концертов под названием "Синяя блуза". Массовый характер таких представлений нашел отражение во Второй и Третьей симфониях Шостаковича, в кинофильме режиссера Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потемкин". Много лет спустя это влияние определит стиль и характер "Патетической оратории« Свиридова, созданной на стихи Маяковского. Музыкальное творчество в первые годы после революции представляло собой сложное и нередко причудливое переплетение самых различных течений, направлений. Велись споры о "высоком" искусстве и музыке быта, о путях к массовому слушателю, о способах отражения новой действительности, о революционности, о новаторстве и об отношении к классическому наследию. На защиту старого и поддержку нового была направлена деятельность Анатолия Васильевича Луначарского. Луначарский вел активную музыкально-публицистическую деятельность, участвовал в различных дискуссиях. Он часто выступал в концертах с разъяснениями, поскольку массовая аудитория не была подготовлена к восприятию серьезной музыки. Вообще форма концертов-лекций получила в 1920-е годы большое распространение. Так, в Ленинградской филармонии яркие и захватывающие речи о музыке произносил И. И. Соллертинский, человек редкой эрудиции, знавший 25 языков и 100 диалектов, державший в памяти сотни книг и музыкальных партитур. Луначарский участвовал в организации филармонии, содействовал созданию симфонических и камерных коллективов, Государственной коллекции музыкальных инструментов, способствовал развитию международных музыкальных связей. На гастроли в нашу страну приезжали крупнейшие зарубежные музыканты – композиторы Бела Барток, Аль-бан Берг, Альфредо Казелла, Дариюс Мийо, Артюр Онеггер, Пауль Хиндемит, дирижеры Бруно Вальтер, Отто Клемперер, Оскар Фрид, пианисты Артур Шнабель, Эгон Петри, гитарист Андрее Сеговия и другие. 5. Литература и поэзия: 1950-1980-е гг. • Развитие литературы в период 1950 — 1980-х годов связано прежде всего с восстановлением принципов реалистического искусства. Процесс этот был обусловлен общественно-историческими обстоятельствами. Литература восстанавливала утраченное соцреализмом 1940 — 1950-х годов социально-аналитическое начало, а многие явления социально-экономического, политико-идеологического характера в действительности были далеки от идеала и нуждались в серьезном осмыслении. Богатейшими возможностями художественных средств реализма пользовались такие прозаики, как Ю. В. Трифонов, Ю. П. Казаков, А. И. Солженицын, В. П. Астафьев, С. П. Залыгин, В.М. Шукшин, В. Г. Распутин, Ю. В. Бондарев и др. При этом неотъемлемой частью литературного процесса 1950 — 1960-х годов являлись «нетрадиционные» для соцреализма модернистские и авангардистские тенденции. 5. Литература и поэзия: 1950-1980-е гг. Ю. В. Трифонов Ю. П. Казаков А. И. Солженицын 5. Литература и поэзия: 1950-1980-е гг. • Переосмысление некоторых эстетических категорий происходило и в реалистической литературе, даже в той, что разрешалась цензурой к печати. Так, этой литературой утверждалось достоинство частного, даже негероического человека. Вспомним, что в советской идеологии героическое понималось как действие, направленное на преобразование действительности, а искусство соцреализма объявлялось «героическим по преимуществу». Последующее развитие литературы переориентировало критерий героического на другие нравственные категории. Литературовед В. Я. Лакшин в статье "Писатель, читатель, критик" (1965) напоминал, что героем человека делает не только подвиг, понимаемый как деяние, направленное вовне, но и постоянное внутреннее подвижничество. После распада СССР в журнале «Знамя» (1992, № 11) в статье критика-эмигранта П. Вайля и вовсе была провозглашена «смерть героя», на смену которому в качестве нормы в литературу пришел «частный» человек. 5. Литература и поэзия: 1950-1980-е гг. • Постепенно разнообразились и художественные средства реалистической литературы второй половины XX века. В период 1970 — 1980-х годов авторы активно использовали художественные приемы явной, «вторичной» условности. Психологический реализм сочетался с элементами фантастки и сюрреализма. В целом условные ситуации и обстоятельства, смещение временных и пространственных пластов, притчеобразие и мифоподобие в прозе и драматургии — средства, которыми охотно пользуются современные реалисты. 6. Изобразительное искусство, театр и балет 1950-1980-х гг. • Демократизация общественной жизни, происшедшая в годы «оттепели», способствовала переориентации внимания деятелей культуры на освещение моральных проблем и внутреннего мира человека. Как зачинатель нового этапа в развитии белорусской сатирической комедии получил известность Андрей Макаёнок. Большой интерес у зрителей вызвали его комедии «Святая простота», «Лявониха на орбите». Он стал лауреатом Государственной премии БССР за пьесу «Трибунал» и комедию «Таблетку под язык». А.Макаёнок 6. Изобразительное искусство, театр и балет 1950-1980-х гг. Белорусский государственный академический театр им. Я.Купалы • В 1970-1980-е гг. должное место в репертуаре белорусских театров заняла национальная тематика. Как и ранее, ведущим был Белорусский государственный академический театр имени Янки Купалы. Наиболее значительными работами купаловцев стали спектакли по пьесам И.Чигринова «Плач перепёлки», А.Дударева «Рядовые». В этих произведениях показан не только героизм людей в годы Великой Отечественной войны, но и то, какой ценой была завоевана победа. 6. Изобразительное искусство, театр и балет 1950-1980-х гг. • С приходом Великой Отечественной войны, художники начинают принимать активное участие в военных действиях. Из-за непосредственного единения с событиями, в ранние годы появляются произведения, суть которых - фиксация происходящего, "живописная зарисовка". Часто таким картинам не доставало глубины, но в их передаче выражалось совсем искреннее отношение художника, высота нравственной патетики. К относительному расцвету приходит жанр портрета. Художники, видя и испытывая на себе разрушительное влияние войны, восхищаются её героями - людьми из народа, стойкими и благородными духом, проявлявшими наивысшие гуманистические качества. Такие тенденции вылились в парадные портреты: «Портрет маршала Г.К. Жукова» кисти П.Д. Корина, жизнерадостные лица с полотен П.П. Кончаловского. Важное значение имеют портреты интеллигенции М.С. Сарьяна, созданные в годы войны - это образ академика «И.А. Орбели», писательницы «М.С. Шагинян» и др. 6. Изобразительное искусство, театр и балет 1950-1980-х гг. Мать партизана. С.В. Герасимов. 1943 Портрет академика И.А. Орбели. М.С. Сарьян. 1943 6. Изобразительное искусство, театр и балет 1950-1980-х гг. • Перелом наступил в кон. 1950-х гг., когда выдвинулось новое поколение хореографов. Первыми на путь новаций вступили Ю. Н. Григорович («Каменный цветок» С. С. Прокофьева, 1957; «Легенда о любви» А. Д. Меликова, 1961) и И. Д. Бельский («Берег надежды» А. П. Петрова, 1959; «Ленинградская симфония» на музыку Д. Д. Шостаковича, 1961), чьи постановки на сцене Кировского театра произвели худож. переворот в отечественной хореографии. Выступая против устаревшей эстетики драмбалета, каждый из них по-своему стремился дать новую жизнь танцу как основе балетного искусства. Вступив в союз с музыкой, танец подчинил себе драматургию, возвратив в хореографию понятия метафоричности, обобщённости, образности. 6. Изобразительное искусство, театр и балет 1950-1980-х гг. • Во 2-й пол. 1960-х гг. балет Большого театра переживал «золотой век». В 1964 балетную труппу возглавил Григорович, вершинами творчества которого стали балеты «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1966) и «Спартак» Хачатуряна (1968). • В 1966 в Москве И. А. Моисеев организовал Молодой балет (с 1971 Классический балет) – первый в СССР хореографический концертный ансамбль, существовавший как самостоятельная творческая единица (без оперной труппы). Афиша нового коллектива не дублировала традиционную. В первую программу входили концертные номера, специально сочинённые Голейзовским, А. М. Мессерером, Моисеевым, О. М. Виноградовым. В 1969 в Ленинграде свой авторский театр-ансамбль «Хореографические миниатюры» организовал Якобсон. 1960–70-е гг. стали не только временем создания экспериментальных трупп, но и эпохой формирования целой плеяды балетмейстеров, определивших пути развития отечественного балетного искусства вплоть до кон. 20 в. (Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв, Виноградов, Г. Д. Алексидзе, Н. Н. Боярчиков, И. А. Чернышёв, Б. Я. Эйфман, Г. А. Майоров, Д. А. Брянцев, Л. С. Лебедев). Они искали вдохновения в новой музыке и привлекли в балетный театр целое поколение отеч. композиторов – А. В. Чайковского, М. М. Кажлаева, Н. Н. Каретникова, К. С. Хачатуряна, А. Б. Журбина, М. Б. Броннера и др. По-прежнему очень высоко ценилось в мире рус. исполнительское искусство. Гастроли за рубежом становились событием, вызывая в памяти старожилов воспоминания о триумфах антрепризы Дягилева. 6. Изобразительное искусство, театр и балет 1950-1980-х гг. 7. Музыка 1950-1980-х гг. • Среди популярных композиторов тех лет, оставивших след в истории советской музыки, стоит назвать имена М. Таривердиева, Д. Тухманова, М. Танича, В. Шаинского и многих других. Интересным подходом отличался Таривердиев: его песни, известные и по сей день, сочетали эстрадную музыку и советскую поэзию, – например, «Мне нравится» на стихи М. Цветаевой, «Со мною что-то происходит» и «Ты уходишь, как поезд» на стихи Евтушенко. • Другого яркого автора тех лет отличал особый подход к аранжировкам. Песни Д. Тухманова представляли своего рода «сплав» танцевального стиля и классической лиричной песни. Он был первым композитором, создавшим песни, предназначенные исключительно для воспроизведения в записи. Высокое признание получили такие композиции, как «Олимпиада-80», «Как прекрасен этот мир», «Вечная весна». 7. Музыка 1950-1980-х гг. М. Таривердиев Д. Тухманов М. Танич 8. Кино 1950-1980-х гг. К середине 1950-х годов в европейском киноискусстве вновь обозначился упадок. На фоне динамичной посттотали тарной реальности изящные образы французского поэтическо го реализма, застывшие в своем художественном развитии, обретали признаки обветшалых театральных декораций. В.сре де итальянских неореалистов разгорелись острые дискуссии о перспективах данной эстетики, вызванные очевидным кризи сом неореализма и утратой им доминирующей роли в итальян ском кинематографе, ибо, по меткому определению М. Антони- они, «проблема велосипеда была решена». Режиссеры начинают искать новые темы, открывать иные аспекты бытия человека в мире. Это вызывает переход от социального реализ ма, когда главный конфликт обращен вовне и сосредоточен на линии взаимодействия человек—общество, к реализму экзис тенциальному, когда через внутренний конфликт героя иссле дованию подвергаются причины его душевной и духовной дисгармонии. Передача «потока сознания» персонажа, блуждание в лаби ринте его воспоминаний, фантазий и грез привели к примату внутреннего действия, разрушению традиционной линейной наррации и формированию сферической модели повествования с ее многослойной одновременностью. В очередной раз изменя ется сам принцип повествовательное™ в полном соответствии с гегелевской формулой (тезис—антитезис—синтез): отлири ко-эпического в 1920-е годы, через эпико-драматический в 1930—1940-е годы к лирико-драматическому в 1950-е годы. Та ким образом, автор-режиссер снова выдвигается на первый план экранного произведения, разворачивая в фильме мощное симво- лико-метафорическое пространство. Все это потребовало корректировки кинематографического языка в первую очередь за счет значительного удлинения монтажных кадров (приоритет внутрикадрового монтажа). В звуковой партитуре начинают преобладать шумы живой реальности, порой оттесняя на второй план диалоги и музыку. Важное место в художественной ткани фильма приобретает цвет, наделенный драматургической и символической функцией. Следующей важной особенностью европейского кинема тографа рубежа 1950— 1960-х годов явилась масштабная смена творческих поколений — так называемая «новая волна». Моло дые постановщики привнесли свое мироощущение и собствен ный образный язык. Фильмы наиболее радикальной части но вой генерации европейских режиссеров, воспевавших дух бунтарства и нигилизма, сформировали кино контестации — поистине интернациональное течение, объединившее предста вителей различных киношкол (П. Пазолини, Ж.-Л. Годар, Р.В. Фассбиндер, Л. Андерсон и др.) 9. Культура современной (постсоветской) России (1980-е – нач. 2000-х гг.) • С середины 80-х гг. коммунистическая идеология, составлявшая прежде основу мировоззрения большинства общества, вступила в полосу серьезного кризиса. Официальные идеологи не могли объяснить процессы и явления, происходящие в своей стране и в мире. На фоне распада мировой системы социализма, а затем и СССР коммунистическая идея перестала быть популярной. Люди попытались осознать свое место в мире при помощи иных идейных, религиозных и философских концепций. «Революция сверху», начавшаяся в России в 1991 г., сопровождалась отказом не только от коммунистических идей, но и от многих традиционных, веками формировавшихся ценностей, обычаев, традиций. Широкое использование зарубежных экономических и политических моделей неизбежно привело и к заимствованию западных (преимущественно либеральных) духовных ценностей, основанных не на традиционном коллективизме, а на индивидуализме, на приоритете не духовного, а материального начала. Изменились и общественные ожидания. Если до перестройки значительная часть населения все же верила официальной пропаганде и идее построения в конечной перспективе коммунизма, то с начала 90-х гг. эта вера сменилась ожиданием построения обещанного в короткий срок властями «народного капитализма». По мере неудач в экономической политике и нарастания проблем в межнациональных отношениях общественные настроения стали вновь меняться. 9. Культура современной (постсоветской) России (1980-е – нач. 2000-х гг.) • Либеральные идеи воспринимались значительной частью общества как чуждые. Постепенно возвращался интерес к национальной культуре, традиционным духовным ценностям, старым фильмам, песням, народным традициям. На этой основе особо популярными для части населения становились идеи национализма. Правда, общественное сознание не вернулось на путь поддержки даже обновленной коммунистической идеологии. Оно оказалось готово воспринять скорее национально-либеральную идеологическую концепцию. Одной из главных особенностей духовной жизни общества в 90-е гг. стал реальный идейный плюрализм: законодательно были сняты все запреты и ограничения на любые идейные учения (кроме тех, что призывали к насилию, социальной и национальной вражде). ИЗ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ «РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ЭПОХ» (1999): Мы убедили людей в том, что процесс преобразований пройдет легко и быстро. И в результате сформировали избыточные ожидания от самих реформ. В итоге — разочарование и то, что принято называть «синдром поражения. 1 2 |