Главная страница
Навигация по странице:

  • 44. Философия эпохи возрождения и реформации: гуманизм, натурфилософия, новое естествознание (!)

  • НАЧАЛО ИТАЛЬЯНСКОГО ГУМАНИЗМА Данте Алигьери

  • НАТУРФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА И НОВОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

  • ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ

  • Франческо Патрици

  • 32. Русская философия: спор западников и славянофилов.

  • Всё-кратко. 1. филя, её предмет, фуни и роль в общ


    Скачать 402 Kb.
    Название1. филя, её предмет, фуни и роль в общ
    АнкорВсё-кратко.doc
    Дата25.04.2017
    Размер402 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВсё-кратко.doc
    ТипДокументы
    #4840
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница7 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694—1778) выступал против надстройки феодаль­ного общества — феодальной идеологии, интеграль­ным элементом которой была религия.

    Оценка источников религии у Вольтера не переступает рамок общего просве­тительского подхода. Источниками религии являются, по его представлениям, невежество, фанатизм и об­ман. Философия представляется ему не только собранием поучений, догм, взглядов или логически строгой системой, она является прежде всего великим ору­дием разума в борьбе против неразумного, отжи­вающего устройства общества. Этот момент во многом определяет и характер философской мысли Вольтера. Отвергает, Декартову теорию врожденных идей, противопоставляя ей тезис Локка о том, что человеческая душа — это неисписанный лист.

    В философии Вольтера большую роль играет вопрос активности субъекта. Вольтер понимал человека как существо общественное, общественность которого состоит в том, что он живет среди других общественных людей. В философских трудах Вольтер выражает требование - равенство людей.

    Его детерминизм решительно нельзя отождествлять с детерминизмом механистических материалистов. Человек, отвер­гающий всеобщую закономерность, индетерминистски понимающий свободу воли, слишком бы отклонился от порядка целесообразно устроенного мира, и поэтому Вол-ьтер ограничивает свободу человеческой воли определяющим принципом этого мирового порядка. Тем самым, однако, он весьма близко подходит к тео­логии, против которой в стихотворении «О гибели Лиссабона» он так решительно выступает. Склоняется к иллюзии об «образованном правителе». Однако в более позднее время он от этого идеала от­ходит.

    Жан Жак Руссо (1712— 1778) — представитель низших слоев. Социальное неравенство становится предметом рассмотрения уже в первой его значительной рабо­те — «О влиянии наук на нравы». В ней он критикует современную цивилизацию как цивилизацию неравен­ства и отстаивает тезис о том, что развитие науки никоим образом не способствует совершенствованию нравов.

    Развитие науки и искусства все более заметно ведет к тому, что человек стремится «казаться», а не «быть». Он полагал, что культура и искусство — принадлежность господствующих со­циальных слоев. Нигде в его творчестве мы не находим оценки исторической функции культуры и искусства.

    Главный источник социального зла он усматривал в социальном неравенстве, которое он понимал прежде всего как неравенство имущест­венное. Причину неравенства Руссо видит, с одной стороны, в имущественном неравенстве, с другой — во взаимной зависимости людей друг от друга. Важную роль в рассуждениях Руссо играет по­нятие «воля». Он говорит, что «силами государства, согласно цели его образования, которой является об­щественное благо, может руководить лишь общая воля». Человек заключает в себе материальный и духовный прин­ципы, тело и душу. Значение Руссо состоит в его социально-полити­ческом радикализме. Именно это провозглашали са­мые прогрессивные и радикальные течения Великой французской революции. Философские и социальные воззрения Руссо значи­тельно повлияли на утопических социалистов XIX сто­летия.

    Дени Дидро (1713—1784) был одним из наиболее всесторонне образованных французских мыслителей. Основные философские воззрения Дидро пере­кликаются с воззрениями механистических материа­листов своего времени. Он считает мир объективным и материальным. Материя и движение, согласно ему, являются единственной существующей реальностью. Почти во всех его философских трактатах присутст­вует идея о материальном единстве и бесконечности мира. Важнейшим элементом материализма Дидро яв­ляется концепция постоянного развития. Он отвергает лю­бые вмешательства «извне» в развитие материального мира. В единый процесс развития мира он помещает и человека. Дидро четко различает чувственное восприятие и мышление. Мышление, согласно его взглядам, не является свой­ством всей материи. Материя наделена лишь общим свойством «чувствовать». С позиций механистически понимаемого детерми­низма Дидро выступает с критикой теологии и фата­лизма (в художественно-популярной форме в своем «Жаке-фаталисте»).

    44. Философия эпохи возрождения и реформации: гуманизм, натурфилософия, новое естествознание (!)

    Ренессанс — явление международное, общеевропейское, тогда как Рефор­мация— явление лишь национальное (немецкое). Ренессанс и Реформация имеют общую антифеодальную направ­ленность, в их основе лежит антифеодальное движе­ние, носителем которого в разлагающемся феодальном обществе были городские слои общества. Если Ренессанс выдвигает требование преобразования обще­ства путем расширения светского образования, то Реформация остается в рамках средневекового мира мыслей человека и в этих границах предлагает ему новый, упрощенный путь к богу. Идеи Ренессанса могли активизировать лишь верхние буржуазные слои; напротив, идеи изменения церкви и ее уче­ния — как главное содержание Реформации — были способны мобилизовать средние и низшие слои об­щества, более привязанные к религиозным представ­лениям в силу условий своего существования.

    ГУМАНИЗМ В ИТАЛИИ Гуманизм (лат. Нитапиз — человеческий) в общем смысле слова означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни. Гу­манизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение, которое сформировалось в период Ренессанса.

    НАЧАЛО ИТАЛЬЯНСКОГО ГУМАНИЗМА Данте Алигьери (1265—1321). Гуманизм Данте антиаскетичен, он полон веры в силы человека. Человек сам ответствен за свое благо, решающим здесь являются его личные качества, но ни в коем случае не богатство или унаследованное положение. Концепция Данте: все человеческое (и политика) должно быть подчинено человеческому разуму.

    Марсилий из Падуи (1278—1348) Он пришел к выводу, что ни церковь, ни госу­дарство не имеют божественной природы, но являются различными формами человеческой власти и общест­венной организации людей. Он исходил из двух основных предпосылок человеческого счастья: мира и власти монарха. Главенство принадлежит на­роду, граждане имеют законодательную власть, свою волю они выражают на собраниях голосованием.

    Франческо Петрарка (1304—1374) Он отвергал культ авторитета, однако при этом не от­вергал Аристотеля, но высмеивал «глупых аристотеликов», их схоластический, надуманный способ ведения споров. Он выражает идею независимо­сти своего мышления от схоластической университет­ской учености.

    Джованни Боккаччо (1313— 1375) высмеивал глупое и лживое духовенство, восхвалял разум, энер­гию, полнокровие нового городского класса.

    К выдающимся гуманистам XV в. принадлежит и Лоренцо Балла (1407—1457), замечательный фило­лог, один из основателей метода сравнительного ана­лиза. Он отвергал схоластическую логику. Он подчеркивает естественность челове­ка, полагает, что добродетельным является все, что относится к жизненно важному инстинкту самосохра­нения, поэтому никакое наслаждение не является без­нравственным.

    РЕФОРМАЦИЯ Термин «реформация» выражает ту существенную сторону движения, цент­ром которой является революционная критика и атака на монопольное положение католической пап­ской церкви и ее учения в политической, идеологиче­ской системе тогдашнего европейского общества. Реформация была международным движением, она не закончилась с поражением Кре­стьянской войны в Германии, но продолжалась в дальнейшем революционном цикле. В XVI в. реформаторское движение достигло апо­гея своего развития.

    Реформаторское движение в лице Мартина Лютера (1483—1546) выступил против церкви как единственного посредника между богом и человеком. Спасение чело­века не зависит от церковных таинств, обрядов и жертв в пользу церкви, но достигается чистой верой, которая является «божьим даром».

    Реформа Лютера выражала ин­тересы князей и городского богатого патрициата, но не интересы широких масс. Этот мир является юдолью греха и страданий, спасения от которых сле­дует искать в боге. Государство — орудие земного мира, и поэтому оно отмечено грехом.

    Реформатор Ульрих Цвингли (1484—1531) прово­дит радикальную реформу церкви: был уничтожен статус священников как особого сословия, церковное имущество передано государству, ликвидированы церковные обряды.

    После спада первой волны Реформации (1531) по­дымается вторая волна, связанная с личностью фран­цузского теолога Жана Кальвина (1509—1564) Кальвин стоит на тех же позициях, что и Лютер, т. е. земная жизнь — это путь к спасению, в этой жизни нужно терпеть и т, д. Он, однако, подчеркивает большую возможность активного включения христиа­нина в земные дела.

    Несмотря на это, реформаторское движение спо­собствовало ликвидации монополии католической церкви я тем самым открывало путь к дальнейшему развитию общества. Значение реформаторской идеологии состоит не в том, что она обогатила философию познанием общественных процессов, а в том, что она оправды­вала существование наднациональных церквей, что являлось формой выражения политических сил, ориен­тированных в конечном счете против феодализма.

    НАТУРФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА И НОВОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В середине XVI столетия гуманизм платоновской школы в Италии перешел свой зенит, его основное вре­мя ушло. Во второй половине XVI и в начале XVII в. на сцену выходит философия природы. Философия природы — типичное выражение философии Ренессанса. Ее роди­ной была Италия, наиболее знаменитым представите­лем — Джордано Бруно.

    Философия природы обра­щается к неортодоксальным традициям средневекового философского мышления, аверроистским и неоплатонистским пантеистическим направлениям. Характер­ным для философии природы в период Ренессанса яв­ляется прежде всего отвращение к схоластике и схо­ластическому аристотелизму.

    НОВОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ Параллельно с философией природы развивается новое естествознание, реализующее радикальную пе­реоценку старых традиций и предпосылок. Оно прино­сит ряд эпохальных открытий, становится одним из важнейших источников новой философии.

    Новые тенденции в науке получили отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452—1519), Николая Коперника (1473—1543), Иоганна Кеплера (1571 — 1630) и Галилео Галилея (1546—1642).

    ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ К предшественникам итальянской натурфилософии принадлежит немецкий кардинал Николай Кузанский (1401 —1464). Философское решение Кузанским главной пробле­мы — отношения бога и мира — является теоцентрическим, но в то же время содержит элементы и тенденции, отличающиеся от средневекового католического богословия.

    Парацельс (собствен­ное имя — Теофраст Бомбаст из Гогенгейма, 1493— 1541), врач, ученый, «чудотворец», окруженный леген­дами. Всякая реальность имеет свое правило(т. е. актив­ную духовную жизненную силу), в которой содержится ключ к природе, и, кто его познает, тот обретет способ, как воздействовать (магическим образом) на природу и преобразовывать ее.

    Франческо Патрици (1529—1597) Философия природы Патрици отвергалась пред­ставителями схоластической ортодоксии, его книги бы­ли запрещены.

    Джордано Бруно (1548—1600), наибо­лее полно выразил гуманистический стихийно-диалек­тический характер философии и науки Ренессанса.

    Творчество Бруно содержало в себе радикальные элементы средневековых традиций вольномыслия как в их аверроистском, так и в неоплатоновском варианте. Он развивает идеалы итальянского гуманизма в духе флорентийской платоновской Академии.

    32. Русская философия: спор западников и славянофилов.

    РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ - часть мировой философии, обладающая значительным историческим, содержательным и идейным своеобразием. Первые опыты русского философствования восходят к древнекиевской эпохе и связаны с принятием христианства на Руси. Наряду с евангельским вероучением, главным источником и проводником философских идей на русской почве становится патристическая литература и, прежде всего, учения восточных отцов Церкви. Достаточно сложной теоретической и методологической проблемой является определение специфики средневековой Р.Ф., степени ее оригинальности и самостоятельности. По мнению многих исследователей, это был период донациональной философии, "пролог философии". Подлинно же оригинальная национальная Р.Ф. появляется только в 19 в. Одной из значимых причин длительного философского молчания многими специалистами считается тот факт, что Библия пришла на Русь сразу в славянском переводе, что отрезало русскую культуру от античных источников. В результате средневековая Русь развила глубочайшее "умозрение в красках" (Е.Я. Трубецкой), но не выработала такого же уровня мировоззрение в понятиях.

    В истории русской мысли, сыздавна обозначились и борются два течения. Первые – это те, кто остались духовно с народом в его православной церкви. Второе идейное течение усвоило себе рационалистически-атеистическое мировоззрение, господскую веру русской интеллигенции. Это неверие есть действительно вера в научность, в рационализм, в неверие. Основные идеи славянофилов выражались в следующих позициях: критика западной цивилизации как якобы ″безбожной″, низменной, бездушной; православие – духовная основа русской нации, подлинный двигатель исторического процесса; монархия – идеальная форма государственного устройства России, наиболее полно выражающая дух и традиции русского народа; крестьянская община, патриархальная семья – социальная основа общества. Основные идеи западников выражались в следующих позициях: религия и церковь – тормоз общественного прогресса; основная ценность общества – индивид, а государство призвано защищать его права и свободы; признавали либо конституционную монархию, либо социалистические или анархические формы государственного правления; высоко ценили человеческий разум и науку, уважительно относились к правовым нормам общества.

    Выводы: русская философия явилась отражением идейных исканий исторического пути развития России; спор славянофилов и западников разрешилась в пользу последних, Россия пошла по капиталистическому пути развития; на смену славянофилам пришел русский марксизм, основная цель которого разработка теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества; в России марксизм выступал в роли фундамента для социализма.


    Старый спор "латин-ствующих" и "грекофилов" приобретает форму спора "западников" и "славянофилов", задающего парадигму и проблемное поле русской философии 19-20 вв. При этом философско-историческая и социально-философская проблематика одновременно оказывается онтологией, гносеологией, антропологией и этикой, пронизанными религиозным содержанием или по крайней мере (во внешне атеистических направлениях) религиозным пафосом. Такая многоликость категориальных структур и ходов мысли придает особую сложность интерпретации русской философии, изначально ориентированной на примирение и синтез разума, чувства, воли, науки, искусства, религии ("свободная теософия", по B.C. Соловьеву), а также задает ее жанровую специфику, особенно на первых этапах, в форме свободной публицистики либо произведений художественной литературы, не требующих жесткой категориальной и логической проработки проблемы и в то же время открывающих предельно широкие горизонты для философствования. Отсюда то значение в постановке философских проблем, которое имела русская литература (Н.В. Гоголь, Достоевский, Л.Н. Толстой и др.), а также преобладание или значительный вес свободно написанных статей в творчестве Хомякова, Киреевского, Соловьева, Леонтьева и мн. др. Совершенно не случайно в этой связи формирование в конечном счете предельно индивидуального и неповторимого по краткости и глубине стиля философствования Розанова. Особое место в развитии русской философии сыграло славянофильство 1840-1850-х, в рамках которого философия истории, усматривающая в православии основу своеобразия русского исторического процесса, с необходимостью перерастает в религиозную философию. Именно в творчестве Хомякова, Киреевского и др. была четко заявлена потребность русской культуры в создании самобытной национальной философии и определены ее ключевые проблемы, особенности, категориальные структуры, причем в контексте ставшей в дальнейшем традиционной критики "отвлеченных начал" западной рационалистической философии. Структурообразующим принципом философии славянофилов стало учение о целостности духа как фундаментального принципа бытия, познания, этики взаимоотношений между людьми, основы достижения с помощью верующего разума и любовного делания синтетического живого знания, которое и должно лечь в основу как индивидуального мировоззрения, так и общественного строя. Данная установка воплощается в Р. Ф. в понятии соборности как всеобщего метафизического принципа бытия, а также в утверждении примата внутренней свободы по отношению к внешней, что, выражая внутреннюю потребность общества в формировании нового типа личности, одновременно вело у славянофилов к недооценке правового регулирования поведения людей. Более того, слабость правовых форм рассматривалась в качестве преимущества русского общества, отличающего его от западного, которое пошло путем атомизации и "внешней правды". Такая постановка проблемы одновременно становится основой углубления идеи русского мессианства, истоки которого были заложены еще в средневековый период выдвижением идеи "Москва - третий Рим". Следует подчеркнуть, что указанная мыслительная структура, хотя и в иных контекстах, была характерна и для "западничества" в различных его тенденциях, что во многом было инициировано Герценом, когда, оказавшись в эмиграции, он горько разочаровался в Западе с его "мещанством" и начал поиск в направлении такой философии, которая соединяла бы западные преимущества с русским своеобразием. Идеи Герцена выступили философско-мировоззренческой основой русского народничества. Вторая половина 19 в. стала временем профессионализации философского творчества и формирования оригинальных философских систем. Во внешнем плане это был период выдвижения на передний план позитивизма и материализма (нашедшего завершение в русском марксизме). Хотя эти тенденции сыграли значительную инициирующую роль (прежде всего "субъективный метод" в социальном познании Лаврова и Михайловского и претендующая на научность марксистская социальная теория) в активизации философских дискуссий, ибо требовалось дать серьезный ответ на их теоретические и практические установки, однако значимой философской новизной и оригинальностью они в целом не обладали. Действительно оригинальная и плодотворная линия философии складывается в рамках критически наследующей ранним славянофилам, внутренне дифференцированной, но вырастающей на общей фундаментальной православной основе, линии религиозной философии (B.C. Соловьев, Леонтьев, Страхов, Лопатин, Чичерин, С.Н. Трубецкой, Е.Н. Трубецкой). Фундаментальной парадигмой философствования становится сформулированная Соловьевым метафизика всеединства, полагающая в основание философии не абсолютные идеи и иные абстрактные сущности, а конкретно сущее и представляющая собой принципиально неисчерпаемый объект для философской рефлексии. При этом основной идеей Соловьева становится идея богочеловечества, что ведет к пониманию христианства не только как данности, но и как задания, обращенного к человеческой свободе и активности, направленных на соединение в теургическом процессе (богодействии) двух природ, божеской и человеческой. Система Соловьева оказывается рубежной в истории русской философии, как бы "эталоном" для всех последующих русских мыслителей, даже если сами идеи Соловьева ими и не принимались. Одновременно важнейшие "задания" философии поставили антропологические открытия Достоевского. Новый этап в развитии русской философии начинается на рубеже 19-20 вв. Преодолев через кантианство искус позитивизма и марксизма, наиболее мыслящая часть русской интеллигенции поворачивает к "идеализму", первоначально этическому, а затем и религиозно-метафизическому (Струве, Булгаков, Бердяев, Франк и др.). Значительную роль в русском религиозно-философском ренессансе начала 20 в. сыграли проблемы, поставленные "антихристианством" Ницше, ибо требовалась углубленная проработка их на почве христианства. Начинается особенно острое осмысление тем Достоевского, в чем инициирующую роль сыграло творчество Мережковского и Розанова. Ценность личности и личной судьбы была противопоставлена господствовавшей весь 19 в. ценности социальности, что вовсе не означало отрешения от социально-философской проблематики. Усиливается профессионализация философии, в чем значительную роль сыграли философы, группировавшиеся вокруг журнала "Логос". К 1920-м Р.Ф. достигает стадии расцвета и начинает приобретать строго рефлексивные формы, фактически формулируя все ведущие программы мировой философии 20 в., не теряя при этом, в отличие от аналогичных или близких направлений западной мысли, глубин феноменолого-герменевтической проработки христианства, опознаваемого в качестве адекватного фундамента гуманистического мировоззрения современности. Вполне обоснован в этой связи вывод, что Р.Ф. стала побудительным фактором движения бурно модернизирующегося российского общества к реформации на православной почве, сорванной национальной катастрофой 1917. В результате внутри страны развитие свободной и оригинальной философии было грубо пресечено. В эмиграции расцветает творчество многих русских мыслителей (Бердяев, Шестов, Ильин и др.), однако не имея национальной почвы для своевременного и адекватного отклика на высказываемые идеи эмигрантская философия фактически завершает свое существование с уходом из жизни в 1940-1950-е основных ее представителей. В качестве наиболее существенной черты Р.Ф. обычно рассматривают ее принципиальный онтологизм, ибо, по мнению большинства русских мыслителей, в том числе и нерелигиозной (например, "диаматовской") ориентации, обычная, характерная для западной философии, субъект-объектная установка не проникает во внутреннюю реальность предмета. Цель же состоит в "бытийственном", целостном вхождении познающего человека в существующее, чем достигается подлинное его познание. Истинное метафизическое бытие, а в конечном счете, бытие Бога - изначально открыто человеку, т.е. сознание не только достигает бытия
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта