Главная страница
Навигация по странице:

  • Демокрит

  • 11. Античная ФИЛОСОФИЯ: Софисты, сократ(!)_

  • Сократ

  • 12. Обьективный идеализм ПЛАТОНА(!) Платон (427—347 до н.э.) По социальному происхождению принадлежал к афинской рабовладельческой аристо­кратии. В Афинах П.

  • 13. Учение ПЛАТОНА о государстве(!)

  • 14. Античная философия:АРИСТОТЕЛЬ(!)

  • 15. Фил-я сред-х веков: разум и вера, фил-я и теология.

  • Квинт Септимий Тертуллиан

  • 16. Философия средних веков: фома аквинский(!)

  • 17. философия эпохи возраждения:Данте, Петрарка

  • 18. Возрождение и политика

  • Томаса Мора

  • 19. Философия эпохи возрождения: Николай Кузанский

  • 20. Научная революция и особенности философии Нового времени: Эмпиризм и рационализм(!)

  • Декарт

  • Всё-кратко. 1. филя, её предмет, фуни и роль в общ


    Скачать 402 Kb.
    Название1. филя, её предмет, фуни и роль в общ
    АнкорВсё-кратко.doc
    Дата25.04.2017
    Размер402 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВсё-кратко.doc
    ТипДокументы
    #4840
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    10. Античная философия. Левкиип, Демокрит(!)


    Левкипп (ок. 500—440) родился в Милете. Выдвинул основные принципы атомистиче­ской философии. Он «признавал бесчисленные, постоянно движущиеся элементы — атомы, имеющие бесконечное множество форм, т.к. видел в вещах постоянное возникновение и изменение». Он учил, что «сущее не более чем не-сущее и что оба они явля­ются равной причиной возникновения вещей. Полагая суть атомов плотной и полной, он учил, что они есть сущее, движущееся в пустоте; пустоту называл не­сущим, утверждая, что она является не меньшим, чем сущее». Единственное, что существует—атомы и пустота. Атомы характеризуются (и у Левкиппа, и у Демокри­та) величиной, формой, порядком и положением.

    Л. (возможно, первым в античной философии) допускает существование пустоты. Атомы, согласно его взглядам, движутся в пустоте. Допущением существования пустоты решается проблема, которая предшествующей фило­софии доставляла значительные трудности,— проб­лема движения. Существование пустоты делает воз­можным движение атомов.

    Так, например, большинство фраг­ментов начинается словами: «Левкипп и Демокрит говорят...» Поэтому во многих случаях весьма сложно различить мысли Л. и Д..

    Демокрит (ок. 460—370 до н.э.) ученик Левкиппа. Д., полностью разделяет учение Лев­киппа об атомах и пустоте, (термин атомос - неделимый). К характеристикам атомов Д. добавляет еще величину, которая была у Лепкиппа допустима как различие форм атомов, и тяжёсть. Атомы, по Д., суть бесконечны, только если речь идет об их величине и числе. Материя, по Д, бесконечна.

    «Демокрит говорил, что миры неисчислимы и что они отличаются размерами. В не­которых из них нет солнца и луны, в некоторых они больше, чем у нас. Расстояния между мирами не одинаковы, где-то миров больше, где-то меньше, не­которые растут, другие пребывают в расцвете, а иные гибнут».

    Д. он их (атомы) на­зывает, т. е. неделимые, из-за плотности тела движутся в бесконечной пустоте, в которой нет ничего ни ввер­ху, ни внизу, ни посредине, ни внутри, ни вне. При этом они сталкиваются друг с другом, благодаря этому они соединяются. Движение, т.о., присуще атомам и пере­дается столкновением, и движение в этом понимании является основным источником развития.

    У Д. (как и у других атомистов) речь идет о движении чисто механическом. В его системе нет места для объективного существования «случайности». У Демокрита, как говорит Диоген Лаэртский, «все возникает по необходимости: причина всякого возникновения -вихрь». Л. и Д. придавали чувственному познанию основную и незаменимую роль, видя в нем предпосылку всякого дальнейшего позна­ния. «Л., Д. учат, что чувства и мышление возникают из образов, приходящих извне».

    «Д. учит, что душа — это огненное соединение постигаемых разумом частиц, имеющих шаровидную форму и огненную силу и являющихся также телом». Душа, т.о., явл-ся совокупностью наилегчайших ато­мов, имеющих идеальную, т. е. шаровидную, форму.
    11. Античная ФИЛОСОФИЯ: Софисты, сократ(!)_

    Вершина развития античной греческой философии от второй поло­вины V до конца IV в. до н. э. Потребности в образовании удовлетворялись деятельностью про­фессиональных учителей. Сократ: уча мудрости, они сами должны быть мудрыми. Софисты (софос — мудрый).

    СОФИСТЫ. Цель: обучить учеников использовать приобре­тенные знания в дискуссиях и полемике. Упор делали на риторику.

    Горгий, ученик Эмпедокла. Виднейший сторонник релятивизма среди софистов. Последовательно приводит три тезиса. 1: ничего не существует; 2: если что-то и существует, его нельзя познать; 3: если это и можно познать, то нельзя его передать и объяснить другому. Речь считал наилучшим и совершеннейшим инструментом человека.

    Протагор. Отстаивал сенсуализм. Говорил: человек воспринимает мир таким, каков он есть. Большинство мыслей Протагора (как и Горгия) относится прямо к человеку, его жизни, к практической и познавательной деятельности. Софисты, переносят центр внимания из области природы на человека. Уделяют большое внимание языку как средству передачи «мнений» и «знания». Первым определил род имен сущест­вительных, разделил «речь на четыре вида: просьбу, вопрос, ответ и предписание... и назвал их корнями речи».

    Продик (младшей софистики) пытался объяснить возникновение религии. Он утверждал, что «солнце, луну, реки, источники и вообще все, что полезно нашей жизни, предки считали божествами, как египтяне — Нил».

    Определенная демократическая ориентация представителей софистики вызвала резкое выступление против них ряда мыслителей, стоящих на стороне аристократии. Эту позицию занял — Сократ.

    Сократ (469—399 до и. э.) сын каменотеса и повитухи. Если софисты перено­сят направленность философских интересов из области познания природы на человека, то С. идет в этом направлении еще дальше. С. отвергает всю натур­философию, как «для человека излишнюю». В центр своих философских интересов он ставит проблему субъекта—человека.

    Когда к власти в Афинах приходит демократическая партия, С. предстал перед судом по обвинению в том, что «не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества и повинен в том, что развращает юношество». Критиковал выбор чиновников путем жеребьевки. Присужден к смертной казни и добровольно принял вынесенный приговор и впил чашу цикуты.

    С. никогда не считал себя «мудрым» (софос), но лишь философом, «любящим мудрость» (философия). Одно из извест­нейших его изречений — «знаю, что ничего не знаю» — является, объяснением необходимости познания самого себя.

    В беседах и дискуссиях С. обращал основное внимание на познание сути добродетели (сдер­жанность, мужество, справедливость).

    Называет осн-е гос-е формы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия. Правильной и нравственной считает аристократию. Главной целью метода Сократа была индукция.
    12. Обьективный идеализм ПЛАТОНА(!)

    Платон (427—347 до н.э.) По социальному происхождению принадлежал к афинской рабовладельческой аристо­кратии. В Афинах П. интенсивно работает в области философии. Диоген Лаэртский даже считает, что учение П. является синтезом учений Гераклита, Пифагора и Сократа.

    Постепенно изменяются содержание и способ философствования П. Он отходит от собственно сократического «этического идеализма» и закладывает основы объективного идеализма.

    Объективно-идеалистическая концепция П. весьма тесно связана с острой критикой «линии Демо­крита», т. е. всех материалистических воззрений и мыслей, которые встречались в античной философии. П. дает цельное пози­тивное изложение своей системы.

    Большое внимание уделяет вопросам метода познания идеи. Он использует для его определения термин «диалектика» и приравнивает этот метод к трению дерева о дерево, которое в кон­це концов приводит к возникновению искры позна­ния. В его понимании, Сократ добровольно выбирает смерть, ибо он убежден в нематериальности и в неуничтожимости (т. е. вечности) души.

    Идеа­лизм до П. проявлялся лишь «в намеках» и во многом имел интуитивный характер. П же создает рациональную идеалистическую систему с рационально обоснованными принципами.

    Основной вопрос философии он решает одно­значно — идеалистически. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными.

    Отношение идеи (бытия) и реальных вещей (кажу­щегося бытия) явл-ся важной частью фил-го учения П. Он говорит, что идеи присутствуют в вещах.

    Много внимания Платон уделяет, в частности, вопросу «иерархизации идей». Её представляет как упорядоченную систему объективного идеализма. Выше всего стоит, по Пла­тону, идея красоты и добра.

    Душа бестелесна, бессмертна, она не возникает одновре­менно с телом, но существует извечно. Тело одно­значно подчиняется ей. Состоит из трех частей. Высшей частью является разум, затем идут воля и благородные желания и самая низшая часть—влечения и чувственность.

    Он отвергает учение о материальной сущности мира. Космос «только один», он не вечен, ибо был сотворен. Он конечен и имеет шаровидную форму. Центром космоса является Земля. Небесные тела - одушевленные существа, боги.

    Искусство считал его лишь подражанием материальному миру, т. е. неподлинному бытию. Искусство для него лишь подражание подра­жанию. Оно должно служить укреплению могуще­ства государства и развитию религии.

    13. Учение ПЛАТОНА о государстве(!)

    Платон (427—347 до н.э.) - сын афинского гражданина. По своему социальному происхождению принадлежал к афинской рабовладельческой аристо­кратии.

    Во время странствий познако­мился с пифагорейской философией, которая повлияла на него во многих отношениях. Диоген Лаэртский считает, что учение Платона является синтезом учений Гераклита, Пифагора и Сократа. Основывает собственную философскую школу — Академию, которая становится центром античного идеализма.

    Вопросам упорядочения общества Платон посвя­щает два обширных произведения: «Закон», приходящийся на центральный период его творчества, и «Законы».

    Государство, по Платону, возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетво­рение своих главных потребностей. Он строит теорию идеального государства, которое являлось бы логическим следствием его системы объективного идеализма. Идеальное государство возникает как общество трех социальных групп. Этими группами являются правители — философы, стратеги — воины, и производители — земледельцы и ремеслен­ники. Эти три сословия соответствуют в принципе трем частям души. У философов преобладает разумная часть души, у воинов определяющей частью души является воля и благородная страсть, у ремесленников и земледельцев преобладают чувственность и влече­ния. Трем основным сословиям соответствуют также три из четырех основных добродетелей. Мудрость является добродетелью правителей и философов, храбрость — добродетель воинов, а умеренность — добродетель народа. Четвертая добродетель — справедливость — не относится к отдельным сословиям, но является «надсословной», некоей «державной» добродетелью.

    С позиций своего идеального государства Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы: приемлемые государственные формы и регрессивные — упадочные. Первое место в группе занимает Платоново идеальное государство. Из существующих государственных форм ближе к нему стоит аристократия, а именно аристократиче­ская республика (а не монархия).

    К упадочным, нисходящим государственным фор­мам он относит тимократию, которая стоит к ним ближе всего. Это власть нескольких личностей, основанная на военной силе, т. е. на добродетелях средней части души. Существенно ниже тимократии стоит олигар­хия. Главным пред­метом раздражения Платона являются демократия, в которой он видит власть толпы, и тирания.

    Система воспитания Платона направлена на воспитание стражей и правителей. Важ­ное место в ней занимает гимнастика — телесное воспитание. Следующим элементом воспитания явля­ется обучение чтению, письму. Вся система завер­шается изучением арифметики, геометрии, астроно­мии и теории музыки. Те же, кто предопределен к тому, чтобы стать правителями, должны изучать также философию, и в частности «диалектику».

    Искусство Платон оценивает весьма низко. Он считал его подражание подра­жанию. Искусство должно служить укреплению могуще­ства государства и развитию религии.

    14. Античная философия:АРИСТОТЕЛЬ(!)

    Аристотель родился в 384 г. до н. э. в г. Стагире (Македония). Большое внимание он уделяет наиболее существенным вопросам философии, ядром которой он считает онтологию — науку о сущем.

    Основой всякого бытия Аристотель считает первую материю. Эта первичная материя, однако, не определена (принципиально неопределима) ни одной из категорий, которыми мы определяем ре­альные (конкретные) состояния сущего.

    Наипростейшей определенностью первой кате­гории являются четыре элемента — огонь, воздух, вода и земля. Допускает и возможность замены одного эле­мента другим.

    Об онтологических воззрениях Аристотеля многое говорит и его понимание движения. Дви­жение тесно связывается с конкретными формами бытия. Подчеркивается, что «движения помимо вещей не существует». Можно найти также и высказыва­ния, подтверждающие, что Аристотель считал движе­ние вечным, ибо оно «всегда было и во всякое время будет».

    Несколько противоречивы взгляды Аристотеля, ка­сающиеся источника движения. Если Аристотель пола­гает, что, с одной стороны, движение присуще самим вещам и является самодвижением (например, в «Фи­зике»), то, с другой стороны, возможно объяснение источника движения при помощи неподвижного пер­вого двигателя (например, в «Метафизике»). Этот первый двигатель (бог) служит внешней причиной всякого движения, ему же движение не сообщается ниоткуда.

    В «Категориях» Аристотель различает шесть видов движения: «возникновение, гибель, увеличение, умень­шение, перемену и изменение места».

    Аристотель придерживается той точки зрения, что душа присуща всем объектам, принадлежащим к живой природе, т. е. растениям, животным и человеку. «деятельность души обуслов­лена состоянием тела», «душа не существует без мате­рии», что подтверждает определенную материалисти­ческую тенденцию.

    Душа, по Аристотелю, имеет три различных уровня: вегетативный — душа растений, чувственный, преобладающий в душах животных, и разумный, присущий лишь человеку.

    Логику он понимал как орудие познания, точнее, научного позна­ния. Зало­жил теоретические основы логики как науки.

    Космос, по Аристотелю, так же как и Земля, которая является его центром, имеет форму шара.

    Понятия «государство» и «общество» Аристотель по сути отождествлял. Сущность государства он ви­дит в политическом сообществе людей, которые соеди­нились для достижения определенного блага. Арис­тотель различает три хорошие и три дурные формы государства. Хорошими считает мо­нархию, аристократию и политею. Плохими — тиранию (деформация монархии), олигархию (деформация аристократии) и демократию (деформа­ция политеи). Идеальным считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовла­дельцев.

    15. Фил-я сред-х веков: разум и вера, фил-я и теология.

    Христианство было вынуждено с самого начала противостоять враждебному окружению. Самым распространенным и наиболее опасным для христианства течением был гностицизм, наибольший расцвет которого приходится на середину II в. Особой чертой, присущей всем направлениям гно­стицизма, является дуалистическое объяснение мира. Согласно воззрениям гностиков, борьба света и тьмы, добра и зла имеет универсальное, кос­мическое значение.

    Квинт Септимий Тертуллиан (ок. 160—230) активно поддерживал тезис о несо­единимости философии и религиозной веры. Выступал против соединения фило­софии и христианства, утверждал, что между верой и разумом нет никаких точек соприкосновения. Прин­цип Тертуллиана «верю потому, что нелепо» пол­ностью выражает содержание и смысл его учения, в котором истинность веры является совершенно иной, чем истинность разума, чем истинность матери­ального мира. Философии он противопоставлял ре­лигию, языческой науке — христианскую веру, против разума он ставил божественное откровение. Философ­ский разум ведет лишь к ереси.

    Аврелий Августин (354—430). Философия Августина возникает как симбиоз христианских и древних доктрин. Из принципа, что бог первичен, вытекает и его положение о превосходстве души над телом, воли и чувств над разумом. Философия Августина таким образом открывает простор для теологии. Душа близка богу и бессмертна. Истину в боге не может познать разум, но вера. Вера же скорее относится к воле, чем к разуму. Подчеркивая роль чувств или сердца, Августин утверждал единство веры и познания. Вера и разум взаимно дополняют друг друга. Вклад Августина - попытался обосновать первенство веры над разумом и философски.

    Главным смыслом ареопагитики был метод позна­ния бога, одним из путей — позитивная теология, основанная на аналогии между миром реальных предметов, в частности человеческими существами, и богом как их единственным и высочайшим творцом. так называемая негативная теология — исходит из того, что нельзя все бесчисленные свойства приписывать божественному существу, богу не прили­чествуют, например, гнев или опьянение. Политическому и социальному единству должно было способствовать и единство религии и философии. Достижение этого единства было облегчено и общим языком — латынью; наука и философия интернациона­лизировались. Задачей философии было не исследование действительности, а поиски рациональных путей истинности доказательства всего того, что провозглашала вера. Отсюда и название — схоластика. Единственный предмет изучения теологии — божественное естество — являлся также и предметом философского изучения. Речь идет не о нахождении истины, которая уже дана в откровении, а о том, чтобы изложить и доказать эту истину по­средством разума, т. е. философии. Главным пред­назначением схоластической философии было непо­средственное слияние с теологией.
    16. Философия средних веков: фома аквинский(!)

    Фома Аквинский родился примерно в 1225 г. Главными трудами его считаются «Сумма теоло­гии» и «Сумма против язычников». В «Сумме теологии» (т. е. совокупности теологических учений) разрабатывается католическая догматика. Она становится основным произведением всей схоластической теологии.

    Области науки и веры у Аквинского совершенно ясно определены. Задачи науки сводятся к объясне­нию закономерностей мира. Познание должно быть направ­лено прежде всего на объект, но ни в коем случае не внутрь, на субъективные формы мышления. Христианская истина стоит выше разума, но она не противоречит разуму. Истина может быть лишь одна, ибо происходит от бога. Мир он представлял как систему, порядок, соглас­но которому все разделено на несколько иерархически обусловленных ступеней. Аквинский соединяет метафизику Аристотеля с платоновскими представлениями, это проявляется в понятиях эссенции и экзистенции (сущности и сущест­вования). Всякое сущее, как единичное, так и боже­ственный абсолют, состоит из сущности и существования. Сущность всякой вещи есть то, что выражено в определении, которое содержит родовое, а не индивидуальное. У бога сущность тождественна с существованием. Бог является простым бытием, сущим; со­творенная вещь, существо являются бытием сложным. Материальные вещи представляют собой синтез неопределенной, пассивной материи и активной формы.

    Бытие бога может быть доказано, согласно Аквинату, разумом. «Сумма тео­логии» содержит пять доказательств, которые взаимо­связаны друг с другом.

    Первое основано на том, что все, что движется, движимо чем-то другим. Другое доказательство исходит из сущности дей­ствующей причины. Третье доказательство вытекает из взаимоотноше­ния случайного и необходимого (первая необходимость — бог). Четвертым: степени ка­честв, следующие друг за другом, должна существовать наивыс­шая степень совершенства, и ею является бог. Пятое доказательство — телеологическое.

    Душа является формирующим прин­ципом. Человеческая душа бестелесна, она есть чистая форма без материи, духовная, независимая от материи суб­станция. Этим обусловливаются ее неуничтожимость и бессмертие. Таким образом, человеческую жажду бессмертия Аквинат считает доказательством бессмер­тия душевной субстанции. Он различает вегетативную душу, присущую растениям (обмен ве­ществ и размножение), ее он отличает от сенситивной, которую имеют животные. У человека к этому всему прибавляется интеллектуаль­ная способность — разум. Человек имеет разумную душу, которая выполняет функции и двух низших душ. Интеллект возвышается над волей.

    Предпосылкой нравственного поведения Акви­нат считает свободу воли. Добродетели: мудрость, отвагу, умеренность и справедливость, добавляет еще три христианские: веру, надежду и любовь. Смысл жизни Аквинат видит в счастье, которое понимал как познание и созерцание бога. Как и греки, он помещает человека прежде всего в общество и государство. Лучшая форма государства — монархия. Задача монарха — вести граждан к добродетель­ной жизни.

    ФОМА АКВИНСКИЙ Цель учения-показать что вера и разум не только отличаются но вместе в тем единство гармонически согласуются между собой.Бог-духовен.Док-во его сущ-ния-каждое явление имеет свою причину.Мир-это система в которой всё разделено на несколько ступеней.Высшая ступень-мир людей.Высшая власть на земле-Папа Римский.Сословные различия вечны.

    17. философия эпохи возраждения:Данте, Петрарка, Леонардо да Винчи(!)

    Данте Алигьери (1265—1321). Свое гуманистическое мировоззрение Данте изло­жил прежде всего в бессмертной «Комедии», затем в трактатах «Пир» и «Монархия». Его литературное и идейное творчество составляют единство. Христиан­скую догматику Данте принимает как неизменную истину. Бога нельзя противопоставлять творческим силам че­ловека. Человек детерминирован двояким способом: с одной стороны, богом, с другой — природой. Гуманизм Данте антиаскетичен, он полон веры в силы человека. Знаком­ство с учением Аверроэса о возможностях и об актив­ности разума приводит Данте к пониманию того, что задачей человечества является реализация возможно­стей разума, прежде всего теоретического, воплоще­ние их в практической деятельности. Политический, антицерковный смысл своей позиции он разрабатывает в «Монархии». Церковь должна заниматься вопросами «вечности», земные же дела являются уделом людей, которые стремятся к созданию общественного устрой­ства, помогающего реализации человеческого сущест­вования, основанного на счастье, блаженстве, всеоб­щем и прочном мире. Все человеческое (и политика) должно быть подчинено человеческому разуму.

    Франческо Петрарка (1304—1374) его называют «отцом гуманизма». К античной культуре и образованию он подходил исторически, не усматривал в них лишь прошедший зо­лотой век и потерянный рай, но старался наследие античности наиболее точно и понятно донести до современников. Данте еще принимал «вечность» в понимании схо­ластов, Петрарка же ее полностью отвергает. Он отвергал культ авторитета, однако при этом не от­вергал Аристотеля. Выражает идею независимо­сти своего мышления от схоластической университет­ской учености.

    Христианство он принимает, но лишь в его несхо­ластической интерпретации. Интересовали Петрарку прежде всего внутренние, этические проблемы человека, что является признаком индивидуализма эпохи Ренессанса.

    Леонардо да Винчи. (1452—1519). от него осталось огромное количество научных заметок и технических проектов. В своих записках Леонардо очень точно изложил основы метода нового естествознания - опыт и математический анализ. Он считал, что нет никакой достоверности в тех областях знания, где нельзя приложить ни одной из математических наук, или в том, что не имеет связи с математикой. Он одним из первых начал борьбу со схоластическим методом.

    Сформулировать принцип распространения звуковых и водяных волн и явление резонанса. Изучал движения тел, продолжающиеся и после действия толкающей силы. Отсюда он делает следующий шаг в понимании природы движения и фиксирует в природе наличие инерции, называя ее «сохранением природы насилия».

    Это не только гениальный художник, но и ученый-энциклопедист, универсальный и загадочный мыслитель, замечательный философ, сумевший острием своей мысли проникнуть через многие века. Шифрованные записи Леонардо не вошли своевременно в жизнь науки, и его богатое, научное наследие не смогло послужить делу научно-технического прогресса.
    18. Возрождение и политика: Макиавелли, Мор, Кампанелла
    Поворот Ренессанса к человеку и его культуре, освободившейся от диктата теологии, был заметен и в области социальных и политических теорий. Новые концепции государства и права исходили из других предпосылок, чем в средние века. Потреб­ность в сильном государстве, лучше всего выразил в своей политиче­ской теории Никколо Макиавелли (1469—1527).
    Центральное место в философии Макиавелли за­нимает идея постоянного коловращения как резуль­тата влияния «фортуны» (судьбы, счастья), пред­ставляющего необходимый естественный ход вещей, имеющего «божественный» характер. Необходимость он понимает не фаталистически — люди могут исполь­зовать «фортуну» и достичь успеха; это зависит от того, как они ее приспособят и как смогут ей противо­стоять. Отделяет политику от теологических и религиозных представлений. Политику определя­ют не бог или мораль, но сама практика, естественные законы жизни и человеческая психология. Близко подходит к пониманию роли материаль­ных и классовых интересов в развитии общества, считает политику в конечном счете продуктом свобод­ной человеческой воли, личных желаний, особенно­стей характера. В сущности он выводит политику из психологии.

    Утопические учения XVI в. связаны прежде всего с трудами английского гуманиста Томаса Мора, итальянского монаха Томмазо Кампанеллы.

    Мор (1479—1555) он рассуждает о социальных и политических проблемах эпохи. Он считал, что причины коренятся в частной собственности. Идеалом, который он конкретно демонст­рирует на примере отношений на острове Утопия, были общественная собственность, высокоорганизованное производство, целесообразное руководство, гарантирующее справедливое и равное распределе­ние общественного богатства. Все люди должны иметь право и обязаны работать и т. д. Был одним из основателей утопиче­ского социализма. Его учение входит в историю мышления как «утопическое».

    Томмазо Кампанелла (1568—1639) Он отстаивает единство церковной и светской власти, отвергает протестант­скую Реформацию, провозглашает идею власти папы над всеми христианами. Он выражает мысль о необходимости больших общественных преобразований, направленных на реа­лизацию царства божьего на земле, призывает к ликвидации част­ной собственности и эксплуатации. Убежден в возможности реализации этого переворота силой массового восстания. После поражения заговора он бежал, был схвачен и осужден на пожизненное заключение. Государственное устройство "Солнечного города" представляет собой идеализированную теократиче­скую систему, во главе которой стоит жрец, первый духовник, Метафизик, отмеченный солнечным симво­лом. Его помощники — Власть, Мудрость и Любовь.

    Утопическая теория Кампанёллы в отличие от уче­ния Мора не является продуктом социального анализа противоречий эпохи, содержит ряд противоречий. Предсказывает огромную роль науки, говорит об образовании народа, о ликви­дации войн, частной собственности, о справедливом и разумном управлении.

    Мор и Кампанелла принадлежат к прогрессив­ным мыслителям, их социалистические утопии пред­ставляют собой идейно целое и плодотворное течение социально-политических концепций Ренессанса.

    19. Философия эпохи возрождения: Николай Кузанский

    Николай Кузанский (1401 — 1464). Его филосо­фия природы и космологические воззрения не выходи­ли за пределы религии. Философское решение Кузанским главной пробле­мы — отношения бога и мира — является теоцентрическим. Он исходит из концепции, означающей, что познание вещей возможно при помощи чувств, разума и интеллекта, однако зна­ние о конечных вещах всегда выходит за свои пределы. Основой познания должна быть противоположность обыденного, конеч­ного постоянно преодолеваемому знанию, Безусловное знание мы можем постичь лишь символически. Если бог бесконечен, то в нем сливаются все противоположности и никакие рациональные усилия философии не могут выяснить его сущность. Человек — это также «бог», но не в абсолютном смысле. Он является не только частью целого, но и новым целым целого, индивидуальностью.

    Космология Кузанского прямо связана с его онто­логией. В ней он предугадывает гелиоцентрическое понимание мира. Мир — не изолированный шар в зоне абсолюта, но он (мир) бесконечен и является беско­нечным шаром. Кузанский здесь развивает идею о ре­лятивности движения. Кузанский оказал огромное влияние на дальнейшее развитие философии. Наследие его диалектического мышления было воспринято Д. Бруно, Я. Бёме и пере­шло в немецкую идеалистическую философию XVIII и XIX вв. Из его пантеизма исходит Б. Спиноза, космо­логические идеи развивает Р. Декарт.

    20. Научная революция и особенности философии Нового времени: Эмпиризм и рационализм(!)

    В последней трети XVI— начале XVII века происходит буржу­азная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в раз­витии капиталистических отношений в протестантских странах. С середины XVII века буржуазная революция развертывается в Англии. Эти ранние буржуазные револю­ции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду.

    Развитие нового буржуазного — общества порождает изме­нения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Развитие науки нового времени, социальные преобра­зования, вызвали к жизни новую ориентацию философии. Если в средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку.

    Продолжается полемика между двумя направле­ниями в философии: номиналистическим, опирающимся на опыт, и рационалистическим, выдвигающим в качестве наиболее досто­верного познание с помощью разума. Эти два направления в XVII веке предстают как эмпиризм и рационализм

    Родоначальником эмпиризма был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626). Считая задачей философии создание нового метода научного познания. Цель научного знания в принесении пользы человеческому роду; в отличие от тех, кто видел в науке самоцель, Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и прак­тике и только в этом находит свое оправдание. Общая задача всех наук — увеличение власти человека над природой. Бэкону принад­лежит знаменитый афоризм: «Знание – сила».

    Стремясь дать строгое обоснование нового естествознания, Декарт поднимает вопрос о природе человеческого познания во­обще. Подчеркивает значение рациональ­ного начала в познании, поскольку лишь с помощью разума человек в состоянии получить достоверное и необходимое знание. Если к Бэкону восходит традиция европейского эмпиризма, апел­лирующая к опыту, то Декарт стоит у истоков рационалистиче­ской традиции нового времени.

    Есть, однако, характерная особенность, одинаково присущая как эмпиризму, так и рационализму. Хотя в центре внимания новой философии стоят проблемы теории познания, однако боль­шинство мыслителей полагают, что человеческий разум в состоя­нии познать бытие, что наука и соответственно философия, по­скольку она является научной, раскрывает действительное строе­ние мира, закономерности природы.

    Правда, достигнуть такого истинного, объективного знания человеку, по мнению философов XVII века, не так-то легко: человек подвержен заблуждениям. Поэтому достигнуть ис­тинного знания невозможно, если не найти средств для устранения субъективных помех, которые Ф. Бэкон называл «идола­ми». Идолы пещеры, Призраки театра, идолы площади, идолы рода,(самые опасные) .

    Противопоставление субъекта объекту характерно не только для рационализма, но и для эмпиризма, благодаря этому противопоставлению гносеология, то ость учение о знании, выдвигается на первый план в XVII веке.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта