Главная страница
Навигация по странице:

  • 37. Философия Р. Декарт

  • 38. Философия Дж. Локка - сенсуализм

  • 39. Гоббс – учение о материи, теория политического абсолютизма

  • 40. Философия Лейбница – монадология

  • 41. Философия Спинозы

  • Всё-кратко. 1. филя, её предмет, фуни и роль в общ


    Скачать 402 Kb.
    Название1. филя, её предмет, фуни и роль в общ
    АнкорВсё-кратко.doc
    Дата25.04.2017
    Размер402 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВсё-кратко.doc
    ТипДокументы
    #4840
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) «Новая Атлан­тида» — утопия, спроецированная в будущее, «Ис­тория Генриха VII» является идеализацией прошлого. Бэкон отвергает философию как созерцание и представляет ее как науку о реальном мире, основан­ную на опытном познании. Основное внимание Бэкон уделял проблематике науки, знания и познания. В мире науки он видел основное средство решения социальных проблем и про­тиворечий тогдашнего общества. Смысл, призвание и задачи науки Бэкон характери­зует весьма четко во введении к «Великому Восста­новлению Наук»: «И наконец, я хотел бы призвать всех людей к тому, чтобы они помнили истинные цели науки, чтобы они не занимались ею ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь».

    Материализм Бэкона отмечен, определенным компромиссом, проявляющимся в тео­рии принятия двух истин, а также и в его взглядах на «двойственную» душу человека. Общая тенденция философского мышления Бэкона является однозначно материалисти­ческой. Однако материализм Бэкона ограничен исторически и гносеологически. Творчество Бэкона характери­зуется определенным подходом к методу человеческого познания и мышления. Эмпирия — опыт, опирающийся на экс­перимент - является для него исходным пунктом нового научного метода.

    Предполагает раскрытие причин, которые вели к тому, что человеческое познание было и есть неадекватно по отношению к практическим потребностям. Значительным препятствием в развитии действительного познания служат предрассудки, вжившиеся. Бэкон называет эти представления идолами. Бэкон вводит четыре основных типа идолов. Алле­горически он называет их идолами рода, пещеры, рынка, театра. Идолов рода и пещеры он считает «врожденными», опирающимися на естественные свойства разума, тогда как идолы рынка и театра приобре­таются в ходе индивидуального развития.

    Он подчеркивает большое значение математики при исследовании природы. «Исследование природы проис­ходит лучше всего тогда, когда физика завершается математикой».

    Собственный метод Бэкона опирается на его кон­цепцию новой индукции, которая выступает средством, в частности, для познания формы. Познание форм образует, собственно, предмет метафизики (филосо­фии), тогда как исследование движущей и матери­альной причины, так же как скрытого процесса и скрытой структуры, образует предмет физики.

    Значение философии Бэко­на не определяется его социальными воззрениями, которые, несмотря на относительную прогрессивность, не переступают рамок эпохи; оно состоит прежде всего в критике спекулятивного созерцательного подхода к миру, характерного для поздней средневековой фило­софии. Этим Бэкон существенно способствовал форми­рованию философского мышления Нового времени.

    Бэкон был первым из целого ряда интересующихся наукой философов, который подчеркивал важность индукции в противоположность дедукции. Как и большинство его последователей, он попытался найти некий лучший вид индукции, чем то, что называется "индукция через простое перечисление". Индукция через простое перечисление может быть проиллюстрирована такой притчей. Жил однажды чиновник по переписи, который должен был переписать фамилии всех домовладельцев в каком-то уэльсском селе. Первый, которого он спросил, назвался Уильямом Уильямсом, то же было со вторым, третьим, четвертым... Наконец он сказал себе: "Это утомительно, очевидно, все они Уильямы Уильямсы. Так я и запишу их всех и буду свободен". Но он ошибся, так как все же был один человек по имени Джон Джонс. Это показывает, что мы можем прийти к неправильным выводам, если слишком безоговорочно поверим в индукцию через простое перечисление.

    Бэкон верил, что он имеет метод, при помощи которого индукция сможет сделать нечто большее, чем это. Он, например, хотел раскрыть природу теплоты, которая, как он предполагал, (и это правильно) состоит из быстрых и беспорядочных движений мельчайших частиц тел. Его метод должен был привести к созданию таблиц горячих тел, холодных тел и тел различной степени тепла. Он надеялся, что эти таблицы покажут, что некоторые качества всегда присущи только горячим телам и отсутствуют в холодных, а в телах с различной степенью тепла они присутствуют в различной степени. Применяя этот метод, он надеялся установить общие законы, имеющие на первой ступени самую малую степень общности. Из ряда таких законов он надеялся вывести закон второй степени общности и т. д. Предполагаемый закон должен быть испытан применением в новых условиях; если бы он действовал и в этих условиях, он был бы подтвержден. Некоторые примеры особенно ценны потому, что они дают нам возможность выбрать между двумя теориями, каждая из которых возможна в той мере, в какой это касается предыдущих наблюдений. Такие примеры называются "преимущественными примерами".
    37. Философия Р. Декарт

    Во Франции в период, когда склады­валось философское мышление Декарта, происходит усиление центральной власти. Достижения в развитии естественных наук сильно повлияли на формирование воззрений Декарта.

    Наиболее выдающиеся из его философских тру­дов — это работы, посвященные (как и у Бэкона) методологической проблематике.

    Декарт интенсивно занимается и эксперименталь­ными науками, например в связи с диоптрикой он изучает анатомию человеческого глаза. Одна из его выдающихся заслуг относится к психологии (он первым выдвигает идею условного рефлекса). Как создатель аналитической геометрии, он внес большой вклад в развитие мате­матики и математического мышления.

    В философии Декарта уже закладываются основания (достаточно общие) новой теории света, в которой не только обобщены, но и философски разработаны и оценены все полученные к тому времени результаты нового естествознания.

    Гегель характери­зует: «Декарт направил философию в совер­шенно новое направление, которым начинается новый период философии... Он исходил из требования, что мысль должна начинать с самой себя. Все пред­шествующее философствование, в частности то, кото­рое исходило из авторитета церкви, было начиная с этого времени отвергнуто».

    Принцип Декарта, согласно которому во всем следует сомневаться, выдвигает сомнение не как цель, но лишь как средство.

    «Если мы отбросим и провозгласим-ложпым все, в чем можно каким-либо способом сомневаться, то легко предпо­ложить, что нет бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, которые таким образом - мыс­лим. Ибо является противоестественным полагать, что то, что мыслит, не существует. А поэтому факт, выра­женный словами: «я мыслю, значит, существую», является наипервейшим из всех и наидостовернейшим из тех, которые перед каждым, кто правильно философствует, предстанут».

    Гегель: у Декарта «философия лишается религиоз­ных предпосылок, ищет лишь доказательности, а не абсолютного содержания».

    Напротив, «субстанция, которая является непос­редственным субъектом распространенности по месту и акциденцией, предполагающей распространенность (форма, положение, движение на месте и т. д.), именуется телом».

    В концепции Декарта функция бога заключается в гарантии истинности познания. По­знание, которое человек считает достоверным, возмож­но, лишь кажется достоверным, но не является тако­вым в смысле согласия с вещами, которые в нем отра­жены. И лишь бог является гарантом истинности до­стоверных фактов. Декартов дуализм — признание вещей мыслящих и вещей распрост­раненных— своеобразно выливается в идеализм, в признание существования бога.

    Основным атрибутом материи для Декарта явля­ется распространенность. По Декарту, сущность тела полностью определяется его распространенностью и лишь мышление касается сути материального мира.

    С Декартовым понятием движения и распространенности связано и его отрицание атомистической теории. Декарт на основе понятия распространенности как основного атрибута телесности (материи) одно­значно отвергает существование наименьшего и не­делимого бытия.

    Источник движения в принципе он видит вне тел (материи). Тело приводится в движение, и если оно движется, то приводится в состояние покоя чем-то, что находится вне его. Декарт основным методом получения истинных фактов считает рацио­нальную дедукцию.

    Значение Декарта для развития современной науки и философии огромно. Кроме того, что он утвердил «новые принципы философии», он способствовал раз­витию ряда специальных научных дисциплин, в част­ности математики, геометрии, физики, оптики.

    38. Философия Дж. Локка - сенсуализм

    Джон Локк родился в 1632 г. в Рингтоне. Его глав­ный философский трактат — «Опыт о человеческом разуме», в котором он дает системное изложе­ние своих гносеологических и онтологических воззре­ний.

    Сенсуализм – это философское направление, объединяющее учения, считающие исходным пунктом познания чувственные восприятия, и выводящие из них всё содержание знания.

    Сенсуализм в области теории познания у него весь­ма тесно связан с методологическим эмпиризмом. Он не исключает в целом роль разума, но признает за ним в «достижении истины» еще меньше простора, чем Т Гоббс. В сущ­ности роль разума он ограничивает лишь, говоря ны­нешними терминами, простыми эмпирическими сужде­ниями. В этом отражается тот факт, что индуктивным метод Бэкона имел на него более сильное влияние, чем на Гоббса.

    Философию Локка можно характеризовать как уче­ние, которое прямо направлено против рационализма Декарта, Локк отрицает существование «врожденных идей», которые играли та­кую важную роль в теории познания Декарта, и кон­цепцию «врожденных принципов» Лейбница, которые представляли собственно некую естественную потенцию понимания идей.

    Человеческая мысль (душа), согласно Локку, ли­шена всяких врожденных идей, понятий, принципов либо еще чего-нибудь подобного. Он считает душу чи­стым листом бумаги. Лишь опыт этот чистый лист запол­няет письменами.

    Локк понимает опыт прежде всего как воздействие предметов окружающего мира на нас, наши чувственные органы. Поэтому для него ощущение является основой всякого познания. Однако в соответствии с одним из своих основных тезисов о необходимости изучения способностей и границ человеческого позна­ния он обращает внимание и на исследование собст­венно процесса познания, на деятельность мысли (души). Опыт, который мы приобретаем при этом, он опреде­ляет как «внутренний» в отличие от опыта, обретенного при посредстве восприятия чувственного мира. Однако опыт — как внешний, так и внутренний — непосредственно ведет лишь к воз­никновению простых идей. Для того, чтобы наша мысль (душа) получила общие идеи, необходимо размышление.

    Размышление, в понимании Локка, является про­цессом, в котором из простых (элементарных) идей возникают новые идеи, которые не могут появиться непосредственно на основе чувств или рефлексии.

    Весьма важный элемент воззрений Локка представ­ляют его идеи о первичных и вторичных качествах. Идеи первич­ных качеств возникают благодаря воздействию на наши органы чувств свойств, принадлежащих объектам внеш­него мира. Локк причисляет к ним пространственные свойства, массу, движение и т. д. Возникновение вторичных качеств в определяющей сте­пени связано со спецификой наших органов чувств. Локк относит к ним запах, цвет, вкус и т. д.

    Локк — при­верженец эмпиризма и сенсуализма, но, несмотря на это, в рассуждениях о достоверности нашего познания он различает две ступени: бесспорное и правдоподобное знание. Бесспорное знание является продуктом мыш­ления — размышления. Оно не может быть получено лишь на основе непосредственного внешнего опыта.

    В бесспорном знании он различает три ступени. Первую он определяет как спекулятивную, или непосредственную (интуитивную), опирающуюся, как правило, на мышление, основа которого — в обобщении внутреннего опыта. Вторую он определяет как демон­стративное, или доказательное, знание, опирающееся на мышление, основой которого является обобщение идей, возникающих на основе внешнего опыта. Третью ступень он определяет как чувственное, т. е. опираю­щееся на идеи, прямо постигаемые чувствами.

    В области общественно-научных представлений Локк является защитником конституционной монархии.

    39. Гоббс – учение о материи, теория политического абсолютизма

    Одним из видных представителей английской фило­софской мысли является Томас Гоббс. Он родился в 1588 г. Политическая жизнь того времени во мно­гом повлияла на его философское мышление.

    В 1640 г. он издает первую работу, — «Элементы законов», в которой выступает как решительный защитник мо­нархии. Рациональное познание в понимании Гоббса опирается на чувственный опыт (ощущения он полагает основным источником позна­ния). Признание «рационального» метода является ре­зультатом успехов механистического естествознания. Гоббс однозначно подчеркивает, что философия должна опираться на разум как на твердую основу. Научной истины, согласно ему, не могут достичь ни теология, ни те науки, которые основаны лишь на констатации фактов или совокупности эмпи­рических познаний (здесь Гоббс имеет в виду прежде всего общественные науки). Лишь научная философия постигает действительную истину. Истину он считает свойством наших суждений о вещах, а ни в коем случае не тем, что принадлежит самим объектам (и может быть познано чувствами), и не тем, что опирается на откровение, или врожден­ную интуицию.

    В рассуждениях о «первой философии» Гоббс под­черкивает первичность существования «телес» (т. е. материи), отстаивает взгляд, что распространенность «не само тело», а лишь свойство материи. Такими свой­ствами яв­ляются движение, покой, цвет и ряд других.

    Материалистическая ориентация Гоббса проявляет­ся и в критическом анализе онтологического доказа­тельства бытия божия. Из последовательного отрица­ния врожденных идей логически вытекает и факт, что человек не может иметь врожденной идеи бога — бо­жественной субстанции (Декарт).

    Наибольшее значение имеют, однако, социально-политические взгляды Гоббса. Они содержатся в за­ключительной работе его философской системы «О гражданине» и в трактате «Левиафан».

    Гоббс является сторонником сильной абсолютист­ской государственной власти, так как он считает, что только она способна устранить все остатки «естествен­ного состояния» и все споры и беспорядки.

    По отношению к носителю верховной государствен­ной власти Гоббс различает три вида го­сударства: «первый, когда власть у собрания и когда каждый гражданин имеет право голосовать, слывет демократией; второй, когда власть у собрания, где некоторая часть имеет голос, назы­ваем ее аристократией; третий, когда власть остается у одного, именуется монархией». Из этих форм государства наилучшей Гоббс считает монархию. Правитель-суверен, опирающийся на разум, должен заботиться о подданных, он должен заботиться и о раз­витии экономики, и о поднятии уровня морали. В этом ему помогают законы, их обязательность гарантиру­ется государственной властью.

    Социально-политические воззрения Гоббса являют­ся не только концептуализацией его политических сим­патий, но и попыткой найти естественное объяснение обществу и государству в духе механистического есте­ствознания его времени. По своим взглядам на госу­дарство, общество и право он принадлежит к пред­ставителям теории договора в объяснении возникно­вения государства и естественных правовых концеп­ций.

    40. Философия Лейбница – монадология

    Готфрид Вильгельм Лейбниц представляет опреде­ленное завершение европейского философского рацио­нализма. Он был знаком с рядом выдающихся представителей тогдаш­ней науки, особенно быстро развивающегося естествознания.

    Лейбниц не создал ни одного философского труда, в котором он представил бы или логически разработал свою философскую систему. Его воззрения разбросаны по разным статьям и письмам.

    Ядро философской системы Лейбница составляет учение о «монадах» — монадология. Монада — ос­новное понятие системы — характеризуется как про­стая, неделимая субстанция. Лейбниц отвергает учение Спинозы о единой субстанции, которое, по его пред­ставлениям, вело к тому, что из мира исключаются движение, активность. Он утверждал, что субстанций бесконечное множество. Они, согласно его воззрениям, являются носителями силы, имеют духовный, немате­риальный характер. Так Лейбниц развивает.систему идеалистического плюрализма. Каждую монаду он считает субстанцией. Как таковая монада является самостоятельной единицей бытия, которая способна к активности, деятельности. Лейбниц характеризует мо­нады как простые субстанции. Простота монад основы­вается на такой аргументации: если мы допустим, что субстанция может быть сложной и простой, то-сложная субстанция не может существовать без про­стых. Поэтому если монада является субстанцией (а у этого понятия Лейбниц сохраняет основные характе­ристики субстанции Спинозы), то она является причи­ной самой себя, т. е. не зависит от другой субстанции. Сложная субстанция всегда бы зависела от простых. Из простоты монад вытекает их следующее свойст­во. Монады не изменяются в своей внутренней опре­деленности под влиянием других монад. Каждая мона­да представляет собой некий мир сам по себе, при этом, однако, отражает весь мировой порядок в себе. 'Единственное отношение, которое между монадами су­ществует,— это «гармония».

    Вопрос гармонии — важнейший в философии Лей­бница. Она является неким внутренним порядком все­го мира монад и представляет собой принцип, прео­долевающий изолированность монад.

    Следующая характерная черта монад заключается в том, что каждая монада имеет собственную опреде­ленность (является носителем определенных качеств), которой она отличается от всех остальных.

    Монады сами не имеют никаких пространственных характеристик, они, та­ким образом, не являются чувственно постижимыми. Мы можем их постичь лишь разумом. Чувственно вос­принимаемые тела, т. е. соединения монад, различа­ются согласно тому, из каких монад они состоят. Человек представляет собой такую сово­купность монад, в которой организующую роль играют монады, наделенные сознанием. Образование сово­купностей монад не является случайным. Оно опреде­лено «предустановленной гармонией». При этом, одна­ко, в каждой из монад потенциально заключена воз­можность развития. Этим Лейбниц объясняет тот факт, что все монады постоянно изменяются, развива­ются и при этом их развитие не «подвержено влиянию извне».

    Общеизвестная философия Лейбница изложена в "Монадологии" и в "Началах природы и благодати"; одну из названных работ (неизвестно которую) он написал для принца Евгения Савойского, сослуживца герцога Мальборо. Основа его теологического оптимизма излагается в "Теодицее", которую он написал для королевы Шарлотты Прусской. Я начну с философии, изложенной в этих трудах, а затем перейду к его более фундаментальным трудам, которые не были им опубликованы.

    Подобно Декарту и Спинозе, Лейбниц основывал свою философию на понятии "субстанции", но он радикально отличался от них в Рассмотрении отношения духа и материи и в рассмотрении числа субстанций. Декарт допускал три субстанции: Бога, дух и материю, Спиноза допускал одного Бога. Для Декарта протяженность является сущностью материи; для Спинозы и протяженность и мышление являются атрибутами Бога. Лейбниц же считал, что протяженность не может быть атрибутом субстанции. Его обоснование этого достояло к том, что протяженность заключает в себе множественность и поэтому может принадлежать только совокупности субстанций; каждая единичная субстанция должна быть непротяженной. Поэтому он верил в бесконечное число субстанций, которые называл "монадами". Каждая из них имела некоторые свойства физической точки, но только когда ее рассматривали абстрактно, фактически же каждая монада является душой. Это естественно следует из отрицания протяженности как атрибута субстанции; по-видимому, единственным оставшимся возможным существенным атрибутом является мышление. Таким образом, Лейбниц пришел к отрицанию реальности материи и к замене ее бесконечными собраниями душ.

    Теория, утверждающая, что субстанции не могут взаимодействовать, развитая последователями Декарта, была поддержана Лейбницем и привела к любопытным следствиям. Он считал, что не может быть двух монад, которые могли бы иметь когда-нибудь какие-нибудь причинные отношения между собой; когда кажется, что у них есть такие отношения, то это лишь видимость. Монады, как он говорит, "не имеют окон". Это приводит к двум трудностям: одна трудность вытекает из динамики, где тела, по-видимому, влияют друг на друга, особенно при столкновении; другая вытекает из понимания восприятия, которое, по-видимому, является действием воспринятого объекта на воспринимающего. Сейчас мы оставим в стороне трудности, вытекающие из положений динамики, и рассмотрим только вопрос восприятия. Лейбниц считал, что каждая монада отражает Вселенную не потому, что Вселенная воздействует на нее, но потому, что Бог дал ей такую природу, которая самопроизвольно порождает этот результат. Между изменениями в одной монаде и изменениями в другой существует "предустановленная гармония", что и производит видимость взаимодействия. Очевидно, это является распространением теории двух часов, которые отбивают одно и то же время в один и тот же момент, потому что работают синхронно. У Лейбница бесконечное число часов, и всем им установлено Богом отбивать одно и то же время и в один и тот же момент не потому, что они влияют друг на друга, но потому, что каждые из них являются совершенно точным механизмом. Тем, кому предустановленная гармония казалась странной, Лейбниц указывал, какое прекрасное доказательство давала она существованию Бога.

    Монады образуют иерархию, в которой одни возвышаются над другими по их ясности и отчетливости, с какой они отражают Вселенную. Во всех них имеется некоторая степень смутности в восприятии, но количество смутности изменяется в соответствии с достоинством монады. Человеческое тело полностью составлено из монад, каждая из которых является душой и каждая из которых бессмертна, но есть одна господствующая монада, представляющая то, что называется душой человека, частью тела которого она является. Эта монада господствует не только в смысле обладания более ясными восприятиями, нежели у других, но также и в другом смысле. Изменения в человеческом теле (в обычных условиях) происходят ради господствующей монады: когда моя рука двигается, то цель, которой служит это движение, находится в господствующей монаде, то есть в моей душе а не в монадах, которые составляют мою руку. Вот где истина того, что кажется здравому смыслу контролем моей воли над моей рукой.
    41. Философия Спинозы
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта