Главная страница

ВопФил. 1. Философия, её предмет и роль в обществе


Скачать 182.06 Kb.
Название1. Философия, её предмет и роль в обществе
Дата01.06.2022
Размер182.06 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВопФил.docx
ТипДокументы
#562984
страница15 из 31
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   31

26.   Русская философия конца ХVIII – первой половины ХIХ вв. Славянофилы и западники.


Русская философия – феномен мировой фил. мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Характерными чертами русской философии являются:

  • сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

  • скрытное существование, выражаемое в религиозных и художественных текстах

  • слабая выраженность рационально-политической ориентированности

  • отсутствие строгой системности

  • целостность, стремление почти всех философов занимается не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

  • большая роль проблем морали и нравственности;

  • конкретность;

  • широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Основными представителями материалистического направления были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев.

М.В. Ломоносов (1711 – 1765) в философии был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии.

Также Ломоносовым была выдвинута атомическая («корпускулярная») теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц («копрускул», то есть атомов) – материальных монад.

Отношение М.В. Ломоносова к Богу – деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями.

В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности.

На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749-1802). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо – борьба самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.

Славянофилы и западники.

Спор между славянофилами и западниками спровоцировала работа Чаадаева «Философические письма», в которой он, рассмотрев культуру и историю Россию, пришел к выводу, что они (культура и история России) ничтожны. По отношению к культуре Россия – черная дыра; она не породила ничего стоящего, единственное значимое в ней – территория. Причину этого он видел в религии: во всем виновато праволсавие, так как оно – тупиковая ветвь христианства (Византия – носительница этой религии, в конце концов была уничтожена).

Идеи Чаадаева, за которые тот загремел в психушку, возбудили общество, в результате чего сформировалась линия его противников – славянофилы. Они считали, что позиция Чаадаева – сравнение России с Европой – неправильна; Россия НЕ Европа. Славянофилы вынашивали концепцию своего пути, культуры в себе.
Славянофилы отстаивали самобытный путь развития России (без оглядки на Запад, который, по их мнению, заражен индивидуализмом, рационализмом). Славянофилы идеализировали допетровскую Русь, критиковали реформы Петра за стремление к европеизации России. Своеобразие России виделось им в соборности русской жизни, проявлявшейся в общинном земледелии, а так же в особом «живознании» (познание Бога не через разум, а через «цельность духа»). В основе российской жизни славянофилы утверждают знаменитую триаду - Православие (соборность, цельность духа), Самодержавие (царь несет на себе ответственность за народ и бремя грехов власти), Народность (православная община, объединенная солидарностью и нравственностью).

В ряду русских славянофилов заметное место занимает творчество такого замечательного философа и врача как К.Н. Леонтьев (1831 – 1891). Про его мнению, бытие есть неравенство, а равенство есть путь в небытие. Стремление к равенству, к единообразию враждебно жизни и равносильно безбожию. Леонтьев считает, что в прогресс надо верить, но не как в непременное улучшение, а как в новое перерождение тягостей жизни, в новые виды страданий и стеснений человеческих

Появились и те, кто увидел кто-то разумное в идеях Чаадаева – западники. Они стали искать причины культурного отставания России в национальном характере. Россия – та же Европа, просто отсталая. Виноваты татаро-монголы: они тормозили развитие России. Более того, Россия спасла Европу от нашествия Ига ценой собственного развития. Религией нас «заразила» Византия – протухшая Римская Империя.
Большая часть западников происходила из дворянского сословия и богатого купечества.

Они выступали за отмену крепостного права, составляли проекты его отмены и говорили о преимуществах наемного труда.

Западники критиковали феодальный российский строй и противопоставляли ему буржуазно-парламентарный и конституционный порядок, заведенный в странах Западной Европы – особенно в Англии и Франции.

Сторонники течения считали крестьянские общины и общинное землевладение пережитком прошлого и полагали, что их должно ждать исчезновение, как это произошло в Европе.

Что касается монархии, западники считали, что оптимальным для государства будет ограниченная монархия и парламентский строй.

Последователи движения видели будущее в развитии промышленности, торговли и строительстве железных дорог.

Своих целей западники рассчитывали добиться мирным путем, воздействуя на царское правительство общественным мнением, а также через науку и просвещение.
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   31


написать администратору сайта