Главная страница
Навигация по странице:

  • Философия марсксизма возникла

  • Фундаментом, теоретической основой философии марксизма является диалектический материализм

  • Карл Маркс

  • базисом

  • ВопФил. 1. Философия, её предмет и роль в обществе


    Скачать 182.06 Kb.
    Название1. Философия, её предмет и роль в обществе
    Дата01.06.2022
    Размер182.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВопФил.docx
    ТипДокументы
    #562984
    страница12 из 31
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   31

    23.   Возникновение и особенности марксистской философии.


    Основателями марксизма были К. Маркс (1818 — 1883) и Ф. Энгельс (1820 — 1895). Их философия изложена в целом ряде трудов. В частности, К. Маркс и Ф. Энгельс "Немецкая идеология", "Манифест коммунистической партии"; К. Маркс "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.", "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", "К критике политической экономии", "Предисловие", "Капитал". Т. 1", "Критика Готской программы"; Ф. Энгельс "Диалектика природы", "Анти-Дюринг", "Карл Маркс", "Происхождение семьи, частной собственности и государства", "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии".

    Философия марсксизма возникла в 40-е гг. XIX в. Ее теоретическими источниками были самые значительные философские, экономические и социально-политические теории конца XVIII — начала XIX вв. и, в частности, немецкая классическая философия в лице таких мыслителей, как Гегель и Фейербах, классическая буржуазная политическая экономия (А. Смит, Д. Рикардо), работы социалистов-утопистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн) и труды французских историков эпохи Реставрации (Тьери, Гизо, Минье). Возникновению марксистской философии способствовали великие достижения в области естественных наук

    Фундаментом, теоретической основой философии марксизма является диалектический материализм, по мысли Энгельса, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления. Материалистический характер философии марксизма проявляется в том, что она признает материю в качестве единственной основы существующего мира; сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной формы материи, специфическая функция человеческого мозга, обладающая способностью отражать объективно существующий мир.

    Фундаментальным принципом марксистской теории познания является диалектико-материалистическое решение вопроса о примате материальной действительности по отношению к мышлению, признания основой процесса познания человеческой практики, представляющей собой взаимодействие человека с окружающей его действительностью в конкретно-исторических условиях и одновременно выступающей в качестве критерия истинности или ложности результатов человеческой деятельности.

    Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895) начинали свою деятельность как революционные демократы и последователи диалектического идеализма Гегеля. Они принадлежали к числу левых гегельянцев, называемых младогегельянцами.

    Однако с самого начала философская система Гегеля не могла полностью удовлетворить желание молодого Маркса осознать и объяснить действительный мир. Маркса не устраивало идеалистическое объяснение мира как самореализации абсолюта. Однако Гегель покорил его своим диалектическим методом анализа. Именно диалектика привлекала Маркса в гегелевской философии.

    Используя диалектический метод Гегеля, Маркс пытался объяснить реальную действительность не из абсолютной идеи, а из неё самой, т.е. найти внутренние источники развития природы и общества.

    В истории домарксистской философии диалектика и материализм, как правило, существовали на разных полюсах: диалектика обычно развивалась в трудах идеалистов, а материализм обычно имел метафизический характер. Так было и в немецкой классической философии.

    Маркс, изучая гегелевскую диалектику и антропологический материализм Фейербаха, пришёл к созданию принципиально новой философской системы, в которой органически соединил диалектику и материализм. Таким образом возник новый тип материализма – диалектический материализм. Суть этого материализма заключалась в том, что материя, природа не только объявлялись первичной субстанцией, но и наделялись свойством к саморазвитию. Законы гегелевской диалектики были применены к объяснению объективного мира. А категории, с точки зрения Маркса,- это всего лишь отражение деятельности человеческим разумом. Теперь существование и развитие природы стало возможно объяснить из материальных причин.

    Маркс был не просто философом, он был революционером. Он старался раскрыть законы развития общества для того, чтобы, руководствуясь этими законами можно было изменить жизнь людей. 

    Маркс пошёл дальше диалектико-материалистического объяснения природы. Он распространил материализм и диалектику на понимание общества и совершил настоящий переворот в области социальной философии: им было сформулировано материалистическое понимание истории.

    Маркс указал на то, что жизнь людей в обществе имеет своё материальное основание. Этим материальным основанием общественной жизни является, с его точки зрения, материальное производство и связанные с ним производственные отношения. Все материальные (т.е. протекающие независимо от воли и сознания отдельного человека) процессы в обществе Маркс назвал общественным бытием. Материализм в понимании общества сводится к признанию первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания. Вторичность общественного сознания означает, что в нём в различных формах отражается общественное бытие. Формами отражения общественного бытия являются: наука, которая отражает бытие в понятиях, законах, формулах; искусство, отражающее бытие в виде художественных образов; религия, отражающая мир в специфических фантастических образах, и т. д.

    Итак, материальным основанием общества является сфера материального производства и материальные отношения, складывающиеся в процессе производства (отношения собственности, обмена, разделения труда, распределения). Эти отношения функционируют независимо от воли и сознания людей.

    Совокупность материальных отношений Маркс назвал базисом общества, а все остальные отношения (идеологические, политические, классовые) составляют надстройку.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   31


    написать администратору сайта