Главная страница

ВопФил. 1. Философия, её предмет и роль в обществе


Скачать 182.06 Kb.
Название1. Философия, её предмет и роль в обществе
Дата01.06.2022
Размер182.06 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВопФил.docx
ТипДокументы
#562984
страница11 из 31
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   31

22.   Философия Гегеля: метод и система.


Георг Гегель (1770-1831, немецкий философ) утверждал абсолютное главенство рационального, а не бессознательного элемента познания. Его основные труды: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1821) и др.

Метод философии Гегеля – диалектика.

Диалектика — искусство спорить, вести рассуждение) — метод (способ мышления) в философии, имеющий своим предметом противоречие. Рассматривает явления во всеобщей связи и развитии. Противоречие рассматривалось в учении Гегеля как движущий принцип всякого развития и как центральный пункт всей его философии.

Основные законы диалектики Гегеля:

• ЗАКОН ПРЕВРАЩЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ и КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ. Эти взаимопереходы он рассматривал как бесконечный процесс. Любая вещь отличается от других благодаря присущему ей качеству. В силу качественной определенности вещи отличаются друг от друга. Категория качества предшествует в логике Гегеля категории количества. Синтезом качественной и количественной определенности выступает мера. Каждая вещь, поскольку она качественно определена, есть мера. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок. Те пункты, в которых происходит качественный скачок, т.е. переход к новой мере, Гегель называет узлами. Все вещи взаимосвязаны узловыми линиями, или цепью перехода от одной меры к другой.

ЗАКОН ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ, который вскрывает противоречия как внутренний источник, побудительную силу всякого самодвижения. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности». Противоречие ведет вперед, оно является принципом всякого самодвижения. Даже самый простой вид движения - перемещение тела в пространстве - представляет собой постоянно возникающее и тут же разрешающееся противоречие. Что то движется не только потому, что оно теперь здесь, а в другой момент там, но и потому, что оно в один и тот же момент и здесь и не здесь, т.е. и находится и не находится в данной точке траектории.

ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ, который означает не просто уничтожение старого качества новым, а представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого, 2) преемственность в развитии и З) утверждение нового. В мире ничто не погибает бесследно, а служит материалом, исходной ступенью для появления нового. Новое отрицает старое, но отрицает диалектически: не просто отбрасывает его в сторону и уничтожает, а сохраняет в переработанном виде, используя жизнеспособные элементы старого для созидания нового.

Отрицание для Гегеля не однократный, а по сути дела бесконечный процесс. И в этом процессе он всюду находит связку из трех элементов: тезис – антитезис – синтез.

В результате отрицания какого либо положения, принимаемого за тезис, возникает противоположение (антитезис). Антитезис необходимостью подвергается отрицанию. Возникает двойное отрицание, или отрицание отрицания, что ведет к возникновению третьего звена, синтеза. Оно на более высоком уровне воспроизводит некоторые черты первого, исходного звена.

Все эта конструкция называется триадой.

Общий вывод гегелевской философии состоят в признании разумности мира: «Все действительное - разумно, все разумное - действительно».

Философское учение гегеля представляет собой систему.

Первый раздел - логика - учение о мышлении, его формах и законах. Здесь он проводит различие в виде трех разделов - антологическая логика (бытие, сущность, действительность), учение о понятии (понятие, суждение, умозаключение), учение об идеях (идея жизни, познания, абсолютная идея).

Второй раздел - философия природы. Природа - инобытие духа. Сущностью природы является дух. Здесь есть три раздела - механика (пространство и время, материя и движение, конечная механика, абсолютная механика), физика (всеобщая индивидуальность, тотальная индивидуальность, особенная индивидуальность), органическая физика (геологическая природа, растительная природа, животный организм)

Третий раздел - философия духа - состоит из трех разделов - субъективный дух (душа, сознание, дух теоретический, практический, свободный) объективный дух (абстрактное право - собственностью, договор, моральность, нравственность - семья, гражданское общество, государство) абсолютный дух (искусство, религия откровения, философия).

Гегель называл свою философскую систему «абсолютным идеализмом». Творческой силой Гегель признает лишь мысль, дух, идеальное. Он утверждал в основе действительности лежит «мировой разум», «абсолютная идея», «мировой дух».
«Абсолютная идея» («мировой разум») — это деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию природного и духовного мира. Деятельность «абсолютной идеи» заключается в мышлении, цель — в самопознании. Высшая ступень развития – «абсолютный дух». На этой ступени абсолютная идея проявляется в сфере человеческой истории и делает предметом мышления само себя.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   31


написать администратору сайта