Главная страница
Навигация по странице:

  • Локку

  • Учение о материи

  • Учение о движении

  • ВопФил. 1. Философия, её предмет и роль в обществе


    Скачать 182.06 Kb.
    Название1. Философия, её предмет и роль в обществе
    Дата01.06.2022
    Размер182.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВопФил.docx
    ТипДокументы
    #562984
    страница9 из 31
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   31

    17. Субъективный идеализм и новоевропейский скептицизм (Д. Беркли, Д.Юм).



    18 Социально-политические идеи эпохи Просвещения


    Философия Просвещения возникает в 18 в. Родиной Просвещения является Англия, которая раньше других стала на путь капиталистического развития. В Англии философия Просвещения нашла свое выражение в творчестве Дж.Локка, Д.Юма и др. Во Франции плеяда просветителей была представлена Ф.Вольтером, Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро.

    Характерные особенности философии Просвещения:

    • критика церкви и религии (антиклерикализм, деизм (Бог лишь творец мира, человека, законов), атеизм);

    • сенсуализм в теории познания;

    • механицизм и детерминизм в антропологии;

    • политизация антропологии;

    • культ здравого смысла;

    • вера в бесконечный прогресс разума и человечества.

    В философии эпохи Просвещения преобладает социально-политическая и морально-педагогическая проблематика. Это приводит к выходу философии в правовую сферу и переосмыслению социальной проблематики, основными понятиями которой стали естественные права человека, частный интерес, равенство и т.п.

    +К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Правовое равенство индивидов является необходимым следствием принятия трех неотчуждаемых прав.Ф. Вольтерисходит из признания общественной природы человека. Общественное устройство должно обеспечить политическое и юридическое равенство людей. Социальное и имущественное неравенство рассматривается как предпосылка общественного равновесия и нормального развития общества.Ж. Ж. Руссоразделяет договорную теорию государства и, исходя из нее, обосновывает право народа на восстание против деспотичной власти. Основой политической жизни общества он признает суверенность воли народа и отвергает принцип деления власти на законодательную и исполнительную. Руссо высоко оценивает общественный прогресс, но указывает на его противоречивый характер. Разделение труда есть не только одно из условий прогресса, но и причина разрушения естественной целостности человеческой жизни. Источником противоречий в обществе Руссо признает социальное неравенство, обусловленное неравенством имущественным. Выход из противоречий цивилизации он видит в изменении системы воспитания.

    19. Механистический материализм XVII-XVIII вв

    Онтологические построения философов-материалистов Нового времени покоятся на предпосылках неизменности сущностной основы мира, природы и человека. Это значит, что все природные тела состоят из некоторых материальных вечных и неизменных первоначал бытия (например, из атомов, корпускул, молекул и т.п.). Их механическое сочетание порождает все многообразие вещей. Законы материального мира суть законы физические (в частности, законы механики), которые, как полагали эти философы, вполне применимы к объяснению не только мертвой материи, но и природы всего живого, включая человека. Идея, что человек есть машина (Ж.О. Ламетри), родилась в это время.

    Своеобразие материализма XVII–XVIII столетия особенно отчетливо выступает в учении о материи и движении.

    Учение о материи

    В философии Нового времени мы встречаем модифицированный вариант субстратного понимания материи, продолжающий традицию античных атомистов.

    Материя с этой точки зрения есть субстрат, т.е. то из чего состоят все вещи. Этот субстрат дифференцирован на составляющие его элементы и представляет собой совокупность мельчайших частиц (корпускул, атомов), на которые делимы все материальные тела. Делимость материальных тел (или материи) рассматривается философами-материа­листами Нового времени как общепризнанный факт. Правда, не все они признавали бесконечность делимости материи. Так, например, уже Т. Гоббс (1588-1679), соглашаясь с выводами физики Р. Декарта, считал, что тела состоят из корпускул, делимых до бесконечности.

    Материя как субстрат на уровне своих элементарных форм (атомов или корпускул) заключает в себе все основные вещественные свойства тел, такие как протяженность, плотность, тяжесть (весомость), форма, движение. Помимо этих свойств материя наделялась также способностью ощущения (чувствительности)(Ж.О. Ламетри, К.А. Гельвеций), силой инерции и делимостью (Д. Дидро, П. Гольбах). В дальнейшем это субстратное понимание материи резюмируется в соответствующих определениях, а именно: материя есть вещество как таковое (вещество вообще), т.е. совокупность всех вещественных свойств тел.

    В то же время в рамках данной материалистической традиции в философии Нового времени постепенно складывается новаясубстанциальная концепция материи. Она берет свое начало в философии Р. Декарта (1596-1650), который вводит понятие субстанции и устанавливает мыслящую и протяженную субстанции в качестве двух независимых друг от друга оснований бытия (дуализм).

    Согласно Р. Декарту, субстанция есть то, что существует независимо от чего бы то ни было («вещь, которая существует, совершенно не нуждаясь для своего бытия в другой вещи»). В дальнейшем голландский философ Б. Спиноза (1632-1677), развивая эту идею субстанции, определяет ее как причину самой себя (causa sui).

    Материалистическое переосмысление идеи субстанции характерно для французского материализма XVIII века (Ж.О. Ламетри, Д. Дидро, К.А. Гельвеций, П. Гольбах). Все важнейшие моменты определения понятия субстанции Б. Спинозы были распространены на понятие природы. Материя (или природа) как субстанция есть то, что существует независимо от чего бы то ни было, и в качестве таковой она есть основа (субстрат) всех телесных (вещественных) качеств и свойств. Ее фундаментальными характеристиками являются атрибуты. По существу это была всего лишь популяризация основных идей спинозизма без каких-либо инноваций и особых теоретических усилий философского обоснования.

    Учение о движении

    Решение проблемы движения в философии Нового времени определялось уровнем достижений естественных наук XVII–XVIII вв.

    Законами механики устанавливалось, что для приведения покоящегося тела в движение необходимо приложить внешнюю силу или дать начальный импульс движения. Следовательно, причина движения есть нечто внешнее по отношению к нему. Это значит, что ничто неподвижное не может само себя привести в движение или, что по существу одно и то же, – самодвижение не присуще материальным телам.

    Было известно также, что тело, уже приведенное в движение, способно сохранять (причем сколь угодно долго) полученный импульс движения (например, оно сохраняет скорость и направление движения), если не встречает никаких внешних препятствий. Следовательно, ничто движущееся не может само прекратить своего движения.

    В силу подобных предпосылок деизм был естественным и неизбежным следствием философского осмысления проблемы связи материи и движения в философии Нового времени, особенно в ранний период ее развития.

    Философское осмысление движения в материализме XVII–XVIII вв. имеет следующие особенности.

    1) Движение определяется как «прирожденное свойство материи», понимаемое как «движущая сила» (Ж.О. Ламетри – 1709-1751), внутренняя «мертвая или живая сила» (Д. Дидро – 1713-1784) или как существенное (неотъемлемое, всеобщее и необходимо присущее) свойство – атрибут материи (Дж. Толланд – 1670-1722, Ж.О. Ламетри) и, наконец, как «способ существования» материи (П. Гольбах – 1723-1789).

    1. Само движение рассматривается философами-материалистами Нового времени преимущественно в одной-единственной форме, а именно, как механическое движение целого или его частей (т.е. перемена места), а взаимодействие – как механическое взаимодействие тел.

    2. Законы движущейся материи рассматриваются как законы механики, с точки зрения которых оказывалось весьма затруднительным обоснование идеи самодвижения материи.

    3. Причинность понимается как всеобщая механическая детерминация одних явлений другими (так называемая механистическая концепция причинности сложившаяся в науке XVII века благодаря трудам Галилея и Декарта). Необходимость отождествля­ется с причинной обусловленностью. Отсюда неизбежный нецесситаризм и отрицание свободы – «все совершается по необходимости» (Э.Б. Кондильяк), «все явления необходимы» (П. Гольбах)

    +Таким образом, можно сделать вывод, что материализм XVII–XVIII столетия носил метафизический и механистический характер.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   31


    написать администратору сайта