ВопФил. 1. Философия, её предмет и роль в обществе
Скачать 182.06 Kb.
|
9. Философия Аристотеля.Аристотель (384 – 322 до н.э.) – философ – энциклопедист. Основные принципы бытия (по Аристотелю): принцип возможности и осуществления, принцип формы и материи, материальные причины, формальные причины (идея проявляет себя, образуя сущность вещи) и производящие причины (источник превращения идеи в действительность), целевой принцип. Душа присуща всему живому. Растительная душа ведает функциями роста и размножения, они общие для всего живого. У животных, кроме функций роста и размножения, есть ещё и способность к желанию. У чел-ка: функции роста и размножения, способность к желанию и разум, т.е. чел-к отличается от остального живого разумом. Но Аристотель сказал, что чел-к – это политическое животное. Наилучшие формы гос-ва (по Аристотелю): монархия, аристократия, умеренная демократия. Наихудшие: тирания, олигархия, охлократия. 10. Античная философия эллинистического периода.Эллинистическая философия — последний период развития философии Древней Греции, последовавший за Аристотелем. Основными чертами эллинистической философии называют этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов. В IV веке до нашей эры центром философии считался город Афины, где были сформированы четыре школы: Академия, Ликей или перипатетики, "Сад" (школа эпикурейцев) и Стоя (школа стоиков). Направления и представители. Киники. В основе направления лежало упрощение. Человек, по мнению, кинийцев, должен отказаться от роскоши и богатства, стать ближе природе. Любая власть над человеком также отвергалась. Высшее благо — свобода. Самые известные философы этого направления — Антисфен и его ученик Диоген. Скептики. Главный принцип скептицизма — мир изменчив, у каждого понятия и предмета есть две стороны. Поэтому ни одно утверждение нельзя считать истинным. В связи с этим настоящее счастье человека в безмятежности и невозмутимости. Ярким представителем этого направления был Пиррон. Эпикуры. Свое название направление получило по имени основателя — философа Эпикура. Основное положение эпикуреизма — истинно ощущение. Через ощущения человек приходит к удовольствию духовному. Настоящее понимание духовного удовольствия может получить только тот человек, который осознанно избегает отрицательных эмоций, вырабатывает стойкость духа и стремится к наслаждению. Только отринув все тревоги, человек сможет достичь гармонии.. Стоики. В стоицизм были включены три течения — логика, этика и физика. В основе учения лежали этические принципы. Человек должен быть стойким перед искушениями и контролировать свои чувства с помощью разума. Главное благо — добродетель. Последователями учения были такие философы, как Зенон Элейский, Цицерон, Марк Аврелий. Неоплатоники .Одна из особенностей течения — создание иерархии человеческого общества, на вершине которого находится сверхразумное божественное начало. Среди людей последователи неоплатонизма различали простых и мудрецов. Они различались по отношению к материальному и духовному мирам. Для простых характерно телесное начало, а для мудрецов моральное, метафизическое. Одна их характеристик неоплатонизма — стремление к синтезу различных учений: от зарождавшегося христианства до восточной мифологии. Основателем школы был ученик Платона Плотин. Общая характеристика периода Во время расцвета эллинистической философии получают развитие и другие науки: математика, механика, астрономия, медицина, география, филология. Среди ученых этого периода: Евклид, Архимед, Аристарх Самосский. Эллинизм влиял на культурную, политическую, социальную и даже экономическую сферы жизни общества. Основные вопросы, на которые стремились ответить философы всех направлений этой эпохи: В чем коренится скрытая причина явлений? Что является критерием истины? Что дает счастье? 11. Философия средних веков: особенности и этапы развития. Основная проблематика и представители патристической философии.В Средние века наука пришла в упадок. Место науки заняла религия. Философия - «служанка богословия» (Аквинский), использовалась для обоснования религиозных догматов. Основа всего существующего - Бог. Бог как всемогущее существо —создатель мира и человека, постоянный руководитель всей жизни. Основные проблемы, которые обсуждались в средневековой философии: Теодицея – проблема оправдания Бога. Существование доброго и всемогущего Бога приходит в противоречие с существующим в мире злом. Или Бог не хочет уничтожить зло, а значит он не добр, или не может, а значит он не всемогущ. Проблема свободы человеческой воли. Принцип провиденциализма приходит в противоречие с догматом, согласно которому человек сотворён свободным. Проблема универсалий. Философы-реалисты утверждали, что универсалии (общие понятия) существуют реально в божественном разуме. Философы-номиналисты утверждали что реально существуют лишь единичные предметы, а универсалии – это имена, которые человек даёт предметам. I этап – апологетика (Iв н.э-Vв н.э.). Представители: Квинт Септимий Флорент Тертуллиан и Климент Александрийский. Апологетические особенности средневековой философии кратко можно охарактеризовать как борьбу с языческими представлениями о мироустройстве. Вера должна быть выше разума. Что в христианстве невозможно проверить, то следует принять как истину от Бога, не высказывая сомнений или несогласия. IIэтап -Патристика (Vв н.э – IXв н.э) . Теперь философы требуют принимать всё приходящее от Него как благословение, как чудесный и полезный дар. Средневековая философия кратко и доходчиво доносит Благую Весть до язычников через организацию крестовых походов. Кто не с христианской церковью, тот против неё, огнём и мечом выжигалось инакомыслие. Блаженный Августин в своей «Исповеди» неверие в Бога и греховные желания человека определяет как основные проблемы средневековой философии. Он утверждает, что всё хорошее в мире от Бога, а плохое – от злой воли человека. Мир создан из ничего, поэтому всё в нём изначально задумано как добро и польза. Человек имеет собственную волю и может управлять своими желаниями. Человеческая душа бессмертна и сохраняет память, даже покинув свою земную обитель – физическое тело человека. Представители: Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Нисский и другие выработали учение, положенное в основу хистианского мировоззрения. Схоластика. Термин обозначает «школьную философию», мудрость, которой обучают в монастырских школах и университетах. Проблемы соотношения веры и разума, единичного и общего, по-прежнему в качестве важнейших тем сохраняются вопросы о бытии Бога, возможности спасения души и т.п. Центральную проблему зрелой схоластики составляет спор об универсалиях — общих идеях, об отношении единичного к общему и о реальности существования общего. Основные принципы средневековой философии: теоцентризм (бог – основная проблема, начало философии), монотеизм (бог един, но трехличен), креационизм (бог сотворил мир из ничего); провиденциализм (бог все предвидит); принцип откровения (бог дает истину в чистом виде, кому пожелает); предопределение (бог предопределяет исторические события и человеческие поступки); персонализм (личность – изолированная от общества персона, проницаемая лишь для бога). Основными особенностями средневековой философии можно считать: дуализм (бога и мира, души и тела, религии и философии, земной жизни и загробной); спекулятивный характер (от спекуляция – высматривание, созерцание); ретроспективность (обращенность назад). |