Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Поиски первоначала: Милетская школа и Гераклит

  • 3. Элейская школа и Демокрит: проблема бытия и движения.

  • 5. Философское движение и метод Сократа.

  • 4. Софистика, как интеллектуальное течение Античности.

  • 6. Онтология и гносеология Платона. Аристокол — царский род. Платон — широкий. (427-347 г д.н.э). В 20 лет встретился с Сократом. ОНТОЛОГИЯ

  • ГНОСЕОЛОГИЯ (

  • 7. Учение о душе и об “идеальном государстве” Платона.

  • ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО.

  • 9. Этика и политика Аристотеля.

  • 12. Проблема веры и разума возникла еще с апологетов, пытавшихся средствами разума доказать истинность христианских догматов – положений, в которые надлежит верить.

  • 13. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА — выдвинутые идеалистической философией логические доказательства главного догмата религии — веры в существование бога

  • Философия. Понимание философии Древней Греции. Разделы философии


    Скачать 61.36 Kb.
    НазваниеПонимание философии Древней Греции. Разделы философии
    АнкорФилософия
    Дата08.06.2022
    Размер61.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия.docx
    ТипДокументы
    #576656
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    1. Понимание философии Древней Греции. Разделы философии.

    Существуют два мнения о начале философии. 1-ое Индия, 2-ое древняя Греция. Так или иначе и то, и другое имеют свои сходства. Индийская философия берет начала с Упанишад. Древняя Греция же по мнению Соловьева принимает эстафету и продолжает изучение философии, а точнее она начинает свое движение с софистики. Забегая чуточку вперед, я разделю философию древней Греции на 4 этапа: 1) 7-5 века до н.э. — досократовская философия, 2) 5-4 века до н.э. — классический этап, 3) 4-2 до н.э. — эллинистический этап, 4) 1 века до н. э. Римская философия. В целом, философия древней Греции характеризуется ориентиром свободным, основанным на принципах разума и критического мышления, что очень важно. Это переход на более высокую стадию развития человечества.

    2. Поиски первоначала: Милетская школа и Гераклит
    Досократовская философия сконцентрирована на изучении натурфилософии. Первые греческие философы изучали первоначала, считая, что началом всего являются 4 природные стихии. Анаксимен — первоначало воздух, Гераклит огонь, Фалес Милетский вода, Эмпедокл все 4 стихии. Пифагор брал за начало число. Каждая цифра имела свою смысловую нагрузку. В период досократовской философии было создано несколько школ: милетская, союз друзей, элейская школа.
    Представители милетской школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Особенности - поиск единого первоначала.
    Гераклит известен своими доктринами: Огонь есть начало. Существуют периодические эпизоды мирового пожара, во время которых космос уничтожается, чтобы возродиться снова т.д.

    3. Элейская школа и Демокрит: проблема бытия и движения.
    Основатель школы: Парменид. Представители: Парменид, Ксенофан, Зенон. Особенности: вводятся понятия о бытии и небытии, что такое движение и покой, соотношении бытия и мышления.
    А) Ксенофан: “В многобожии нет совершенства”, “Человек сам сотворил богов по образу и подобию”, “ Бог не похож ни на одно живое существо”, “Бог чистый дух, мысль. Он не подвижен, но движет все силой мыли”.
    Б) Парменид — ученик Ксенофана. Онтология — главный философский раздел.
    “Бытие есть, небытия нет”, “покой выше движения”, “бытие лежит в основах”, “бытие предельно” (вопрос: если оно предельно, то что находится за пределом бытия? ХЗ).
    В) Зенон — ученик Парменида (Эллен). Дабы отстоять точку зрения своего учителя (несуществование движения, только покой) и отбросить все сомнения в его истинности, Зенон приводит в доказательство 3 апории (апория — тупик для мысли). Первая дихотомия (движение пополам), вторая летящая стрела. В каждый момент времени стрела покоится, следовательно всегда. Третья Ахиллес и черепаха. Ахиллес никогда не догонит черепаху.
    Г) Демокрит — ученик Левкиппа. Вводит понятие атом, неделимой частице вещества, обладающее истинным бытием, опровергающее апории Зенона. Бытие - атомы, небытие пустота. Демокрит опровергает несуществование небытия.

    5. Философское движение и метод Сократа.
    Сократ (469-399 гг до н.э.)
    С него начинается классический этап (антропологический). Он является одним из родоначальников диалектики, как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Принципы диалектики: ирония, индукция, майевтика.
    “Познай самого себя” — в отличие от натурфилософов, Сократ ставил на передний план изучение человека, а не природы. Именно в этом он видел пользу, потому что изучение природы и природных явлений не дают ничего ценного.
    “Я знаю, что я ничего не знаю” — истина в том, что человек не может её постичь, именно понятие этого и делает человека мудрым. Об этом говорится в диалоге Платона “Апология Сократа”
    “Добродетель есть знание” — простыми словами смысл фразы в том, что именно знание того, что есть хорошо и плохо, не позволяет человеку делать зло. А невежество позволяет. Именно поэтому знание есть добродетель, а невежество — зло.
    Сократ был величайшим софистом и величайшим противником софистики. Он был софистом, поскольку вместе с ними решительно отвергал господство внешнего факта, не находил безусловной истины и правды ни в каком внешнем бытии и ни в каком внешнем авторитете — ни в богах народной религии, ни в материальной природе мира, ни в гражданском порядке своего отечества; он был вместе с тем противником софистов, потому что не признавал за свободною личностью права господствовать во имя своей субъективной воли и энергии, решительно утверждал, что свободное от внешности лицо имеет цену и достоинство лишь, поскольку оно эту внешность заменит положительным внутренним содержанием, поскольку оно будет жить и действовать по идее, общей во всех и потому внутренне обязательной для каждого.

    4. Софистика, как интеллектуальное течение Античности.
    Если относить софистику к философии, то она занимает часть антропологической философии.
    Софисты играют роль мудреца, предоставляют платные услуги, обучая мудрости. Интеллектуальным центром софистики является город Афины. Демократия породила софистов. Софисты учили побеждать в любом споре, приводя даже самые абсурдные доказательства. В связи с этим появились 3 закона логики о софистических опровержениях. Эристика — искусство спора.
    Представители Софистики:
    А) Протагор. Ему принадлежит знаменитое высказывание: “Человек есть мера всех вещей, существующих в том, что они существуют и не существующих в том, что они не существуют”.
    Б) Горгий. “Всё есть ложь” Это значит, что если что-то существует, то оно непознаваемо. Если нечто и существует, то это нельзя выразить языком.
    В) И, конечно же, Сократ (принадлежал и к числу софистов, и к числу их противников).
    Таким образом, софистику можно разделить на 2 направления: 1) Учение о принципиальной непознаваемости мира. 2)Учение об относительности истины.

    6. Онтология и гносеология Платона.
    Аристокол — царский род. Платон — широкий. (427-347 г д.н.э). В 20 лет встретился с Сократом. ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии). Весь мир состоит из бытия и не бытия. Бытие есть идеи. Они существуют наверху в мире идей. Их тень падает на Землю, образуя мир небытия, то есть материю. Материя, в свою очередь, образует вещи. Таким образом Платон называет бытие, идеи – отцом, небытие, материю – матерью, а вещи – детьми. Вещи лишь отдаленно похожи на идеи, но они не идеальны. ГНОСЕОЛОГИЯ (учение о познании). «Философствовать – Учиться умирать». «Познаем идею душой». «Знание это припоминание идеи». «Тело — гробница души». Платон стал родоначальником теории врождённого знания. Эта теория предполагала, что знания полученные в материальном мире это припоминание идеи, непосредственно, из мира идей.

    -Давай спросим себя: если существуют противоположные вещи, необходимо ли, чтобы одна непременно возникала из другой, ей противоположной? Например, когда что-нибудь становится больше, значит ли это с необходимостью, что сперва оно было меньшим, а потом из меньшего становится большим?
    - Да.
    - И соответственно если оно станет меньше, то меньшим станет из большего?
    - Конечно, - подтвердил Кебет.
    - И слабое возникает из сильного, а скорое из медленного?
    - Несомненно!
    - Какой бы еще привести тебе пример? Если что становится хуже, то не из лучшего ли? Если справедливее, то из несправедливого? Так?
    - А как же иначе?
    Это был отрывок из диалога о взаимопереходе противоположностей. Быстро медленно, большой маленький, справедливый несправедливый и т.д.
    Платон утверждал, что душа самотождественна, в отличие от человеческого тела, и она не может умереть, ведь умирает то, что состоит из чего-то. Душа же в свою очередь не состоит не из чего. Она неделима.
    Душа — это, по Платону, причина жизни, следовательно она не может быть причастна своей противоположности, то есть смерти. Таким образом, в гносеологии Платона существует 4 доказательства бессмертия души: а) теория вырожденного знания, б) взаимопереход противоположностей, в) самотождество идеи (эйдоса) души, г) Душа, как эйдос жизни.

    7. Учение о душе и об “идеальном государстве” Платона.
    О душе я рассказал выше, так как она тесно связана с гносеологией. Здесь мы поговорим об идеальном государстве. Платон разделяет государство на 3 сословия: низшее (землепашцы, купцы, ремесленники), среднее (воины, представители исполнительной ветви власти, защищающие государство от внешних агрессивных факторов. Им не разрешается заниматься ничем иным, кроме как военным делом), однако именно правители — 3 сословие должно исходить из воинов. Правители также как и воины должны защищать государство, однако делать ей это предстоит путем знаний. Поэтому правители должны быть в свою очередь воспитаны, мудры и образованны. Такое разделение исходит из уготованных им добродетелей: мудрость - правителям, воинам - храбрость, низшим - умеренность. Связующее звено есть правда, занимающаяся справедливым распределением на группы. ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО. Правители — философы. Господствующая добродетель есть мудрость. Форма правления — аристократия, монархия.

    8.Метафизика и гносеология Аристотеля.
    Понятие метафизика тесно связана с онтологией. Первая изучает первоначала, высший разум и прочую выскодуховную хуйню и поеботу. Она не поддается никаким исследованиям, поэтому она, строго говоря овер субъективна и наукой её не назовешь. Поэтому будем рассматривать её, как часть онтологии. А онтология у Аристотеля такая. Идеи есть формы. Формы эти не где-то наверху, как у Платона, а на Земле. Формы находятся в самих вещах. И материя, и формы есть бытие. Первое потенциальное, второе актуальное. Любая материя может стать формой. Первая материя есть Прима, форма всех форм Бог. Вещь состоит из материи и формы. Для существования вещи должны соблюдаться 4 причины её возникновения:
    А) Формальная (ЧТО? ДОМ)
    Б) Материальная (ИЗ ЧЕГО? КИРПИЧИ)
    В) Производящая (ОТКУДА ПРОИЗОШЛО? СТРОИТЕЛИ)
    Г) Целевая (ДЛЯ ЧЕГО? ЧТОБЫ ЖИТЬ В НЁМ)
    АБВГ — ВЕЩЬ, СОВОКУПНОСТЬ 4-Х ПРИЧИН БЫТИЯ.
    Гносеология. Мир познается 5-ю ступенями познания:
    А) ощущение
    Б) память
    В) опыт
    Г) искусство
    Д) мудрость

    1 — Ощущения. Все животные обладают способностью ощущать. Например зрение. 2 — Память. Большинство животных обладает памятью благодаря чувственным восприятиям. 3 — Опыт. Им же обладают лишь немногие. Люди в свою очередь пользуются своими способностями ощущать, запоминать, извлекать из этого опыт, но лишь единичный, а потому и овладевать искусством (4 ступень) способны, но не все. Так ремесленники, способные извлекать опыт, не всегда могут овладеть искусством. Естественно, они имеют больше практическое значение, нежели люди, обладающие искусством, однако, они, зная “что”, не знают “почему”, в то время как владеющие искусством знают “почему”. Всё же опыт не менее важен для, например, тех же врачей, ибо, зная лишь причину заболевания, но не имея опыта, врачи часто ошибаются. Но всё-таки искусство Аристотель возносит выше опыта, потому что человек опытный не способен опять-таки объяснить причину, а следовательно, научить. Мудрость — знание первых 4 причин

    9. Этика и политика Аристотеля.

    Этика – учение о морали.
    Никомахова этика, Большая этика, Евдемова этика — три сочинения Аристотеля. Он утверждал, что всякий человек стремится к благу. Эвдемонизм — счастье. Блага бывают трёх типов:

    А) телесные (Здоровье, красота)

    Б) внешние (Общественные, семья)

    В) Для души (добродетель).

    Добродетель – золотая середина между двумя крайностями порока. Например, золотая середина между скупостью и расточительностью есть счастье. Аристотель выделяет 11 добродетелей: Мужество,умеренность, щедрость, великолепие, Великодушие, честолюбие, Ровность, правдивость, Любезность дружелюбия, справедивость.

    Аристотель изучал труды Платона Издал свой философский труд с таким же названием политика. Аристотель выделяет шесть форм правления. Я перечислю их от худшей до лучшей: Тирания, олигархия, демократия, монархия, аристократия, полития. Извините ребят что-то я больше ничего не нашел :-(

    10. Общая характеристика и периодизация средневековой философии.

    Существует множество мнений о начале средневековой философии. Наш препод утверждает, что она шла от II до ХIV в н.э.

    Общие характеристики

    Средневековой философии

    (периодизация: 5 (1) — 14 (15) вв.)

    1.Господство религиозного мировоззрения, преобладание веры над знанием; философия (наука) обслуживает богословие.

    2.Теоцентризм (в т.ч. супранатурализм, креационизм (Бог сотворил все из ничего), провиденциализм (Бог предвидел все, что произойдет) и эсхатологизм)

    З.Символизм (мир — божественная книга)

    4.0пора на авторитеты (Писания, Апостолов, Отцов церкви и пр.) и преследование инакомыслия (ересей, языческих верований, античной науки)

    5.0ппозиция духа (души) и тела

    • 12. Проблема веры и разума возникла еще с апологетов, пытавшихся средствами разума доказать истинность христианских догматов – положений, в которые надлежит верить.

      Возможные соотношения разума и веры:

      1) Вера выше разума. «Верю чтобы понимать»

      Схоластическое направление базировалось на идее Августина о том, что вера и разум не исключают, а дополняют друг друга: вера дает разуму истины, которые он затем должен прояснить, т.к. в проясненные истины человек крепче верит («Верю, чтобы понимать»). Поэтому многие схоласты полагали, что возможен синтез философии и теологии, т.е. гармония между верой и знанием при приоритете веры (Фома Аквинский).

      Аврелий Августин считал, что мы должны обладать верой для того, чтобы с помощью разума познавать мир и Творца.

      Человек обладает разумом и верой. Высшая истина воплощена в Откровении и дается человеку через веру, разум нужен человеку в первую очередь для того, чтобы глубже понимать истины веры.

      2) Разум выше веры. «Понимаю, чтобы верить» Пьер Абеляр

      Пьер Абеляр считал, что рациональное освоение мира приводит нас к вере. Исходным пунктом любого исследования Абеляр считал сомнение, и дело ученого состоит в том, чтобы, следуя путем разума, перейти от сомнения к истине. Это возможно только при последовательном и правильном применении диалектики (логики).

      3) Разум и вера не имеют ничего общего. «Верую, ибо нелепо» Квинт Септимий Тертуллиан

      Мистическое направление было задано формулой Тертуллиана «Верю, ибо абсурдно»: вера исключает разум и не нуждается в нем, вера в Христа и человеческое разумение не совместимы. Поэтому, чтобы прийти к Богу, не нужна никакая философская ученость, достаточно одной веры.

      4)Гармония веры и разума. Разум не является слугой теологии, у него имеются собственные методы и цели. Но, в конечном счете, деятельность разума, все его дос тижения служат более глубокому пониманию истин веры.

      Мусульманский философ Аверроиспредложил для решения проблемы знания и веры теорию «двух истин». Согласно ей истины науки выше истин религии, но истины науки способны понять немногие, для всех же остальных религиозные идеи полезны, поэтому они имеют право на существование и их не стоит публично опровергать.

      ✓ Концепция двойственной истины в самой радикальной форме была высказана Уильямом Оккамом: между верой и разумом, философией и религией нет и не может быть ничего общего, поэтому они полностью независимы друг от друга и не должны друг друга контролировать. В дальнейшем эта мысль об автономии разума привела к формированию атеистического мышления и способствовала становлению науки как самостоятельного вида деятельности.

    • 13. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА — выдвинутые идеалистической философией логические доказательства главного догмата религии — веры в существование бога

      Доказательство бытия Бога в концепции Ансельма Кентерберийского.

      На его взгляды оказал сильное влияние Августин Блаженный. Как и Августин, Ансельм уверен в том, что разум не всегда способен обосновать истины веры, важнейшей его задачей Ансельм полагает доказательство существования Бога. Ансельм предложил четыре доказательства бытия Бога.

      1-е доказательство Ансельма сводилось к понятию абсолютного, совершенного Добра и Блага. Благо проявляется в самых различных фактах бытия. Но оно должно существовать и само по себе, как независимое благое существо. Это Существо и есть Бог.

      2-е доказательство связано с причинностью вещей в природе. Всякая вещь в мире имеет причину. Мир же, как сумма вещей, тоже должен иметь причину, но такую, которая сама была бы уже беспричинна и обладала творческой мощью, то есть сама была бы способна стать причиной. Эта безусловная конечная первопричина и есть Бог.

      3-е доказательство заключается в понятии и различении степеней совершенства. Один предмет совершеннее другого, а раз есть сравнительное совершенство, то должно быть и несравненное совершенство, которое есть Бог.

      4-е доказательство Ансельм излагает следующим образом: «Даже безумец должен признать, что в его уме есть идея о существе, выше которого нельзя представить себе ничего... И, несомненно, что этот объект, выше которого нельзя представить ничего, пребывает не в одном только уме, потому что если бы он пребывал только в уме, то можно было бы, по крайней мере, предположить, что он пребывает также и в действительности. И такое условие делает существо высшим, чем существо, пребывающее только в мышлении... Поэтому-то наверняка существует такое существо, выше которого ничего нельзя представить ни в мышлении, ни действии».

      Бог превосходит по величине все мыслимое. Значит он существует вне нас и вне этого мира

      Доказательства бытия Бога в философии Фомы Аквинского

      Сформулировал пять доказательств бытия (существования) Бога.

      1)Недвижимый движитель

      Ничто не может начать движение само по себе, для этого необходим первоначальный источник движения. Что — то произвело первое движение , и этим чем -то может быть только бог.

      2)Беспричинная причина

      Ничто не является собственной причиной. Каждому следствию предшествует причина. Должна существовать первая причина, ее и называют богом.

      3)Космологическое доказательство.

      Должно было быть такое время , когда физических объектов не существовало. Но поскольку в настоящее время они существуют, должна быть некая не физическая сущность, вызвавшая их существование; эта сущность и есть бог.

      4)Доказательство от степени совершенства.

      Мы замечаем, что все в мире различно. Существуют различные степени, скажем благодати или совершенства. Мы судим о степенях, только сравнивая их с абсолютным максимумом . Поэтому в качестве образца совершенства должен существовать другой абсолютный максимум благодати — мы называем этот максимум богом.

      5) Телеологический аргумент, или доказательство от божественного замысла (От целесообразности). Существующие в мире объекты, и особенно живые организмы, производят впечатление созданных с определенной целью.

      Ничто нам известное не выглядит намеренно сотворенным, если оно не сотворено. Соответственно, существуют творец, и имя ему бог.
    •   1   2   3   4


    написать администратору сайта