Главная страница
Навигация по странице:

  • Френсис Бэкон (1561-1626 гг.)

  • Философия. Понимание философии Древней Греции. Разделы философии


    Скачать 61.36 Kb.
    НазваниеПонимание философии Древней Греции. Разделы философии
    АнкорФилософия
    Дата08.06.2022
    Размер61.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия.docx
    ТипДокументы
    #576656
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    15. К XV веку средние века себя исторически исчерпали. В недрах средневековья зарождались иные, капиталистические, отношения, складывались национальные государства. На смену отживающей эпохе шла новая – эпоха глубоких социальных конфликтов: движение Реформации и католическая реакция на него, крестьянская война в Германии, нидерландская буржуазная революция. Радикально менялись экономиче ские, социальные и политические условия жизни людей. Эпоха Возрождения – эпоха развития естествознания, великих географических открытий.

    Необходимо было создать другое мировоззрение, которое более удовлетворяло бы идейным запросам новой эпохи, в которой человек был бы более сво бодным и значительным существом. Однако такое мировоззрение суще ствовало в античности, и вместо того, чтобы формировать но вые идеи, возможно было вспомнить или возродить в духов ном смысле греко-римскую древность. Этим и занялась фи лософия рассматриваемой эпохи, вошедшей в историю под названием Возрождения.

    Философии эпохи Возрождения свойственны следующие особенности.

    1. Возрождение – наследие античной философии (или Ренессанс – от фр. Возрождение). Представители этой эпохи впервые предложили деление истории на древнюю, средневековую и новую. Десяток столетий, прошедших с падения античности, гуманисты презрительно назва ли средними веками, то есть ни на что не годным, недостойным и бессмысленным временем. С легкой руки гуманистов мы до сих пор делим историю на древнюю, средневековую и но вую, хотя в понятие «средние века» давно уже не вкладываем тот наполненный духом пренебрежения и отрицания смысл, который видели в нём представители культур ной жизни Возрождения.

    2. Антропоцентризм. Человек в короткий срок, совершив грандиозный научно-технический рывок, увеличил свою мощь, стал менее зависеть от условий внешнего мира, почувствовал себя более свободным и уверенным. А потому старая христианская док трина, по которой он вместе со всем миром — всего лишь творение Бога и целиком подчиняется ему, почти не принадлежа себе, перестала соответствовать изменившимся историческим условиям. Человек становится не создани ем потустороннего Творца, а частицей несотворенной, а потому вечной природы. Постановка человека в центр рассмотрения, взгляд на него как на телесное, разумное, деятельное существо, как на самое совершенное существо мироздания, видение главной задачи наук и искусств в изучении человека и постижении его природы – главная особенность рассматриваемой эпохи.

    3. Гуманизм или «человечность». Если в средние века духовная жизнь характеризовалась теоцентризмом (от «Бог в центре») – представлением о Боге как о высшей, предельно со вершенной и единственно достойной внимания реальности, то в эпоху Возрождения на место Бога был поставлен человек, а представителей философии, искусства и науки, ис поведовавших идеи антропоцентризма, стали называть гумани стами (от латинского слова «гуманус» – человеческий). Стремление к изучению человека и созданию достой ных его условий жизни, уважение к достоинству и правам личности находятся в центре внимания гуманистов.

    4. Антиклерикализм. Выражается как направленность философских сочинений против офици альной церкви (но не против христианства). Нередко утверждалось, что церковь извратила подлинное учение Иисуса Христа, поэтому необходимо возродить идеи «первоначального» христианства.

    5. Секуляризация. Появление антропоцентризма и гуманизма знаменовало собой разрыв многовековой связи человека с Богом, отделе ние их (в идейном смысле) друг от друга, которое называется секуляризацией (от латинского слова «секулярис» – отдель ный). Причем происходило не только отделение человече ского от божественного, светского (нерелигиозного) от религиозного, но и постановка человека на место Бога, а зна чит, вытеснение последнего. Вспомним, что средневековое представление о Боге как потусторонней и вечной реальности и о мире как творении называется теизмом. Поэтому, чтобы секуляризовать (т.е. потеснить) Бога, надо было каким-то образом видоизменить теистическую доктрину (теорию).

    6. Пантеизм. Первым способом секуляризации становится пантеизм — представление о тождественности природы и Бога. Весь окружаю щий мир и есть безличное, т.е. везде и во всем находящееся бо жество. Важно, что в таком воззрении автоматически исключа ется акт творения: если Бог и природа — одно и то же, значит, он никак не мог ее сотворить и ни в коем случае не является первичным по отношению к ней. Напротив, Бог и природа в пантеизме равны друг другу, совечны, а значит, природа, буду чи несотворенной и не подлежащей уничтожению, наделяется свойством бесконечности. В пантеизме умаляется роль Бога, но возрастает роль природы и человека как ее частицы.

    7. Деизм. Вторым способом секуляризации был деизм — представле ние, по которому Бог создал мир, наделил его законами и само устранился, подобно тому, как часовой мастер собрал механизм, завел его и ушел, а часы идут сами по себе. Наш мир развивается далее по своим собственным за конам без всякого божественного вмешательства. В деизме из совершенства Бога выводится полное отсутствие его влияния на человече скую жизнь.

    8. Атеизм. Треть им способом секуляризации является атеизм – утверждение о том, что Бога вообще нет и не может быть – нигде, никак и ни когда. Пантеизм был еще в древности, деизм появился прибли зительно в XVI веке, а атеизм – в XVII-XVIII вв. Возрождение проходило под идейными знаменами пантеизма, тем более, что античность, которой всячески подражали в данную эпоху, всецело была пантеистической. Поэтому деизм и атеизм – это идейные явления более позднего времени, в период Возрожде ния их, скорее всего, еще не было, однако секуляризация, на чавшись в XIV-XV вв., продолжалась очень долго, идеи антро поцентризма не были исчерпаны за два-три столетия Возрож дения. Правильнее было бы говорить, что в это время они только зародились.

    Философия эпохи Возрождения охватывает период с XIV в. по первую половину XVII в. В эволюции философии эпохи Возрождения можно выделить следующие периоды:

    – гуманистический или антропологический(XIV – середина XV вв.) – интерес к человеку в его отношениях с миром. Основные представители: Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Л. Валла;

    – неоплатонический (середина XV – первая треть XVI вв.) – постановка широких онтологических проблем. Представители: Н. Кузанский, М. Фичино, П. Мирандола;

    – натурфилософский (вторая половина XVI – начало XVII вв.) – поднимались проблемы бесконечности Мироздания, Космоса, Вселенной, вопросы природы и божественного начала. Представители: Б. Телезио, Ф. Патрици, Н. Коперник, Д. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей.

    16. Философия рационализма

    Философия эпохи Нового Времени охватывает промежуток с XVII—XIX века, однако ключевым является XVII век. Именно в это время зародилось противостояние главенствующих методов познания, рационализма и эмпиризма.

    Рационализм — это метод познания мира, в основе которого лежит разум. Главными сторонниками этого направления были: Декарт, Спиноза и Лейбниц. Они основывались на том, что знания начинаются с врождённых идей, а познание мира осуществляется процессом мышления. Во главе рационалистического метода находиться дедукция, которая подразумевает переход от знания общего к знанию частного.

    Основой познания, по утверждению Декарта, должно быть сомнение во всем, в чем можно усомниться. У Декарта сомнение – не цель, в отличии от античных скептиков, а только средство познания. Он писал, что можно сомневаться во всем, даже в самом очевидном, но невозможно сомневаться в факте самого сомнения. Сомнение же есть свидетельство мысли, а мышление, свидетельствует о собственном существовании: «Я мыслю, следовательно, я существую».

    Бенедикт Спиноза, являясь последователем Декарта, считал, что существует некая материя, являющаяся причиной самой себя. У неё есть для этого все необходимые свойства – мышление и протяжение, являющиеся двумя важнейшими атрибутами единой субстанции, которую Спиноза называл Природой, или Богом. Иначе говоря, Бог и природа, считает он, по сути, одно и то же. В своём главном произведении «Этика», построенном по геометрической модели, он исследует первоначальную природу мира и бытия путём доказательств, которые построены на определениях и аксиомах, изложенных в его работе. 

    Немецкий философ и математик Готфрид Лейбниц, отстаивал рационализм с позиции объективного идеализма. Считал, что мир состоит из порожденных Богом мельчайших монад – духовных единиц, обладающих активностью, которые делил на «низшие» (у неживой природы и растений), «средние» (у животных), «высшие» (у человека). Единство и согласованность монад есть результат предустановленной Богом гармонии. Элементы диалектики содержатся в положении Лейбница об иерархической взаимосвязи монад различного уровня, возможности перехода их от более низкого уровня к более высокому, что и является собственно развитием.

    Представление рационалистических систем сводится к высокой роли человека в природе, после Бога, и исключительной возможности понимания происходящих процессов, на основании врождённых идей и глубокого мыслительного анализа (разума) с использованием дедукционного подхода.

    17. Философия эмпиризма в эпоху Нового времени

    Эмпиризм - направление в теории познания, признающее чувственные ощущения источником знания и предполагающее, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого ощущения, либо сведено к нему. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII—XVIII вв. Основными представителями эмпиризма являются: Френсис Бекон, Джон Локк, Томас Гоббс.

    Основателем эмпиризма английской философии Нового Времени является Ф.Бекон. Характерной чертой эмпиризма является опора на опыт в научном познании. Именно опыт считается источником знания. Индукция — это главный метод научного познания. Индукция должна быть продуктивной, приводить к выводам, которые помогают познать окружающий мир. Индукция проводит анализ опыта и выводит различие между элементами. Бекон, считал, что наука должна быть не просто количественной, т.е. приводить не к увеличению знания, но к систематизации и углублению знания. Индукция восходит от частного к общему. Общие явления выводятся с помощью абстракции из единичных фактов, и так выявляется путь к истине. Гносеологические посылки строятся на чувственном познании мира. Факты, собранные в опыте, должны быть осмыслены разумом и индуцированы в научную теорию. Таким образом, чувственный эмпиризм Бекона не абсолютен, так как чувственное познание должно оценивать эксперимент. Эмпиризм - есть опыт, основанный на эксперименте, это есть разновидность логики, основанной на индукции. Гоббс и Локк пытаются преодолеть разобщенность между эмпирическим и рациональным познанием. Источником познания остается опыт, основанный на эксперименте или чувственном восприятии. Но рациональное познание необходимо для обобщения материала эксперимента, для перехода к суждениям, для установления связи между вещами, а также для получения бесспорного знания.

    Онтологической характеристикой эмпиризма - является материализм.

    Френсис Бэкон (1561-1626 гг.)

    Френсис Бэкон является основателем европейского эмпиризма. Бэкон стал первым, кто перенес идеи механики, физики и метафизики из естествознания в философию. Позиция Бекона в отношении философии заключается в том, что философия должна быть наукой о реальном мире, а не об абстрактных категориях. Главная задача науки и философии по Бекону — это изучение природы. Он постулирует тезис "Знание - сила".

    В своём произведении "О достоинстве и приумножении наук" Ф. Бэкон классифицирует науки. Критерием классификации являются способности человека:

    1. История связана с памятью;

    2. Поэзия ассоциируется с воображением и фантазией;

    3. Философия связана с разумом;

    Предметом философии, по мнению Ф. Бэкона, являются: бог, природа и человек. Природа в философии Бекона состоит из первоначал. Эти первоначала представляют собой воспринимаемые человеком качества вещей. Существуют однородные простые качества, например, свет или цвет. Комбинация простых качеств есть природа. Бекон считал, что истинная природа вещей воспринимается нами через ощущения и проявляется через формы. Формы — это изначальное вещественное качество. Форма есть причина появления природы. Следовательно, основа вещей есть материальное качество.

    Метод познания Бекона опирается на чувственный опыт. Предметом познания становится чувственно воспринимаемая материя. Бекон выделял душу чувственную и рациональную. Разумная душа дарована человеку Богом. Чувственная душа исходит из тела, и имеет природное происхождение. Разумную душу должна постигать теология, чувственная душа должна стать предметом изучения философии. Познание мира является важным фактором превосходства человека над окружающим миром и природой. Бекон развивает эмпиризм как форму познания. Он видел источник знаний в опыте. Процесс познания — это отражение внешнего мира в сознании человека. Эмпириков он сравнивал с муравьями, которые собирают и пользуются собранными данными. Рационалистов он сравнивал с пауками, которые выдавливали истину из самих себя. Бекон считал, что надо быть мыслящим эмпириком и сравнивал себя с пчелой.
    По Бекону индукция — это главный метод научного познания, Индукция должна быть продуктивной, приводить к выводам, которые помогают познать окружающий мир. Она проводит анализ опыта и выводит различие между элементами. Индукция восходит от частного к общему. Общие явления выводятся с помощью абстракции из единичных фактов, и так выявляется путь к истине. Истинная индукция должна не просто обобщать факты, но делать правильные выводы, приводить к классификации знания. Метод познания Ф. Бэкона является опытно-индуктивным методом - основными средствами познания он считал опыт и индукцию.

    Бекон ввёл концепцию теории идолов, в которой пытался ответить на вопрос, почему выходит так, что научное познание не отвечает на практические потребности человека? Идолы — это человеческие представления или предрассудки. Эти идолы сидят в сознании людей и приводят к искажению реального мира в сознании людей. Бэкон выделяет четыре вида идолов:

    Врожденные:

    1. Идолы рода. Источником является естественное несовершенство человеческого разума, который предполагает больший порядок в вещах и явлениях, чем тот, который есть на самом деле. Это есть неправильные представления человека о мире, природе, обществе. Они являются результатом природной ограниченности нашего ума и наших органов чувств. Люди пытаются переместить свою природу на природу вещей вместо того, чтобы соотносить природу вещей со своим восприятием.

    2. Идолы пещеры — это искаженные представления отдельного человека. У каждого человека есть свой субъективный мир. Здесь Бекон обращается к аллегории пещеры, который использовал Платон. Каждый человек смотрит на мир, как бы из своей пещеры, т. е. воспринимает мир через призму своего индивидуального восприятия.

    Приобретенные:

    1. Идолы рынка - искаженные представления человека, которые порождаются употреблением слов. Каждое слово является прообразом предметов, которыми мы оперируем в мышлении. Придумав язык, человек все равно что создал вторую реальность, которая хоть и относится к миру вещей, но может его искажать.

    2. Идолы театра — это ложные представления, которые человек заимствует из разных философских систем. Поэтому к любой концепции надо относиться критически.

    Томас Гоббс (1588-1679)

    Гоббс был последовательный материалист. Основой бытия соответственно он считал материю. Он исходил из принципа вечности и неуничтожимости материи. Однако отдельные тела материального мира носят временный характер и обладают протяженной формой. Материя наделена количественными и качественными свойствами, такими как цвет, например, или запах. Однако качественные свойства зависят от субъективного восприятия. В результате сама материя оказывается качественно однородна и бесцветна (эти свойства являются продуктом субъективного восприятия). Такое же механистическое отношение у Гоббса было и к движению. Движение он рассматривал с точки зрения математики и механики как простое перемещение тел из одной в другую точку пространства. Пространство и время Гоббс рассматривал как атрибуты материи.

    Философию Гоббс считал высшей формой мышления. Философия по средствам мышления освещает дорогу к истине. Философия, по мнению Гоббса, опирается на рациональное мышление. Гоббс хотел создать новый метод познания, подобно тому, как это сделал Бекон. Он так же, как и Бекон, является сторонником эмпирического познания. Чувственный опыт является основой в процессе познания вещей. Ощущения в гносеологии Гоббса стали единственным источником познания действительности. С помощью эмпирического познания собираются факты. Затем этот материал должен быть обработан разумом для того, чтобы установить причинно-следственные факты. Философия, таким образом, должна опираться на твердый фундамент разума. Гоббс подчеркивает всеобщность математического метода в познании. Математические операции являются основой рационального познания. Гоббс дает материалистическое определение истине — это суждение человека, правильно отражающее вещи и их причинно-следственные связи. Истина возникает в суждениях и не относится к самим объектам или нашей интуиции.

    Джон Локк (1632-1704)

    Главное внимание в философии Локк уделяет проблемам познания. Методологическая основа гносеологии Локка — это чувственно воспринимаемая эмпирия. Локк считал, что общее знание опирается на чувственный опыт. Именно опыт - основа истины. Его учение является ярой критикой рационализма Декарта. Локк отрицает врожденные идеи Декарта. Локк считает, что душа человека — это чистый лист, чистая доска. Этот чистый лист в процессе жизнедеятельности человека и его развития заполняется письменами на основе опыта. Опыт — это воздействие предметов материального мира на наши органы чувств. Опыт, следовательно, является основой всякого познания. Но Локк делает различие между внутренним опытом, который основывается на процессе размышления и рефлексии отдельного человека, и опыт внешнего, обретенного посредством восприятия чувственного окружающего мира. Следовательно, основанием идей и теорий является внутренний опыт. Однако и внутренний и внешний опыт ведет только к возникновению простых идей. Для получения сложных идей нужно размышление, размышление — это способность души. С помощью размышления из простых идей получаются сложные общие идеи, например идеи пространства, времени, субстанции. Важный элемент в теории познания Дж.Локка — это теория первичных и вторичных качеств. Качества - первичные и вторичные - возникают потому, что на наши органы чувств воздействуют предметы материального мира. К этим первичным качествам относятся масса, движение. Вторичные качества связаны со спецификой наших органов чувств. С этим связно то, что мы особым образом (индивидуально) воспринимаем вкус, цвет, запах. Он считает, что познанию подлежат номинальные сущности — это воспринимаемые качества вещей - свет, цвет, твердость. Реальные сущности — это частички, составляющие природу вещей. Эти сущности непознаваемы.

    Локк выделяет две ступени познания:

    1. Бесспорное знание — это продукт нашей рефлексии, которая исходит из внутреннего опыта.

    2. Правдоподобное знание — это результат эмпирического опыта.

    Локк отрицает абсолютизм, постулируемый Гоббсом. Локк исходит из естественного состояния общества. Но это не есть война всех против всех. Это, напротив, состояние равенства, в котором власть и права есть у всех.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта