ВопФил. 1. Философия, её предмет и роль в обществе
Скачать 182.06 Kb.
|
7. «Антропологический переворот» в античной философии: софисты и Сократ.Софистов большего всего волновали проблемы политики, этики, государства, права, языкознания, риторики, логики. Софисты совершили антропологический переворот в философии: произошел переход в исследованиях от проблем бытия и природе к изучению человека и общества. Символом этой революции является известный тезис Протагора «Человек есть мера всех вещей», который трансформировался в идею о том, что каждый человек имеет свою собственную истину. Софисты и софистика: Протагор, Горгий, Продик. В своем стремлении к убедительности, софисты доходили до идеи, что можно, а нередко нужно, доказать все, что угодно, и также что угодно опровергнуть, в зависимости от интереса и обстоятельств, что приводило к безразличному отношению к истинности в доказательствах и опровержениях. Так складывались приемы мышления, которые стали именоваться софистикой. Сократ. Повторным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469-399т до н.э.). Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Если прежде принципы просто постулировались, то Сократ критически и всесторонне обсуждал всевозможные подходы. Сократ применял так называемое повивальное искусство, именуемое майевтикой – искусство определять понятия при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные. С именем Сократа связан так называемый «антропологический поворот» в философии. Сократ видел назначение философии в познании самого человека и в содействии ему стать счастливым. Счастье человека заключается в добродетельной жизни. Чтобы жизнь стала добродетельной, человек должен познать самого себя, т.к. знание природы, Космоса не подвигает человека к счастью. Следовательно, философия должна учить мудрому образу жизни, а не многознанию. Сократ делает философию практической: философия должна учить человека нравственному поведению, побуждать его к правильным поступкам и действиям. О существовании разумной души мы узнаем через знание, которое продуцирует душа. Разумность души –ее способность познать –существует в форме знания. Таким образом, философия оказывается знанием о знаниях, а также знанием и о незнании: познать самого себя означает выявить и свое незнание о самом себе. Нельзя доказать те истины, которые излагают досократики. Главная мысль антропологического поворота заключается в следующем: «Познай самого себя». Философия Сократа –это философия поступка. Но философское знание только в том случае будет формировать добродетель и предохранять человека от дурных поступков, если оно само по своей сути, природе тоже будет нравственным. В этом случае философское знание послужит гарантией нравственного поведения. Философия, по мнению Сократа, не является плодом простой рефлексии, она результат нравственной деятельности. Значит, чтобы быть счастливым, надо познать самого себя. Знать самого себя –значит, знать свою душу, свой разум. 8. Философская система Платона.Платон(427 – 347 гг. до н.э.). Платон был учеником Сократа. Космология. Главной идеей космологии Платона является творение Космоса, основанного на порядке из первобытного Хаоса. Онтология. Платон характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию Бытие Платона – это идеальное бестелесное образование, одушевленное и одухотворенное. Он рассматривает материальные вещи только в их эмпирическом существовании. Для всякой вещи существует идея, ее смысл, которая для каждого определенного класса вещей одна и та же и обозначается одним именем. Платон считает, что без обобщения, обращения к идеям обойтись в философии невозможно, т.к. это единственный путь объяснения многообразия мира, его чувственно-эмпирической неисчерпаемости. Идеи Платон называет сущностями (греч. «сущность» - от глагола «быть»). Теория идей. Одно из важных положение платоновской онтологии состоит в разделении действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. Первичным «истинно существующим» Платон называл мир вечных, неизменных, самостоятельно существующих сущностей – идей. Мир идей – это мир нематериальный. Он вне пространства и времени, он всегда есть и никогда не изменяется. Мир идей – вечный, несотворимый и неуничтожимый. Это мир сущностей вещей. Вторичным, производным от них, он называл все многообразие чувственно воспринимаемого мира. Из двух существующих миров истинный – это мир идей. Идеи – причина вещей и причина нашего материального мира в целом, но они не присутствуют в мире. Они пребывают в душе человека. Материя,по Платону, это первичный материал, то, из чего создаются все чувственно существующие вещи. Платон считает, что материя может принять любую форму, потому что она совершенно бесформенна, неопределенна . Душа человека. Платон считает, что условием нравственных поступков является истинное знание. Этим истинным знанием, в принципе, обладает душа. По учению Платона, душа состоит из трех частей: 1)разумной; 2) пылкой (волевой); 3) чувственной. Гармоническое сочетание всех этих трех частей души, при ведущей роли разума, дает начало добродетели справедливости. Платон считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа, по Платону, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса познания,по Платону,состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала. Вещи человек познает, а идеи «припоминает». Душа может «припомнить» те истины, которые она получила до вселения в человеческое тело. По Платону государство должно быть тоталитарным. Чел-к существует для гос-ва. Власть гос-ва над чел-ком всеобъемлюща. Для каждого сословия должна быть своя система образования. Он выделял три сословия: - философы (носители мудрости) – управляющие. - стражи (воины и чиновники) – защищающие гос-во от внешних и внутренних врагов. - работники (крестьяне и ремесленники). |