ВопФил. 1. Философия, её предмет и роль в обществе
Скачать 182.06 Kb.
|
12. Средневековая схоластическая философия. Фома Аквинский и его философско-богословская система.Схоластика — система фил. мысли, зародившаяся в монастырских школах и направленная на рациональное осмысление христианского вероучения и доказательства бытия Бога..Для схоластики характерно восприятие Библии как нормативного текста, абсолютной истины. Схоласты подразделяли знание на два вида: • сверхъестественное, даваемое в откровении (то есть то, что имел в виду Бог в Библии); • естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то есть то, что сумел человек "расшифровать" из текста Библии, как он понял идеи Бога). В средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления - номинализм и реализм. Реализм - направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятие — универсалии. Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо. Номинализм — направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. К числу номиналистов принадлежали Росцелин, Пьер Абеляр, ДунсСкот. Фома Аквинский. Томизм-официальная доктрина католической церкви. Доказательства существования Бога: 1. Доказательство через движение. Бог оказывается первопричиной всего движения. 2. Доказательство через производящую причину. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог. 3. Доказательство через необходимость. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог. 4. Доказательство от степеней бытия — люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог. 5. Доказательство через целевую причину. Существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире, — это Бог. 13. Гносеологическая проблематика в философии позднего средневековья. Номинализм и реализм.В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно. Реализм – направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т.е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие – универсалии. Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, не зависимое от отдельных вещей и человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления общих понятий. Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо. Номинализм (от лат. nomen – имена) – направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного писания. К числу номиналистов принадлежали Росцелин, Пьер Абеляр, Дунс Скот. Номиналистические идеи Иоанна Росцелина касались различения Божественных Персон (три Божественные ипостаси есть только слова; имя “Бог” есть имя субстанции, а не ипостаси, то есть оно изобретено для обозначения природы субстанции, а не Лица). Реалисты Ансельм Кентерберийский и Гильберт Порретанский определяли универсалии через тождество субстанции: различные между собой по форме вещи в основе своей имеют одну и ту же субстанцию. Гильом из Шампо определял универсалии как тождество субстанции в силу ее статуса, хотя единичные вещи различаются между собой не только формами, но личностной сущностью, что делает субстанции тождественными не по сущности, а в силу безразличия. Петр Абеляр полагал, что универсальная вещь как вещь не может существовать, ибо это была бы противоречив |