Главная страница

ВопФил. 1. Философия, её предмет и роль в обществе


Скачать 182.06 Kb.
Название1. Философия, её предмет и роль в обществе
Дата01.06.2022
Размер182.06 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВопФил.docx
ТипДокументы
#562984
страница25 из 31
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   31

40. Культура и ее социальные функции. Культура и цивилизация. Основные культурфилософские концепции.


Ценность – понятие, используемое в философии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценность является не свойством какой-либо вещи, а отношением человека к этой вещи. Аксиология– философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира

Природа ценностей философии понималась по-разному. Платон считал, что ценности носят абсолютный характер, софисты полагали, что ценности относительны и индивидуальны. В Средние века ценности связывали с божественной сущностью и приобретают религиозный характер. По Канту человек существует в двух мирах: свободы и природы. Мир свободы — мир ценностей. Новое время акцентировало внимание на ценностях науки.

Подходы к объяснению природы ценностей: а) натуралистический психологизм — ценности носят объективный характер, ценности кроются в природе; б) аксиологический трансцендентализм — ценности есть идеальное бытие, проявление эмоций, предпочтений (Брентано); раскрывает ценности не как объективную реальность, а как идеальное бытие. Они независимы от человеческих желаний. Это такие ценности, как добро, истина, красота, имеющие самодоста­точное значение.ценность — это не ре­альность, а идеал, носитель ее — «сознание вообще», т. е. тран­сцендентальный (потусторонний, запредельный) субъект. В действительности сами по себе ценности в природе не существуют. Ценности представляют собой субъективное отношение человека к миру и возникают при взаимодействии человека с внешним миром

Ценность - это интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения. Характер самой интерпретации определяется той философией, которую использует субъект. Классификация ценностей: С формальной точки зрения ценности делятся на позитивные и негативные, на относительные и абсолютные, на объективные и субъективные.

По содержанию различаются религиозные, правовые, нравственные, познавательные, политические, эстетические, художественные. Предметные ценности связаны с целью, духовные - со смыслом поведения. Духовные ценности включают в себя познавательные, эстетические и нравственные.

Виды ценностей: подсознательные, осознаваемые, сознательно-социальные, позитивные, негативные, фальшивые, реальные, исключающие друг друга, совместимые, фоновые, локальные, глобальные, индивидуальные, групповые, общественные, общечеловеческие. За традиционной классификацией ценности разделяют на материальные (ценности, которые существуют в форме вещей — одежда, продукты питания, техника, храм, картина) и духовные — моральные, религиозные, художественные, политические и др.

41. Природа ценностей и их классификация.


Понятие и природа ценностей

Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios — ценность и logos — учение). Но прежде чем сложиться в ее современном виде, эта теория прошла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она и формировалась.

В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии.

Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В средние века они связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.

Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей. Ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека извне. Они формируются в процессе его социализации и носят динамический характер. В этой связи следует сказать, что весь жизненный опыт человека и система его знаний непосредственно влияют на характер его ценностей. Одно и то же вино будет оцениваться по-разному и представлять различную ценность для дегустатора вин и для другого человека. Это же можно сказать и об отношении к Богу верующего и атеиста.

Классификация ценностей и их виды:

1.Ценности могут различаться по признаку - что оценивается и на основании чего нечто оценивается. В связи с этим выделяют:

а) предметные ценности – т.е. явления реальности, обладающие определенной значимостью для субъекта. К ним относят:

- природные объекты, процессы и явления;

- социальные объекты;

б) субъектные ценности – способы и критерии, на основании которых оцениваются те или иные явления. К ним относятся:

- установки, оценки, императивы, запреты цели, проекты, выраженные в форме нормативных представлений

2. Ценности отличаются друг от друга и по тому, с какой сферой социума они связаны. В связи с этим различают: моральные, художественные, утилитарные, научные и иные ценности.

3. Ценности могут различаться по степени общности, т.е. по тому, для какого количества субъектов то или иное явление обладает значимостью. В связи с этим выделяют:

- просто ценности;

- групповые ценности (национальные, религиозные, половые, возрастные);

- общечеловеческие.

4. Ценности могут различаться по тому, насколько они признаются субъектом в качестве собственных целей и принципов или просто принимаются как нечто, диктуемое внешним обстоятельством. В связи с этим можно выделить:

- внешние ценности;

- внутренние ценности.

5. Ценности различают и по тому, насколько они значимы для самих основ жизнедеятельности человека, для выражения сущности его потребностей и ориентации. В связи с этим выделяют:

- абсолютные или вечные ценности (константы);

- ситуативные, переходящие ценности или конкретно исторические формы ценностей и ценностных ориентации (эмпирические переменные).

6. Ценности различают и по тем функциям, которые они выполняют. В связи с этим выделяют ценности, как способ ориентации, ценности как средство контроля в социальных группах, ценности как функционально необходимые нормы при создании и поддержании социального продукта и т.д.
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   31


написать администратору сайта