ВопФил. 1. Философия, её предмет и роль в обществе
Скачать 182.06 Kb.
|
36. Основные категории диалектики.37. Законы диалектики.Закон единства и борьбы противоположностей Закон единства и борьбы противоположностей проявляет причину и источник развития. Источником развития является внутренняя противоречивость предметов и явлений. Противоречие является отношением между диалектическими противоположностями. Различают формальные противоположности, не имеющие внутренней связи, и противоположности диалектические – такие стороны единой сущности, которые являются и взаимоисключающими и, взаимодополняющими друг к другу (например, наследственность и изменчивость, дифференциал и интеграл, ассимиляция и диссимиляция, анализ и синтез и т.д.). Единство противоположностей – это их взаимопроникновение и нераздельность, принадлежность к одной сущности. Борьба – их взаимоисключение в рамках единого целого. Взаимодействие противоположных сторон и является источником самодвижения, импульсом развития определенной сущности. Закон перехода количественных изменений в качественные Иначе этот закон называют законом взаимоперехода количественных и качественных изменений. Он раскрывает механизм развития, механизм появления нового, ранее существующего. Основными категориями, раскрывающих суть этого закона, является понятие количества, качества, меры и диалектического скачка. Количество – внешняя определенность предмета или явления, которая определяется в величинах и числах. Качество – внутренняя определенность предмета, сложившаяся совокупность его свойств и признаков. Мера – такое единство количественных и качественных параметров предмета, в рамках которой данное качество еще не меняется. Диалектический скачок – нарушение меры и преобразования данного качества в новое. Любое явление является единством количественных и качественных характеристик. Количественные изменения происходят постепенно и непрерывно, но до определенного предела, до достижения определенной степени. При нарушении определенной степени происходит внезапный скачок, количественные изменения превращаются в изменение качества. Если количественные изменения происходят постепенно, то качество меняется всегда в форме внезапного изменения, диалектического скачка. Закон отрицания (закон спирального развития) Данный закон определяет направленность и тенденции развития. Диалектическое развитие имеет спиральный характер: от простого к сложному, от низшего к высшему, но с частичным возвратом, с наследованием положительного содержания предыдущих ступеней. Определенное единство (предмет или явление) в процессе собственного развития отбрасывает от себя старое, отжившее и мешает дальнейшему развитию (первое отрицание). Вместе с тем развитие включает в себя и элемент наследственности, сохранение в себе наиболее ценных моментов старого содержания, которые имеют право на существование и обеспечивают целостность предмета, сохранение его специфики. Осуществляется второе возражение: частичный возврат к прежнему состоянию. Таким образом, в процессе развития происходит разрыв со своим прошлым, со старым содержанием, и, одновременно, осуществляется преодоление крайностей, частичный возврат и сохранение всего ценного, что было на предыдущей стадии. 38. Человек, его природа, сущность и существование.можно выделить следующие особенности человека: Способность к сложной языковой коммуникации. Научение языку происходит из социума. Человек имеет потенцию к тому, чтобы научиться говорить, но это происходит не всегда. Научится или нет – зависит от среды, в которой он будет воспитываться. Человек является существом биосоциальным, то есть имеет два рождения: как биологическое существо и потом всю жизнь как социальное. Человек - самое гибкое существо, так как не ограничивается своей биологичностью, регулируя инстинкты и подчиняя биологический уровень. Если животное реагирует на другие объекты инстинктивно и его реакция на раздражители механична, то человек сознательно регулирует эту реакцию, так как имеет способность к пониманию, осознанию и осмыслению. 39. Практика – основа жизнедеятельности человека. Структура практики.Практика - это материальная, чувственно-предметная целенаправленная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. Практика, как специфический человеческий способ бытия в мире, представляет собой деятельность, которая обладает сложной системной организацией. Она включает в себя: 1) реальное преобразование внешней среды при помощи искусственно созданных орудий и средств (субъектно-объектные отношения); 2) общение людей в процессе и по поводу этого преобразования (субъектно-субъектные отношения); 3) совокупность норм и ценностей (ценностно-целевые структуры), которые существуют в виде образов сознания и обеспечивают целенаправленный характер практической деятельности. Практическая деятельность может быть представлена как сложная сеть различных актов преобразования объектов, где продукты одной деятельности становятся исходными компонентами другой. Основными видами практики являются материально-производственная деятельность людей и социально-преобразующая деятельность масс (к ней относится деятельность людей в социальной, политической и духовной сферах общественной жизни). Производственная практика - это протекающий в системе определенных экономических отношений процесс воздействия па природу, в ходе которого субъект изменяет объект с помощью орудий труда в соответствии со своими целями и закономерностями объекта, а также формирует и развивает свои потребности, знания и навыки. Социально-преобразующая деятельность - это такой вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общественное бытие и формируется, развивается сам. |