ВопФил. 1. Философия, её предмет и роль в обществе
Скачать 182.06 Kb.
|
44. Общественное сознание и его структура. Уровни и формы общественного сознания.В структуре общественного сознания обычно выделяют три взаимосвязанных уровня: 1. Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики стихийно, как непосредственное отражение внешней («бытовой») стороны жизнедеятельности людей и не нацелено на поиск истины. 2. Общественная психология — эмоциональное отношение людей к своему общественному бытию, также формируемое стихийно в повседневной жизни людей. Его специфика и закономерности изучаются социальной психологией. Общественная психология включает в себя несистематизированные чувства и представления людей прежде всего об их эмоциональной жизни, определенных состояниях и некоторых психических особенностях. Она — преобладающее настроение чувств и представлений в данной социальной группе («социально-психологическая атмосфера»), в данной стране, в конкретном обществе. 3. Общественная идеология — концептуально-теоретическое отражение общественного бытия, выраженное в формах мышления (понятиях, суждениях, теориях, концепциях и т.п.). Взятая в целом, она определяется как система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности. Формы общественного сознания представляют собой способы духовного освоения действительности. Основные критерии их разграничения: 1. По предмету отражения — наука и философия отражают действительность, но на разных концептуально-методологических уровнях (низшем и высшем). 2. По формам (видам) отражения — наука отражает действительность в виде понятий, гипотез, теорий, законов, а искусство — в виде художественных образов. 3. По выполняемым функциям — искусство выполняет эстетические и воспитательные функции, наука — познавательные, мораль — нравственные и т.п. 4. По общественной роли. Наука — «локомотив» прогресса, религия удовлетворяет веру в сверхъестественное, искусство — в прекрасное, мораль возводит человека к «ценности добра» и т.п. 45. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию исторического процесса.Формационный подход к истории. Основой этого подхода является марксистская концепция «материалистического понимания истории».Основными понятиями этого похода выступают: общественное бытие и общественное сознание, способ материального производства, базис, надстройка, общественно-экономическая формация, социальная революция. Общество - система, обладающая иерархией. Способ производства обуславливает социальный, духовный и политический процессы. Общественное бытие определяет сознание людей. В общественном производстве главную роль выполняют производительные силы. Ведущая роль здесь, по Марксу, отдана технике. Производственные отношения - отношения людей, складывающиеся в процессе производства. Совокупность производительных сил и производственных отношений составляют экономическая основа общества. Она составляет базис. На базисе выстраивается надстройка - юридические и политические отношения в обществе. Цивилизационный подход к истории. И.Н. Ионов выделяет три этапа эволюции понятия «цивилизация»: Первый этап. С середины CUIII века - середину CIC века .Основные представители: Ф.Вольтер, А. Фергюссон, А.Р. Тюрго, И.Г. Гердер, Ф.Гизо, Гегель. Цивилизация ассоциируется с прогрессом, обладает линейным характером развития. «Цивилизация олицетворяла человечество в целом. Национально-культурные различия выступали вторичными характеристиками. Второй этап. Вторая половина CIC века. Исторический процесс трактуется как целостный. В основе истории лежит последовательность этапов, обусловленная причинно-следственными связями. Под сомнение ставится идея прогресса. Основные представители: О.Конт, Г.Спенсер, Г. Бокль, Г. Риккерт, Э. Дюркгейм. Развиваются представления о локальных цивилизациях. Третий этап. CC век. История представляет собой совокупность локальных цивилизаций. Это - социокультурные системы, появление которых обусловлено условиями деятельности человека, личностными особенностями. Представители: О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин. Ведущую роль играет мировоззрение людей, обусловленное особенностями культуры. Основный принцип изучения истории - не объяснение, которое использовалось в трактовке истории как единого и универсального процесса, а понимание. Метод понимания включает исследование особенностей культуры, языка, миропонимания в конкретный исторический период. Монистическая концепция истории (всемирная история Гегеля, общественно-экономическая формация Маркса) сменяется плюралистической. Метод понимания носит название – герменевтический метод. Герменевтика - (от греч.ermhneuw разъясняю, истолковываю) – теория истолкования текстов, «искусство понимания письменно фиксированных жизненных проявлений». Основные представители: В.Дильтей, М.Вебер, К.Ясперс, М.Блок, Л.Февр, Ф.Бродель. |