1. Философская мысль в России развивалась под воздействием следующих факторов
Скачать 19.47 Kb.
|
Самостоятельная работа по теме 1.4 Задание 1 Заполните пропуски, определив представителей и содержание идей социально-философских и интеллектуальных движений в России XIX–XX вв. 1. Философская мысль в России развивалась под воздействием следующих факторов социально-культурного характера природного фактора 2. Истоками русской философской мысли являются немецкая философия 3. Первыми свидетельствами, что философские рассуждения были неразрывно связаны с политическими, религиозными идеями, с житейской практикой, были древние греки 4. Своеобразным философско-нравственным кодексом Древней Руси стало произведение Владимира Мономаха, набор правил практической философии наполнено «Поучение» 5. Идеологема «Москва – III Рим» появилась в 15 веке, ее оформил Филофей, старец псковского Елеазарова монастыря. 6. Основной идеей ее была идея о том, что Москва - третий Рим, а четвёртому миру не быть. Если падёт Москва и Россия, то это будет знак о скором конце света. 7. «Философское пробуждение» России относят к XVIII веку – веку эпохи Просвещения 8. Первым философом на Руси, в точном смысле этого слова, «русским Сократом», В. В. Зеньковский (историк русской философии) назвал Сковороду Григория Савича 9. У истоков материалистической традиции русской философии стоял А.И. Герцен 10. М. В. Ломоносов, говоря о Боге, называл его «великим архитектором», создавшим мир и его законы. После чего мир развивается согласно этим законам самостоятельно. Здесь зафиксирована позиция атеизма 11. Специфическими чертами русской идеалистической философии являются религиозное влияние, роль проблем морали и нравственности. 12. Сторонниками особого пути России, который якобы обусловлен религиозностью ее народа, общинным характером собственности и быта, тягой к нравственным ценностям, были Юрий Фёдорович Самарин , Фёдор Иванович Тютчев, Николай Яковлевич Данилевский , Николая Николаевич Страхов 13. Принцип устроения бытия, сформулированный кратко в суждении: «Единство во множестве», называется триединство 14. Впервые его сформулировал Бенедикт Спиноза 15. Истина, наполненная нравственным смыслом и идеей естественного права, есть определение 16. Национальная идея русского народа, определяющая цели его исторического развития и задачи - дух народа 17. Историософская идея, согласно которой русский народ должен выполнить какую-то важную роль, в мировой истории - «Древнее любомудрие» 18. В русской идеалистической философии мудрость мира, принявшая форму духовной ткани бытия, возникающая одновременно с Богом и участвующая в творении мира есть София 19. Книга В. С. Соловьева «Оправдание добра» посвящена вопросам нравственности 20. Направление в отечественной философии, рассматривающее мир как саморазвивающуюся систему, не нуждающуюся для своего существования ни в каких потусторонних силах - диалектический материализм 21. Назовите его представителей - Э. В. Ильенков, А. А. Зиновьев, М. К. Мамардашвили 22. Проблема богочеловечества разрабатывалась в русской философии с конца XIX - начала XX века 23. Главная идея философии и жизненное кредо Н. А. Бердяева. - «Философия неравенства» Я бы хотел в вечной жизни быть с животными, особенно с любимыми. 24. «Философические письма» и «Апология сумасшедшего» принадлежат перу П.Я. Чаадаева 25. Философию ненасилия обосновал и развил в русской общественно-политической и этической мысли А.А. Гусейнов Задание 2 Основные этапы развития русской философии:
Задание 3 «Основание западноевропейской философии — ratio. Русская философская мысль, развивавшаяся на основе греко-православных представлений, в свою очередь во многом заимствованных у античности, кладет в основание всего Логос. Ratio есть человеческое свойство и особенность; Логос метафизичен и божественен» (А. Лосев). 1. Русской философии, в отличие от европейской, и более всего немецкой философии, чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Она представляет собой чисто внутреннее, интуитивное, чисто мистическое познание сущего, его скрытых глубин, которые могут быть постигнуты не посредством сведения к логическим понятиям и определениям, а только в символе, в образе посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижности (Lebens Dynamik). 2. Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, поэтому она часто является в виде публицистики, которая берет начало в общем духе времени, со всеми его положительными и отрицательными сторонами, со всеми его радостями и страданиями, со всем его порядком и хаосом. Поэтому среди русских очень мало философов parexellence: они есть, они гениальны, но зачастую их приходится искать среди фельетонистов, литературных критиков и теоретиков отдельных партий. 3. В связи с этой «живостью» русской философской мысли находится тот факт, что художественная литература является кладезем самобытной русской философии. В прозаических сочинениях Жуковского и Гоголя, в творениях Тютчева. Фета. Льва Толстого. Достоевского, Максима Горького часто разрабатываются основные философские проблемы, само собой в их специфически русской, исключительно практической, ориентированной на жизнь форме. И эти проблемы разрешаются здесь таким образом, что непредубеждённый и сведущий судья назовет эти решения не просто «литературными» или «художественными», но философскими и гениальными». Русская философия и русская ментальность в целом ориентированы на поиски смысла жизни, эти поиски чужды позитивистско-прагматическому мышлению запада. Русская философия являясь географически восточноевропейской, по стилю ближе к западноевропейской философии, нежели к восточной. Русской философии не свойственна «сухая теория» она стремиться осмыслить, прежде всего, что находится вне интеллекта: природу души человека, в его взаимоотношениях с Богом, смысл жизни, метафизику любви. Западноевропейская философия формировалась в условиях становления классического капитализма в Европе. Первой важнейшей задачей философии стала разработка теории познания, методов научного исследования, необходимые для прогресса науки, техники и т.д. Вторая задача - разработка и обоснование буржуазной концепции человека, государства в целом. |