Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОЦ КОРНИ И СРЕДСТВА ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ 3. ОТЛИЧИЕ ПРАВА ОТ СОЦ НОРМ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО СТРОЯ

  • 4. ПРИЗАКИ И ВИДЫ МОНАРХИИ

  • 5. ПРОБЛЕМЫ СООТНИШЕНИЯ Г И П В КОНТЕКСТЕ ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

  • 6.ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОГО ПРЕЦЕДЕНТА КАК ИСТОЧНИКА ПРАВА. ЗЕАЧЕНИЕ РЕШЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ РОССИИ

  • 7. ПОНЯТИЕ «ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА». ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ИХ СИСТЕМУ 8. ОПРЕДЕЛИТЕ ДЕЙСТВИЯ НПА ВО ВРЕМЕНИ, ПРАСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ.

  • 9. ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МЕТОДА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ПРИМЕРЫ В РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ ПРАВА.

  • 10. ОПРЕДЕЛИТЕ И РАСКРОЙТЕ СОСТАВ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

  • Второй семестр. 1. функции тгп


    Скачать 301.12 Kb.
    Название1. функции тгп
    Дата13.06.2019
    Размер301.12 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВторой семестр.docx
    ТипДокументы
    #81601
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    1.ФУНКЦИИ ТГП

    Теория государства и права изучает государство и право в наиболее общем виде. Она изучает наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Как отрасль науки она имеет свои функции.

    Функциями теории государства и права принято считать главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль теории государства и права как науки в юридической практике и общественной жизни.

    Можно выделить следующие функции теории государства и права:

    1) онтологическая. Данная функция изучает государственно-правовые явления, анализирует их;

    2) прогностическая. Направлена на обеспечение наукой теории государства и права прогнозирования развития государства и права в будущем, выявление закономерностей развития и проблем, которые могут возникнуть в процессе;

    3) гносеологическая. Эта функция призвана обеспечить познание категорий государства и права, а также иных государственных и правовых явлений.

    С ее помощью осуществляется получение нужных знаний (при этом они толкуются с научных позиций);

    4) методологическая. При ее реализации теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как в процессе обобщения государственно-правовой практики она изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно-правовые понятия, выводы, основополагающие утверждения, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов;

    5) прикладная. Данная функция состоит в разработке практических рекомендаций для многих сфер государственно-правовой области функционирования;

    6) политическая (другие названия: политико-управленческая или организационно-управленческая). Функция, которая направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права, дальнейшего укрепления законности, а также формирования органов государственной власти, создает условия для обеспечения научности государственного управления, построения научных основ как для внутренней, так и для внешней политики;

    7) эвристическая. Это функция, с помощью которой теория государства и права, используя логические приемы, правила исследования, выявляет закономерности в развитии права и государства;

    8) воспитательная функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства;

    9) идеологическая. Данная функция характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представлений о государстве и праве для разработки научного обоснования объяснения государственно-правовых явлений;

    10) практически-организаторская. Функция, которая проявляется в том, что теория государства и права разрабатывает рекомендации, которые призваны обеспечить совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, а также юридической практики;

    11) теоретико-познавательная функция состоит в научной интерпретации государственно-правовых явлений;

    12) учебная. Эта функция призвана обеспечивать общетеоретическую подготовку по теории государства и права как учебного предмета.

    2. ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОЦ КОРНИ И СРЕДСТВА ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ

    3. ОТЛИЧИЕ ПРАВА ОТ СОЦ НОРМ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО СТРОЯ

    Обычаи, нормы морали, а также религиозные заповеди, действовавшие в первобытном обществе, не содержали четких дозволений, обязываний, ограничений и запретов, к тому же они выражали и защищали прежде всего коллективный интерес. Личность вне общества - ничто. В то же время переход к "производящей" экономике настолько повысил эффективность индивидуального труда, что преобразовалась вся система социальных отношений. Специализируясь на выпуске конкретной продукции, человек мог удовлетворить свои потребности, лишь обменивая ее на продукты труда и услуги других членов общества. Но для наиболее полного удовлетворения своих интересов человек вынужден идти на ограничение собственной воли. Столкновение интересов вызывает необходимость их согласования, достижения компромисса, что служит основанием для формирования права. Формированию права активно способствовало и имущественное расслоение общества. Представители нарождающегося класса имущих были крайне заинтересованы в создании таких социальных норм, которые бы не только защищали, но и выражали их частные интересы.

    Право как особая разновидность социальных норм весьма существенно отличается от социальных норм первобытнообщинного строя:

    - если обычаи создавались всем обществом, то право формируется либо непосредственно государством, либо иными социальными организациями и под их контролем;

    - если обычаи выражали общую волю и защищали общественный интерес, то право является выражением воли и баланса общественных, корпоративных и личных интересов членов общества;

    - если обычаи носили в основном нефиксированную форму, то право получает свое внешнее выражение и закрепление в виде различного рода нормативных актов;

    - если обычаи охранялись от нарушений всем обществом, то право обеспечивается специально созданным аппаратом принуждения, организационной и экономической мощью всего государства.

    Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются и санкционируются государством и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений.

    4. ПРИЗАКИ И ВИДЫ МОНАРХИИ

    Форма государственного правления – это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

    Монархия (в переводе с греческого – единовластие) – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (короля, царя, шаха, императора и т. д.).

    Признаки монархии:

    – власть передается по наследству;

    – осуществляется бессрочно;

    – не зависит от воли населения.

    Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных – Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие его власть (Англия, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и т. п.).

    Монархии различают:

    – абсолютные;

    – конституционные (парламентские).

    В абсолютных монархиях (Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Оман, Саудовская Аравия) монарху принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной, судебной власти. Монарх соединяет функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами, верховного судьи, в исламских странах также и духовного лидера. Правительство назначается монархом и выполняет его волю. В конституционных монархиях (Великобритания, Испания, Япония, Швеция, Нидерланды, Бельгия, Норвегия, Кувейт, Марокко, Непал) власть монарха ограничена представительным органом власти – парламентом, выполняющим законодательные функции.

    В конституционных монархиях развитых стран институты представительной демократии действуют без ограничений. Власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и ограничена в сфере управления. Все законы принимает парламент. Правом вето (право на отказ главы государства подписать и ввести в действие законопроект) монархи не пользуются. Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед главой государства, а перед законодательным собранием.

    5. ПРОБЛЕМЫ СООТНИШЕНИЯ Г И П В КОНТЕКСТЕ ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

    В вопросе о взаимодействии ПиГ в мировой науке сложились два основных подхода: этатистический и естественно правовой (либеральный). Этатистический признает примат

    (первенство) Г, т.е. согласно этому подходу Г является определяющим фактором по отношению к праву, поскольку право устанавливается и санкционируется Г (юрид-ий позитивизм). Согласно естественно правовому либеральному подходу не Г, а право является определяющим фактором. Г зависит от права и должно ему подчинятся. Этот подход провозглашает примат права (этот подход наиболее ярко выражен в теории правового Г). Г должно быть подчинено праву.

    Вопрос о происхождении П и Г свидетельствует о том, что в мировой и отечественной науке нет единообразного представления о происхождении П и Г. Мыслители различных времен и народов по разному объясняли и объясняют когда и в силу каких причин возникают Г и П. Одни считают что Г и П это вечные спутники человеческого общества поскольку они возникают одновременно с обществом и существуют до тех пор пока существует общество. По мнению др. исследователей (большинство) ГиП возникает не одновременно, а лишь на определенной ступени его исторического развития. Наиболее распространеными теориями ГиП являются: теологическая , патриархальная, договорная, теория насилия, макрсиско-ленинская и др. Теологическая зародилась в глубокой древности. Она не разграничивает процесс возникновения общ-ва, ГиП. Общ-во а вместе с ним ГиП возникают одновременно и являются творением божественного разума. Все что сущ-ет на земле по воле бога. ГиП вечны как и сам бог. Монарх как наместник бога на земле. Патриархальная теория (древняя) - согласно этой теории Г возникает в результате разростания семьи. По мнению Аристотеля разростание семьи ведет в начале к появлению поселений которые за тем преобразуются в Г. Согласно этой теории глава семьи – патриарх, становится главой Г – монархом. Причём власть монарха является естественным продолжением власти над своими детьми – своими подчиненными. Договорная теория выр-ся в естественно-правовой теории или в теории естественного права. Согласно ей - Г – результат общественного договора о правилах совместного проживания. До появления Г люди находились в так называемом естественном состоянии, под которым подразумевается либо свобода и равенство всех членов общ-ва (Локк), либо война всех против всех (Гоббс), либо всеобщее благоденствие Золотой век (Руссо). Каждый человек обладал определенной суммой неотъемлемых естественных прав полученных от бога или от природы. В то же время в догосударственном обществе не было власти способной защитить человека и гарантировать его естественные права. По этому что бы защитить человека, гарантировать ему его естественные права и нормальную жизнь люди заключили между собой договор, своеобразное соглашение о создании Г передав ему как органу представляющему их общие интересы часть своих прав. Теория насилия в двух вариантах как теория внутреннего насилия и теория внешнего насилия. Согласно теории внут. насилия Г возникает в результате насилия одной части об-ва над другой в целях подчинения меньшинства большинству. Г создается как сила выражающая общественные интересы и обладающая способностью применять насилие к той части общ-ва которая не желает подчинятся воли большинства. Теория внешенего насилия - Г возникает в результате завоевания одного племени или народа другим. Г создается как аппрат подавления порабощенного народа и поддержания необходимого для завоевателей порядка. С этой же целью создается и право. Марксисткая теория (классовая, экономическая) -происхождение семьи, частной собственности и Г”. С точки зрения марксиской теории Г и возникает как результат раскола общества на антогонистические классы и борьбы между ними. Эта теория рассматривает возникновение ГиП как естественно исторический процесс развивающийся по своим собственны законам.

    6.ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОГО ПРЕЦЕДЕНТА КАК ИСТОЧНИКА ПРАВА. ЗЕАЧЕНИЕ РЕШЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ РОССИИ

    Судебный прецедент - решение административного органа (суда) по конкретным делам, ставшие впоследствии эталоном (образцом) при рассмотрении аналогичных дел в будущем.

    Судебный прецедент доминирует и является основной формой права в странах англосаксонской правовой системы (США, Англия)

    Материалистическая теория происхождения государства

    К представителям материалистической теории обычно относят Маркса, Энгельса, Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами.

    Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности, имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

    Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру — государство, которое прежде всего служит инструментом реализации воли имущих.

    Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях гарантии существования и функционирования общества как целостного организм.



    7. ПОНЯТИЕ «ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА». ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ИХ СИСТЕМУ

    8. ОПРЕДЕЛИТЕ ДЕЙСТВИЯ НПА ВО ВРЕМЕНИ, ПРАСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ.

    9. ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МЕТОДА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ПРИМЕРЫ В РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ ПРАВА.

    · императивные - категорические, строго обязательные предписания, не допускающие каких-либо отступлений или иной трактовки; строго обязательны и не предоставляют субъектам возможности выбора варианта поведения (нормы УП, АП НП,а также учредительные предписания);

    · диспозитивные - устанавливая тот или иной вариант поведения, дают возможность субъектам в пределах закона выбрать рациональный для них вариант (ГП, СП, ТП ПП);

    · поощрительные - предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом. Цель - воздействовать на поведение людей посредством поощрения тех или иных действий, при этом субъект побуждается, а не обязывается к достижению полезного результата (нормы, устанавливающие государственные награды, почетные звания);

    · рекомендательные - устанавливают варианты желательного с точки зрения государства поведения, имея в виду проявление субъектами высокой ответственности, инициативы, а также учет местных условий, возможностей и средств. Субъекту предоставляется возможность самому определить свое поведение, но при этом в норме указывается наиболее предпочтительный его вариант (следование - поощрение; игнорирование - негативные последствия).

    10. ОПРЕДЕЛИТЕ И РАСКРОЙТЕ СОСТАВ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

    11. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ДОГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.НАЗОВИТЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЯ И СОЦ РЕГУЛИРОВАНИЯ.

    Учитывая, что общество возникло гораздо раньше государства, крайне важно в целях наиболее полного познания государственно-правовых институтов дать характеристику социальной власти и норм, существовавших в первобытном обществе.

    Независимо от того, как современные ученые ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к градации исторического процесса, ни у кого в общем-то нет сомнений в том, что начальным этапом ϶ᴛᴏго процесса был первобытнообщинный строй, охватывающий огромный отрезок времени от появления на Земле человека до становления первых классовых обществ и государств, а также обычно сопутствующего им возникновения упорядоченной письменности.

    Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени (более миллиона лет) этапом в истории человечества. Уместно отметить, что определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно нелегко, так как во вновь обнаруживаемых костных останках наших далеких предков большинство специалистов видит то предчеловека, то человека. Учитывая зависимость от ϶ᴛᴏй оценки преобладающее мнение меняется. Отметим тот факт - что в современный период одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное, дикое общество) возник около 1 - 1,5 млн. лет назад, другие исследователи ᴏᴛʜᴏϲᴙт его появление к более позднему времени. Верхняя же грань первобытнообщинного строя колеблется в пределах последних 5 - 6 тыс. лет, различаясь на разных континентах. В Азии и Африке первые государства сложились на рубеже IV и III тысячелетий до н.э., в Америке - в I тысячелетии н.э., в других частях земного шара - еще позднее (В.П. Алексеев, А.И. Першиц).

    Любое общество представляет собой ϲʙᴏего рода целостный социальный организм (систему), кᴏᴛᴏᴩый отличается той или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Из ϶ᴛᴏго следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирования поведением людей при помощи определенных общих правил (социальных норм).

    Как только побудет общество, сразу же возникает потребность в управлении. Отметим, что каждый отдельный член общества имел собственные интересы, без согласования кᴏᴛᴏᴩых общество не могло существовать, так как именно интересы выступают решающим личностным регулятором. Стоит сказать, для обеспечения нормальной жизнедеятельности, прогрессивного развития социальных связей требуется объединить данные интересы на общее благо. Но соединить можно исключительно при сочетании во многом индивидуальной выгоды (личного интереса) с социальной выгодой (общественным интересом).Такое соединение достигается главным образом исключительно благодаря существованию в обществе правил поведения (норм) и власти, кᴏᴛᴏᴩая бы проводила в жизнь и обеспечивала названные нормы.

    Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты:

    наличие исключительно примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но даже работая совместно, коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли. По϶ᴛᴏму в таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно, разделения на бедных и богатых; экономически все были равны;

    экономическое равенство обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода - и мужчины, и женщины - имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода.

    Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Кстати, эта власть:

    1) базировалась на семейных отношениях, так как основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке. Отметим, что каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, союзы племен). Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться - "первобытнообщинный строй", а его социальная организация - родоплеменной. Следовательно, социальная власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;

    2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали);

    3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;

    4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), кᴏᴛᴏᴩые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта