1. Хронологические границы древнерусской литературы и ее специфические особенности. Периодизация
Скачать 448.02 Kb.
|
Советская эпоха 20—30-е годыПисатели в эмиграции — Иван Бунин, Куприн, Шмелёв, Цветаева, Георгий Иванов
Писатели, оставшиеся в России:
Новое поколение
40—50-е годы
60—80-е годы
третья волна эмиграции
Возвращённая литература: Михаил Булгаков («Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»), Евгений Замятин («Мы»), Борис Пастернак («Доктор Живаго»), Солженицын («Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»), Варлам Шаламов («Колымские рассказы»)
51. Лирика А.А.Блока. Блок Александр Александрович (1880 -1921), русский поэт, драматург. Серьёзно писать стихи начал с 18 лет, все они отмечены влиянием В. А. Жуковского, А. А. Фета, затем поэт увлёкся философией и поэзией В. С. Соловьёва и сблизился с символистами. У Жуковского Блок перенял трепетное отношение к красоте окружающего мира, полного тайн и загадок, возвышенность чувств, а у Соловьёва – образ Вечной Жены, которая является синтезом гармонии, красоты и добра. В 1903 г. Блок женился на дочери знаменитого учёного-химика Д. И. Менделеева Любови Дмитриевне. Ей была посвящена первая книга Блока «Стихи о Прекрасной Даме» (1904). Любовь трактуется здесь как неземное и святое чувство, дарованное Богом. Это и чувство к конкретной женщине, и воплощение соловьёвского культа женщины-Богоматери. Блок стал одним из лидеров рус. символизма, но чуждым мистическим настроениям некоторых поэтов этого направления, их нежеланию знать реальную жизнь. Успех книги определили выразительность и метафоричность языка поэта, тяготение к цветовой и звуковой выразительности, сложная структура образов. В 1907 г. вышла его вторая книга «Нечаянная радость», где лирический герой как бы спустился на землю с небесных высот. В этом цикле самым популярным стало стихотворение «Незнакомка», героиня которого ещё напоминает героиню «Прекрасной Дамы», но уже приходит в самое земное из земных мест – кабак. Так Блок пытается соединить возвышенное и низкое; это сказывается и в лексике стихотворения: романтической и обыденно-разговорной. Герой жадно всматривается в окружающую жизнь, он – очевидец происходящих событий, демонстраций на шумных улицах, митингов, общего недовольства. В этом сборнике появилось первое стихотворение, посвящённое теме Родины. 1906—07 гг. – переломные для Блока, это время переоценки ценностей, развенчания иллюзий, отказ от мистицизма. В это время он обращается к драматургии. В 1906 г. написаны три лирические драмы: «Незнакомка» (развивает тему одноимённого стихотворения), «Король на площади» (остросовременное отрицание канонов прошлого), «Балаганчик» (отказ от былых верований, поворот в сторону реальности). Цикл стихов «Вольные мысли» (1907) отражает изменившиеся взгляды поэта, он отходит от подчёркнутого лиризма и намеренной асоциальности, новый герой тесно связан с окружающим миром, с судьбами народа и страны. Меняется и лирическая героиня поэта – в 1910 г. Блок пишет стихотворение «В ресторане», где лирическая героиня уже хорошо освоилась в обстановке пьяного веселья; исчезает возвышенное: цыганка «визжала заре о любви». Но и возвышенное не перестаёт быть предметом поэтического внимания Блока – драма «Роза и Крест» (1912–13), поэма «Соловьиный сад» (1915). Образ Родины стал одним из важнейших в творчестве Блока, в его изображении это двуликая страна – нищая, богомольная и одновременно разбойная и вольная, выразителен в этом отношении цикл «На поле Куликовом» (1908) – этапное произведение поэта. Блок проводит параллели между событиями давно прошедшими и современными, его герой находит себя в битве за спасение Отечества. Поэт верит в возможность единения народа и интеллигенции в борьбе за будущее России. Последние годы жизни поэта были отданы общественным темам, судьбе России. Он давно предчувствовал, что его родину ждут потрясения. В 1917 г. он прямо призывает «слушать музыку революции». Блок-символист искал теперь новую социальную символику – в происходящих событиях. Завершением его художественных исканий и кульминацией творчества стала поэма «Двенадцать» (1918). Блок не осуждает тех, кто кричит: Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнём-ка пулей в святую Русь — В кондовую, в избяную, В толстозадую! Эх, эх, без Креста! — и временами почти любуется стройным движением двенадцати красногвардейцев-«апостолов». Но его пугает, что они легко совершают самосуд, убивают девушку, изменившую их товарищу, и грозят пальнуть в идущего впереди Христа, некий символ обновления и чистоты. Блок всего в нескольких строках создаёт выпуклый, зримый образ рухнувшего мира: Стоит буржуй, как пёс голодный, Стоит безмолвный, как вопрос, И старый мир, как пёс безродный, Стоит за ним, поджавши хвост. Революция у Блока – всепобеждающая стихия, очищающий огонь, в котором погибнет старый мир. Утверждению революции подчинена и композиция поэмы (постепенное поглощение личного темой общественного долга, доходящее до пафоса), и интонация (ироническая, насмешливая в изображении старого мира и возвышенно-патетическая в теме революции), и ритм, и символика. Драматическое мироощущение ещё ярче в поэме «Скифы» (1918). Поэт осознаёт, что рус. народ не един со всей мировой цивилизацией, он противостоит всем и предупреждает: Мильоны вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы, Попробуйте, сразитесь с нами! Блок принял революцию 1917 г., сотрудничал с новой властью, работал в издательстве «Всемирная литература», возглавляемом М. Горьким. Но вскоре разочарование в реальном воплощении громких лозунгов революции, события Гражданской войны, столкновения с мощной машиной новой бюрократии привели к трагическому разочарованию: Что за пламенные дали Открывала нам река! Но не эти дни мы звали, А грядущие века. («Пушкинскому дому») Болезнь ускорила его конец. Первый поэт «серебряного века» русской культуры скончался на 41-м году жизни. 52. М.Горький. Проза. Драматургия. Го́рький Максим (настоящее имя Алексей Максимович Пешков) (1868-1936), русский писатель, публицист, общественный деятель. Выходец из мещанской среды. Горький был талантливым самоучкой, сменил множество профессий и исходил пешком половину России. Закончив только начальную школу, писатель был вынужден сам образовывать и воспитывать себя. В 1892 г. в тифлисской газете «Кавказ» под псевдонимом «Максим Горький» появляется первый рассказ «Макар Чудра». В первые десятилетия своего творчества Горький писал романтические произведения. По его мнению, рус. общество нуждалось в примерах подвигов. Он создаёт образы независимых людей, воплощающих для него идеал воли и свободы. Рассказы «Старуха Изергиль» (1895), «Песня о Соколе» (1895), «Песня о Буревестнике» (1895), «Челкаш» (1895), «Мальва» (1897) собраны в трёхтомник «Очерки и рассказы», публикация которого в 1898—99 гг. принесла Горькому широкую известность. Героями – носителями «свободной» морали – выступали «босяки», люди «дна». В кон. 1890-х гг. выходят более крупные, реалистические произведения: повесть «Супруги Орловы» (1897), рассказы «Каин и Артём» (1899), «Двадцать шесть и одна» (1899), роман «Фома Гордеев» (1899), повесть «Трое» (1900), пьеса «Мещане» (1901). Роман «Фома Гордеев» посвящён семье крупного купца-монополиста Маякина. Племянник Маякина, Фома Гордеев, не хочет подчиниться правилам жизни купеческого сословия, однако его романтизм в конце концов оказываются сломлены. Повесть «Трое» рассказывает о судьбе трёх друзей. В центре – Илья Лунёв, в котором борются чувства хозяина и труженика, он ищет смысл жизни и веру. Лунёв убивает купца Полуэктова, сделавшего своей содержанкой его любимую девушку, а на деньги Полуэктова открывает мелочную лавочку. Мечта о достижении человеческого счастья в рамках существующего миропорядка оказывается несостоятельной. Первое драматическое произведение Горького, пьеса «Мещане» (1901), посвящённая противостоянию мира мещан и Нила – рабочего человека, исполненного радостного мироощущения. Мировой успех имела пьеса Горького «На дне» (1902), рассказывающая об обитателях ночлежки, высветившая яркие образы социальных отщепенцев, раскрывшая их жизненную философию. Жизнь ночлежки описана со всеми бытовыми подробностями. Пьеса была написана в период острого промышленно-экономического кризиса, который разразился в России в нач. 20 в. Одна из главных проблем «На дне» – противостояние «дна» и «хозяев». Другая важнейшая тема пьесы – проблема «сладкой лжи», лжи во спасение – нравственна ли, полезна ли она. В 1904–05 гг. Горький пишет пьесы «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905), «Варвары» (1905), центральная проблема которых – интеллигенция и народ, интеллигенция и революция. В первой из этих пьес лагерь «дачников», отгородившихся от жизни мещан, противостоит «трудовым людям» (врач Марья Львовна, Влас, Соня). В «Детях солнца» изображаются люди науки и искусства, искренне заблуждающийся учёный Протасов, исполненный веры в Человека. В 1906 г. Горький уезжает из России (в связи с революцией 1905 оставаться в России для него было небезопасно). Поездки по Финляндии, Швеции, Германии, Франции, Америке дают ему материал для книг «В Америке» и «Мои интервью». Значительный резонанс имел горьковский роман «Мать» (1906–07), написанный в Америке и в Италии, на Капри. В романе сочувственно показан процесс нарастания революционного движения в России. Идея в том, что своих героев создаёт народ, а они, в свою очередь, влияют на развитие народного сознания. Пример этого – образ Пелагеи Ниловны. В повестях «Городок Окуров» (1909—10), «Жизнь Матвея Кожемякина» (1910—11), пьесах «Последние» (1908), «Васса Железнова» (1910) Горький с беспощадной прозорливостью показал бессмысленную жестокость и косность российской уездной жизни, вырастающей до метафоры российской жизни вообще. Центральная идея этих произведений – извращающая всё человеческое сила собственничества, общественное равнодушие. Но даже в этом тёмном царстве Горький пытается найти светлые и жизнеспособные силы. В 1912—17 гг. Горький создаёт рассказы, впоследствии вошедшие в сборник «По Руси», – о творческих силах народа, мощи его духа, преодолевающей «свинцовые мерзости» рус. действительности. С глубоким знанием народной психологии и быта «изнутри» поставлена писателем проблема рус. национального характера. В 1910-х гг. Горький пишет «Русские сказки» и «Сказки об Италии» – два цикла, первый из которых напоминает беспощадные сатирические сказки М. Е. Салтыкова– Щедрина, а второй сделан в виде небольших зарисовок о быте и жизни итальянцев. Затем создаётся автобиографическая трилогия: «Детство» (1913—14), «В людях» (1916), «Мои университеты» (1923), основная тема которой – формирование характера человека нового типа. Два последних больших произведения Горького – роман «Дело Артамоновых» (1925) и эпопея «Жизнь Клима Самгина» (1925—36). Роман посвящён истории жизни купеческой семьи, её восхождения и вырождения. Герои разных поколений проходят через сходные ситуации, что даёт возможность читателю сравнивать их между собой. Два сквозных мотива в романе – преступление и возмездие. В незавершённой эпопее «Жизнь Клима Самгина» (книги 1–4) писателем дана яркая многоплановая картина предреволюционной и революционной жизни России, показана неоднозначная роль рус. интеллигенции с её колебаниями и метаниями. В романе поставлены традиционные для рус. культуры вопросы: интеллигенция и революция, народ и интеллигенция, личность и история, революция и судьба России. Интеллигенция предстаёт во множестве фигур, различных идейных, философских и политических течений, во множестве точек зрения на жизнь. Перед нами проходят консерваторы и революционеры, оптимисты и пессимисты. Разветвлённая и многоликая система образов в романе держится концентрической формой повествования, единой господствующей в ней точкой зрения Самгина. Корень характера Самгина – гипертрофия «самости», крайний индивидуализм. Будучи сторонником объективной правды, он тем не менее всё время старается отвернуться от неё. В развитии сюжета можно проследить логику романа-трагедии, правда, часто рассыпающуюся из-за столкновения различных сторон многообразного художественного сознания Горького. Работая над «Самгиным», Горький продолжает писать пьесы – в частности, «Егор Булычов и другие» (1932), второй вариант «Вассы Железновой» (1936), в которых вновь представлен любимый Горьким тип купца, дельца, но в новых ситуациях: в пьесы входят мотивы смерти и преступления. Не менее, чем художественные произведения Горького, известна его публицистика. Он создал литературные портреты (Л. И. Толстого, В. Г. Короленко), воспоминания, письма, публицистику. 53. С.А. Есенин. Лирический герой. Образ России. Есе́нин Сергей Александрович (1895-1925, Ленинград). Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений — "Гой ты, Русь моя родная..." С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения — сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением — целая философия, система ценностей. Мир деревни — это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С. Есенина — это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, "деревня в ухабинах", где радость коротка, а печаль бесконечна: "Грустная песня, ты – русская боль" Вся красота родного края изобразилась в стихах, полных любви к русской земле: О Русь - малиновое поле, /И синь, упавшая в реку,/ Люблю до радости и боли/Твою озерную тоску. Есенин продолжает традиции пейзажной лирики 19 в.: «Есенинский пейзаж не только очень свеж и ярок, он ещё и пахнущий и звучащий. И запахи так же вещественны и конкретны, как и краски». Поэт был также мастером любовной лирики (цикл «Персидские мотивы» (1924), посвящение А. Миклашевской («Заметался пожар голубой…», 1923, «Письмо к женщине», 1924 и др.). Любовь у Есенина – своеобразный поединок мужчины и женщины, в котором не бывает победителей. Но даже в любовной лирике Есенина тема любви сливается с темой Родины. Автор "Персидских мотивов" убеждается в непрочности безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далёкая Россия: "Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий". Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года — начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя. Для поэта родная деревня в России — это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, — это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие "малой родины". С присущей С. Есенину — лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: "Ой ты, Русь, моя родина кроткая, /Лишь к тебе я любовь берегу". Если основной темой первой фазы является Русь патриархальная, консервативная, неподвижная, то темой второй (1917—1918) становится взвихренная, летящая в будущее Русь первых лет революции. После Октября темы революции и широких социальных сдвигов — в центре творческого внимания Е. Но принадлежность его именно к зажиточному слою крестьянства, отличавшемуся наибольшей бытовой и психоидеологической устойчивостью, помешала ему понять реальное содержание Октябрьской революции: он, по собственному признанию, принимал ее по-своему, «с крестьянским уклоном». Своеобразное сочетание революционных настроений с бытовым и психологическим консерватизмом определило характер этого уклона. Е. и после революции остался вполне самим собою, и потому Октябрьская Россия для него, как для Клюева, — «уму — Республика, а сердцу — Китеж-град». В его трактовке темы революции прежде всего бросается в глаза наивно-примитивный религиозный и хозяйственно-бытовой характер представлений, в к-рых он мыслил приход нового мира и осуществление социальных чаяний крестьянства. Будущее сулит установление рая земного, где — «избы новые, кипарисовым тесом крытые» («Ключи Марии»), «среброзлачный урожай», «сыченая брага и будни, наполненные молоком». Религиозное патриархально-крестьянское восприятие Октября необходимо должно было вскоре привести Есенина к отходу от революции. Вместо осуществления своих чаяний, воспитанных в нем старой крестьянской Русью, он увидел ломку этой Руси, гибель ее патриархального уклада. Тема гибнущей деревенской Руси и тема своей гибели, вылившаяся в мотивы бродяжничества и хулиганства, определяют третью фазу стиля Е. В 1920 он дал три лирических поэмы на эти темы: «Кобыльи корабли», «Сорокоуст» и «Исповедь хулигана». Тема первой — ужас поэта перед революцией, в которой он видит теперь лишь смерть и одичание людей. Поэма «Сорокоуст» — одно из высших и значительнейших достижений есенинского творчества, проникнутая мрачным пафосом и вместе элегической грустью отходная старой деревянной Руси, к-рая гибнет в железной хватке «скверного гостя» — врывающейся в деревню городской машинной техники. «Исповедь хулигана» — выражение чувства отчужденности, охватившего поэта в обстановке города, и любовного воспоминания о своей деревенской родине. К этим поэмам примыкает ряд мелких лирических стихотворений 1919—1921 (преимущественно разрабатывающих те же темы). Мотивы бродяжничества, беспочвенности и отчужденности, хулиганства и гибели, имевшие в первых сборниках небольшой удельный вес, здесь занимают центральное место и получают яркую художественную разработку («Хулиган», «Я последний поэт деревни», «Все живое особой метой», «Не ругайтесь. Такое дело» и др.). Сюда же относятся и пьесы — «Пугачев» (1921) и «Страна негодяев» (1922—1923). И Пугачев (в к-ром очень мало исторического) и Номах — центральный образ «Страны негодяев» — различные трансформации основного образа Е. этого периода — образа «хулигана». В 1921 г. поэт создаёт первое крупное поэтическое произведение – поэму «Пугачёв», в которой воплощается народная мечта о сильном и справедливом герое-заступнике. Есенинский Пугачёв становится самозванцем из гуманистических соображений: он хочет спасти мужиков от произвола власти, дать им свободу. Поэма поднимает важный для поэта вопрос о земле и о том, кто должен быть её хозяином. В последние годы жизни С. Есенин создаёт поэму «Анна Снегина» (1925), маленькую поэму «Чёрный человек» (1925), самые грустные и одновременно задушевные стихотворения. Поэма «Анна Снегина» отразила социальные противоречия 1920-х гг. Хорошо зная обстоятельства деревенской жизни, суть отношений между барином и крестьянином, С. Есенин был предельно внимателен к постреволюционному развитию крестьянского вопроса. Однако поэт далёк от однозначного восприятия общественных перемен. Он видит, что в перераспределении собственности на селе больше беспорядка, чем рационального смысла. Ему близка и понятна трагедия тех, кто был изгнан из дворянских усадеб и отправлен на чужбину на вечное изгнание. Именно такая участь постигла помещицу Анну Снегину. У каждого из героев поэмы своя правда и жизненная философия. Сильны и важны в произведении и антивоенные мотивы. Война приносит людям лишь горе. Всем сюжетом произведения поэт подчёркивает это. Современному же читателю поэма интересна не только как памятник мятежной эпохи нач. 20 в. Это прежде всего рассказ о не сложившихся личных отношениях, об утраченной любви, о светлых минутах душевной близости двух, по сути, одиноких в этом мире людей. Беспочвенное «хулиганство» не понявшего революции и отошедшего от нее поэта ничего не могло принести ему кроме опустошенности и усталости. Утеряв всякие живые общественные связи, он все больше отходит от социальных тем. «Хулиганство» его, являвшееся выражением все же какой-то активности, также исчерпало себя. В «Стихах скандалиста» и «Москве кабацкой» (1922—1923) перед нами вместо разбойного деревенского хулигана — просто уличный повеса в цилиндре и модных штиблетах, старающийся заглушить тоску пьяным угаром и заполнить пустоту низкопробной любовью, но находящий здесь лишь гибель: «Наша жизнь — простыня да кровать, Наша жизнь — поцелуй да в омут». Крайняя степень упадочничества, безвольное погружение в омут богемы, бесшабашное прожигание жизненных и творческих сил, замыкание в круг узко личных и притом безысходно болезненных переживаний, тяга к самоубийству — таковы основные черты того цикла настроений «Москвы кабацкой», к-рый получил в современной публицистической критике название «есенинщины». Отличаясь сильной эмоциональной зарядкой и выразительностью, стихи эти «возводят в перл создания» кабацкое упадочничество, художественно как бы оправдывая его и отравляя его ядом недостаточно устойчивых читателей. В этом, несомненно, общественно отрицательная функция этих стихотворений, вызвавшая суровую и справедливую отповедь советской критики. |