Ответы на экзамен Новая истрия Азии и Африки. 1. Хронологические и географические рамки, теоретические основы курса 2
Скачать 182.91 Kb.
|
9. Японская цивилизация в Начале нового времени При первых сёгунах из рода Токугава Япония стала превращаться в единое государство, хотя полного объединения страны так и не было достигнуто. Население Японии к началу токугавского периода составляло около 20 млн. человек. В последующий период стабилизации XVII в. оно достигло 29 млн. человек. Более 80% его (т.е. основная часть) проживала в деревнях и составляла главный производительный класс страны — крестьянство. Одной из важнейших составляющих внутренней политики Токугава стало «закрытие страны». Причиной послужило широкое проникновение европейцев, распространение христианства и угроза превращения Японии в колонию. Верховный собственник земли - государство в лице монарха. Формы феодального землевладения были: 1) владения сёгуна; 2) владения князей; 3) церковные и монастырские земли. Феодал в своих владениях выступал в качестве суверена и фактического (но не формального) собственника земли. Крестьяне прикреплялись к земле данного княжества в качестве подданных. Они вели свое мелкое самостоятельное хозяйство на правах наследственного держания; выплачивая феодалу оброк в натуральной форме. Японские крестьяне были прикреплены к земле, но сами не были объектом купли продажи. Крестьяне были лишены права распоряжаться держательской землей. Основная крестьянская повинность - уплата продуктовой ренты. Произвол в определении налогового обложения крестьянства усиливал жестокий гнет феодальной эксплуатации. При этом не принимались в расчет частые неурожайные годы, даже в том случае, если они были результатом стихийных бедствий. Следствием этого были голод, массовое разорение, нищета японской деревни и, наконец, крестьянские восстания. Обездоленные крестьяне нередко попадали в неоплатные долги, оказываясь в лапах ростовщиков из числа купцов и чиновников. В погашение ссуды они незаконно захватывали крестьянские участки, обращая крестьян в безземельных издольщиков. Крупнейшие города: Эдо — столица Японии (нынешний г. Токио), Осака— главный торговый центр страны, Киото — местопребывание императора, портовые города Сакаи и Нагасаки. 10. Политико-административная система сегуната ТокугаваИмператор – номинальный глава государства, но на практике им был сёгун. Япония состояло из ок. 270 княжеств. Центральным управлением было бакухан, который делился на бакуфу (аппарат центрального управления) и хан (княжество) Функции бакуфу: 1) Умелое манипулирование даймё (князья); 2) Надзор над императорским двором; 3) Контроль над внешними отношениями; 4) Сакрализация наследия Токугава. Высший административный орган – это государственный совет. Он состоял из старших и младших государственных советников. Было 4 ведомства: 1) Финансовое ведомство (наблюдение за наместниками); 2) Ведомство по делам религии (буддистские и синтоистские храмы); 3) Ведомство по делам города Эдо (в этом городе находился сёгун); 4) Ведомство по делам других больших городов В Японии был очень большой полицейский аппарат: полицейские инспекторы и помощники полицейских инспекторов. Хёдзёсё – это совещательный орган и верховный суд в одном лице. Он решал конфликты между ведомствами и споры между князьями, а также рассматривал прошения крестьян. Управление на местах: В городах, портах и рудниках управляли уполномоченные сёгунские чиновники; В Киото – столица, располагался императорский двор и был специальный наместник, который следил за ним; Княжества имели свои вооруженные силы и свою администрацию. 2/3 самураев проживали в княжествах. Административное управление возглавляли каро (ведали административно-хозяйственными вопросами). Практиковалась система заложничества, по которой каждый князь полгода жил в Эдо. На это время заместителем князя становился дзёдай. Императорский двор сильно зависел от сёгуна. Сёгунат осознано выделял императору самые бедные деревни. Денег постоянно не хватало. Сёгунат вмешивался в престолонаследие (определял кому передается власть). Остальные сыновья становились монахами во главе храма. |