Главная страница

Кааапп. 1. игпзс как наука и учебная


Скачать 422.97 Kb.
Название1. игпзс как наука и учебная
АнкорКааапп
Дата05.12.2021
Размер422.97 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаIGPZS.docx
ТипДокументы
#292843
страница10 из 24
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   24

38. Развитие права Китая в 3-19 вв.

Главными объектами права собственности в Древнем Китае были земля и рабы. Земля:

в период Инь - собственность императора (вана), приближенные имеют лишь право пользования полученными в дар землями;

Рабы:

в период Инь считаются государственной собственностью. Хотя рабы и находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не существовало;

2. Древнекитайское право регламентировало различные виды договоров, в том числе:

договор мены;

договор купли-продажи;

Дарения

Займа

Аренды

Найма

3. В Древнем Китае брак заключали родители. Муж и отец имел в семье абсолютную власть. Семья была большая, патриархальная, с культом предков, с многоженством. Замужняя женщина полностью зависела от власти мужа, не могла иметь личного имущества. Право наследовать она имела, но это право было ограниченным.

Высшей судебной инстанцией являлся император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебные функции на местах исполняли представители местной администрации.

Государственный аппарат располагал многочисленными чиновниками, в числе которых были разыскивавшие преступников, ведущие борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, судебные исполнители (лица, приводившие в исполнение судебные решения).

Судебный процесс в периоды Инь и Западного Чжоу носил обвинительно-состязательный характер. Позднее этот вид процесса был вытеснен розыскным, первоначально применявшимся лишь в случаях совершения преступлений рабами.

Имущественные отношения. В Китае существовали государственная и частная собственность. Коллективная собственность на землю имела форму семейной или родовой собственности.

В обязательственных правоотношениях особую роль играл договор купли-продажи. Он был действительным при наличии соглашения сторон. Купля-продажа вещей, рабов, скота, требовала составления купчей. Несоставление купчей наказывалось битьем палками.

Семейные правоотношения основывались на нормах конфуцианской морали. Брак являлся долгом, выполнение которого должно было служить интересам семьи, соблюдению обычая культа предков. Перед браком было необходимо получение согласия отцов жениха и невесты. Брачный возраст для мужчин составлял 15-16, для женщин - 14-15 лет.

Были запрещены браки свободных с рабами, с лицом, носящим туже фамилию, многоженство. Развод допускался по взаимному согласию супругов.

В наследовании действовал принцип общего правопреемства, так как наследники несли ответственность за долги умершего. Передача чина, должности осуществлялась по нисходящей родственникам по мужской линии. Замужние дочери не имели права на наследство, незамужние получали половину доли братьев.

В уголовном праве господствовала идеология конфуцианства. Неопределенность границ моральной нормы препятствовала разграничению форм вины.

Судебный процесс основывался на инквизиционных началах. Дело возбуждалось по жалобе потерпевшего в суд. До суда преступник держался в тюрьме. Главной целью процесса являлось признание вины обвиняемого. Применялись пытки. Если после троекратного допроса под пытками обвиняемый не признавался в вине, то пытки применялись к самому обвинителю для признания лжесвидетельства.

В начале XIX в. китайская империя, управляемая династией Цин, переживала период упадка. Феодальная система разлагалась, и в некоторых районах страны широкое распространение получили товарно-денежные отношения. Экономическое положение народа значительно ухудшилось. В нюне 1850 г. началась крестьянская война, получившее название как «тайпинское восстание». Восставшие захватили значительную часть страны. В марте 1853 г. они объявили Нанкин столицей тайпинского государства. Тайпины пропагандировали и осуществляли на практике идеи уравнительного распределения. Эти идеи привлекали в их ряды главным образом обездоленных людей. Но их поддерживали также представители торговой буржуазии и помещиков, так как движение было направлено против засилья маньчжурской династии Цин. Руководство вновь созданным государством опубликовало так называемую «Земельную систему небесной династии» — программный документ преобразования общества и государства. Этот документ предусматривал перераспределение земли на уравнительных началах, предоставление равноправия женщинам, меры борьбы с коррупцией и др. Власть тайпинов на территории Китая просуществовала до 1864 г. В июле этого года столица тайпинов Нанкин была штурмом взята цинскими войсками. Основными причинами их поражения было внутреннее разложение движения, утрата поддержки тайпинов в народе и иностранная интервенция. Это восстание было предвестником буржуазно-демократической революции и национально-освободительной борьбы.

39. Развитие права в Японии в 7-19 вв.

Японское феодальное право развивалось под сильным влиянием китайского. Для раннесредневекового права Японии характерно повсеместное распространение норм обычного права, которые действовали в общинах или в складывающихся сословных группах. Первые записи правовых норм в Конституции Сето- ку-Тайси 604 г. носили характер наставлений, моральных заветов правителей своим чиновникам. Введение надельной системы в VII в., строгое деление общества на ранги привело к появлению законодательных документов, получивших название «кодекс». Кодексы содержали нормы, регулирующие поземельные отношения, обязанности и привилегии различных групп и представителей титулованного и ранжированного чиновничества, нормы уголовного и административного права, хотя между ними четкие различия провести было очень трудно. Первым кодексом был кодекс «Тайхо ре». В нем отсутствовало деление права на частное и публичное. Вещные, брачно-семейные, наследственные отношения приобретают публично-правовой характер, регулируются нормами уголовного и административного права. Широко было представлено текущее нормотворчество императора в виде указов и постановлений. Указы имели более самостоятельный характер, а постановления издавались в развитие административных и уголовных законов как их практическое осмысление. Указы объединялись в сборники (Сборник постановлений годов Энги 927 г.). Со временем указы стали оттеснять кодексы на второй план. Японский феодальный свод «Ста законов» (1742 г.) заключал в себе основные нормы гражданского, уголовного и процессуального права без сколько-нибудь определенного разграничения. Пользоваться сводом могли одни только специально приставленные к нему чиновники (3 человека). Считалось, что законы, особенно уголовные, должны сохраняться в тайне. Государственной идеологией было конфуцианство: из него черпали нормы права, нравственности и религии. Подчинение вассала сюзерену, жены - мужу, детей - родителям было доведено до крайней меры. В феодальной Японии не существовало ни юристов, ни юридической науки. В раннесредневековом японском праве не сформировалось четкого деления вещей на движимые и недвижимые, однако предусматривался особый статус найденной вещи. В средневековом праве Японии не сложилось четкого представления об обязательстве в юридическом смысле слова. Для внутренней и внешней торговли был введен обширный перечень запретительных мер. Жесткому контролю государства подверглась торговля на рынках. Японскому праву были известны договоры частного и казенного займа зерна, денег, в том числе и процентного. Не разрешались самовольные сделки, в том числе и договор займа рядовых членов двора. В японских кодексах относительно подробно был разработан институт наследования по закону. В наследственную массу входили холопы (т. е. зависимые люди, но не входящие в категорию кланового «подлого люда»), поля, строения, другое имущество. В нее же входило приданое жены умершего главы семьи. В праве Японии были отражены порядки патриархальной семьи. Действовал своеобразный кастовый принцип. В японском праве проявилась относительная терпимость к незаконнорожденным детям и детям, родители которых были не равны по своему социальному статусу.

40. Развитие права в Индии в 4-19 вв.

При характеристике права Древней Индии особое внимание уделяется дхармашастрам и артхашастрам. Дхармашастры (Законы Ману, Дхармашастра Яджна-валькьи, Дхармашастра Нарады и др.) составлялись брахманами для своих учеников. Постепенно эта религиозно-философская литература приобретает значение источников права, устанавливающих общеобязательные правила поведения. Артхашастры (Артхашастра Каутильи и др.) - это сочинения царских чиновников (кшатриев) на политико-правовые темы.

Правовое положение населения. Индийское общество делилось на 4 группы (варны): брахманов, кшатриев, вайшиев и шудр. Наилучшими среди людей считались брахманы. Они занимались изучением Веды (священных книг), приносили жертвоприношения; кшатрии - охраной подданных и управлением государства; вайшии - скотоводством, земледелием, ремеслом, торговлей; шудры служили высшим варнам. В Древней Индии существовало рабовладение. В некоторых случаях шудры отождествляются с рабами. Помимо варн общество дробилось на более мелкие группы - касты и подкасты. На низшей ступеньке социальной лестницы находились касты «неприкасаемых».

Правовое регулирование имущественных отношений. Праву Древней Индии известны понятия владения и права собственности, движимого и недвижимого имущества, недействительность сделок. Земля могла находиться в государственной собственности, во владении общины или семьи. Преимущественным правом покупки земли, находящейся в частном владении, пользовались родственники, соседи и кредиторы продавца. Способами обеспечения исполнения обязательств являлись штраф, залог, заклад родственников и самозаклад за долги, поручительство.

Семья и наследование. Женщины вступали в брак с 12 лет, а мужчины с 16. Браки представителей разных варн не приветствовались, они допускались лишь в том случае, если жених обладал более высоким статусом, чем невеста. Древнеиндийская семья носила патриархальный характер, женщина в ней занимала подчиненное положение. Дхармашастры предусматривают множество случаев, когда мужчина мог оставить свою жену или взять в дом другую. Развод по инициативе женщины не допускался дхармашастрами, но упоминался в артхашастрах. Наследство скончавшегося отца делилось поровну между его сыновьями. Не имели права на долю в наследстве отца дочери, сыновья «дважды рожденного» и шудрянки, калеки и слабоумные. Жена, хранящая верность умершему мужу, могла пользоваться стридханой, которая состояла из средств к существованию и личных украшений женщины.

Источники индусского права.

Прежде всего следует отметить тесную связь индусского права с религией. Перечень источников права дан в дхармашастрах, которые являлись своеобразными учебниками права, руководствами по праву, написанные брахманами с учетом наиболее важных норм обычного права и нормотворческой деятельности верховной власти.

Важнейшим источником индусского права являлись Законы Ману, которые в период феодализма в многочисленных письменных комментариях изменялись и переосмысливались. При этом следует отметить, что часто Законы Ману и дхармашастры комментировались по поручению правителей.

В период средневековья в качестве источников права выступали и судебные прецеденты.

Установление в Индии мусульманского господства, конечно, оказало влияние на всю правовую систему покоренной страны. Так, например, уголовные дела стали рассматриваться мусульманскими судьями на основе шариата.

Собственность, обязательства, брак и семья.

В индусском праве собственность и обязательства тесно связаны с брачно-семейными отношениями. Поэтому целесообразно сперва остановиться на вопросах брака и семьи. В Индии брак рассматривался как священный акт, в основе которого лежит соглашение между семьями. Индусское право закрепляет патриархальную большую семью, объединенную коллективным трудом и уравнительным распределением продуктов труда между ее членами. Традиционно считалось, что хотя бы в течение нескольких лет молодая супружеская пара будет жить в доме отца мужа. Общая семейная собственность охватывает как совместное владение его, так и совместное ведение хозяйства.

Отчуждение семейной собственности ограничено, причем недвижимая собственность должна оставаться в семье. Право распоряжения большесемейной собственностью сосредоточено в руках отца, управителя, власть которого основана на авторитете

Кастовый строй.

По сравнению с кастовым строем, закрепленным законами Ману, в период феодализма он претерпел существенные изменения.

Кастовый строй в Индии тесно связан с догмами индуистской религии, признающей большее число богов, которые считаются воплощением главных богов: Брахмы, бога творца, создателя вселенной и всего живого; Вишны, представляющего вечно живую природу; Шивы, олицетворяющего ее грозные силы и способность к постоянному возрождению. Индусская религия закрепляла разделение индусов на многочисленные касты и требовала соблюдения кастовых различий. Высшими кастами продолжали считаться брахманы (жрецы) и кшатрии (воины); за ними следовали купеческие (торгово-ростовщические) касты, а затем огромное количество земледельческих и ремесленных каст. На самом низу кастовой иерархии находились касты "неприкасаемых".

Следует отметить, что в период перехода от рабовладельческого к феодальному строю высшая варна брахманов подверглась в целом незначительным изменениям. Это объясняется тем, что пришедший на смену брахманизму индуизм не затронул привилегий брахманов. Уже в раннефеодальный период варны преобразуются в касты с их неоднородностью и множеством групп (например, отсталые племена пополняли касту "неприкасаемых"; раджпутские племена стали играть роль ударной военной силы; появились касты в зависимости от профессий, от рода занятий и деятельности).

В средневековой Индии в различных ее частях и у различных ее народов сложилась многообразная кастовая структура с многочисленными кастами и подкастами. Так, например, возникали касты писцов, ткачей, кузнецов, дубильщиков и т. д. Ремесленные касты одновременно являлись и цеховыми объединениями. Поведение членов каст строго регламентировалось, ограничивалось общение между людьми высших и низших каст, браки между ними запрещались, изгнание из касты ставило человека вне общества.

Особенно унизительным и бесправным было положение каст "неприкасаемых". Считалось, что даже тень "неприкасаемого" оскверняет индуса более высокой касты.

Примерно через сто лет после открытия морского пути в Индию1 лондонские купцы в конце 1600 г. основали Ост-Индскую компанию, получившую монополию на торговлю с Индией. Рядом актов английского парламента компания фактически была наделена полномочиями государственной власти: ей было предоставлено право иметь вооруженные силы, военный флот, вести войну, заключать мир, собирать налоги, осуществлять судебные функции по отношению к индийскому населению и т.д. Эти права компании были признаны рядом кабальных «договоров», навязанных Англией феодальным правителям Индии. Администрация компании возглавлялась советом директоров, избиравшимся из крупнейших пайщиков. Власть на местах осуществляли чиновники компании во главе с губернаторами, назначавшимися советом директоров и утверждавшимися английской короной.

Опираясь на поддержку английского правительства и парламента, Ост-Индская компания постепенно вытеснила из Индии своих основных конкурентов-европейцев - португальцев, голландцев, французов. С середины XVIII в., используя распад империи Великих Моголов, Ост-Индская компания начинает завоевывать территорию Индии, устанавливая в захваченных областях свою администрацию.

Рост могущества Ост-Индской компании потребовал государственного контроля за ее деятельностью. К концу XVIII в. была установлена так называемая двойственная система управления Индией. Совет директоров компании был подчинен созданному при правительстве Англии Контрольному совету, возглавлявшемуся членом английского кабинета министров. Непосредственное управление Индией стало осуществляться генерал-губернатором, назначаемым короной на пять лет. Генерал-губернатор имел право объявлять войну и заключать мир, вступать в договорные отношения с государствами, соседствующими с владениями компании. Он возглавлял вооруженные силы в Индии, полицию, суд, определял и взимал налоги и т.д. При генерал-губернаторе был образован Исполнительный совет, также назначаемый короной. Каждая провинция во владениях компании (президентство) возглавлялась губернатором, имевшим аналогичный совет. Несколько позже при генерал-губернаторе был образован Законодательный совет, формировавшийся из чиновников компании.

Колонизация Индии породила протест и сопротивление народа. В 1857-1859 гг. в Индии происходит мощное восстание сипаев, направленное против англичан. После его подавления войсками система английского управления в Индии была изменена. Издается акт «О лучшем управлении Индией», положивший конец «двойственному» управлению и окончательно превративший страну в провинцию.

41. Особенности возникновения и характерные черты государства в эпоху нового времени.

НА РОЗОВОМ ЛИТСКЕ

ревращение буржуазии в господствующий класс происходило в результате политических революций, ликвидировавших феодальные производственные отношения и феодальное государство. Первой буржуазной революцией мирового значения была английская революция XVII века, самой радикальной - французская революция XVIII века, не без основания называющаяся Великой.

В результате буржуазных революций политическая власть в Англии, во Франции, а затем и во многих странах мира перешла в руки буржуазии - в одних странах полностью, в других - на условиях компромисса с теми или иными феодальными элементами.

В тесной зависимости от этого разрешался вопрос о форме государства, созданного революцией, о форме права и способах его кодификации.

Окончательное преодоление феодальных пережитков в государственном и правовом устройстве проходило в течение всего XIX и начале XX в. Лишь к концу XIX века буржуазная демократияв том или ином виде становится наиболее типичной формой выражения политической власти буржуазии.

С формально-юридической точки зрения можно выделить следующие черты буржуазной демократии:
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   24


написать администратору сайта