Главная страница

Кааапп. 1. игпзс как наука и учебная


Скачать 422.97 Kb.
Название1. игпзс как наука и учебная
АнкорКааапп
Дата05.12.2021
Размер422.97 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаIGPZS.docx
ТипДокументы
#292843
страница9 из 24
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   24

В ожесточенной борьбе друг с другом каждый из князей стремился увеличить владения, не подчиняясь при этом центральной власти. Однако в своих владениях они были рачительными хозяевами: увеличивали производство риса на продажу, развивали ремесла и торговлю, строили корабли. И при этом нередко совершали торгово-пиратские экспедиции в отношении соседних Китая и Кореи.

Быстро развивались города и городская торговля. Еще в конце XV века в таких крупных городах, как Сакаи, Хирадо, Хаката, Ямагути, возникли купеческие гильдии, занимавшиеся оптовой торговлей и имевшие не только свои отделения по всей стране, но и фактории в Китае, Корее, на островах Рюкю и даже на острове Ява. Интересно отметить, что также как и в Европе в XII веке, ряд японских городов в первой половине XVI века откупались от власти крупных японских феодалов, на землях которого они располагались, и становились полувольными городами с самоуправлением и даже с собственной армией (Хани Горо). Как отмечали еще советские историки быстрый рост городов, развитие товарно-денежных отношений в Японии XVI века, означал не разложение, а подъем феодализма и обусловливались усиленным притоком феодальной ренты (Поздняков И.Г.). Можно сказать, что в Японии в то время был относительный расцвет феодализма, правда он имел более ограниченные рамки и по времени был короче по сравнению с западноевропейским феодализмом.

В целом японское государство-общество по ряду признаков в это время больше напоминало феодальную Европу XII – XIII вв., чем деспотичный Восток. Здесь, как и в Европе, не сложилось всесильного и централизованного государства, а частные феодальные владения были практически независимы от центральной власти. Правда, развитие японского общества в этот период, хотя и имело ряд общих признаков с европейскими странами, заметно отставало от них. Уже на рубеже XV – XVI вв. в Европе складываются централизованные государства, а в Японии в это время – пик феодальной раздробленности. Конечно, имеются между ними и ряд принципиальных различий: в Европе города в этот период независимы от власти не только феодальных владык, но и сохраняют свою автономию и по отношению к государству. В Японии в это время только несколько городов имели небольшую автономию от власти феодальных владык и самого государства.

В отличие от традиции вассалитета феодалов в Европе, японский вассалитет был более строг, и это был не столько свободный договор, сколько подчинение. С точки зрения М. Блока, японский монарх-император, в отличие от европейских королей, находился вне феодальной системы, так как ему присягу верности (оммаж – в средневековой Европе) не приносили; «он оставался средоточием и источником любой власти, поэтому посягательство на раздел этой власти, опиравшейся на очень древнюю традицию, официально считалось посягательством на государство».

Потом в Японии не было церкви, оказывающей мощное противодействие государству против сползания его к деспотизму и подавлению общества. К тому же географическая близость к цивилизационно-культурному миру Востока, в первую очередь своему культурному учителю –Китаю, оставляло очень мало шансов для развития невосточного пути развития Японии. Но даже тогда еще ничего не было предопределено окончательно, и оставалась свобода выбора пути развития. В скором времени Японии все же пришлось сделать свой выбор, который был выбором в большей степени Востока, а не Запада. Это произошло в эпоху господства клана сегунов из дома Токугавы в XVII- середины XIX вв.

XVI век, стал для Японии встречей с принципиально иной чем весь многообразный Восток цивилизацией Западной Европы. Первыми до Японии добрались португальцы-купцы и католические миссионеры. Орден иезуитов отправил в Японии миссию во главе с испанцем Франциском Ксавье в 1549-1550 гг. Иезуит Ксавье стремился добиться не больше не меньше как склонить самого японского императора к принятию христианства и хотя ему это не удалось, однако в целом можно назвать его пребывание на японской земле очень успешным. Многие японские дайме со своими слугами приняли христианство, поскольку были заинтересованы в контактах с европейцами как в плане торговли так еще больше в получении от них огнестрельного оружия.

Христианская религия на японских островах стала распространяться с большой быстротой. И, уже в 1580 г. в стране было около 150 тысяч христиан, а также 200 церквей и 5 семинарий (Васильев Л.С.). За португальцами последовали в Японию голландские и английские купцы. Японцев интересовало европейское оружие, ткани и технические новинки. Некоторых европейских специалистов стали использовать в военно-инженерном деле и военном кораблестроении.

Однако в самом конце XVI века, когда в стране усилились центростремительные тенденции отношение к иноземному христианству и европейцам в Японии сменилось с нейтрально-положительного на негативное. Христианство стало прямо угрожать господствующему в стране буддизму и синтоизму, что, по мнению ряда японских политиков (Тоетоми Хиэеси и Токугава Иэясу) могло навлечь в будущем на страну тяжелые последствия. После чего с 1597 г. христиане стали подвергаться гонениям.

В период складывания японского централизованного государства под руководством сегуна Иэясу Токугава Япония выбрала изоляционистскую модель развития, с ее враждебным отношением ко всему внешнему миру и особенно к Западу. Гордых и самодостаточных японцев насторожила техническая мощь заокеанской цивилизации всюду на Востоке протянувшей свои колониальные щупальца, и они решили от греха подальше замкнуться в себе.

34. Индийское государство в 4-19 вв.

Феодальный строй стал развиваться в Индии в начале нашей эры. Вскоре страна оказалась расчленённой на множество самостоятельных феодальных владений. Богатая и цветущая, но слабая вследствие раздробленности, Индия привлекала к себе взоры своих соседей. Среднеазиатские кочевники, жители иранских и тибетских нагорий не раз вторгались в Индию. Порой им удавалось подчинять себе северную часть страны и создавать здесь свои государства. Державшиеся лишь силой оружия, эти государства были недолговечны, быстро распадались.

В результате ряда завоеваний и вторжений иноземцев Индия оказалась населена многими народами, говорившими на различных языках и имевшими разные обычаи и верования. В XII веке территории Северной Индии были объединены под властью мусульманских султанов, сделавших столицей крупный и богатый город Дели. В Делийском султанате вся власть принадлежала феодальной знати. Над столицей поднялась в её честь 72-метровая «башня победы» из красного мрамора с надписями и барельефами. Индийских же крестьян и ремесленников безжалостно угнетали: их разоряли непосильными налогами, эксплуатировали на принудительных работах.

Делийское государство было непрочным: феодалы не желали подчиняться султану; хозяйственные связи между отдельными районами султаната были очень слабыми; население ненавидело завоевателей. В различных областях страны часто вспыхивали народные восстания.

Через три века Делийское государство постигла судьба его предшественников - оно распалось на самостоятельные феодальные владения. Карта индия в 14-17 вв

Империя Великих Моголов.

Новая феодальная держава в Северной Индии была также создана мусульманами-завоевателями. Возникнув в XVI веке, она за несколько десятков лет превзошла по своим размерам и могуществу все прежние государства средневековой Индии. Эту державу европейцы назвали империей Великих Моголов (они думали, что правившая там династия была монгольского происхождения).

Наивысшего расцвета держава Великих Моголов достигла в середине XVI - начале XVII века, когда ею правил император Акбар. Его громадные владения охватывали земли по Инду и Гангу, центральную часть полуострова Индостан и часть теперешнего Афганистана. Акбар сумел подчинить себе многочисленных феодальных князьков и установить во всём государстве единые порядки.

Прекращение феодальных войн вызвало подъём хозяйства. Расширились посевы сахарного тростника, хлопка выросло производство хлопчатобумажных тканей, оживилась торговля, появились новые города.

Земля в империи Великих Моголов, как это было раньше и в Китайской империи, считалась собственностью государства. За пользование землёй крестьяне платили высокие налоги в казну. Право собирать налоги с большей части земель император передал преданным ему феодалам - «джагирдарам». Каждый джагирдар должен был за счёт собранных им налогов содержать наёмное войско и отряд боевых слонов. Но джагирдары не владели поместьями постоянно. Они хозяйничали на этих землях в среднем по 10 лет. Затем император выделял им новые земли где-нибудь в другом конце империи. Это делалось для того, чтобы феодалы не смогли укрепиться и стать независимыми правителями.

Империя Великих Моголов была централизованным государством. Власть императора являлась неограниченной. В отдельных областях правили чиновники Акбара. Уделом же индийских трудящихся были тяжкий труд, нищета и частые голодовки.

После смерти сильного императора Акбара Джагирдаров постепенно перестали сменять, и они начали превращаться в крупных землевладельцев. Центральная власть ослабла. В Индии появились сотни независимых правителей. В XVIII веке государство Великих Моголов стало распадаться. Это помогло английским захватчикам установить своё господство над Индией.

35. Характерные черты средневекового права в Азии.

Следует отметить, прежде всего, консерватизм, стабильность, традиционность норм права и морали. Эта традиционность, являющаяся отражением медленной эволюции экономической структуры, создавала у людей убежденность в извечности, высшей мудрости, завершенности правил общественного поведения.

В самом отношении членов восточного общества к традиционным нормам права и морали была заложена одна из важных причин их тормозящего обратного воздействия на экономическую сферу.

Проявлением консерватизма социальных норм права и морали была и их тесная связь с религией: индуизмом, исламом, конфуцианством, а также внутренняя нерасчленность религиозных, нравственных и правовых предписаний.

Развитие права на востоке отличалось самобытностью. Связь с религией.
все средневековое правовые системы востока утверждали неравенство. Соловное. Кастовое, семейое. , по полу. Поведение людей строго регламентировалось.

36. Развитие права Арабского халифата в 7-13 вв.

На религиозной идеологии ислама сформировалось мусульманское право - шариат (прямой путь). Его основные источники: 1) Коран - главная священная книга ислама; 2) Сунна - сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками (содержит нормы семейно-наследственного и процессуального права); 3) Иджма - решения мусульманских правоведов, восполняющих пробелы Корана и Сунны; 4) Фетва - письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно вопросов общественной жизни. Система обязательств мусульманского права отличается большой разработанностью. Договорные обязательства образуют 2 группы договоров: 1) предмет сделки должен быть передан стороне (мена, купля-продажа); 2) такая обязанность отсутствует (поручение, поклажа). Риск случайной гибели вещи лежит на продавце. В семейном праве права мужчины значительно больше прав женщины. Разрешалось иметь 4 законные жены и неограниченное число наложниц. Согласия на брак от женщины не требовалось. Выйдя замуж она полностью переходила под власть мужа. Муж мог применять к жене телесные наказания. В наследственных отношениях по мусульманскому праву завещатель мог распоряжаться не более чем 1/3 своего имущества. К наследникам переходили только права, но не обязательства наследодателя.

Дифференциация преступлений и наказаний за них: 1) преступления против религии и государства (вероотступничество, богохульство и др.) наказывались смертной казнью; 2) преступления против отдельных лиц. Наказание за убийство выбирал родственник убитого: смертная казнь, прощение убийцы, принятие выкупа за кровь (например, 100 верблюдов). Нанесение телесных повреждений наказывалось по принципу талиона. За кражу отсекалась рука. Употребление спиртного наказывалось 40 ударами пальмовой ветви; 3) правонарушения, наказание за которые выбирает суд. Первоначально судебная власть осуществлялась непосредственно правителями всех уровней. Позднее суд стал вершиться знатоками шариата, образовалась группа профессиональных судей - кадиев. Основные черты судопроизводства: непрерывность судебного процесса, единоличное решение дела кадием, отсутствие существенных различий между гражданским и уголовным процессом. Кади не был связан строго регламентированным порядком судопроизводства. Помимо осуществления правосудия кади осуществлял надзор за распределением наследства, установлением опеки и многое другое.

37. Развитие права Османской империи в 13-19 вв.

В Османской империи не было строгого правила передачи султанской власти по праву первородства (от отца к старшему сыну) или по праву старшинства (старшему брату). Хотя корона нередко переходила к сыну султана, система наследования часто изменялась и была неустойчивой. Государственный аппарат, как и вся система администрации, вся внутренняя структура империи, был очень близок к классическому эталону, который соответствует генеральной схеме командно - административной структуры традиционного Востока, включая институты власти - собственности и централизованной редистрибуции (перераспределения). Все земли империи считались государственными, а распоряжался ими от имени султана аппарат власти. На завоеванных территориях формы землевладения частично изменялись в соответствии с османскими стандартами, частично оставались прежними, но при этом все же приводились в соответствие с теми порядками, которые были приняты в империи. Хотя султан и был верховным монархом, он имел множество советников и министров. Наиболее могущественными среди них были визири и Диван (по сути – правительство), подчиняющиеся Великому визирю. Диван представлял собой совет, на котором визири обсуждали политику империи. Обязанностью Великого визиря было сообщать султану мнение Дивана. Диван состоял от 3 визирей в 14 веке до 11 – в 17 веке. Деятельность правительства регламентировалась принятым при Мехмеде II (1444–1481) сводом законов Канун-наме, а также исламским правом, шариатом. Организационно центральный аппарат власти состоял из трех основных систем – военно-административной, финансовой и судебно-религиозной. Каждая из них была представлена как в центре, так и на местах. Возглавлявшаяся самим Великим визирем военно-административная система являла собой костяк всей структуры империи. Страна к XVI в. была разделена на 16 крупных областей-эялетов, возглавлявшихся губернаторами-бейлербеями, подчиненными Великому визирю и отвечавшими за положение дел в своих областях – прежде всего за боеспособность тех частей, которые всегда должна была быть готовой выставить та или иная область. Бейлербеям, в свою очередь, подчинялись уездные военачальники-управители санджакбеи (уездов-санджаков в стране было около 250), административно ответственные за свои уезды. В уездах власть санджакбея была очень сильна, хотя формально она регулировалась уездными Канун-наме, которые со временем были созданы для каждого санджака. И, наконец, на низшем уровне власти вся военно-административная система опиралась на тимариотов, подчиненных санджакбеям и отвечавших перед ними как за боеспособность и экипировку выставляемых от своего тимара-землевладения воинов-сипахи, так и за сохранение административного порядка среди местного населения.

В функции финансового ведомства, возглавлявшегося визирем-дефтердаром и представленного на областном и уездном уровнях специальными чиновниками с подчиненными им писцами, входило вести строгий учет ресурсов и доходов казны, определять размеры налогов и податей, различного рода повинностей. Видимо, именно чиновники этого ведомства должны были строго контролировать сумму налогов с каждого тимара, включая ту ее долю, которая доставалась тимариоту, и превышать которую он не имел права. Система налогов в империи была достаточно сложной, особенно если учесть, что находившиеся на полуавтономном положении некоторые отдаленные провинции имели свои традиционные типы налогов. Однако в целом система была стройной и жестко обязательной. Она подразделялась на две основные части – законные налоги (т.е. соответствовавшие шариату – десятина-ушр с мусульман, харадж и подушная подать джизия с немусульман, закят с имущих и соответствующие более тяжелые пошлины с немусульман, особенно с богатых горожан, и т.п.) и дополнительные поборы, к числу которых относились различные местные и чрезвычайные налоги, пошлины, подати. От налогов, кроме служивых, было освобождено мусульманское духовенство, как служилое (судьи-кади и др.), так и неслужилое (улемы).

На долю судебно-религиозной системы в рамках общей административно-политической структуры империи приходилась функция контроля над образом жизни и поведением населения. Возглавляемая на уровне центрального правительства шейх-уль-исламом и представленная на уровне губернаторств несколькими (вначале лишь двумя) кади-аскерами, эта система на уездном уровне замыкалась мусульманскими судьями-кади и их помощниками. Судьи-кади были, прежде всего, судьями, решавшими от имени ислама и по поручению властей все судебные дела, касавшиеся мусульман. Но это была только часть их функций, хотя и основная, важнейшая. Кроме того, кади выступали в функции нотариусов, фиксировавших документы и сделки, а также посредников разрешавших торговые, финансовые и прочие споры, контролеров, следивших за регламентацией доходов и порядком сбора налогов, за установлением цен, за порядком и характером общественных работ и т.п. Словом, в типичных для исламских структур условиях слитности политики и религии, состоявшие на административной службе кади были и духовниками, и чиновниками. В том, что касалось иных, немусульманских слоев населения, аналогичные функции были возложены на руководителей соответствующих религиозных общин-миллетов – греческо-православной, армяно-григорианской, иудейской, получивших для этого широкие полномочия.

В итоге следует отметить основные принципы, на которых базировалась концепция Османского государства. Важно выделить религиозную составляющую, являющуюся неотъемлемой основой, фундаментом государственности. Отсюда вытекает корень всей правовой системы Османской империи – шариат. Следующая особенность – слабая централизация государственной власти. Показательным в данном случае является наличие миллетов – этническо-религиозных автономий, осуществлявших достаточно независимое от султанской власти самоуправление.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   24


написать администратору сайта