Главная страница

Кааапп. 1. игпзс как наука и учебная


Скачать 422.97 Kb.
Название1. игпзс как наука и учебная
АнкорКааапп
Дата05.12.2021
Размер422.97 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаIGPZS.docx
ТипДокументы
#292843
страница8 из 24
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   24
Часть земель, считавшихся государственной собственностью, передавалась крестьянам, платившим за пользование землей частью урожая. Разорение крестьянства вело к тому, что оно попадало в долговую кабалу, зачастую переходившую от отца к сыну.

Система надельного землепользования со временем пришла в упадок ввиду уменьшения массива казенных земель, в связи со «злом скопления земель» и массовым обезземеливанием крестьян. Разрастаются крупное землевладение и слой крестьянства, находящийся в разной степени зависимости от крупных землевладельцев. Но и значительно позже, при династии Мин (XIV в.), государство стремилось поддерживать равновесие государственного и частного землевладения.

Выделяя вопросы истории государства и права, следует отметить, что после падения Циньской империи во II в. до н.э. в Китае утверждались принципы государственности, содержавшиеся в конфуцианском учении. Но сохранились и основы военно-бюрократической системы, сложившиеся в Циньской империи. Новый государственный строй в своих исходных началах представлял компромисс того и другого. Государственный строй средневекового Китая в период централизации государственной власти имел немало общего с восточной деспотией.

Главой государства являлся император - богдыхан. По древней китайской традиции власть богдыхана обожествлялась. Он считался сыном неба (Бога), и вся Поднебесная принадлежала ему. Каждый его шаг сопровождался детально разработанным ритуалом.

Власть богдыхана была абсолютной и осуществлялась через многочисленный, бюрократически организованный чиновничий и военный аппарат. Он возглавлялся государственным советом, игравшим совещательную роль при императоре, и государственной канцелярией, руководившей деятельностью чиновников. Помимо них существовало три палаты - административная, императорских законов, правительственных указов и шесть министерств - императорского ритуала, финансов, чинов, общественных работ, уголовных дел и военных дел. Для наблюдения за чиновничьим аппаратом, разбросанным по территории обширной страны, был создан особый орган - цензорат, осуществлявший надзор за деятельностью местной администрации. Все чиновники делились на 9 рангов и 33 разряда. Прохождение службы, условия службы, повышение по службе и т.п. были строго регламентированы.

Специфическая черта государственного управления и сословного деления общества в Китае состояла в выделении и привилегированном, особо почитаемом положении особой социальной группы населения (шеньши) - служилой аристократии, формировавшейся на основе сдачи экзаменов. Требовалось отличное знание конфуцианского учения, и на этой основе выявлялись личные способности кандидата. Конечно, успешная сдача экзаменов предполагала в течение ряда лет значительную затрату времени на подготовку к экзаменам, что не каждый мог себе позволить. Все же система сдачи экзаменов на право занимать государственные должности способствовала широкому обновлению чиновничества, тормозила его превращение в замкнутое сословие. В европейской литературе китайских чиновников именовали мандаринами (от санскр. «мантрин» - советник).

Шеныпи делились на две группы. Первую составляли приближенные правителя и весь центральный бюрократический аппарат империи. Вторую - те шеньши, которые не наделялись должностями, но играли ведущую роль в управлении на местах, в общинном управлении.

В Китае престиж и материальное положение человека во многом зависели от принадлежности к шеньши, от ранга и разряда чиновника, его положения в служебной иерархии.

Специфичным было и отношение в Китае к праву, закону. Например, в сознании китайцев сохранялось укрепившееся веками отношение к закону как к чему-то не очень хорошему. Считалось, что закон нарушает врожденное чувство справедливости, возбуждение судебного процесса накладывает дурной отпечаток на отношения между индивидами, а закон в силу своей абстрактности не может учесть разнообразия конкретных ситуаций, способен нарушить естественный ход событий. Потому не он, но народное понимание морали и общее чувство справедливости, выраженное в правилах приличия и манере поведения, оформившихся под влиянием конфуцианства, составляли главную опору китайского общества. Правитель и его окружение должны были показывать пример жизни «по правилам». Считалось, что управление при посредстве людей, а не при помощи абстрактных норм права, более соответствует естественному порядку.

Легистская концепция права и закона, близкая западной правовой теории, была в Китае кратковременным явлением.

К концу XVIII в. обнаружился общий кризис китайской империи, отчетливо выявилась ее экономическая, политическая и военная отсталость, которой благоприятствовала политика изоляции страны.

Капиталистические державы с растущей жадностью стали поглядывать на обширный китайский рынок. В 1832 г. Англия, воспользовавшись ослаблением Китая, начала против него войну, получившую название «первой опиумной войны». Силы были неравными. С одной стороны - самая развитая капиталистическая держава мира, «царица морей», имевшая могущественный военно-морской флот, оснащенный по последнему слову техники. С другой стороны - отсталый феодальный Китай, армия которого была вооружена кремневыми ружьями (а порой и луками) и пушками, не имевшими прицельных приспособлений. Китай потерпел поражение, и в 1842 г. ему был навязан неравноправный Нанкинский договор. По договору Китай предоставил Англии право беспрепятственной торговли опиумом, открыл для свободной торговли пять своих портов, выплатил огромную контрибуцию и передал Гонконг «в вечное владение». По дополнительному протоколу к Нанкинскому договору Англия добилась от Китая права экстерриториальности для иностранцев и права создавать в стране сеттльменты — территории, изъятые из юрисдикции местных властей и находившиеся под иностранным управлением, с иностранной полицией и судом. Наконец, для Англии в Китае вводился «режим наибольшего благоприятствования». Позже богдыхану пришлось подписать аналогичные договоры и с другими капиталистическими державами. Фактически Китай превратился в полуколониальную страну.

Ответом китайского народа был подъем национально-освободительного движения, вылившегося в восстание тайпинов (1850-1864 гг.). Восстание удалось подавить с помощью иностранного вмешательства. Но оно, как и восстание сипаев в Индии, открыло новую страницу в истории Китая, страницу борьбы китайского народа за свое национальное и социальное освобождение, за свержение феодальной монархии, уничтожение иностранного гнета, за ликвидацию господства собственных помещиков и капиталистов. Первая цель была достигнута в результате буржуазной революции 1911 г., вторая и третья -в результате народной революции 1919-1949 гг.

33. Развитие Японского государства в 7-19 вв.

Островное государство Япония в Средние века, кратко говоря, в течение долгого времени развивалось в изоляции от других стран. Впрочем, эта обособленность не была полной – Япония успешно контактировала с ближайшими соседями – Китаем и Кореей. Поэтому многое в управлении государством было заимствовано у этих стран.

Впервые государство в Японии возникло в 4 – 6 веке. В раннем средневековье во главе государства стоял правитель, управлявший при помощи знати.

Основную массу населения составляли крестьяне. На них приходилась вся тяжесть налогов. Главным из них была рента на землю. Кроме того, в Японии жили неполноправные (иноземцы) и рабы.

Начиная с 6 века, Япония начинает стремительно развиваться. Для восточных стран такой динамичный темп развития совсем несвойственен. Дело в том, что Япония охотно перенимала чужой опыт и, в первую очередь, соседних стран.

Японские правители старались заимствовать только самое лучшее. В страну приглашались ремесленники, а молодые японцы отправлялись в Китай для учебы. Иероглифическое письмо, буддизм и даосизм – это тоже пришло из Китая.

Сначала Япония в Средние века, кратко говоря, была классическим восточным государством. Японский император держал под контролем всю верховную власть, включая религию. Аристократия выполняла функцию чиновников. Крестьяне работали непосредственно на государство. Власть по своему усмотрению распоряжалась собранными налогами.

Для политической системы Японии было характерно:

1. централизация власти;

2. Вся земля в стране находится в руках государства;

3. существование общин.

В 9 – 11 веках окончательно устанавливается новая форма землевладения - феодальное поместье.

В 1192 году происходит очень значимое событие – император теряет часть своей власти, уступая ее сегуну (военному правителю). Сегунат существовал 7 веков, вплоть до 19 века. Императорская власть в стране оставалась, но она не была теперь единоличной.

В 16 веке правители Японии решают изолировать ее от остального мира, чтобы ничто не могло повлиять на самобытную культуру страны. Она становится самой закрытой цивилизаций. Покидать пределы японских островов было запрещено. Нарушителей запрета казнили. Иностранцам, кроме голландцам и китайцам, путь в страну также был закрыт. Из страны были изгнаны представители католической и христианской религии.

Период средневековья для Японии закончился с момента восшествия на престол юного императора Мицухито в 1866 году.

Внутренняя структура раннеяпонского государства была типичной: во главе стоял вождь-правитель (впоследствии император), его окружала родовая знать, занимавшая высшие административные посты. Страна уже тогда делилась на области и округа во главе с родовитой знатью. Основную массу населения составляли платившие ренту-налог в казну крестьяне. Кроме них были рабы и неполноправные, в основном выходцы с материка – китайцы, корейцы и т.д. Эти категории людей находились в собственности государства или знати.

В середине VII в. в Японии была проведена государственная реформа «Тайка», в ходе которой протогосударство Ямато превратилось в цивилизованное по китайскому образцу государство: были созданы первые законодательные своды, системы государственной собственности на землю, установлены нормы наделов землепользования (Моисеева Л.А.). Именно тогда правитель страны принял божественный титул тэнно («сын Неба»). Реформы Тайка, дополненные в 701 г. специальным кодексом Тайхоре, заложили основы японской социальной и политической структуры. Они же создали фундамент для расцвета японской культуры периода Нара (VIII в.), когда по образцу китайской столицы Чанани была богато отстроена столица Японии Нара. Древняя религия японцев синто («путь богов»), в значительной мере обогащенная китайским даосизмом и буддизмом, дала сильный толчок для развития ранней японской культуры и искусства (Васильев Л.С.).

В то же время система японской государственной власти, несмотря на ее копирование с Китая, оказалось не совсем прочной. Божественный император, по китайскому образцу провозгласивший себя Сыном Неба – Тэнно, больше царствовал, нежели реально правил страной. Это объяснялось тем, что, в отличие от Китая, здесь верховная власть и земельная собственность во многом оказались разделенными. Львиная доля земельного фонда оказалась в руках наследственной знати, владевшей земельными участками полуфеодального типа, которые при этом были весьма самостоятельны.

Да и типичного азиатского деспотизма верховной власти в Японии не наблюдалось. Все эти признаки отличали японскую модель государства-общества от классического восточного типа и сближали ее западноевропейским аналогом. Но правильнее было бы, на наш взгляд, отнести японскую модель к промежуточному типу, имеющему признаки и восточной структуры, и классической западноевропейской феодальной системы. Сама промежуточность японской модели указывала на возможность как одного из двух путей развития государства-общества (восточного или западного), так и возможность третьего комбинированного варианта. Во многом это зависело от последующего исторического процесса.

Ставка императора в городе Нара оказалась больше символическим центром, фактическим административным центром страны стал город Хэйян (Киото), где управлял влиятельный дом Фудзивара. В IX – XI вв. влияние дома Фудзивара усилилось настолько, что японские императоры превратились почти в марионеток в их руках. Это было серьезным отличием японской государственной модели от китайской.

Вторым характерным отличием было то, что здесь не сложилось конфуцианской элиты чиновников-администраторов с их конкурсными экзаменами и последующим рекрутированием во властную верхушку. Поэтому чаще всего роль чиновников и управляющих отдельными территориями страны выполняла наследственная знать, которая все больше и больше становились самостоятельной от центра (Васильев Л.С.). Третьим отличием от Китая стало то, что японские чиновники, занимавшие крупные должности, превращались в полноправных владельцев частновладельческих поместий (дайме).

В Японии процесс приватизации земельных владений и территориального управления получал все большее развитие. Последние признаки явственно указывали на характер формирующейся в стране феодальной системы с ее децентрализованным распределением ресурсов. Все это говорило о том, что японская модель развития государства-общества больше напоминала западноевропейскую, чем китайскую. Так, еще в XI в. японские дайме получили право осуществлять суд и административную власть в своих владениях, а их земли были освобождены от государственного налогообложения.

Другим признаком явилось стремление японской знати прикрепить крестьян к земле. В целях борьбы с восставшими крестьянами и их попытками ухода от своих хозяев крупные владельцы земель стали создавать отряды профессиональных воинов-дружинников. С течением времени боевики-дружинники превращались в замкнутое сословие (аналог западноевропейских рыцарей) воинов-самураев (буси). Впоследствии возник и стал свято соблюдаться кодекс военной этики самураев (бусидо), включавший в себя идею верности господину вплоть до безусловной готовности отдать за него жизнь или в случае любой неудачи или бесчестья покончить с собой (совершить сэппуку или харакири).

Причем культ самоубийства практиковался во имя чести и долга (не только мальчики в школах, но и девочки из самурайских семей специально обучались этому «искусству смерти»: мальчики – делать харакири, девочки – закалываться кинжалом). Философия фатализма в сочетании с фанатичной преданностью патрону и уверенностью, что имя доблестно павшего будет почитаться в веках – все это вместе взятое, вошедшее в понятие бусидо, оказало огромное влияние на японский национальный характер (Васильев Л.С.).

Японские самураи

Во второй половине XII в. власть дома Фудзивара стала слабеть на фоне поднимающегося клана Минамото. В конце концов дом Минамото, опираясь на войско самураев, установил свою фактическую власть над страной. В 1192 г. Минамото Еритомо был объявлен верховным военным правителем страны с титулом сегун. Ставкой сегуна и правительства (бакуфу) стал город Камакура. Император при этом остается своего рода верховным жрецом синтоизма. Этот период истории Японии, названный периодом Камакуры (1185–1333), характеризуется тем, что самурайское сословие Японии становится господствующей социальной силой страны.

Подлинной религией самураев становится дзен-буддизм, который получает широкое распространение по всей стране. Это было неслучайно, поскольку воинов в учении дзэн-буддизма привлекала отчужденное отношение к смерти. Дзэнский мастер Иэкива призывал своих учеников: «Если вы действительно желаете познать дзэн, необходимо однажды проститься с жизнью и прыгнуть с головой в яму к смерти». Ему вторил другой мастер Кэнсин: «Тот, кто цепляется за жизнь, умирает, а тот, кто пренебрегает смертью- живет» (по. Михайлову Н.Н.). Вот так дзэн взрастил у японских самураев философию смерти, которая и сделала их самыми бесстрашными воинами Востока.

Со временем самураев стали переводить на положение воинов-рыцарей, живущих при дворе хозяина и получающих за это дома, снаряжение, натуральный паек со стороны государства или своего господина. Феодальные отношения развиваются все шире и шире. Так, все больше земли с крестьянами концентрируется в руках крупных феодалов (дайме), у которых на службе находились самураи. Крупные князья (дайме) подчиняют своей власти целые города с торговлей и ремеслом, корпорациями торговцев и ремесленников. Впоследствии именно возвышение князей, усиление их силы и самостоятельности и привело к падению сегунов из дома Минамото.

В период правления сегуната Минамото Япония подвергается нашествию монголов из Китая. Дважды флот хана Хубилая (в 1274 и 1281) вторгался на японские острова. И буквально дважды (удивительный случай) сначала шторм, а затем страшный ураган (божественный ветер-камикадзе) разметал вражеские суда (считается, что монголы потеряли до 75 % своих воинов), а остальным высадившимся монголам оказали яростное сопротивление и дали достойный отпор японские самураи. После последнего отражения врага в 1281 г. сам японский император возносил в храмах множество молитв «Царю неба» за столь явное покровительство и милость. А празднества и угощения для всех японцев длились несколько дней подряд. Отважные самураи, спасшие Японию от вторжения страшного врага отныне стали восприниматься как национальное достояние.

Период Муромати

Период японской истории – период Муромати (1392–1573) прошел под знаком господства сегуната Асикага, а закончилась свержением 15-го сегуна Асикага Есиаки, совершенным Ода Нобунага в 1573 году. Этот период оказался самым беспокойным в истории Японии. Поскольку именно в этот период децентрализация страны и междоусобные войны постоянно нарастают и достигают своего пика во второй половине XV века. Власть сегунов становится чисто номинальной, а страна на рубеже XV – XVI вв. фактически распалась на несколько частей враждующих между собой. Вдобавок страну сотрясали крестьянские восстания. По всей стране бродили разорившиеся самураи или странствующие рыцари, самураи-ронины (не имевшие господина), нередко промышлявшие откровенным разбоем вместе с городской беднотой.

Начало XVI века стало пиком децентрализации, сопровождавшееся чередой кровавых феодально-междоусобных войн. В это время образуются крупные феодальные княжества, иногда объединявших несколько провинций. Владельцами почти всех земель стали представители верхушки военного сословия - князья дайме (дословно «большое имя») (Поздняков И.Г.). У каждого дайме был хорошо укрепленный замок на манер западноевропейского, где проживала многочисленная челядь, собственная военная дружина, многочисленные работники. В своих родовых владениях они были почти полновластными хозяевами и могли издавать собственные «удельные» законы для подвластного населения княжеств.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   24


написать администратору сайта