Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Философия как наука и мировоззрение. Философия

  • Философия является мировоззренческой дисциплиной

  • Выделяют четыре типа

  • 3.Особенности философия Древней Индии. Философия буддизма.

  • ФИЛОСОФИЯ БИОЭТИКА - экзамен. 1. Истоки, предмет, структура и функции философии. Значение философии в жизни человека и общества. Философия


    Скачать 206.05 Kb.
    Название1. Истоки, предмет, структура и функции философии. Значение философии в жизни человека и общества. Философия
    АнкорФИЛОСОФИЯ БИОЭТИКА - экзамен.docx
    Дата16.12.2017
    Размер206.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФИЛОСОФИЯ БИОЭТИКА - экзамен.docx
    ТипДокументы
    #11729
    страница1 из 16
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    1.Истоки, предмет, структура и функции философии. Значение философии в жизни человека и общества.

    «Философия» (от древнегреч. phileo – люблю, sophia – мудрость) переводится как любовь к мудрости. Термин «философ» впервые был предложен греческим математиком и мыслителем Пифагором (VI в. до н. э.), которым он характеризовал людей стремящихся к знанию и ведущих высокоморальный образ жизни.

    Философия зародилась первоначально в VI–VII в. до н. э. в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции где существовали наиболее развитые по тем временам цивилизации, и рассматривалась как синоним совокупности научных знаний.

    Существуют три основных концепции объяснения источников возникновения философии.

    1. Согласно мифогенной концепции (Г. В. Ф. Гегель, В. Ф. Лосев), единственным источником происхождения философии был предфилософский миф. В частности, Гегель не проводил различия между мифом и религией, считая его мировоззренческой частью любой религии. Миф рассматривался единственным духовным источником философии, он определял возможность философствования. Философия возникла в результате развития способности человека выразить объективно-разумное содержание мира в соответствующей ему понятийной форме.

    2. В сциентистской концепции (от лат. scientia – знание, наука) в качестве единственного источника происхождения философии рассматривается предфилософское конкретное научное знание. Рост объема такого знания, его организация в систему и обобщение приводят к возникновению философии.

    3. Гносеомифогенная концепция (от греч. gnosis – знание) происхождения философии опирается на идею трех источников философского знания: развитых религиозно-мифологических представлений; эмпирических (от греч. empeiria – опыт) научных знаний; житейской мудрости, отражающей обыденный нравственный опыт.

    Содержание предмета философии исторически обновляется, что обусловлено развитием самого общества, науки, возрастанием роли интеллектуального труда, появлением новых проблем, от которых зависит будущее человечества. В целом предмет философии включает поиск наиболее общих законов бытия (развития) природной, социальной и духовной реальности и соответствующее теоретическое воспроизведение мира как целостной системы с использованием научных знаний, эстетического видения, форм его художественного отражения, практического освоения и т. д.

    Философия– это система наиболее общих теоретических знаний о принципах бытия, законах развития мира в целом, человека, мышления и деятельности.

    В ходе исторического развития философии сложились следующие основные разделы философского знания:

    1. Онтология – учение о бытии, об основных формах существования природной, духовной реальности, о наиболее общих законах бытия, соотношении бытия и небытия, об уровнях бытия – возможном, актуальном, о единстве мира и его основе, состоянии (изменчивости или неизменности), об атрибутивных свойствах мира (движении, пространстве, времени и др.).

    2. Гносеология (теория познания) – раздел философии, включающий вопросы изучения природы познания и его возможностей, типов познавательных отношений, видов знания, условий его достоверности и истинности. Главной проблемой гносеологии является определение возможностей достоверного познания предметов, их сущности; а в качестве основной гносеологической категории выступает истина, понимаемая как соответствие знания действительности.

    3. Аксиология – философская дисциплина, в рамках которой исследуется природа ценностей, их виды, структура, взаимосвязь, соподчиненность, место в человеческом бытии.

    4. История философии изучает становление предмета философии, развитие, преемственность и смену различных философских учений, анализирует историю возникновения философии и ее динамику как специфической формы общественного сознания.

    5. Философская антропология изучает человека как особую форму бытия, включая вопросы сознательной, творческой, преобразующей деятельности. Ее предметом становятся все размерности человека как космогеобиопсихосоциального существа в их единстве, сформировавшемся во взаимосвязи космической, геохимической, биологической и социальной ступеней глобальной эволюции мира.

    6. Социальная философия – часть философии, отражающая особенности общества, законы его функционирования и развития как целостной системы.

    7. Этика – философская дисциплина, изучающая мораль, ее происхождение, место в системе общественных отношений, структуру, этические концепции. Предметом этики является сущность и соотношение добра и зла, справедливости и несправедливости, счастья, долга, совести и т. д.

    8. Эстетика – философское учение о деятельности по законам красоты и о самом прекрасном. Главное содержание предмета эстетики образует проблема сущности и единства прекрасного и безобразного. Эстетика рассматривает деятельность человека в фокусе категорий возвышенного и низменного, комического, драматического, трагического и т. д.

    9. Логика – философская дисциплина о формах, законах и методах познавательной деятельности и мышления.

    Функции философии:

    Мировоззренческая функция заключается в выработке обобщенных представлений о мире, месте человека в нем, принципов взаимодействия человека с миром.

    Методологическая функция состоит в создании системы исходных принципов, обобщенных способов (методов) организации и построения теоретической (познание) и практической деятельности, в развитии учения об этой системе.

    Гносеологическая функция проявляется в обосновании оптимальных путей познания, его формах, критериях истинности знания, в формировании учения о познании в целом.

    Аксиологическая функция заключается в формировании общих представлений о значимости явлений природной, социальной и духовной деятельности для человека, группы людей, общества в целом.

    Праксиологическая функция состоит в выявлении наиболее общих законов, направлений, условий, целей, средств, методов организации и осуществления человеческой деятельности.

    Критическая функция – в формировании принципов нормативного философского сознания для оптимального решения разнообразных философских проблем, а также в определении и устранении заблуждений, догм, устаревших стереотипов, направляющих познание по ложному пути.

    Прогностическая функция состоит в развитии представлений о будущих чертах и формах природных и социальных явлений, возможных путях их развития, включая сферу человеческой деятельности и глобальные процессы в современном мире.

    Синтетическая функция проявляется в интегрировании философией как формой духовной культуры всех других ее форм. В этом смысле философия является квинтэссенцией основных идей и ценностей той или иной эпохи.

    Все функции философии взаимосвязаны, и только вместе они образуют систему знания, способного активно влиять на духовное развитие общества и личности.

    Роль философии в жизни человека определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.
    Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции - мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентационная. В ряду этих функций лежит и решение философских вопросов практического отношения к миру, а соответственно функция праксеологическая.
    Это, так сказать, костяк, основа функционального назначения философии. Но сами основные функции конкретизируются. В частности, познавательная преломляется в функции выработки категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей и составляющих понятийную основу всякого освоения предметного мира, всякого мышления.
    Через систему категорий и содержание философии в целом реализуется такая ее функция, как методологическая. С названными тесно связана функция рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения результатов человеческого опыта.
    Далее следует назвать критическую функцию философии, выполняющую задачи преодоления устаревших догм и взглядов. Эта роль философии особенно четко выражена в трудах Бэкона, Декарта, Гегеля, Маркса. Философия выполняет и прогностическую функцию, реализуемую в построении моделей будущего.
    Наконец, существенное место в арсенале функций философии занимает интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний - практического, познавательного, ценностного. Только на базе такой интеграции можно успешно решать проблемы гармонизации общественной жизни.
    Рассматривая роль философии в обществе, следует видеть, что сама эта роль исторически меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Скажем, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный момент, характерный для понимания роли философской мысли в диалектико-материалистической философии. Этот момент - историзм, который проявляется в подходе практически ко всем проблемам философии.

    Второй момент состоит в том, что философские проблемы рассматриваются в диалектико-материалистической философии прежде всего как проблемы общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике. Диалектико-материалистическое понимание истории как важнейшее приобретение философии резко изменило подход к философским проблемам, обнаружило их вплетенность в ткань общественной жизни, а также то, что поиск путей и средств их решения следует вести не в лоне чистого умозрения, а в реальной жизни.
    Таким образом, философия должна рассматриваться как социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней.
    2.Философия как наука и мировоззрение.
    Философия (от греч. – любовь к мудрости). Впервые слово «философия» использовал античный философ и математик Пифагор (в V веке до н. э.). Философами Пифагор считал тех, кто исследует первопричины возникновения и неизменные свойства действительности. Пифагор называл философию наукой о вечности.
    Философия – это древнейшая из всех наук, из которой произошли все остальные дисциплины. Аристотель называл ее наукой из наук, включающей в себя естествознание, математику, науки об обществе. Только к XIX веку эти дисциплины стали самостоятельными по отношению к философии. Но до сих пор философия составляет их общенаучную методологическую основу (индукция, дедукция, анализ, синтез, конкретизация, обобщение).
    Материя (от лат. Materia – вещество) - фундаментальная исходная категория философии, обозначает объективную реальность, единственную субстанцию со всеми ее свойствами, законами строения и функционирования, движения и развития. Материя самодостаточна и не нуждается в том, чтобы ее непременно кто-нибудь осознавал.
    Идея (др.-греч. ἰδέα - видность, вид, форма, прообраз) в широком смысле - мысленный прообраз какого-либо предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты. В ряде философских концепций - умопостигаемый и вечный прообраз реальности. В русских философских словарях XVIII века идея сближалась с понятием.
    Вопрос о соотношении философии и науки сложен, он имеет различные толкования, решения. Нельзя однозначно решить вопрос наука ли философия. Между наукой и философией установились сложные взаимоотношения, при которых, с одной стороны, между ними не ставится знака равенства, а с другой – не ставятся и непроходимые преграды.
    Частные науки (специальные, конкретные науки) - науки, познающие отдельные стороны, моменты действительности (например, математика, естественные науки, медицина, история и т. п.), в отличие от философии, которая по отношению к частным наукам выступает как общая наука, так как дает частным наукам принципы методов исследования.[
    Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.
    В отличие от других наук, философия зависит от исторического времени своего возникновения (философия Древнего Мира, Средневековая философия, философия Нового времени), культурно-национальных традиций (Китайская философия, философия античная, западно-европейская философия, русская философия и т. д.) и индивидуального опыта философа. В отличие от других специальных наук главным предметом изучения философии является мир как единое целое.
    Философия обобщает данные отдельных наук, чтобы сформировать мировоззрение, свойственное определенной исторической эпохе и культуре. (Согласно древнегреческому философу Платону, философия изучает идеальные неизменные свойства всех вещей. С точки зрения античного философа Аристотеля, философия исследует первопричины возникновения всех вещей. Римские философы стои определяли философию как путь для достижения счастья посредством разума. Немецкий философ Кант утверждал, что философия – это наука о границах человеческого познания.)
    Мировоззрение — понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
    На каждом этапе развития цивилизации обществу характерно определённое мировоззрение, и его виды – доминирующие системы взглядов и представлений в различные периоды. Выделяют четыре типа: мифологическое, религиозное, философское и научное. Отсюда, соотношение философии и мировоззрения – соотношение частного и общего.
    Мифологическое мировоззрение характерно для первобытных людей. Это фантастическое представление об окружающем мире, выраженное в форме сказок, преданий, легенд и мифов, которые передавались из уст в уста на протяжении многих лет, преимущественно до появления письменности. Оно определяло нравственную позицию первобытных людей, выступало первичным регулятором поведения, формой социализации, подготовило почву для появления следующего типа мировоззрения.
    Религиозное мировоззрение также представляет собой организованную систему представлений о сверхъестественном существе - боге или о группе богов. Но в отличие от персонажей мифов, главные герои религиозных преданий претендуют на безоговорочное принятие их авторитета. С другой стороны, в обществе, в котором доминирует мифологическое мировоззрение, деятельность человека полностью определяется культурой господствующего мифа, в то время как религию индивид может принимать и не принимать. Последнее, однако, всегда имеет негативные последствия для субъекта в религиозных странах, и часто – в некоторых светских государствах.
    Философия как мировоззрение, по сравнению с предыдущими типами, является сравнительно прогрессивной система суждений об окружающем мире, так как в её основе находятся не беспочвенные представления и образы, а рациональное мышление и логические законы. Философия как мировоззрение – способ объяснения явлений мира и места человека в нём. Философские концепции предлагают развёрнутые решения основного вопроса философии, обоснование нравственной позиции. Но они не претендуют на универсальность и не предполагают ритуалов, характерных для религиозных и мифологических систем.
    Философия как мировоззрение и наука имеют общую рациональную природу. Но наука – это объективные знания о мире, обоснованные теоретически и подтверждённые практически. Кроме того, научное мировоззрение – это систематизированные знания, имеющие отраслевую дифференциацию. Философия как мировоззрение является предпосылкой возникновения науки и содержит в себе методологическую систему, используемую современными учёными.
    Философия выступает промежуточной стадией между первобытным, а позже средневековым «заслонением» необъяснимых явлений чувственными образами богов, мифологических героев и формированием рациональных инструментов познания.
    3.Особенности философия Древней Индии. Философия буддизма.
    Философия Древней индии характеризуется рядом особенностей:

    1. общие черты философии Древнего Востока:

    - космоцентризм;

    - созерцательный характер;

    - синкретический характер, т.е. синтез философского анализа, религиозных идей, мифологических представлений, а также стремление рассмотреть любую проблему в ее целостности – с позиций онтологии, гносеологии, этики и т.д.;

    - традиционализм, т.е. направленность на сохранение исторически сложившихся обычаев, нравов, верований;

    - представление о единстве человека и окружающего его мира.

    1. слабый интерес к социальным и политическим проблемам;

    2. направленность на анализ духовного мира человека, на поиск индивидуального пути спасения, интерес к самоанализу и саморегуляции.


    В древнеиндийской философии сложилось два основных направления:

    1. астика – течение, признающее священность Вед. К этому направлению относятся 6 философских школ: санкхья, веданта, ньяя, миманса, вайшешика, йога. Течение астики представлено идеалистическими и дуалистическими учениями;
    2.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта