Главная страница
Навигация по странице:

  • Пространство

  • 21. Проблема взаимосвязи физического, биологического и социального времени; её значение в медицине. Время

  • Психологическое пространство и время

  • Социальное пространство и время

  • 22. Жизнь как предмет изучения философии, естественных наук и медицины. Современные учения о происхождении и эволюции жизни.

  • 23. Проблема сознания в философии и медицине. Структура сознания и его основные свойства. Проблема сознания

  • ФИЛОСОФИЯ БИОЭТИКА - экзамен. 1. Истоки, предмет, структура и функции философии. Значение философии в жизни человека и общества. Философия


    Скачать 206.05 Kb.
    Название1. Истоки, предмет, структура и функции философии. Значение философии в жизни человека и общества. Философия
    АнкорФИЛОСОФИЯ БИОЭТИКА - экзамен.docx
    Дата16.12.2017
    Размер206.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФИЛОСОФИЯ БИОЭТИКА - экзамен.docx
    ТипДокументы
    #11729
    страница8 из 16
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   16

    20. Проблема взаимосвязи физического, биологического и социального пространства; её значение в медицине.
    Пространство – это форма бытия материи, которая выражает связи между сосуществующими объектами, характеризует их протяженность и взаимное расположение. Пространство характеризуется такими свойствами, как объективность, протяженность, однородность (равноправие всех его точек, каждая из которых может стать точкой отсчета для каких-либо процессов или явлений), изотропность (т.е. равноправие всех возможных направлений в пространстве), трехмерность (положение любого тела может быть точно определено с помощью трех величин –: длина, ширина и высота в прямоугольной системе координат, радиус-вектор и два угла – в сферической системе и т.д.).
    21. Проблема взаимосвязи физического, биологического и социального времени; её значение в медицине.
    Время – это форма бытия материи, которая выражает связи между сменяющимися объектами, характеризует порядок их последовательности и длительность. Свойства времени: объективность, длительность, однонаправленность, необратимость, одномерность.

    Пространство и время не существуют изолированно друг от друга и от материального движения. Они составляют единую пространственно-временную характеристику движущейся материи.

    В современной философии и науке используются понятия биологического, психологического и социального пространства и времени.

    Биологическое пространство и время характеризует особенности процессов в живой природе: жизнь и смерть растительных и животных организмов, смену видов растений и животных жизнь человека как биологического существа, и т.д. Одним из первых к анализу этой проблемы обратился В.И. Вернадский.

    Психологическое пространство и время связано с восприятием и переживанием пространственных и временных отношении индивидом. Это субъективное чувство, и оно не всегда совпадает с реальными пространственно-временными характеристиками. Например, психологическое время включает в себя оценку скорости протекания различных событий (может ускоряться или замедляться в зависимости от конкретных ситуаций), удаленности в прошлое и в будущее, осознание возраста, представления о продолжительности жизни, о смерти и бессмертии, о связи собственной жизни с жизнью других поколений и т.д. Благодаря идеальным образам индивид может перемещаться во времени и пространстве как на уровне сознания, так и на бессознательном уровне (сны, галлюцинации). Большое внимание этой проблеме уделяется в психоанализе.

    Социальное пространство и время – это формы социального бытия, формы жизнедеятельности индивидов, социальных общностей и общества в целом. Специфические свойства социального пространства: протяженность, упорядоченность, масштаб, насыщенность, плотность, координация социальных процессов. Социальное время – это время жизни и деятельности социальных объектов: личности, социальных общностей, поколений, государств, общества в целом. Это время протекания социальных событий, временные особенности передачи социального опыта и т.д. Социальное время неотделимо от социального пространства, в рамках которого жизнедеятельность общества протекает в форме различных социальных и территориальных образований.
    22. Жизнь как предмет изучения философии, естественных наук и медицины. Современные учения о происхождении и эволюции жизни.

    Жизнь – одна из форм бытия и одна из высших форм движения. Однако при всей очевидности, казалось бы, и наглядности феномена жизни познание сущности жизни, ее критериев, закономерностей развития – дело чрезвычайно сложное. Показателем этой сложности служит факт, что до сих пор отсутствует определение жизни, которое удовлетворяло бы научным требованиям. Современная наука во взгляде на жизнь исходит из представлений о качественном отличии живого от неживого, о наличии общих свойств у растительного и животного мира, включая человека. Естественнонаучное познание жизни осуществляется по многим направлениям. Практически в него вовлечены все науки. И все же основная тяжесть выпадает на биологию – науку о жизни.

    Познание жизни – первоочередная в числе задач, к решению которых человек приступил с момента своего осознанного существования. И это понятно, ибо жизнь для него – первейшая ценность; она породила самого человека и ее биологические механизмы в совокупности с социальными факторами составляют суть человеческой природы.

    Жизнь – это естественный природный процесс, что предопределяет его познание средствами и методами науки, используемой для изучения всех природных явлений. Вместе с тем жизнь обладает специфическими свойствами, которые делают ее принципиально отличной от всех иных проявлений материального порядка, то есть речь идет о качественном своеобразии жизни.

    Жизнь на Земле представлена громадным разнообразием форм, которым присуща возрастающая сложность строения и функций. Всем живым организмам свойственны два признака: целостность и самовоспроизведение. В ходе индивидуального изменения (онтогенеза) организмы приспосабливаются к внешним условиям, а смена поколений приобретает эволюционно-исторический характер (филогенез). Организмы выработали способность к относительной независимости от внешней среды (автономность). Одно из главных свойств всякого живого организма – обмен веществ. Наряду с ним существенными признаками жизни являются раздражимость, рост, размножение, изменчивость, наследственность. Всякий живой организм как бы стремится к главному – воспроизведению себе подобных.

    Сущность жизни есть функция определенной материальной организации. Познание жизни выявило сложную структурно-функциональную природу биологических организмов. Долгое время в науке применялось понятие жизни, предложенное Ф. Энгельсом: “Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел”.

    По мере совершенствования методов и средств познания живых структур уточнялись представления о природе белка, характере обменных процессов в живом организме и взаимодействии его с окружающей средой. К познанию жизни подключились физика и химия, что позволило выделить молекулярный уровень биологической организации. Активно внедряются представления о физико-химической природе жизни, что якобы предопределяет возможность ее познания исключительно средствами физики и химии.

    И пока ученые не выработали единого определения жизни, воспользуемся таким понятием: жизнь – это частичная, непрерывная, прогрессирующая и взаимодействующая со средой самореализация потенциальных возможностей электронных состояний атомов.

    Философский интерес к проблеме жизни продиктован следующими обстоятельствами: во-первых, философским объяснением природы самого человека, что требует привлечения естественнонаучных представлений о жизни; во-вторых, необходимостью использования методологических принципов в ходе научного познания жизни; в-третьих, уяснением закономерностей структурно-функциональной организации живого, что способствует верному ответу на один из актуальнейших философских, мировоззренческих вопросов – в чем смысл жизни человека?

    Важным результатом философского и естественнонаучного познания жизни является вывод о единстве жизни на Земле.

    Вопрос происхождения жизни на Земле — один из самых сложных вопросов современного естествознания, на который до настоящего времени нет однозначного ответа.

    Существует несколько теорий происхождения жизни на Земле, наиболее известные из которых:

    • теория самопроизвольного (спонтанного) зарождения;

    • теория креационизма (или сотворения);

    • теория стационарного состояния;

    • теория панспермии;

    • теория биохимической эволюции (теория А.И. Опарина).

    Теория самопроизвольного зарождения жизни была широко распространена в Древнем мире — Вавилоне, Китае, Древнем Египте и Древней Греции (этой теории придерживался, в частности, Аристотель).

    Ученые Древнего мира и средневековой Европы верили в то, что живые существа постоянно возникают из неживой материи: черви — из грязи, лягушки — из тины, светлячки — из утренней росы и т.п. Так, известный голландский ученый 17 в. Ван-Гельмонт совершенно серьезно описывал в своем научном трактате опыт, в котором он за 3 недели получил в запертом темном шкафу мышей непосредственно из грязной рубашки и горсти пшеницы. Впервые широко распространенную теорию решился подвергнуть экспериментальной проверке итальянский ученый Франческо Реди (1688). Он поместил несколько кусков мяса в сосуды и часть из них закрыл кисеей. В открытых сосудах на поверхности гниющего мяса появились белые червячки — личинки мух. В сосудах же, прикрытых кисеей, личинки мух отсутствовали. Таким образом Ф. Реди удалось доказать, что личинки мух появляются не из гниющего мяса, а из яиц, отложенных мухами на его поверхность.

    В 1765 г. известный итальянский ученый и врач Ладзаро Спаланцани прокипятил в запаянных стеклянных колбах мясные и овощные бульоны. Бульоны в запаянных колбах не портились. Он сделал вывод, что под действием высокой температуры погибли все живые существа, способные вызывать порчу бульона. Однако опыты Ф. Реди и Л. Спаланцани убедили далеко не всех. Ученые-виталисты (от лат. vita - жизнь) считали, что в прокипяченном бульоне не происходит самозарождения живых существ, так как в нем разрушается особая «жизненная сила», которая не может проникнуть в запаянный сосуд, поскольку переносится по воздуху.

    Споры но поводу возможности самозарождения жизни активизировались в связи с открытием микроорганизмов. Если сложные живые существа не могут самозарождаться, возможно, это могут микроорганизмы?

    В связи с этим в 1859 г. французская Академия объявила о присуждении премии тому, кто окончательно решит вопрос о возможности или невозможности самозарождения жизни. Эту премию получил в 1862 г. знаменитый французский химик и микробиолог Луи Пастер. Так же как Спаланцани, он прокипятил питательный бульон в стеклянной колбе, но колба была не обычная, а с горлышком в виде 5-образной трубки. Воздух, а следовательно и «жизненная сила», могли проникать в колбу, но пыль, а вместе с нею и микроорганизмы, присутствующие в воздухе, оседали в нижнем колене 5-образной трубки, и бульон в колбе оставался стерильным (рис. 2.1.1). Однако стоило сломать горло колбы или ополоснуть стерильным бульоном нижнее колено 5-образной трубки, как бульон начинал быстро мутнеть — в нем появлялись микроорганизмы.

    Таким образом, благодаря работам Луи Пастера теория самозарождения была признана несостоятельной и в научном мире утвердилась теория биогенеза, краткая формулировка которой — «все живое — от живого».

    Теория креационизма предполагает, что все живые организмы (либо только простейшие их формы) были в определенный период времени сотворены («сконструированы») неким сверхъестественным существом (божеством, абсолютной идеей, сверхразумом, сверхцивилизацией и т.п.). Очевидно, что именно этой точки зрения с глубокой древности придерживались последователи большинства ведущих религий мира, в частности христианской религии.

    Теория креационизма и в настоящее время достаточно широко распространена, причем не только в религиозных, но и в научных кругах. Обычно ее используют для объяснения наиболее сложных, не имеющих на сегодняшний день решения вопросов биохимической и биологической эволюции, связанных с возникновением белков и нуклеиновых кислот, формированием механизма взаимодействия между ними, возникновением и формированием отдельных сложных органелл или органов (таких, как рибосома, глаз или мозг). Актами периодическою «сотворения» объясняется и отсутствие четких переходных звеньев от одного типа животных
    к другому, например от червей к членистоногим, от обезьяны к человеку и т.п. Необходимо подчеркнуть, что философский спор о первичности сознания (сверхразума, абсолютной идеи, божества) либо материи принципиально не разрешим, однако, поскольку попытка объяснить любые трудности современной биохимии и эволюционной теории принципиально непостижимыми сверхъестественными актами творения выводит эти вопросы за рамки научных исследований, теорию креационизма нельзя отнести к разряду научных теорий происхождения жизни на Земле.

    Теории стационарного состояния и панспермии представляют собой взаимодополняющие элементы единой картины мира, сущность которой заключается в следующем: вселенная существует вечно и в ней вечно существует жизнь (стационарное состояние). Жизнь переносится с планеты на планету путешествующими в космическом пространстве «семенами жизни», которые могут входить в состав комет и метеоритов (панспермия). Подобных взглядов на происхождение жизни придерживался, в частности, основоположник учения о биосфере академик В.И. Вернадский.

    Однако теория стационарного состояния, предполагающая бесконечно долгое существование вселенной, не согласуется с данными современной астрофизики, согласно которым вселенная возникла сравнительно недавно (около 16 млрд лет т.н.) путем первичного взрыва.

    Очевидно, что обе теории (панспермии и стационарного состояния) вообще не предлагают объяснения механизма первичного возникновения жизни, перенося его на другие планеты (панспермия) либо отодвигая по времени в бесконечность (теория стационарного состояния).

    Из всех теорий происхождения жизни наиболее распространенной и признанной в научном мире является теория биохимической эволюции, предложенная в 1924 г. советским биохимиком академиком А.И. Опариным (в 1936 г. он подробно изложил ее в своей книге «Возникновение жизни»).

    Сущность этой теории состоит в том, что биологической эволюции — т.е. появлению, развитию и усложнению различных форм живых организмов, предшествовала химическая эволюция — длительный период в истории Земли, связанный с появлением, усложнением и совершенствованием взаимодействия между элементарными единицами, «кирпичиками», из которых состоит все живое — органическими молекулами.

    23. Проблема сознания в философии и медицине. Структура сознания и его основные свойства.
    Проблема сознания – одна из самых сложных философских проблем. Это связано с тем, что сознание не имеет свойств материальных предметов, не воспринимается органами чувств. Однако человек мыслит, чувствует, обладает памятью, волей, воображением. Представления о сознании разнообразны и определяются культурными традициями людей, их религиозной ориентацией. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия, психология, физиология, биофизика, кибернетика, психиатрия и др.

    Человеческое сознание является также предметом религиозного осмысления. Уже в глубокой древности возникло представление о душе как некой таинственной силе, которая руководит человеком, когда он бодрствует, покидает его на время, когда он спит, и навсегда – когда он умирает. Душа наделялась независимым от тела существованием, бессмертием, способностью переселяться в другие тела. Эти представления явились предпосылкой религиозных учений о душе. Согласно религиозным учениям, Бог, создав человека, вдохнул в его смертное тело искру бессмертного божественного духа, который при жизни человека руководит его действиями, а после его смерти переселяется в потусторонний мир. В монотеистических религиях понятие Бога сформировалось на основе представлений о самостоятельном существовании сверхприродного духа, который наделяется личностными чертами.

    С возникновением философии на смену понятиям «дух», «душа» приходят понятия «ум», «разум», «мышление», «сознание» и т.п. В зависимости от характера философских систем эти понятия трактуются с идеалистических или материалистических позиций.

    В объективном идеализме обосновывается положение о существовании универсального духовного начала, надындивидуального сознания, которое является первоосновой всего существующего (мир идей Платона, мировой разум Гегеля, мировая воля Шопенгауэра и т.д.).

    В субъективном идеализме (Беркли, Юм, Фихте, неопозитивисты) духовное начало трактуется как психологическая деятельность индивида, которая рассматривается как единственная реальность.

    Материализм дает естественное объяснение происхождению и сущности сознания и выдвигает положение о зависимости сознания от материи. Однако с развитием исторических форм материализма эта зависимость понималась по-разному.

    Представители античной натурфилософии рассматривали сознание в соответствии с общими космологическими представлениями. Космос – это живое целое, поэтому они наделяли душой любое материальное тело. Такая позиция получила название гилозоизм (философское учение, признающее одушевленность всего мира, приписывающее способность ощущения и мышления всем материальным телам). Гилозоизм характерен и для некоторых представителей более поздних эпох: Возрождения (Дж. Бруно), Новое время (Спиноза, Дидро).

    Упрощенно трактовали сознание представители вульгарного материализма (например, нем. философы XIX в. Бюхнер, Фохт, Молешотт). Согласно их взглядам, мышление есть сугубо физиологический процесс: мозг выделяет мысль, как печень – желчь. Они утверждали, что содержание сознания определяется, прежде всего, химическим составом продуктов питания и игнорировали социальную природу сознания.

    Диалектический материализм акцентирует внимание на социальной сущности сознания, рассматривает сознание как продукт общественной практики и социальных отношений. С позиций диалектического материализма, сознание – это свойственная только человеку функция мозга, это высшая форма отражения действительности. сознание объективно по своему содержанию и субъективно по форме проявления, т.е. различные состояния сознания (мысли, чувства, переживания и т.д.) несут в себе информацию об объективной действительности. Иными словами, сознание – это субъективный образ объективного мира (Ленин).

    В медико-биологическом смысле сознание рассматривается как функция специального органа – головного мозга. Современная наука располагает достаточными данными, позволяющими построить картину развития материи, возникновения жизни, появления человека и формирования человеческого сознания. В результате длительной эволюции органической природы, ее самоорганизации появлялись все более сложные и совершенные организмы. На определенной ступени эволюции появляются существа, обладающие мозгом. Человек как биологическое существо отличается наивысшей степенью организации мозга.

    В то же время сознание является продуктом общественного развития и вне общества развиваться не может. Это подтверждается онтогенезом (процессом индивидуального развития человека): человек с раннего детства усваивает правила поведения, язык, культуру той социальной среды, в которой он живет; его сознание формируется в процессе трудовой деятельности, под влиянием существующих в данном обществе отношений, принципов, традиций.

    [Известны случаи, когда дети, воспитанные среди животных, оказывались затем существами, лишенными сознания. Обладая нормальным мозгом, они приобретали привычки и инстинкты животных: передвигались на четвереньках, ели без помощи рук, не умели говорить. Из этого следует, что сознание не только функция мозга, но и продукт общественного развития.]

    В происхождении сознания выделяют два вида условий:

    - природно-биологические (эволюция форм отражения, особые природно-географические условия, определенный уровень развития телесности, наличие высокоорганизованной материи – мозга),
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   16


    написать администратору сайта