ФИЛОСОФИЯ БИОЭТИКА - экзамен. 1. Истоки, предмет, структура и функции философии. Значение философии в жизни человека и общества. Философия
Скачать 206.05 Kb.
|
31. Понятие и природа ценностей в философии и медицине. Философия и медицина о ценности жизни. Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios — ценность и logos — учение). В современной литературе существуют разные точки зрения по вопросу о природе ценностей и их понятии. В частности, ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо вообще для человека или социальной группы и т.д. Все эти понимания отражают определенную, реальную сторону ценностей, и их надо рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие общую концепцию ценностей. Они имеют разные основания и связаны с разными субъектами ценностного отношения. Поэтому каждый из подходов имеет право на существование, ибо он отражает то или иное реально существующее в социальной действительности ценностное отношение. В этом плане даже религиозные ценности, связанные с верой в сверхъестественное, являются также реальными ценностями, которые служат ориентиром в жизни верующих, обусловливают нормы и мотивы их поведения и поступков. Если иметь в виду самое общее понимание ценностей, то можно сказать, что ценность — это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности. Все многообразие мира может выступать в качестве «предметных ценностей», т.е. оцениваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого и т. д. К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять их многообразные потребности. Другим видом ценностей являются «субъектные ценности», к которым относятся установки, оценки, требования, запреты и т.д., выраженные в форме норм. Они выступают ориентирами и критериями деятельности людей. Таким образом, в центре понимания ценностей находится ценностное отношение человека к миру, сторонами которого и являются «предметные ценности» и «субъектные ценности». Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей. На ценностное восприятие и процесс формирования ценностей оказывают влияние все сколько-нибудь значимые факторы человеческого существования — биологические, социальные, психические и т.д. Их индивидуальное сочетание обусловливает личностный характер ценностей человека, который, однако, не отрицает наличия общечеловеческих ценностей. Не следует только думать, что общечеловеческие ценности существуют наряду с индивидуальными ценностями. Общечеловеческие ценности — это в то же самое время и индивидуальные, личностные ценности. И каждая личность по-своему их воспринимает и осознает. Жизнь или существование – это стержневая, базовая ценность человека. Она является общим условием или предпосылкой всех его состояний и действий. Ценность жизни как таковой двойственна. С одной стороны, жизнь дана нам как высший дар, универсальная возможность, и потому мы должны высоко ценить жизнь, испытывать к ней благоговение и уважение. С другой стороны, жизнь дана тому, кто есть не просто жизнь, а человек – существо, живущее своей жизнью, существо свободное, мыслящее, творческое, знающее жизнь, ее начало и конец, ее безграничные возможности и ее биологические границы, существо, осознающее конечность жизни. Таким образом, жизнь есть ценность потому, что она является исходной базой, способом, процессом, в ходе которого мы только и можем проявлять, вызывать к деятельному бытию, реализовывать нашу человечность, все наши положительные качества и добродетели, все наши ценности. От одного этого человеческая жизнь становится беспредельно ценной, становится универсальной ценностью. 32. Ценности и оценки. Роль оценок в медицинской деятельности. Ценности являются одним из основных структурных элементов морали. Моральными ценностями считаются ценности добра и зла, как: благо, справедливость, свобода, насилие, достоинство, честь, любовь, ненависть и др. Ценности изучает особая философская дисциплина аксиология. Несмотря на то, что понятие ценности применялось в обыденном и в научном языках с древности, оно стало философской категорией только во второй половине XIX века. Ценность есть особое качество, которое связано с объектами и субъектами, и характеризует их единственность, единство, их место во всеобщей взаимосвязи. Моральные ценности соответственно определяются как особые свойства объектов и субъектов, характеризующие их единственность, единство, их место в мире с точки зрения добра и зла. Приведенное определение ценности ориентируется на некоторые её существенные свойства, которых, конечно, значительно больше у реальных ценностей. Ценность есть специфическое существенное метакачество реальных объектов и субъектов. Мораль с этой точки зрения включает в себя систему определённых ценностей, специфический ценностный «срез» бытия. Нравственность как она функционирует в обществе, в человеке не сводима, конечно, к ценностям, ценности предстают одной их четырёх основных её подсистем: системы нравственного сознания, действий, отношений, ценностей. Ценности при таком подходе к ним выполняют функцию значений, идеалов, оснований для норм, принципов, выбора в системе морали. А мораль характеризуется не только своей автономностью, но и интенциональностью, т.е. существуют определённые моральные ценности природы, экономики, политики, права, гражданского общества, личности, которые объективны и лежат в основании морального сознания, моральных отношений, моральной деятельности и которые «требуют» предметного ценностного анализа. Одна и та же ценность может быть по-разному оценена. Оценка ценностей есть процесс определения значения, смысла, статуса тех или иных ценностей. И палитра оценок многообразна и субъективна. Существует плюрализм оценок одной и той же ценности. Более того, плюрализм оценок является нормой существования нравственности. На практике же и в теории очень часто совершается непроизвольная, неосознаваемая подмена в сознании понятия ценности на понятие оценки, подобную подмену тезисов можно обозначить как «аксиологическую ошибку». И в большинстве случаев, когда рассуждают, делают высказывания о ценностях, имеют в виду одноимённые оценки. Однако, если оценки могут быть соотносительными, когда, например, добро оценивается через соотношение со злом, тепло с холодом и т.п., то ценности безотносительны, абсолютны, субстанциональны. Добро как ценность не зависит от зла, оно в этом смысле автономно. Ценности и оценки являются одним из важнейших предметов социологического анализа. Социология не всегда отделяет ценности от оценок, и собственно в большинстве случаев проводит анализ именно оценок ценностей или того, что понимается в индивидуальном и общественном сознании под ценностями. Но это могут быть и мнимые ценности, которые тем не менее играют определённую роль в жизни людей и потому изучаются социологией. В медицине имеет значение оценка состояния человека. В ней действуют практические критерии оценки, но здоровье оценивается при этом косвенным и негативным образом - через отсутствие болезней. Для клинической практики человек представляет интерес только в состоянии заболевания, т.е. отклонения от некоторой среднестатистической (и потому довольно размытой) «нормы здоровья», о которой определенно можно сказать только то, что «это – не болезнь». В сфере общемедицинской теории приводятся самые разные определения: здоровье характеризуется как «нормальное функционирование организма», как состояние динамического равновесия организма в среде, как ценность, реализуемая на трех уровнях (биологическом, физиологическом и социальном), как «возможность полноценно трудиться», «как способность активно адаптироваться», и т.д. Однако, во-первых, каждое из этих определений является оценочным, открытым для «субъективизмов» и не может быть использовано как формализующая основа и для практики, и для более углубленных междисциплинарных исследований. Во-вторых, часть этих определений вписывается в ту идущую еще от Платона (рассматривавшего здоровье как «благо») историческую традицию, согласно которой здоровье «субстанциализируется», т.е. понимается либо непосредственно в виде некоей относительно самостоятельной, подчас полумистической сущности, либо истолковывается в соотнесении с такой сущностью. Ее примерами могут служить «пневма» (Гален), «жизненная сила» (Парацельс), «внутренняя физиологическая среда» (Клод Бернар), «клетка» (Рудольф Вирхов), «бессознательное» (З. Фрейд). В-третьих, часть этих определений связывает здоровье с качествами, присущими живой природе вообще: «физиологические и биохимические процессы» (современная экспериментальная и практическая медицина), «оптимальное сочетание генов» (новейшие достижения биомедицинской науки). 33. Деятельность как преобразование мира и человека. Специфика медицинской деятельности.
34. Общество как система. Взаимосвязь его основных сфер. Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, высокоорганизованная материальная система, подчиняющаяся всеобщим законам и в то же время имеющаяся специфические особенности функционирования и развития. Как и любое материальное образование, общество обладает целым рядом неотъемлемых свойств: объективность, системность и структурность, движение, пространство, время, отражение, самоорганизация. Общество возникает и существует объективно, т.е. независимо от воли и сознания людей. В то же время в истории общества играет значительную роль и субъективный фактор: люди сами творят историю, своими действиями могут ускорять или затормаживать общественное развитие. Системность и структурность. Общество представляет собой открытую развивающуюся систему.Это сложная многоуровневая система, в которой можно выделить такие уровни структурной организации: индивид – семья – коллектив – социальные группы – классы – нации – государства – системы государств – человечество в целом. Каждый структурный элемент, в свою очередь, тоже выступает как относительно самостоятельная система. В то же время общество само является частью более сложных систем – природы, биосферы в целом. Как любая материальная система, общество существует только в движении, пространстве и времени. Социальная форма движения – это все социальные изменения и процессы, которые происходят в обществе. Человеческое общество является вершиной развития материального мира, результатом длительной эволюции живой и неживой природы, поэтому в социальном движении в снятом виде присутствуют все другие формы движения (механическая, физическая, химическая, биологическая). Особенностью социальной формы движения является то, что развитие общества проявляется только через сознательную деятельность людей. С возникновением человеческого общества сформировалось социальное пространство и время. Оно тесно связано с пространственно-временными структурами неживой и живой природы (например, хозяйственная деятельность человека подчинена смене времен года и времени суток, на темпы социального развития влияют климатические, геологические и др. факторы). Социальное пространство – это форма существования различных социальных субъектов, начиная с отдельного человека и заканчивая обществом в целом. Говоря о социальном времени, выделяют жизненный путь отдельного человека, время жизни поколений и человеческую историю в целом. Особенностью социального пространства и времени является то, что они испытывают влияние сознательной деятельности человека. Например, город как пространственная форма жизнедеятельности индустриального общества существенно отличается от городов античности или средневековья. Особенностью социального времени является то, что человечество хранит память о прошлом и может прогнозировать будущее. Свойство отражения в социальной действительности проявляется в форме общественного сознания. Особенностью социальной формы отражения является, во-первых, его относительная самостоятельность по отношению к общественному бытию, т.е. в своем развитии оно может опережать бытие, а во-вторых, активный творческий характер, т.е. общественное сознание может изменять действительность. Как любая материальная система, общество обладает способностью самоорганизации, это позволяет говорить о синергии в обществе. Самоорганизация в обществе проявляется в том, что индивидуальные действия отдельных индивидов в конечном итоге складывается в упорядоченную систему социальных связей и взаимоотношений. Источники саморазвития общества – это:
Общество как система состоит из нескольких подсистем, или сфер, основными из которых являются экономическая, социальная, политическая, духовная и экологическая. Сфера общества – это социальное пространство, которое фиксирует границы того или иного вида общественной деятельности. 35. Материально-производственная сфера жизни общества. Экономическая, или материально-производственная сфера включает в себя совокупность различных видов деятельности по производству, распределению и потреблению материальных благ, обеспечивающая эту деятельность материальная база, а также взаимоотношения людей и социальных групп в процессе материальной деятельности. Материальное производство характеризуется определенным способом производства, который представляет собой единство двух сторон: производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – это применяемые в производстве орудия и предметы труды, но главной производительной силой является сам человек как носитель знаний, умений, навыков, производственного опыта. Производственные отношения включают в себя отношения собственности на средства производства, а также отношения по поводу распределения и обмена продукта материального производства. Производительные силы и производственные отношения находятся между собой в диалектической взаимосвязи, которая нашла выражение в законе соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил (Маркс). Главным источником развития экономической сферы являются экономические потребности людей. Производство направлено на удовлетворение потребностей, но и, в свою очередь, воздействует на формирование потребностей (*современная бытовая техника, средства связи и т.д.), чем создает условия для своего устойчивого развития. В этом проявляется диалектика экономических потребностей, производства и потребления. С точки зрения материалистического подхода, экономическая сфера является базисной, определяющей для функционирования и развития других сфер общества: -в этой сфере создаются и воспроизводятся материальные условия бытия людей как фундаментальное условие человеческой истории и самой способности творить историю (т.е. прежде чем мыслить, заниматься наукой, политикой, философией, религией человеку надо есть, пить, иметь одежду, жилище и т.д.); -способ производства и соответствующие ему отношения собственности определяют появление и развитие социальных групп и слоев общества; -материальная сфера во многом обусловливает развитие политической жизни (в ней доминируют экономически господствующие классы, которые определяют деятельность государственного аппарата, деятельность многих политических партий и т.д.); -в процессе материального производства создаются условия для развития духовной жизни общества. |