зачет по истории( не полн. 1 Историческое сознание является элементом общественного сознания
Скачать 93.4 Kb.
|
Охарактеризуйте причины, основные признаки и события Смутного времени на Руси. Каковы итоги Смуты? Время с 1598 до 1613 года получило название в русской истории «Смутного времени». Главное содержание его - ожесточенная политическая и вооруженная борьба различных социальных слоев и групп за утверждение своих интересов в сложившемся государстве развитого феодализма, на которую наложилась интервенция западных держав - Польши и Швеции. Жесточайшая борьба за власть была начата боярскими кланами, испытавшими тиранию Ивана IV. Эта борьба вовлекла в «смуту» служилое дворянство и казачество, за ними поднялись на борьбу крестьяне и посадские люди. Это была гражданская война, в которую вмешались интервенты, поддержанные частью московских бояр. Молодое Российское государство оказалось под угрозой распада и нового иноземного владычества. Почти весь XVII век российское общество испытывало на себе последствия «Смутного времени». Царствование Годунова (1598-1605гт.) осложнилось стихийными бедствиями и голодом. В 1601-1603 гг. вымерло около 1/3 населения, цена на хлеб выросла в 30 раз - наивысший уровень за всю историю Руси. Царь Борис принимает смелые шаги: установил твердые цены на хлеб (с жёсткими наказаниями за спекуляцию), раздал государственные запасы, восстановил Юрьев день и нормы крестьянских повинностей. Но реформы саботировались, извращались, создали неразбериху и недовольство. Смутному времени предшествовало резкое обострение социальных процессов и тяжёлый экономический кризис, порождённый опричниной и войнами, приведших к витку закрепостнительных мер. В 1581 г. - отмена «Юрьева дня», вводятся «заповедные годы», т. е. годы, в которые запрещались крестьянские переходы. В 1597 г. - указы об «урочных летах» (в течение пяти лет был возможен сыск беглых крестьян) и усилении зависимости холопов. Однако эти меры означали ещё только начало крепостничества: крестьяне прикреплялись к земле, а не к землевладельцу. Положение усугубил династический кризис, вызванный смертью последнего представителя династии Рюриковичей - Фёдора Ивановича (1584-3598 г.) и воцарением Бориса Годунова (1598-1605 г.). При нём успешно велась внешняя политика. Война со Швецией (1590-1593 г.). Возвращение по Тявзинскому миру (1595 г.) земель, захваченных в Ливонскую войну (Ивангород, Ям, Копорье, Карела). Народ (не без подачи соперников-бояр) быстро нашёл традиционное объяснение обрушившимся несчастьям. «Бог наказывает народ за грехи его правителей». Молва приписала Борису убийство Дмитрия в Угличе, смерть царя Фёдора и т.д. Разочарование в царе-реформаторе переросло в ненависть. В 1603 году объявился якобы спасшийся «царевич Дмитрий». Исполнитель этой роли – бедный галицийский дворянин Григорий Отрепьев. Некоторое время он жил в доме злейших врагов Годунова - бояр Романовых. В октябре 1604 года при поддержке польских панов он вступил в Московские пределы. Толпы народа встречали царевича с хлебом-солью от Путивля до Москвы. Ему на помощь пришли днепровские и донские казаки, недовольные притеснением московских воевод. Воеводы терпели поражения. В апреле Годунов внезапно умер, а его войско перешло на сторону Лжедмитрия. В июне 1605 года Москва торжественно приняла самозванца, как царя. Вступив на престол, новый царь распустил своё войско по домам, а чтобы заручится поддержкой всех сословий, он щедро жаловал всех: поручил составить новый свод законов и собирался восстановить полную свободу крестьянского выхода, и даже холопы получили некоторые облегчения. Но боярская дума решительно гасила реформаторский пыл правителя, а он не сумел ни обуздать боярство, ни сродниться с аристократией. Военной опорой его были иностранцы-наёмники. Стремясь возвысить свою власть, Отрепьев принял титул императора. Но скоро он стал возбуждать недовольство засильем поляков. Оно выросло после женитьбы на полячке Марине Мнишек. 17 мая 1606 года группа заговорщиков-бояр во главе с князьями Шуйскими ворвалась в кремль и убила царя. Царём был провозглашен старший из братьев - Василий Шуйский. 19 мая он дал крестоцеловальную запись о том, что не будет применять смертную казнь и конфискацию имущества по отношению к врагам своим без согласия боярской думы. Формула власти радикально изменилась. Вместо «императора и прямого наследника» Ивана IV на престол встал представитель диктатуры аристократии столицы. Воцарение Шуйского стало сигналом для «всеобщей смуты». Против боярского царя повсюду вспыхивали восстания. Города северной Украины поднимались под предводительством князя Шаховского, затем во главе восстания встал холоп Иван Болотников, призвавший народ к борьбе с боярами. В Поволжье поднялись мордва и др. народы. В октябре 1606 года восставшие, к которым присоединились отряды дворян и казаков Прокопия Ляпунова и Истомы Пашкова, подошли к Москве. Но дворяне пошли на сговор с Шуйским. Болотников потерпел поражение у села Коломенское и ушёл сначала в Калугу, а затем в Тулу, где был в 1607 году осаждён царскими войсками и вынужден сдаться. Вожди восстания были казнены, а основная масса его участников рассеялась. Однако и после поражения Болотникова крестьянские выступления продолжались вплоть до 1615 года. После разгрома Болотникова легенду о царевиче Дмитрии вновь использовал безымянный авантюрист (Лжедмитрий II). Собрав большое и пёстрое войско (угнетенные низы, часть служилых людей, казаки, большие отряды поляков и литовцев) он подступил к Москве и стал лагерем в с. Тушино. Туда пришло немало московских бояр и князей, некоторые переходили по нескольку раз от одного царя к другому. Марина Мнишек, спасшаяся 17 мая, согласилась стать женой нового Лжедмитрия. Разгоревшуюся гражданскую войну в России решили использовать западные соседи. В 1610 году началась прямая интервенция Польши и Швеции. Устранив от власти Шуйского, московская аристократия установила собственное правительство – «семибоярщину», - пригласила на русский престол польского королевича Владислава, открыв Москву интервентам. Но польский королевич не принял православия и не ехал в Москву, интервенция затянулась. В декабре 1610 года «Тушинский вор» был убит в Калуге. Патриарх Гермоген и архимандрит Троице-Сергиева монастыря Дионисий призвали народ к священной войне с латынянами. Русские люди встали с оружием в руках за восстановление порядка и национальную независимость. Городские общества центральных и северных областей, возглавляемые выборными властями стали носителями и проповедниками национального самосознания и консолидации общества. Первое народное ополчение потерпело поражение от поляков (1611 г.). Второе, созданное в Нижнем Новгороде земским старостой Кузьмой Мининым и возглавляемое князем Д. Пожарским, освободило Москву и изгнало поляков осенью 1612 года. Охарактеризуйте причины, основные признаки и события Смутного времени на Руси. Каковы итоги Смуты? Время с 1598 до 1613 года получило название в русской истории «Смутного времени». Главное содержание его - ожесточенная политическая и вооруженная борьба различных социальных слоев и групп за утверждение своих интересов в сложившемся государстве развитого феодализма, на которую наложилась интервенция западных держав - Польши и Швеции. Жесточайшая борьба за власть была начата боярскими кланами, испытавшими тиранию Ивана IV. Эта борьба вовлекла в «смуту» служилое дворянство и казачество, за ними поднялись на борьбу крестьяне и посадские люди. Это была гражданская война, в которую вмешались интервенты, поддержанные частью московских бояр. Молодое Российское государство оказалось под угрозой распада и нового иноземного владычества. Почти весь XVII век российское общество испытывало на себе последствия «Смутного времени». Царствование Годунова (1598-1605гт.) осложнилось стихийными бедствиями и голодом. В 1601-1603 гг. вымерло около 1/3 населения, цена на хлеб выросла в 30 раз - наивысший уровень за всю историю Руси. Царь Борис принимает смелые шаги: установил твердые цены на хлеб (с жёсткими наказаниями за спекуляцию), раздал государственные запасы, восстановил Юрьев день и нормы крестьянских повинностей. Но реформы саботировались, извращались, создали неразбериху и недовольство. Смутному времени предшествовало резкое обострение социальных процессов и тяжёлый экономический кризис, порождённый опричниной и войнами, приведших к витку закрепостнительных мер. В 1581 г. - отмена «Юрьева дня», вводятся «заповедные годы», т. е. годы, в которые запрещались крестьянские переходы. В 1597 г. - указы об «урочных летах» (в течение пяти лет был возможен сыск беглых крестьян) и усилении зависимости холопов. Однако эти меры означали ещё только начало крепостничества: крестьяне прикреплялись к земле, а не к землевладельцу. Положение усугубил династический кризис, вызванный смертью последнего представителя династии Рюриковичей - Фёдора Ивановича (1584-3598 г.) и воцарением Бориса Годунова (1598-1605 г.). При нём успешно велась внешняя политика. Война со Швецией (1590-1593 г.). Возвращение по Тявзинскому миру (1595 г.) земель, захваченных в Ливонскую войну (Ивангород, Ям, Копорье, Карела). Народ (не без подачи соперников-бояр) быстро нашёл традиционное объяснение обрушившимся несчастьям. «Бог наказывает народ за грехи его правителей». Молва приписала Борису убийство Дмитрия в Угличе, смерть царя Фёдора и т.д. Разочарование в царе-реформаторе переросло в ненависть. В 1603 году объявился якобы спасшийся «царевич Дмитрий». Исполнитель этой роли – бедный галицийский дворянин Григорий Отрепьев. Некоторое время он жил в доме злейших врагов Годунова - бояр Романовых. В октябре 1604 года при поддержке польских панов он вступил в Московские пределы. Толпы народа встречали царевича с хлебом-солью от Путивля до Москвы. Ему на помощь пришли днепровские и донские казаки, недовольные притеснением московских воевод. Воеводы терпели поражения. В апреле Годунов внезапно умер, а его войско перешло на сторону Лжедмитрия. В июне 1605 года Москва торжественно приняла самозванца, как царя. Вступив на престол, новый царь распустил своё войско по домам, а чтобы заручится поддержкой всех сословий, он щедро жаловал всех: поручил составить новый свод законов и собирался восстановить полную свободу крестьянского выхода, и даже холопы получили некоторые облегчения. Но боярская дума решительно гасила реформаторский пыл правителя, а он не сумел ни обуздать боярство, ни сродниться с аристократией. Военной опорой его были иностранцы-наёмники. Стремясь возвысить свою власть, Отрепьев принял титул императора. Но скоро он стал возбуждать недовольство засильем поляков. Оно выросло после женитьбы на полячке Марине Мнишек. 17 мая 1606 года группа заговорщиков-бояр во главе с князьями Шуйскими ворвалась в кремль и убила царя. Царём был провозглашен старший из братьев - Василий Шуйский. 19 мая он дал крестоцеловальную запись о том, что не будет применять смертную казнь и конфискацию имущества по отношению к врагам своим без согласия боярской думы. Формула власти радикально изменилась. Вместо «императора и прямого наследника» Ивана IV на престол встал представитель диктатуры аристократии столицы. Воцарение Шуйского стало сигналом для «всеобщей смуты». Против боярского царя повсюду вспыхивали восстания. Города северной Украины поднимались под предводительством князя Шаховского, затем во главе восстания встал холоп Иван Болотников, призвавший народ к борьбе с боярами. В Поволжье поднялись мордва и др. народы. В октябре 1606 года восставшие, к которым присоединились отряды дворян и казаков Прокопия Ляпунова и Истомы Пашкова, подошли к Москве. Но дворяне пошли на сговор с Шуйским. Болотников потерпел поражение у села Коломенское и ушёл сначала в Калугу, а затем в Тулу, где был в 1607 году осаждён царскими войсками и вынужден сдаться. Вожди восстания были казнены, а основная масса его участников рассеялась. Однако и после поражения Болотникова крестьянские выступления продолжались вплоть до 1615 года. После разгрома Болотникова легенду о царевиче Дмитрии вновь использовал безымянный авантюрист (Лжедмитрий II). Собрав большое и пёстрое войско (угнетенные низы, часть служилых людей, казаки, большие отряды поляков и литовцев) он подступил к Москве и стал лагерем в с. Тушино. Туда пришло немало московских бояр и князей, некоторые переходили по нескольку раз от одного царя к другому. Марина Мнишек, спасшаяся 17 мая, согласилась стать женой нового Лжедмитрия. Разгоревшуюся гражданскую войну в России решили использовать западные соседи. В 1610 году началась прямая интервенция Польши и Швеции. Устранив от власти Шуйского, московская аристократия установила собственное правительство – «семибоярщину», - пригласила на русский престол польского королевича Владислава, открыв Москву интервентам. Но польский королевич не принял православия и не ехал в Москву, интервенция затянулась. В декабре 1610 года «Тушинский вор» был убит в Калуге. Патриарх Гермоген и архимандрит Троице-Сергиева монастыря Дионисий призвали народ к священной войне с латынянами. Русские люди встали с оружием в руках за восстановление порядка и национальную независимость. Городские общества центральных и северных областей, возглавляемые выборными властями стали носителями и проповедниками национального самосознания и консолидации общества. Первое народное ополчение потерпело поражение от поляков (1611 г.). Второе, созданное в Нижнем Новгороде земским старостой Кузьмой Мининым и возглавляемое князем Д. Пожарским, освободило Москву и изгнало поляков осенью 1612 года. Назовите основные разновидности народных движений России ХУП-ХУШ веков. Где и когда они происходили? Раскройте причины народных выступлений ХУИ-ХУШ веков. XVII столетие называют «бунташным веком». Размах и острота народных движений объяснялись многими причинами: завершением процесса закрепощения крестьянства и ухудшением положения податных сословий (Соборное уложение 1649 г.), энергичными действиями, направленными на централизацию государства (в частности, ростом налогов, упорядочением денежной системы, попытками снизить расходы государства и др.), церковным расколом. Каплей, переполнявшей чашу терпения, часто было неуклюжее, а то и преступное поведение государственных служащих (взяточничество, волокита). Характерная особенность социальных движений XVII в. — участие самых разнообразных слоев населения:посадских и служилых людей, дворян, казаков, крестьян, стрельцов, иногда и бояр. Череду городских восстаний открывает московский Соляной бунт 1648 г. Протест стрельцов против невыплаты жалованья слился с недовольством посада, возмущенного злоупотреблениями служащих, и дворян, требовавших отменить урочные лета, прикрепить крестьян к земле. Бунт принял столь острые формы, что вынудил царя Алексея Михайловича отдать на расправу ненавистных сановников (Л. Плещеев, П. Траханио-тов и др.), отправить в ссылку главу правительства боярина Б. Морозова и срочно созвать Земский собор, принять Соборное уложение. Волнения произошли также в Воронеже, Владимире, Козлове и др. В 1650 г. вспыхнули восстания в Новгороде и Пскове. Протестуя против решения расплатиться по долгам со Швецией передачей ей хлебных запасов, а также против роста цен, новгородцы и псковичи отстранили от власти царских воевод, учредили выборное управление во главе с земскими старостами и направили челобитчиков в Москву. Ответом стало прибытие в Новгород и Псков правительственных войск и подавление протеста (Новгород подчинился сравнительно легко, Псков сопротивлялся несколько месяцев). Последним крупным городским восстанием был Медный бунт в Москве (1662), вызванный неудачной денежной реформой: чеканка медных монет взвинтила курс рубля, цены выросли, а жалованье солдат и стрельцов, доходы ремесленников упали. Погромы боярских дворов, появление возбужденных челобитчиков перед царем в Коломенском, жестокая расправа и публичные казни — такова история этого бунта. На протяжении всего XVII в. неспокойно было на Дону, в казачьих станицах. Сюда за волей и безопасностью исстари приходили беглые крепостные из центральных районов России. С казачеством — главной военной опорой государства на южных рубежах России — приходилось считаться. В традициях донских казаков были «походы за зипунами», грабительские набеги на побережье Азовского, Черного, Каспийского морей. Так начиналось и движение казаков и крестьян под предводительством Степана Разина. В 1667— 1669 гг. его отряд нападал на купеческие и царские караваны на Волге и Каспийском море (владения Персии). В 1670 г., отдохнув на Дону, Разин двинулся в поход против «государевых изменников» — бояр, воевод, дворян, приказных людей, за «доброго царя» и «волю» (призывы «прелестных», от слова «прельщать», писем). Восставшие уверяли, что их поддерживают опальный патриарх Никон и царевич Алексей. В движение влились крестьяне, посадские люди, стрельцы, народы Поволжья. Были захвачены Царицын, Астрахань, Самара, Саратов, осажден Симбирск. Лишь в начале октября войскам удалось разгромить основные силы восставших. Разин ушел на Дон, где был схвачен, выдан царю и в июне 1671 г. казнен в Москве. В восстании С. Разина заметны все особенности народных движений XVII—XVIII вв.: стихийность, слабая организованность, локальность, жестокость, которую проявляли и восставшие, и власть. Породил конфликты и церковный раскол. Старообрядцы, державшиеся за «старинную веру» и отвергавшие «латинскую прелесть» (исправленные по греческим образцам богослужебные книги и обряды), сопротивлялись отчаянно и упорно. В 1668 г. вспыхнуло восстание в Соловецком монастыре. Потребовалось восемь лет, чтобы подавить протест монахов, не желавших принимать церковные новшества. Глубина, радикальность, высокие темпы петровских преобразований, жесткий и даже жестокий характер их осуществления объясняют массовость и разнообразие форм народных движений конца XVII — первой четверти XVIII в.: восстания стрельцов (1682 и 1698 гг.), восстание стрельцов и горожан в Астрахани (1705—1706), Башкирское восстание (1705—1711), восстание казаков под предводительством Кондратия Булавина (1707—1708). Участие стрельцов, посадских людей, казаков, народов Поволжья и Урала, старообрядцев, крестьян дает ясное представление о той цене, которую общество платило за необходимые, но крайне болезненные реформы. |