Главная страница
Навигация по странице:

  • Аптекарский приказ пытался внести свою лепту и в решение задачи, поставленной еще на Стоглавом соборе, — в создание государственных больниц.

  • Искусным врачевателем показал себя архиепископ Холмогорский и Вятский Афанасий

  • Не подлежит сомнению, что в XVII в. в России многие монастыри, да и церкви тоже, содержали больницы

  • Первым подлинным больничным учреждением в России нужно счи­тать приемный покой для раненых, устроенный в 1612 г. монахами Троице-Сергиева монастыря.

  • Лекции по Истории Фармации 1. 1. История фармации как науки


    Скачать 0.72 Mb.
    Название1. История фармации как науки
    АнкорЛекции по Истории Фармации 1.doc
    Дата24.12.2017
    Размер0.72 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекции по Истории Фармации 1.doc
    ТипДокументы
    #12781
    страница18 из 25
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   25

     6.6. Роль православной церкви в развитии медицины


    Дополнительная литература

    Аптекарский приказ пытался внести свою лепту и в решение задачи, поставленной еще на Стоглавом соборе, — в создание государственных больниц.

    Правда, больницами в России многие столетия, начиная с XI века, тради­ционно занималась движимая христианским милосердием православная церковь. «Церковь на Руси ведала тогда не одно только дело спасения душ: на нее возложено было много чисто зем­ных забот, близко подходящих к задачам государства. Она является со­трудницей и нередко даже руководительницей мирской государственной власти в устроении общества и поддержании государственного порядка».

    Проведенный русскими историками анализ Писцовых книг, относя­щихся ко второй половине XVII века, показывает, что право­славная церковь содержала немало «особых мест для призрения немощ­ных». Например, только в 23 уездах и вотчинах Троице-Сергиевой лавры было 1132 таких помещений, а в 12 городах — 470 помещений.

    Православные монастыри долго продолжали оставаться единствен­ным местом лечения тех, кто «в уме помешался». Известно, например, что царь Михаил Федорович однажды «указал послать Микиту Уварова в Кириллов монастырь под начало для того, что Микита Уваров в уме помешался».

    Призрением и лечением больных занимались многие служители православной церкви (они были тогда наиболее образованными людьми). Известно, например, что лечебной практикой занимался даже патриарх Никон, когда по определению Московского собора он в 1666 г. был сослан в Ферапонтов монастырь. До­кументально установлено, что здесь, начиная с 1672 г., он вел прием боль­ных — читал над ними молитвы, мазал их освященным маслом, давал им разные лекарства.

    Один из келейных старцев Никона, дьякон Мардарий, покупал ему в Москве «для лекарства деревянное (оливковое) масло, ладан, скипи­дар, траву чечуй, целебиху, зверобой, нашатырь, квасцы, купорос, камфа­ру»: из этих компонентов и других продуктов (мед, свиное сало, утиный жир и пр.) Никон составлял лекарства и лечил разные бо­лезни — падучую, страхование от бесов, забывчивость, мнительность и бе­зумие, порчу, черную болезнь, галлическую, расслабление членов, волоса­тик, трясавицу и гнетеницу, слепоту и др. По всей вероятности, это были заболевания, которые сейчас находятся в компетенции психоневрологов: как свидетельствовали современники, Никон часто добивался успеха. Впоследствии следственным властям, посланным собором в 1676 г., между прочим велено было «все Никоновы лекарства, коренья, травы, водки, ма­зи сжечь на огне и бросить в реку, чтоб от него ничего не осталось».

    Искусным врачевателем показал себя архиепископ Холмогорский и Вятский Афанасий, образованный человек, много занимавшийся в Патри­аршем книгохранилище в Москве. При Холмогорском монастыре Афа­насий завел аптеку, в которой был широкий набор лекарств, в т.ч. достав­ленных из Москвы; об этом свидетельствует находящаяся в библиотеке Академии наук рукопись «Тетрадь преосвященного Афанасия архиеписко­па Холмогорского», в которой приведена «роспись» лекарств — масел (гвоздичного, мятного, анисового, полынного, сперматанарум), мазей (диалтейной, попилевой, белильной, бобковой), сложных порошков, сиропов, бальзамов. Афанасий был и автором научных трудов, в т.ч. по медици­не — наибольшую ценность представляет «Преосвященного Афанасия ар­хиепископа Холмогорского и Вятского Реестр из доктурских наук» (руко­пись хранится в Военно-медицинском музее в Санкт-Петербурге): историк медицины И.Л.Аникин оправданно считал этот труд одной из первых рус­ских фармакопеи.

    Православная церковь была в российском государстве крупной обще­ственной и политической силой, не только духовной, но и мирской, свет­ской. Монастыри имели свои земельные владения — обширные вотчины, энергично вели хозяйство и имели возможность оказывать помощь «боль­ным, сирым и убогим». Масштабы этой помощи были достаточно велики.

    Не подлежит сомнению, что в XVII в. в России многие монастыри, да и церкви тоже, содержали больницы. Например, когда келарь Иринарх в 1655 г. построил в Троицком монастыре церковь, то при ней были сооружены и больничные кельи. При Белгостицком монастыре по описи 1685-1686 гг. значились, среди других, «пять келий братских, келья больнишная, а в них живут пятнадцать старцев». В 1685 г. патри­арх Иоаким в грамоте к новгородскому митрополиту Корнелию признал необходимым «Николаевской белой монастырь с вотчинами и со всеми угодьи переписать в Софейский дом и в том монастыре построить больни­цу для прокормления и покоя болящих и питати их из вотчины того Ни­колаевского Белаго монастыря». В 1678 г. Вологодский и Белозерский архиепископ Симон распоря­дился устроить в Успенском горнем девичьем монастыре новую больницу. В Нижегородской епархии при Благовещенском соборе в XVII веке Алек­сеевская каменная церковь, как сказано в старинном документе, стояла между двумя каменными больницами: в длину простиралась она с боль­ничными келиями на 24 сажени, а в ширину на 11 сажень.

    Первым подлинным больничным учреждением в России нужно счи­тать приемный покой для раненых, устроенный в 1612 г. монахами Троице-Сергиева монастыря. Впоследствии создавались другие подобные боль­ницы, вернее госпитали, для лечения раненых. Так, в 1656 г. военно-вре­менной госпиталь был открыт в Смоленске. 29 сентября 1678 г. по указу царя Федора Алексеевича «ведено занять Рязанское подворье для лечения ратных раненых больных всяких чинов людей, которые ранены на ... службе в Чигирине и под Чигириным». Туда поступило сначала 159 человек. Потом оказалось, что раненых 746 человек. Тогда были заняты еще Вологодское и Казанское подворье. Расходы по содержанию раненых были возложены на Приказ Большого Дворца, а лечили их лекари Апте­карского приказа братья Митрофан, Кирило и Артемий Петровы.

    Устраивались больницы и на частные средства — на средства жертво­вателей. Наиболее известным жертвователем был боярин Федор Ртищев — незаурядная личность, видный государственный деятель и приближенное лицо царя Алексея Михайловича, воспитатель его сына царевича Алексея Алексеевича. Федор Ртищев был образованным человеком, отличался до­бротой и гуманностью. Во время войны с Польшей, находясь в действую­щей армии, он подавал пример заботы о раненых воинах: «ни одного из них, от скорби изнемогающего, не оставлял без вспомоществования», встречая их на дороге, брал в свою коляску, уступая в ней даже свое мес­то, несмотря на многолетнюю болезнь ног; доставив их в ближайшие го­род или деревню, изыскивал все способы для их призрения, лечения и пропитания, устраивал для этих людей временные госпитали и лечил их на свой счет и на деньги, данные ему на это дело царицей. А в мирное время в Москве богатый царедворец Федор Ртищев велел собирать по ули­цам валявшихся пьяных и больных и направлять их в особый приют, где содержал их до вытрезвления и выздоровления.

    О боярине Ртищеве писали, что «он, построя во многих городах боль­ницы и богадельни, собирал в оныя бедных и немощных, определял к ним врачей, приставников и снабжал всем на содержание нужным». Неудивительно, что именно боярин Федор Ртищев стал основателем первых гражданских больниц: в 1656 г. он на свои деньги устроил в Москве первую гражданскую больницу из двух палат на 15 больных.

    Следует сказать о том, что благотворительная деятельность боярина Ртищева стала высоким образцом для тогдашнего русского обще­ства; обратили на нее внимание и при царском дворе. В царствование Фе­дора Алексеевича «возбужден был вопрос о церковно-государственной благотворительности. На церковном соборе, созванном в 1681 г., царь предложил патриарху и епископам устроить такие же при­юты и богадельни по всем городам, и отцы собора приняли это предложе­ние.

    Так, частный почин влиятельного и доброго человека лег в основание целой системы церковно-благотворительных учреждений, постепенно воз­никавших с конца XVII века.

    На средства жертвователей создавались больницы при монастырях и церквах. Так, в 1652 г. построил в Новоспасском монастыре в Москве больницу с церковью князь Яков Черкасский. Патриарх Филарет, отец царя Михаила Федорови­ча, основал в Москве «больничный» монастырь святого Федора.

    Важное событие произошло в 1682 г. Был обнародован указ царя Фе­дора Алексеевича об организации двух гражданских госпиталей на Гранатном дворе, у Никитских ворот, и в Знаменском монастыре. «На пропитание» этих учреждений им отводились вотчины. Подчеркива­лось, что «больные и увечные, а лечить их можно, и у того дела молодым дохтурам не малая польза, и в науке своей изощрение. И вскоре учение и искусство каждого дохтура при лечбе таких людей познати; также и лека­рей, которые ныне Государево жалованье емлют же, некоторым делать не­чего». Предусматривалась и рациональная организация этих граж­данских госпиталей. «Для лечбы их по всякой нужде надобно, чтоб у них был приставлен дохтур, аптекарь, да лекарей человека три или четыре с учениками. И аптека небольшая, для того, что со всяким рецептом ходить в город неудобно. А лекарства можно прочих держать недорогия, однако ж пользу будут чинити».
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   25


    написать администратору сайта