Главная страница
Навигация по странице:

  • термин "фетишизм" появился в

  • Приемы врачевания у первобытных народов

  • Распространяется вера в колдовство

  • Для изгнания злого духа применялись различные методы. Использо­вались приемы устрашения

  • У колумбийских индийцев знахарь старался вытеснить злого духа, надав­ливая изо всей силы обоими кулаками на желудок больного.

  • Лекции по Истории Фармации 1. 1. История фармации как науки


    Скачать 0.72 Mb.
    Название1. История фармации как науки
    АнкорЛекции по Истории Фармации 1.doc
    Дата24.12.2017
    Размер0.72 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекции по Истории Фармации 1.doc
    ТипДокументы
    #12781
    страница2 из 25
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

    2.1. Представления первобытных людей о причинах болезней и врачевании. Зарождение лекарствоведения.


    Значительную роль в применении древнейших лечебных средств, прие­мов лечения оказали религия и фантастические представления людей перво­бытного общества о мире.

    2.1.1. Фетишизм


    Самая ранняя форма фантастических представлений — фетишизм — олицетворение и возвеличивание предметов и явлений природы, однако еще без представления о стоящем за ними сверхъестественном личном суще­стве.

    Сам термин "фетишизм" появился в XVI веке от португальского слова "фетиши"- деланный. Португальские мореплаватели этим словом называли предметы, сделанные из кам­ня или дерева и имеющие священное или магическое значение для туземцев Западной Африки. Конкретно фетишистские верования проявляются в почитании камней, деревьев и т.д. Почитались предметы неорганической природы естественного вида или искусственно изготовленные. В этот комплекс входит и почитание огня. Фетишизм сохранился у со­временных народов - почитание черного камня в Мекке (ислам), креста и мощей в христианстве.

    2.1.2. Анимизм


    В дальнейшем сверхъестественные свойства стали мыслиться отдельно от предметов природы как особые «духовные» существа. Возник анимизм — одухотворение всей природы.

    Анимизм (от лат. anima, animus — душа, дух) - одухотворение всей природы. "Анимае"- душа, дух; вера в духов и в духовное начало всей природы, отделение сверхъестественных свойств от предметов природы. Анимизм представляет собой веру в существование фантастических, сверхъестественных существ-духов, управляющих всеми предметами и явлениями природы. Присут­ствие этих существ обнаруживается в разнообразных явлениях: смерти, сне, сновидениях:; болезни - особенно непонятные явления, которые человек пытался объяснить себе.

    2.1.3. Тотемизм


    Наряду с анимизмом у некоторых первобытных племен возникает вера человека в родственную связь между его родом и родом какого-либо животного или растения – это вера получила название тотемизм.

    Тотемизм - вера человека в сверхъестественную родственную связь между его родом и родом какого-либо животного или растения. Существует зооморфный тотемизм - отождествление рода че­ловека с родом животного. В Северной Африке культовым живот­ным являлся буйвол, в Сибири - медведь, у славянских племен - кабан. В дальнейшем зооморфный тотемизм перешел в антропо­морфный (поклонение людям - богам).

    2.1.4. Магия


    С накоплением опыта организации жизни, лечения у человека возрастала и уверенность в свои силы и возможности. Человек сверхъестественные способности стал приписывать себе – так появилась магия.

    Магия - от греч. Mageia (колдовство, волшебство), обряды, cвязанные с верой в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и явления природы.

    Однако, в меру своих знаний, они широко использовали первобытные приборы. Сбором лечебных трав, утоляющих боль, они внедрили в жизнь такие средства, которые исполь­зуются и по настоящее время.

    Приемы врачевания у первобытных народов находятся в полном согла­сии с их представлением о сущности болезней. Развивается система «лече­ния» больных путем борьбы с многочисленными духами, бесами и т. п., деятельность которых связывается с теми или иными болезнями.

    Распространяется вера в колдовство, порчу, заговоры, заклинания и т. д. Заговоры и заклинания имели назначение изгнать злого духа, проникшего в тело человека и вызвавшего болезнь, или охранить человека от возможности прони­кновения в него духа. Против разных болезней существовали разные формы заговоров и заклинаний. Заговоры были широко распространены в быту и применялись либо сами­ми больными и их близ­кими, либо произноси­лись только «посвящен­ными» лицами: колдуна­ми, знахарями и т. д.

    Для изгнания злого духа применялись различные методы.

    Использо­вались приемы устрашения (рис.1). Они применялись у народов Сибири, Средней Азии (рис. 2,3), Китая, Африки, Австралии. Изгнание духа проводилось и механическим путем.

     



    Рисунок 1 - Устрашение духа болезни



    Рисунок 2 - Устрашение духа болезни



    Рисунок 3 - Устрашение духа болезни

     

    При ранах с нагноением применяли высасывание, иногда к высасыванию присоединяли еще окуривание (рис. 4). У колумбийских индийцев знахарь старался вытеснить злого духа, надав­ливая изо всей силы обоими кулаками на желудок больного. Один из способов изгнания демонов заключается в том, чтобы сделать тело больного возможно менее привлекательным жилищем для злого духа и, таким образом, заставить его самого покинуть больного.



    Рисунок 4 - Врач индейцев, высасывающий болезнь

    Следует отметить, что наряду с фантастическими приемами медицин­ской помощи существовали приемы, основанные на наблюдении и накопле­нии повседневного опыта людей.

    Часто методы лечения в первобытном обществе комбинировались с применением лекарственных средств, например при лечении желудочно-кишечных заболеваний знахарь давал пить настои горьких трав; при других заболеваниях больного секли крапивой или царапали тело до крови или растирали его. Для пред­охранения от болезней служили фетиши, талисманы, амулеты и т. д. (рис. 5).

     Они часто применялись наряду с естественными мерами воздействия. Так, в бусах амулета, предназначавшегося для глотания, заключалось лекарственное вещество — рвотное, болеутоляющее и др.; амулеты из чесно­ка широко применяли во время эпидемии скарлатины и дифтерии.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


    написать администратору сайта