Лекции по Истории Фармации 1. 1. История фармации как науки
Скачать 0.72 Mb.
|
3.5.2. Библейский медицинский опытИстоки ветхозаветной медицины следует искать в Египте. Ведь Пророк Моисей был усыновлен дочерью египетского фараона и воспитывали его египетские жрецы, которые посвятили его и в таинство врачевания. Египетские жрецы умели пускать кровь, ставить кровососные банки, коими у них служили отпиленные рога животных, перевязывали раны и гноящиеся язвы, но при внутренних и инфекционных болезнях, острых воспалительных процессах, сопровождающихся высокой температурой — горячках — придерживались выжидательной тактики. Они избегали сильнодействующих средств, и все лечение сводилось преимущественно к строгому соблюдению диеты. Роды у египетских женщин принимали повивальные бабки. Есть предположение, что жрецы умели делать кесарево сечение, по крайней мере, чтобы вынуть плод у матери, скончавшейся в родах. Производили они и обрезание крайней плоти мальчикам, которое являлось обрядом инициации — посвящения юношей в соответствующую половозрастную группу, кастрировали мужчин, которым отводилась роль евнухов при гаремах. Ассортимент лекарственных средств, применяемых египтянами, был достаточно широк и включал целебные травы, хлебные злаки, плоды фруктовых деревьев, побеги, почки и кору деревьев ценных пород (кипарис, кедр, пальма, смоковница), ароматические вещества и благовония, вино, уксус, пиво, мед. Так же, как и в тибетской медицине, использовались вещества и продукты животного происхождения: молоко женщин и коз, моча мужчин, бычья и рыбья желчь, испражнения собак, кошек, льва, крокодила. Лекарства применяли в виде мазей, примочек, пластырей, припарок, промывных (очистительных) вод, отваров и пилюль. Уже тогда были в ходу сигнатуры с указанием времени приема лекарств — «утром», «вечером».Наряду с рациональными приемами, при изготовлении лекарств применялись и магические — заклинания и молитвы. Большее значение придавалось регулярности испражнений — для этого тоже существовало определенное время, и, кроме того, три раза в месяц (по некоторым источникам каждые 3—4 дня) полагалось принимать слабительные и рвотные средства. В определенных случаях ставили клизмы. На необходимость промывания кишечника египтян натолкнули наблюдения за птицей ибис, которая периодически набирала воду в клюв и выпускала ее в заднепроходное отверстие. Вообще гигиена играла в жизни египтян большую роль. Умеренность, опрятность, частые омовения (днем и ночью), посты были освящены религиозным законом. Египтянам предписывалось носить чисто выстиранное полотняное белье, шерстяную одежду нельзя было надевать при посещении храма и класть в гроб. Крылатые насекомые — переносчики многих инфекций — в помещениях подлежали уничтожению, поскольку жрецы интуитивно чувствовали их опасность для здоровья. Особо надо остановиться на примерах божественного исцеления умерших, которые очень часто приводятся как основания божественности целительской деятельности Христа. В Новом Завете чудесным исцелениям, которые совершали Иисус Христос и следующие ему апостолы, отводится немаловажное место. Итак, о чем свидетельствуют евангельские тексты? Сопоставим их с теми многочисленными случаями чудесных исцелений, которые происходили в значительно более поздние времена. В практике многих врачей встречались пациенты, исход болезни которых не укладывался в привычные медицинские представления. То у чахоточного больного в последней стадии неожиданно затягивались изрешеченные легкие. То приговоренный к смерти от рака доходяга непостижимым образом выздоравливал. То у больной, долго и безуспешно лечившейся по поводу трофических язв, экземы и почти полного облысения, кожа становилась нежной и гладкой, а волосы отрастали чуть не до пояса. Прежде всего обратим внимание на то, какого рода больных исцелял Христос: бесноватых, прокаженных, слепых, немых, расслабленных, паралитиков, сухоруких. Описан также случай исцеления от горячки, водяной болезни, остановка длительного кровотечения, а также массовые исцеления хромых, слепых, немых и увечных одновременно (рис. 18). Большинство из этих больных явно страдали психосоматическими расстройствами. Начнем с традиционных примеров, знакомых, вероятно, многим читателям. Прежде всего это относится к исцелению словом. В Евангелиях рассказывается об исцелении Иисусом расслабленного (рис. 19). Приведем самое краткое описание этого эпизода: «И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И Иисус, видя веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами себе: он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,— тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой». Словом исцеляет Иисус и другого расслабленного — в купальне у Овечьих ворот. Обратим внимание, что, во-первых, этот больной не был полностью парализован, а мог, хотя и медленно, передвигаться, а во-вторых, очень хотел поправиться. Иисус не зря задал ему этот вопрос. Когда желания целителя и пациента едины и больной не сопротивляется внушению (иногда это происходит на уровне не только сознания, но и подсознания, когда человеку почему-либо удобно быть больным), эффект последнего всегда значительно выше. Недаром Иисус говорил страждущим: «По вере вашей да будет вам». А теперь от этих широко известных евангельских исцелений обратимся к ставшим хрестоматийными примерам исцелений подобных больных знаменитым русским ученым и клиницистом психоневрологом В.М.Бехтеревым. Однажды в аудиторию, где читал лекции Бехтерев, привезли для демонстрации студентам больного, который более 9-ти месяцев был обездвижен в результате паралича, развившегося после истерического припадка. Он лежал в клинике уже полтора месяца без видимого улучшения состояния. Прямо в аудитории Бехтерев погрузил его в гипнотический сон и внушил больному, что он может и должен встать и пойти, что после пробуждения он будет чувствовать себя совершенно здоровым и свободно. Следующую группу больных, исцеленных, согласно Евангелиям, словом, составляли «одержимые бесами» — скорее всего это лица, страдавшие эпилепсией. Иисус обладал властью над духами, и когда «к нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных». Большое впечатление производят на верующих описанные в Евангелиях исцеления от слепоты (рис. 20). Одно из них произошло в Иерихоне. Слепой, собиравший милостыню у дороги, взмолился: «Сын Давидов! помилуй меня... Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге». В этом случае скорее всего речь идет о функциональной слепоте после какого-либо нервного потрясения. Подобные факты неоднократно встречаются и в медицинской литературе. Несомненно, чудом оценивают верующие воскресение Иисусом и пророками умерших. А коль скоро человек не властен над смертью, он должен прожить отпущенный ему срок как можно более полноценно и насыщенно: «Наслаждайся жизнью... Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости». К примеру, ветхозаветный пророк Елисей кроме молитвы Господу выполняет приемы оказания первой медицинской помощи — дыхание рот в рот, чтобы оживить сына благочестивой Сонамитянки: «И поднялся и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нем, и согрелось тело ребенка. И встал и прошел по горнице взад и вперед; потом опять поднялся и простерся на нем. И чихнул ребенок раз семь, и открыл ребенок глаза свои».Что же случилось с мальчиком? Судя по всему, он перегрелся на солнце. Хорошо известна картина Репина «Воскрешение дочери Иаира», написанная на библейский сюжет (рис. 21). К Иисусу обратился один из начальников синагоги Иаир с просьбой спасти свою дочь, которая находится при смерти. В это время Иаиру сообщают, что дочь его уже умерла и не стоит ему утруждать Учителя своими просьбами. Но Иисус, услышав эти слова, сказал: «Не бойся, только веруй». Придя в дом Иаира, он обратился к рыдающим родственникам: «Не плачьте, девица не умерла, но спит». Ему не поверили. Но Иисус, выслав всех, кроме родителей и своих спутников, взял девицу за руку и сказал ей: «талифа куми», что означает: «Девица, тебе говорю, встань». И она тотчас встала. Можно предположить, что во всех приведенных примерах речь шла не о смерти, а о летаргическом сне, особенно следует учесть, что сам целитель подчеркивает:«не умерла девица, но спит». |