Главная страница
Навигация по странице:

  • В «Евангелии мира»

  • «очиститель­ная вода»

  • «Очистительную воду»

  • военно-полевая гигиена

  • Лекции по Истории Фармации 1. 1. История фармации как науки


    Скачать 0.72 Mb.
    Название1. История фармации как науки
    АнкорЛекции по Истории Фармации 1.doc
    Дата24.12.2017
    Размер0.72 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекции по Истории Фармации 1.doc
    ТипДокументы
    #12781
    страница7 из 25
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   25

    3.5.3. Основы библейской диагностики болезней


    В процессе систематизации представлений о процессе лечения больных Моисеем был составлен перечень болезненных симптомов, встречающихся в книгах Ветхого Заве­та, относится к кожным проявлениям. Это неуди­вительно. Старинная народная мудрость гласила, что болезни входят и выходят через кожу, как через большую парадную дверь.

    Действительно, кожа не остается «сторонним наблюдателен» при заболева­ниях внутренних органов, а как бы сигнализирует обо всех происходящих в организме изменениях.Раз­личные пятна, пузыри, струпья, кожный зуд и про­чее зачастую являются не местными заболевания­ми, а симптомами более общих болезненных про­цессов, хотя, конечно, у кожи, как и любого другого органа, существуют собственные болезни. Любые видимые изменения кожи служили предметом пристального внимания жрецов, выпол­нявших в те времена и врачебные функции. По ха­рактеру этих изменений жрец выносил решение: опасен ли данный человек для окружающих и под­лежит изоляции, или он «чист», то есть безопасен. Процедура осмотра была возведена в закон из 58-ми пунктов, в которых подробно перечислялись все виды поражений кожи и соответствующие предпи­сания на каждый случай.

    Вероятно, что жрецы умели распознавать глист­ные инвазии. Во всяком случае, они хорошо знали, что некоторых глистов (аскариды, острицы) убива­ет чеснок.

    В «Евангелии мира», написанном уже в период христианства и датируе­мом учеными IV веком н.э., имеется описание про­цедурыизгнания глистов, которую проводит боль­ному сам Иисус. После того как многие больные уже исцелились, выполнив положенные предписа­ния — пост, очистительные процедуры (внешние и внутренние: клизма, омовения, воздушные ванны, грязелечение), Иисус занялся больным, «тело ко­торого иссохло, остался один скелет, и кожа его была желтой как осенний лист. Несчастный про­сил изгнать Сатану, который «беснуется в гневе» у него внутри».

    Как же происходила процедура изгнания? Иисус взял овечье молоко, поместил его на песок, на­гретый солнцем, чтобы вошла в него сила Ангела солнечного света. Ангелы Воды, Воздуха и Сол­нечного света объединились, и вверх стали подни­маться пары горячего молока. Больной вдохнул пар. Иисус пообещал ему, что «Сатана немедленно по­кинет твое тело, ибо три дня он уже голодает, не находя пищи в теле внутри тебя. Он выйдет, чтобы утолить голод парным молоком». Больного охватил озноб, начались позывы на рвоту, он впал в беспа­мятство, и изо рта у него вышел отвратительный червь, который пополз к молоку. Иисус камнями расшиб голову Сатане и вытянул его тело, которое длиной было почти в рост человека. Судя по разме­ру, если он не преувеличен, это был солитер или бычий цепень. Желтый цвет кожи больного — жел­туха — говорит о том, что у него была закупорка желчного протока и поражение печени.

    Перечень кожных симптомов, составленный Моисеем, обнимает не только местные поражения кожи, но включает и признаки инфекционных бо­лезней, типичных для жарких стран — лейшманиозов, москитной лихорадки и др. Поэтому строгая изоляция больных с болезненны­ми изменениями на коже была оправдана и широко использовалась в древности. Ныне это мероприятие называется карантин.

    Потомки Адама хорошо понимали, что здоро­вье является самой большой ценностью:«Лучше бедняк здоровый и крепкий силами, нежели богач с изможденным телом; здоровье и благосостояние тела дороже всякого золота, и крепкое тело лучше несметного богатства; нет богатства лучше телесно­го здоровья».

    Заболеть часто означало умереть, и потому си­найский законодатель, как часто называют Мои­сея, придавал большое значениепрофилактике, которую составляли различного рода пищевые за­преты, изоляция подозрительных в отношении за­разных заболеваний лиц, дезинфекция жилищ и одежды и, конечно, личная гигиена.

    Предупреж­дение болезней возводилось в ранг официальной доктрины. Жрец осматривал больного в день обра­щения и при подозрении на заразность заболевания объявлял его «нечистым» и обязывал покинуть стан на 7 или 14 дней, в зависимости от характера пора­жения (рис. 22).

    К примеру, если болезненные изменения были на месте старого ожога или очага воспаления, то срок изоляции составлял 7 дней, а если они по­являлись на прежде здоровой коже и особенно в тех случаях, когда участки поражения локализовались на коже головы и «в бороде»,— то 14 дней.

    Для обеззараживания применялась «очиститель­ная вода», своего рода дезинфицирующий раствор, приготовление которой описано весьма подробно:

    «Скажи сынам Израилевым, пусть приведут тебе рыжую телицу (эта порода коров в те времена счита­лась лучшей.— Авт.), без порока, у которой нет не­достатка и на которой не было ярма»,— то есть абсо­лютно здоровое животное. Корову нужно было заре­зать вне стана, в присутствии жреца, а затем сжечь «при его глазах: кожу ее и мясо ее и кровь ее с нечи­стотою (то есть внутренностями,— Авт.) ее пусть со­жгут» — целиком. Затем жрец брал ветви кедрового дерева и иссопа и нить из червленной (то есть крас­ной) шерсти, символизирующей грех, и бросал в костер «на сожигаемую телицу».

     «Очистительную воду» готовили, смешивая золу с живой (ключевой) водой. Поскольку корову сжига­ли целиком, вместе с костями и внутренностями, то полученный раствор представлял собой богатую солями натрия и калия щелочь, которая, как извес­тно, до сих пор применяется в качестве дезинфици­рующего средства. Долгие годы большой популяр­ностью пользовалась щелочь в виде зеленого мыла.

    Большое значение придавал Моисей гигиене жилых помещений. Каждый домовладелец обязан был известить жреца о появлении на стенах своего дома «влагоуглублений», то есть пятен от сырости или от разрастания домового гриба, плесени; жрец являлся «по указанному адресу», осматривал по­мещение и принимал решение: соскоблить штука­турку или же разобрать стенку, чтобы вынуть по­порченные камни. В случае, если после замены штукатурки и камней «влагоуглубления» вновь появ­лялись на стенах дома, его разрушали.

    Все обита­тели дома и их гости, все, кто «ел и спал» в нем, должны были совершить омовение и выстирать одежду. Когда подозрительные пятна появлялись на одежде, ее несли жрецу для осмотра, и он ре­шал: подвергнуть ее стирке, вырвать из нее попор­ченные места или сжечь ее на огне. Эта крайняя мера применялась в тех случаях, когда стирка и вырезание попорченных мест не помогали.

    Страх перед заражением породил и ряд правил по отношению к военной добыче: «И сказал священник воинам, ходившим на войну: вот поста­новление закона, который заповедовал Господь Мо­исею: золото, серебро, медь, железо, олово, сви­нец, и все, что проходит через огонь, проведите через огонь, чтоб оно очистилось, а кроме того и очисти­тельною водою должно очистить; все же, что не про­ходит через огонь, проведите через воду; и одежды ваши вымойте в седьмой день, и очиститесь, и пос­ле того входите в стан».

    Вообще, военно-полевая гигиена была в осо­бой чести. Принимались все меры, чтобы войско было боеспособным и не несло урона из-за несо­блюдения правил личной гигиены, которые жестко регламентировались. Любой воин, почувствовавший недомогание, должен был удалиться из лагеря.

    Все естественные надобности полагалось отправлять только за пределами последнего: «Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить; кроме ору­жия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда бу­дешь садиться вне стана, выкопай ею яму и опять зарой ею испражнение твое».
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   25


    написать администратору сайта