Главная страница
Навигация по странице:

  • 6. Формирование древнерусской государственности

  • 10. Европа в период феодальной раздробленности.

  • прп. шпора. 1. История как наука. История России неотъемлемая


    Скачать 0.55 Mb.
    Название1. История как наука. История России неотъемлемая
    Дата03.12.2019
    Размер0.55 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлашпора.doc
    ТипДокументы
    #98423
    страница3 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    .

    В историографии существуют различные мнения по поводу определения временных рамок Средневековья. Историки школы "Анналы" датируют Сред­ние века - начало П-Ш вв. н. э. - конец XVIII в. Большинство же историков начало Средневековья датируют V в.н. э. - конец XVI - середина XVII вв. Внутри периода Средневековья принято выделять три периода:

    Раннее Средневековье - V в. - начало XI в.

    Классическое Средневековье - XI-XV в.

    Позднее Средневековье - XV в.- середина XVII в.

    Средневековье обладает особенными типологическими чертами, отли­чающими его от других исторических эпох.

    Средневековое общество - это, по преимуществу, аграрное общество, ба­зирующееся на ручном труде и феодальных общественно-экономических от­ношениях. Основой этого общества является хозяйство непосредственного производителя - крестьянина в условиях частной собственности феодалов на главное средство производства того времени - землю.

    Для данного общества характерна устойчивая и малоподвижная система ценностей и представлений, основанная на религиозных заповедях и учении церкви. Средневековый человек в большой мере ориентирован на свой внут­ренний мир, интенсивную духовную жизнь, создание предпосылок для "спасе­ния" души, достижения "Царства Божия".

    Особенностями данного общества являются также стремление к внут­реннему единству и внешнему обособлению, корпоративная замкнутость со­словий и других социальных групп, слабое развитие индивидуализма.

    Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на консервативный харак­тер общих ценностно-мировоззренческих установок, средневековое общество -это внутренне динамичное общество. В нем проходили довольно сложные эт-ногенетические и культуро-созидательные процессы. В период Средневековья происходят зарождение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан, испанцев, итальянцев, чехов, поляков, болгар, русских, бе­лорусов, сербов и т. д. Средневековье создало новый городской образ жизни, высокие образцы духовной и художественной культуры, в том числе институ­ты научного познания и образования, среди которых следует особо выделить институт университета. Все это, вместе взятое, дало мощный толчок для разви­тия мировой цивилизации.

    В Европе Средневековье - это период становления новой формы запад­ной цивилизации - европейской христианской цивилизации. Европейская ци­вилизация формируется на территории бывшей Римской империи. Римская империя раскололась на две части: Восточную (Византийскую) и Западную Римскую империю. Западная Римская империя прекратила свое существованиев результате внутренних противоречий и нашествия так называемых "варва­ров" в 476 г. Поэтому цивилизационные процессы в обеих частях Римской им­перии наряду с общими закономерностями имели и существенные отличия. В результате этих отличий сформировались две разновидности европейской ци­вилизации - восточная и западная. Формирование европейской цивилизации происходило в результате синтеза античной цивилизации и варварского уклада жизни в ходе процессов романизации, христианизации, становления государст­венности и культуры новых народов Европы.

    Христианство и во времена античности не представляло собой единой ор­ганизации. На территории Римской империи существовал ряд христианских церквей, имевших вероучительные, обрядовые и организационные отличия. Между руководством этих церквей велась ожесточенная борьба за гегемонию в христианском мире. Наиболее активно эту борьбу вели глава Западной Римской церкви -папа Римский и глава Византийской церкви - Константинопольский патриарх. Папа Римский объявлял себя наместником Иисуса Христа, преемни­ком апостола Петра, верховным понтификом Вселенской (католической) церкви, патриарх Константинопольский принял титул Вселенского патриарха право­славной, т. е. истинно христианской церкви, поскольку он признавал решения только первых семи Вселенских соборов христианских церквей. Формальным актом раскола христианства на католическую и православную церковь была взаимная анафема (церковное проклятое), которому предали друг друга папа Римский и Константинопольский патриарх 16 июня 1054 г.

    Становление западноевропейской католической цивилизации связано с великим переселением народов - вторжением в пределы Римской империи так называемых варваров: многочисленных германских племен, гуннов и др. Мно­гие из них к III-V вв. имели довольно развитое земледелие, владели ремеслами, включая и металлургию, были организованы в племенные союзы на принципах военной демократии, поддерживали оживленные торговые контакты с римля­нами и друг с другом.

    В период раннего Средневековья Западная Европа начала преодолевать последствия захватнических войн и возрождаться. В V-VII вв. на захваченной варварскими племенами территории начинают формироваться новые государ­ственные образования, a VII-X вв. они достигают расцвета. Среди этих госу­дарств особенно выделяются сначала королевство, а затем империя франков, достигшая расцвета во время правления Карла Великого (768-814), королевст­во германцев - преобразованное при короле Отгоне I в 962 г. в Священную Римскую империю.

    Среди всех достижений античной цивилизации особое место принадле­жит христианству. Несмотря на внутренние противоречия христианских церк­вей, духовной основой всей европейской цивилизации является христианство. Оно формировало единое мировоззрение, нравственные нормы, ценности и образцы поведения, а католическая и православная церкви были не только ду­ховные, но и весьма влиятельные политические организации. Поэтому процесс становления европейской цивилизации в значительной мере представлял собой процесс христианизации - приобщения языческих народов к христианской культуре, верованиям и обычаям, вступления в христианские организации -католическую и православные церкви.

    Еще во времена Римской империи церковь вела широкую миссионер­скую деятельность на периферии империи среди варваров. В конце IV в., а особенно в V в., многие из соседних варварских племен уже приняли христи­анство. Позднее, вновь образованные средневековые государства вели захват­ническую политику. Захват тех или иных народов, как правило, сопровождался их насильственной христианизацией.

    Католическая церковь обладала колоссальными материальными ресурса­ми. Ей принадлежало значительное количество земли, большие финансовые средства. В течение длительного периода она вела борьбу со светскими госуда­рями за политическую власть. В 751 г. в Западной Европе на территории Италии бьшо создано теократическое государство (Равенский экзархат), в котором папа Римский одновременно был духовным и светским руководителем. Юрисдикция духовной власти папы распространялась на всю Западную Европу.

    На протяжении Средневековья католическая церковь не раз выступала с идеями, которые инициировали широкие общественные движения. Наиболее яр­кой из таких идей является идея освобождения Гроба Господня и христианских святынь от неверных, которая легла в основу так называемых крестовых походов.

    Католическая церковь занимала исключительное положение в сфере об­разования и науки. В Средневековье центрами образованности являлись мона­стыри. Монастыри имели богатые библиотеки, скриптории (мастерские по пе­реписке книг), содержали начальные школы. Под полным контролем церкви находились и средневековые очаги научной деятельности и высшего образо­вания - университеты.

    Итак, на основе экономических, политических и культурных процессов в средневековом мире сформировались основные цивилизационные регионы: арабо-мусульманский, западноевропейский и восточноевропейский.

    6. Формирование древнерусской государственности

    Проблема зарождения русского этноса, временные рамки, истоки и ис­торические корни древнерусской цивилизации являются сложной и отчасти нерешенной проблемой. В отечественной историографии по этому вопросу вы­сказываются различные точки зрения. Однако историки сходятся во мнении, что реальными предшественниками русских людей были восточные славяне, принадлежащие к группе индоевропейских народов. Академик Б.А. Рыбаков выделяет четыре основных этапа жизни славянских племен, последовательное развитие которых привело к формированию русского этноса:

    1. Развитие протославянских племен в недрах индоевропейского единст­ва, в стороне от центров развития.

    2. Обособление праславян в бронзовом веке, развитие внутренних кон­тактов, первые встречи со степными кочевниками, освоение железа. Здесь про­исходит выдвижение славян среднего Поднепровья (VI-IV вв. до н. э.).

    3. В результате разгрома сарматами славяне продвигаются на север в лес­ную зону, ассимилируя литовско-латышские и финоугорские племена. Таким об­разом образовались две зоны расселения славян: южная (лесостепная), продол­жавшая традиции прародины славян, и северная, где происходило их соприкос­новение с иными племенами и развитие славянского этноса протекало в более су­ровых условиях, чем на юге. С расширением границ территории проживания сла­вян значительно расширились и их контакты с другими народами.

    4. В период образования и развития национальной государственности -Киевской Руси - славянство вышло на европейскую и мировую арену (см. Ры­баков Б.А. Язычество Древней Руси.- С. 196, 197). Геополитическое пространство Древней Руси находилось на стыке вос­точного и западного миров. Поэтому формирование русского этноса происхо­дило под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов.

    Прародителями русского этноса являются восточные славяне - анты (по­ляне). Основу экономики древних славян составляло земледелие. В лесной зо­не применялась подсечная система. В степных и лесостепных районах ведущей системой бьш перелог: обрабатываемые участки при истощении покидали и переходили на новые. Восточные славяне занимались также скотоводством, рыболовством, собирательством меда (бортничество).

    В VII в. восточные славяне объединились в племенные союзы, названия кото­рых свидетельствуют о привязке к определенной местности: поляне (юг, район Кие­ва), северяне (Новгород Северский, Северский Донец), полочане (р. Западная Двина, Полота), дреговичи (от дрегва болото, Беларусь), радимичи (р. Сож, р. Десна), вяти­чи (р. Ока, Подмосковье) и т. д. Каждый из этих союзов имел свои княжения. Князь­ями на данной ступени общественного развития назывались племенные вожди.

    В VIII-IX вв. в Восточно-Европейской равнине идет интенсивное разви­тие экономики. Пашенное земледелие вытесняет подсечное, выделяются ре­месла, завязываются тесные торговые связи с Византией, Востоком и Западной Европой. В торговле с Востоком большое значение имеют контакты с хазара­ми, которые открывают славянам безопасный путь в Азию.

    Развитие торговли предполагает относительно раннее существование у восточных славян городов. Летописи не приводят времени их появления. Древнейшие города - Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев. Все эти го­рода расположены на речных, торговых путях. В скандинавских сагах IX в. Древняя Русь называлась страной городов.

    В начале IX в. идет постепенный процесс складывания госу­дарственности. Историки отмечают существование в 30-х гг. IX в. двух очагов государственности. Первый формируется в Поднепровье на землях полян и их соседей. Центром этого государства был Киев. Название этого государства не­известно.

    Второе государство складывается на Севере - Северное княжество с центром в Ладоге, затем - Новгороде. Первые летописные сведения связаны с появлением здесь в 862 г. варяжского правителя Рюрика. "Повесть временных лет" сообщает, что граждане Северного княжества, чтобы защитить себя от набегов иноземцев и преодолеть внутренние распри, призвали варягов.

    Таким образом, в соответствии с "Повестью временных лет" - представи­тель племени русов с семьей и дружиной бьш приглашен для правления в уже существующем славянском государстве. Способ призвания князя с дружиной бьш широко распространен в Европе в раннее Средневековье. Само по себе призвание иноземного князя не меняло славянской природы существующего общества. Древнерусская народность складывалась на основе широкого взаимодействия не­скольких субэтнических компонентов. Она образуется как этническая общность на базе соединения трех хозяйственно-технологических регионов - земледельческого, скотоводческого и промыслового, а, следовательно, и трех образов жизни -оседлого, кочевого, бродячего, в смешении нескольких этнических потоков: сла­вянского, балтийского, с заметным влиянием тюркского.

    Значительную роль в формировании того или иного этноса играет духов­ная культура. Важнейшими компонентами этой культуры являются язык и ре­лигия. Язык Древней Руси имел славянское происхождение, хотя и он испыты­вал влияние языков других народов.

    Славянские истоки доминируют и в древнерусской религии. Ре­лигиозные верования и культовые обряды Древней Руси принято называть язычеством. Язычество - это ранняя форма религиозного освоения мира. Язы­ческие религии представляют собой политеизм - многобожие.

    Древняя Русь положила начало формированию русского этноса и рос­сийского государства. Следующий этап в развитии русского этноса и государ­ства в отечественной историографии принято называть Киевской Русью, фор­мирование которой началось с конца IX - начала X в. Это позволяет нам сде­лать вывод, что Древняя Русь развивалась аналогично Западной Европе и по­дошла к рубежу образования раннефеодального государства почти одновре­менно с другими государствами Западной Европы. Призвание варягов в какой-то мере стимулировало этот процесс, поскольку Киевское государство строи­лось на основе западного института вассалитета, который в отличие от вос­точных деспотий предполагал относительную свободу подданных.

    Однако в развитии западноевропейских обществ и Древней Руси имеют­ся и существенные различия. Западноевропейские варварские племена в про­цессе Великого переселения столкнулись с высокоразвитой античной культу­рой. Прийдя в Восточно-Европейскую равнину славяне не нашли здесь такой развитой цивилизации. Славяне находились на более высокой стадии развития, чем населяющие эту территорию племена. К тому же сложные природно-климатические условия затрудняли хозяйственную деятельность славян и на­кладывали существенный отпечаток на социальную структуру общества, тип государственности и определяли во многом особенности национального харак­тера. Именно из этих факторов ряд отечественных историков выводят тради­ции деспотической власти и крепостного права в России, противоречивые чер­ты "русской души»

    10. Европа в период феодальной раздробленности.

    В истории раннефеодальных государств Европы Х-ХП вв. являются пе­риодом политической раздробленности. К этому времени феодальная знать уже превратилась в привилегированную группу, принадлежность к которой определялась рождением. Сложившаяся монопольная собственность феодалов на землю находила отражение в нормах права. Крестьяне оказались в боль­шинстве своем в личной и поземельной зависимости от феодалов.

    Получив монополию на землю, феодалы приобрели и значительную по­литическую власть: передачи части своей земли вассалам, право судопроизвод­ства и чеканки денег, содержание собственной военной силы и т. д. В соответ­ствии с новыми реалиями складывается теперь уже иная иерархия феодального общества, имеющая правовое закрепление: "Вассал моего вассала - не мой вас­сал". Тем самым достигалась внутренняя сплоченность феодальной знати, ее привилегии защищались от посягательств со стороны центральной власти, ко­торая к этому времени ослабевает. Например, во Франции до начала XII в. ре­альная власть короля не простиралась дальше домена, который по своим раз­мерам уступал владениям многих крупных феодалов. Король, по отношению к своим непосредственным вассалам, располагал только формальным сюзерени­тетом, а крупные сеньоры вели себя независимо. Так начинали складываться основы феодальной раздробленности.

    На территории распавшейся в середине IX в. империи Карла Великого возникли три новых государства: французское, германское и итальянское (Се­верная Италия), каждое из которых стало базой формирующейся территори­ально-этнической общности - народности. Затем процесс политического рас­пада охватил каждое из этих новых формирований. Так, на территории фран­цузского королевства в конце IX в. насчитывалось 29 владений, а в конце X в. -около 50. Но теперь это были большей частью не этнические, а вотчинно-сеньориальные образования.

    Распад раннефеодальной территориальной организации государственной власти и торжество феодальной раздробленности представляли собой заверше­ние процесса формирования феодальных отношений и расцвета феодализма в Западной Европе. По своему содержанию это был закономерный и прогрессив­ный процесс, обусловленный подъемом внутренней колонизации, расширения площади обрабатываемых земель. Благодаря совершенствованию орудий тру­да, применению тягловой силы животных и переходу к трехполью улучшилась обработка земли, стали разводить технические культуры - лен, коноплю; поя­вились новые отрасли сельского хозяйства - виноградарство и т. д. В результа­те у крестьян стали появляться излишки продуктов, которые они могли обме­нять на изделия ремесла, а не изготавливать их самим.

    Возрастала производительность труда ремесленников, со­вершенствовались техника и технология ремесленного производства. Ремес­ленник превратился в мелкого товаропроизводителя, работающего на торговый обмен. Эти обстоятельства привели к отделению ремесла от сельского хозяйст­ва, развитию товарно-денежных отношений, торговли и возникновению сред­невекового города. Они становились центрами ремесла и торговли.

    Как правило, города в Западной Европе возникали на земле феодала и поэтому неизбежно подчинялись ему. Горожане, большинство которых в ос­новном составляли бывшие крестьяне, оставались в поземельной или личной зависимости феодала. Стремление горожан освободиться от зависимости при­водило к борьбе между городами и сеньорами за свои права и независимость. Это движение, широко развитое в Западной Европе в Х-ХШ вв., вошло в исто­рию под названием "коммунального движения". Все завоеванные или приобре­тенные за выкуп права и привилегии заносились в хартию. К концу XIII в. мно­гие города добились самоуправления. Так, около 50% английских городов име­ли свое самоуправление, городской совет, мэра и свой суд. Жители таких горо­дов Англии, Италии, Франции и т. д. становились свободными от феодальной зависимости. Беглый крестьянин, проживший в городах названных стран год и один день, становился свободным. Таким образом, в XIII в. появилось новое сословие - горожане - как самостоятельная политическая сила со своим стату­сом, привилегиями и вольностями: личная свобода, подсудность городскому суду, участие в городском ополчении. Появление сословий, добившихся значи­тельных политических и юридических прав, явилось важным шагом на пути формирования сословно-представительных монархий в странах Западной Ев­ропы. Это стало возможным благодаря укреплению центральной власти снача­ла в Англии, затем во Франции.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта