Главная страница
Навигация по странице:

  • 9. Принятие христианства на Руси. Духовная жизнь и культура восточных славян..

  • 14. Династическая борьба в 70–90-е годы XIV в. Кревская уния и ее результаты

  • 28. Речь Посполитая в

  • прп. шпора. 1. История как наука. История России неотъемлемая


    Скачать 0.55 Mb.
    Название1. История как наука. История России неотъемлемая
    Дата03.12.2019
    Размер0.55 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлашпора.doc
    ТипДокументы
    #98423
    страница4 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    16. Политическое положение ВКЛ в конце XV- первой половине XVI в.

    С конца XV в. все более ощутимое влияние на внутриполитическую жизнь Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского оказывало со­седнее Великое княжество Московское. Так, в 1481 г. был раскрыт заговор против Казимира в Киеве, во главе которого стоял слуцкий князь Михаил Олелькович, его двоюродный брат Федор Вельский и князь Голынанский.

    С этого времени проблема сепаратизма на землях восточнее Березины вставала не единожды. Это явилось следствием драматического раскола в ХШ-XV вв. в территориальных пределах Великого княжества Литовского, Русско­го, Жемойтского единого этнического комплекса белорусских земель на "соб­ственно Литву" и "земли прислухаючие". На белорусских землях исторически создался свой центр и своя периферия, что провоцировало местную элиту пе­риферийных земель искать более престижное положение в соседних державах. Так, с 1487 по 1493 г. на службу в Москву "вышли" князья Воротынские, Бе-левские, Мерецкие, Вяземские. "Выходили" они не с пустыми руками, а со своими уделами, которые с помощью военной силы присоединялись к восточ­ному соседу. В конце 90-х гг. XV в. на сторону Москвы перешли князь Семен Вельский, Семен и Иван Можайские, Василий Шемятич. Под властью Моско­вии оказались богатые помежные земли, что не могло не привести к военному конфликту. Действительно, 14 июля 1500 г., как отмечает летописец, "зехалося войско литовское з Московским на Ведроши (река на Смоленщине), и учинили межи собою бой и сечу великую, и побила москва литву". По договору 1503 г. к Москве отходили Чернигов, Новгород-Северский, Гомель, Брянск, Путивль, Стародуб, Мценск. Возобновились боевые действия между двумя соседними княжествами в 1506-1508 гг., но конкретных результатов не принесли.

    Усугубилось трудное внешнеполитическое положение Великого княже­ства Литовского, Русского, Жемойтского и отношением с Крымским ханством. Населению южных и центральных земель княжества приходилось защищать свои земли и богатства от набегов крымских татар, которых было 45 в первой половине XVI в. Кроме непосредственных значительных разорений, приноси­мых набегами с Крыма, великокняжеская казна терпела убытки и от выплаты так называемой ордынщины, направленной на утихомиривание южных сосе­дей. Однако деньги и меха увеличивали аппетит крымчаков. Их агрессию при­остановили только военные успехи великокняжеского войска в битвах под Клецком (1506) и у Олынаницы (Киевщина).

    К неудачам начала XVI в. для Великого княжества Литовского можно отнести и мятеж Глинского. В 1508 г. Михаил Глинский выступил против вер­ховной власти Великого княжества Литовского. Целью его мятежа являлось образование самостоятельного от Великого княжества государства, ядром ко­торого стали бы восточные белорусские и украинские земли. Опорой выступ­ления Глинского бьши снова же княжеские роды из бывших удельных кня­жеств - князья Мстиславские, Друцкие и др. Мятежники нашли поддержку и в Москве, которой бьши выгодны разного рода "взбунтования" на землях запад­ного соседа. Несколько месяцев отряды Глинского пытались закрепиться на территории от Менска до Гомеля и Мстислава. Но противостоять войскам ве­ликого князя Сигизмунда I не смогли. Мятеж окончился поражением, а сам князь Глинский был вынужден искать спасения в Москве.

    В 1512 г. снова возобновились боевые действия между войсками Вели­ких княжеств Московского и Литовского. В это время была организована под эгидой Великого княжества Московского и Священной Римской империи ан-тиягеллоновская коалиция из семи европейских государств. В ее страте­гических планах был раздел Восточной Европы, в результате которого бело­русские земли должны бьши оказаться в составе Московской державы. Победа под Оршей 8 сентября 1514 г. войска под предводительством Константина Острожского над московскими ратями позволила на время приостановить тер­риториальную экспансию на запад Москвы.

    Пограничные войны с Московией имели непосредственное влияние на внутриполитическое положение Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского. Дело в том, что московская политика в отношении западного со­седа базировалась на идее обороны православия. Это принуждало верховную власть Великого княжества Литовского идти на значительные изменения во внутренней политике. С начала XVI ст. все более выразительно проводится ли­ния на уравнивание в правах представителей шляхетского сословия Великого княжества Литовского независимо от этнического происхождения и религиоз­ной принадлежности. С этого времени православная знать белорусских земель постепенно вливается в политическую элиту Великого княжества Литовского и имеет реальное влияние на работу как центральных, так и местных органов го­сударственной власти.

    Особенно ярко это проявилось в 20-60 гг. XVI ст., когда православные феодалы наряду с представителями знатных шляхетских родов католической, а также протестантской веры заседали в высшем органе власти Великого княже­ства Литовского - раде. В 1563 г. специальной грамотой великого князя Си-гизмунда II Августа была отменена статья Городельского привилея 1413 г., ко­торая запрещала представителям православного вероисповедания занимать высшие должности в аппарате центрального и местного управления.

    В XVI в. крупные феодалы Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского разного этнического происхождения - белорусского, литовского, украинского, русского, разных вероисповеданий - католического, православ­ного, протестантского, представляли одну социальную группу. Она была объе­динена общностью политических и экономических интересов. Великое княже­ство Литовское стало их совместной державой.

    Верховная власть Великого княжества Литовского, чтобы привлечь ма­лую и среднюю шляхту на свою сторону, начала проводить в середине 60-х гг. XVI в. кардинальные прошляхетские реформы: судебную, административно-территориальную. Эти шаги могли иметь успех, если бы не драматическое внешнеполитическое положение страны. В конце 50-х гг. XVI в. началась Ли­вонская война, которая стала главной причиной заключения Люблинской унии.

    9. Принятие христианства на Руси. Духовная жизнь и культура восточных славян..

    В тесной связи с государствообразующими процессами в IX - XIII вв. шло развитие культуры. В своей основе она соединяла языческую и греко-византийскую традицию. Язычество сближало славянские общности кривичей, дреговичей, радимичей с местным населением - балтами. Силы, с которыми человек не мог справиться, древние славяне наделяли качествами живых существ (водяной, домовой, лесовой и др.). Возникли обряды, связанные с разными моментами сельскохозяйственных работ. Они становились целыми календарными циклами: прилет птиц, гуканье весны, вербная неделя, юрьев день, купаловские дни, дожинки, зажинки и т.д. С языческих богов больше всего поклонялись богу грома, молнии и дождя Перуну. Широко был представлен у наших предков культ солнечных богов: Хорос, Даждьбог, Купала и Ярило.

    Христианство появилось в Палестине во времена Римской империи в среде бедного еврейского населения. В первые столетия верующие собирались в домах для чтения евангелий и тайной вечери. Со временем в христианской церкви на первое место выдвинулись обряды, пышные богослужения, стала складываться церковная иерархия. На первом Виленском церковном соборе (325 г.) в Никее и на втором (381 г.) в Константинополе был разработан в общих чертах «символ веры» - краткое изложение основных положений христианской церкви. В символ веры вошел догмат триединства Бога («Бог - отец», «Бог - сын», «Бог - дух святой») и воскресение Христа. Римские императоры приняли христианство и сделали его государственной религией. После распада Римской империи на две части римский патриарх, Папа, считал себя первым среди патриархов. Восточные (греческие) патриархи не хотели подчиняться Папе Римскому. Произошел раскол на две церкви: западную, римско-католическую и восточную, византийскую (православную), или греческую (1054 г.).

    Восточнославянские княжества приняли византийскую церковь. В 988 г. Киевский князь Владимир принял христианство и в р. Днепр крестил жителей Киева. На Руси появилось духовенство, во главе которого стал митрополит, ему подчинялись епископы. Русское духовенство всегда поддерживало светскую власть. Церковь получила десятую часть государственных доходов. На Беларуси также стало распространяться христианство, его вначале принимали высшие слои общества, а затем и остальные люди. В 992 г. была создана Полоцкая, в 1005 г. - Туровская епархии.

    Благотворным было влияние христианства на распространение письменности и образования. Важными культурно-просветительскими центрами на территории Беларуси стали монастыри: Туровский (Варваринский), Мозырский (Петропавловский и Параскевы), Полоцкий (Борисоглебский). При монастырях были своеобразные мастерские (скриптории), в которых переписывались Священное писание и произведения отцов церкви, патерики и жития, византийские хроники и местные летописи.

    Основным жанром раннесредневековой письменной культуры стало летописание. Одним из первых памятников летописания является «Повесть временных лет». Продолжением ее явились местные летописи: Киевская, Галицко-Волынская, Новгородская, Суздальская. Имеются данные о том, что летописи составлялись в Полоцке, Турове, Новогрудке. Широкое распространение получила каноническая литература, жития и поучения: «Туровское евангелие», «Оршанское евангелие», «Полоцкие евангелие», «Житие Ефросиньи Полоцкой», «Житие Авраамия Смоленского», «Слова Кирилла Туровского: «Притча о душе и теле», «Про слепого и хромого» и др.

    О распространении письменности на Беларуси свидетельствуют надписи на свинцовой печати полоцкого князя Изяслава, знаменитом кресте Ефросиньи Полоцкой, каменных пряслицах XII в., найденных в Витебске, Друцке, Пинске. В Бресте обнаружен самшитовый гребень с вырезанным алфавитом (буквы от «А» до «Л»), берестяные грамоты, найденные в Витебске и Мстиславле. Памятниками письменности Беларуси являются надписи на камнях-валунах («Борисовы» и «Роговолодов» камни).

    Мировым достижениям соответствовало строительство храмов, их архитектура, роспись, убранство. Храмы были не только культовыми сооружениями, в них размещались архивы, государственная казна, библиотеки, школы. В XI в. по инициативе князя Всеслава был построен в Полоцке Софийский собор. В начале XII в. в Бельчицах (близ Полоцка) сооружена Борисоглебская церковь, а в 1161 г. в Сельце Спасо-Преображенский собор, известный также под названием Спасского или Спасо-Ефросиньевского. Для этого собора по заказу Ефросиньи Полоцкой мастер-ювелир Лазарь Богша создал в 1161 г. непревзойденный образец прикладного искусства - крест, обложенный золотыми и серебрянными пластинами с миниатюрными изображениями христианских святых, выполненными многоцветной эмалью. До наших дней сохранилась Борисоглебская, или Коложская, церковь в Гродно. В Каменце в конце XIII в. была возведена вежа (Белая вежа), памятник военного зодчества в Беларуси.

    В духовно-культурной жизни Беларуси того времени яркой личностью выступает Кирилл Туровский (возможно, 1130 - не позднее 1182 гг.). Он был высокообразованным человеком, блестящим литератором, выдающимся религиозным деятелем. Сохранилось тридцать молитв, восемь «слов», три поучения, два канона, написанных К.Туровским. За выдающееся ораторское искусство современники называли его «Златоустом». По желанию горожан и князя Юрия Кирилл стал туровским епископом.

    Личностью, оставившей заметный след в культурной жизни Беларуси, была Ефросинья (Предслава) Полоцкая (возможно, 1104 - 1167 гг.), внучка Всеслава Чародея. Вначале переписывала книги, после постриглась в монашки, поселилась в келье Софийской церкви в Полоцке, где продолжала переписывать книги, позже создавала летописи и собственные писания. В дальнейшем стала игуменьей монастыря Св. Спаса в Полоцке, построила мужской монастырь. В конце жизни Ефросиния совершила паломничество в Иерусалим, где и скончалась.

    Декоративно-прикладное искусство развивалось под влиянием Византии, однако ремесленники вносили в него и местные черты. Изделия из дерева, кости, металла украшались резьбой, инкрустацией в виде различных орнаментов (геометрические фигуры, фантастические звери и птицы). О высоком художественном мастерстве говорят следующие предметы: каменные иконки, украшенные тончайшей резьбой, шахматные фигурки из кости и камня, найденные в Гродно, Волковыске, Лукомле. Ювелиры создали золотые украшения, покрытые цветной эмалью, изделия из серебра со сканью и зернью, с чернью и позолотой. Все это свидетельствовало о высоком уровне развития культуры на территории Беларуси. Большинство памятников культуры древней Беларуси погибло во времена многочисленных войн.

    14. Династическая борьба в 70–90-е годы XIV в. Кревская уния и ее результаты,

    14 августва 1385 г. в Крево был подписан договор о союзе Великого княжества Литовского и королевства Польского. Гарантом унии являлся еди­ный монарх для двух государств. Заключение унии было обусловлено необхо­димостью совместной борьбы Польши и Великого княжества Литовского про­тив немецкой агрессии. Способствовала окатоличиванию населения Беларуси и усилению феодального гнета.

    Период 1385-1387 гг., когда Ягайла стал королем польским и великим князем литовским, принял католичество, можно считать временем изменения политико-правового положения белорусских земель в Великом княжестве Ли­товском. Согласно привилея 1387 г., православная знать, которая в большинст­ве своем происходила из белорусско-украинских земель, ставилась в неравное материально-экономическое положение по сравнению с феодалами католиче­ского вероисповедания. В 1413 г. был издан Городелъский привилей, по кото­рому православные князья и бояре дискриминировались в политической сфере.

    Названное постановление верховной власти Великого Княжества вызвало резкое недовольство в среде великокняжеского нобилитета. Причем в оппози­цию Ягайле стали как православные, так и частично католические феодалы, не­удовлетворенные явно пропольской политикой монарха. Возглавил антиягай-ловский фронт сын Кейстута Витовт, который в конце 80-х - начале 90-х гг. провозгласил лозунг воссоздания самостоятельного "Литовско-Руского" коро­левства, которое противостояло бы и Москве, и Польше. После трехлетней кро­вопролитной борьбы в 1392 г. было заключено между Ягайлом и Витовтом Ост­ровское соглашение, согласно которому вся полнота власти в Великом кня­жестве Литовском, как самостоятельной державе, переходила Витовту.

    Новый великий князь решительно взялся за централизацию власти, лик­видируя систему удельных княжеств, отлучая представителей древних княже-ских родов от определяющего политического влияния в своих землях, да и в государстве в целом, вводя новые административные единицы - воеводства, куда самолично назначал на первые роли своих ставленников. В 90-х гг. Ви-товт вновь реанимировал программу Ольгерда - программу натиска на восток. Вкупе с ордынским ханом-изгнанником Тохтамышем он планировал вокня-житься на московском великом княжении, на Новгороде Великом, Пскове. Тохтамышу намечался возврат всех его владений в Орде. Однако на р. Ворск-ле 12 августа 1399 г. коалиция Витовт-Тохтамыш потерпела жестокое пораже­ние от войск Золотой Орды.

    В послеворскловский период на некоторое время восточноевропейский регион консолидировался под эгидой Польского королевства. Это нашло свое отражение в Виленско-Радомской унии 1401 г. и имело итогом союз балто-славянских сил в противостоянии с крестоносцами. Финалом этой более чем двухсотлетней борьбы стала Грюнвальдская битва. 15 июля 1410 г. объеди­ненным польско-великокняжеским войском, в котором находились воины со всех белорусских земель, был разбит Тевтонский орден, который угрожал на­родам балто-славянского региона физическим и духовным уничтожением.

    Последние два десятилетия княжения великого князя Витовта (10-20-е гг. XV ст.) стали временем наибольшего возвышения и доминации Великого кня­жества Литовского в восточноевропейском регионе. С одной стороны, им кон­тролировались события в Москве, ему присягали на верность князья тверские, рязанские, одоевские и др., под опекой Витовта находилось Крымское ханст­во. С другой стороны, застолбив за Великим княжеством Литовским прозапад-нокатолическую ориентацию, великий князь поставил себе цель влиться в се­мью европейских королей и отвоевать от Польши для своей державы роль за­падноевропейского форпоста в Восточной Европе. Однако интриги польской стороны не позволили этим планам осуществиться. В 1430 г. Витовт умирает, так и не короновавшись.

    12. Социально-экономические и политические предпосылки формирования ВКЛ..

    Процесс образования одного из крупнейших государств Восточной Ев­ропы эпохи Средневековья - Великого княжества Литовского, Русского, Же-мойтского и других земель - был сложным и длительным по времени. Начался он в середине XIII в., когда на землях верхнего и среднего Понеманья было создано государственное образование под многовариативным названием "Литва", "княжество Литовское", "княжество Литовское и Новогородское" и др. Окончательно же территориальные границы Великого Княжества устано­вились во второй половине XIV в. Они простирались от Балтийского до Черно­го морей с севера на юг, от Берестейщины до Смоленщины с запада на восток.

    Принципиальной стороной государственно-образовательных процессов в названном географическом регионе было то обстоятельство, что они происхо­дили под влиянием подобных внутренних и внешних условий, сложившихся на балтских и восточнославянских землях. Следовательно, Великое княжество Литовское, Русское, Жемойтское как государственно-политическое образова­ние формировалось на полиэтнично-территориальной основе.

    Исторические реалии ХШ-XIV вв. подталкивали к балто-славянскому политическому объединению население как тех, так и других земель. Именно их единство позволило сохранить на то время в значительной степени этниче­скую чистоту, а вполне допустимо, и само существование этносов, населявших этот регион, в условиях противостояния с агрессиями с северо-запада (кресто­носцы) и юго-востока (монголо-татары).

    Достаточно чувствительными были и внутренние объединительные тен­денции на белорусских и балтских землях. Двадцать небольших удельных княжеств, на которые рассыпались некогда сильные Полоцкая, Турово-Пинская державы, мучительно преодолевали период феодальной раздроблен­ности. На землях же балтских создались все предпосылки для утверждения раннефеодальной монархии.

    В этих условиях происходила конкуренция нескольких центров, которые претендовали на роль лидера-объединителя земель балто-восточнославянского пограничья (Новогрудок, литовско-жемойтский (жмудский) центр, Полоцк). К середине XIII в. происходит возвышение Новогородка. Этот, практически от­резанный от торговых артерий город, становится все более влиятельным в по­литическом раскладе на балто-восточнославянских территориях. Этому спо­собствовала его уединенность - расположение на возвышенности вдалеке от водных путей и, что главное, одинаковая отдаленность от кровавых границ противостояния балтов и славян с крестоносцами и монголо-татарами. И потя­нулись в этот безопасный на то время центр богатства.

    Во второй половине 40-х гг. XIII ст. Миндовг вокняжается в Новогород-ке, где, согласно Густынской летописи, в 1246 г. "прия веру Христову от Вос­тока (православную) со многими своими бояры".

    Как князь Новогородка Миндовг исполняет волю и поддерживает уст­ремления новогородских бояр, которые совпадали с его личными интересами. С помощью силы Миндовг в конце 40-х-начале 50-х гг. XIII в. отвоевывает для себя Литву, объединяя ее с Новогородком, коронуется в 1252 или 1253 г. Его сын новогородскии князь Войшелк создал ядро державы, которое со временем обрастало соседними как балтскими, так и восточнославянскими ("рускими") землями. Причем, вхождение этих земель в состав княжества Литовского было добровольным и осуществлялось через брачные союзы или через заключение договоров ("рядов"). Договорные обязательства, которые брали на себя прави­тели Литвы и боярство присоединенных земель, давали возможность сохране­ния автономного статуса земель, которые становились составными частями княжества Литовского. В конце ХШ - начале XIV в. под власть литовских кня­зей перешли княжества Полоцкое, Витебское, Менское. Молодое государство строилось на федеративной основе.

    28. Речь Посполитая в XVIII в.

    Политический кризис Речи Посполитой вытекал как из ее внутреннего, так и внешнеполитического положения. В XVIII в. обострилась конфронтация между разными магнатско-шляхетскими группировками за власть. Продолжалась разгоревшаяся еще в 70-е годы XVII в. борьба между Радзивиллами, с одной стороны, и Сапегами и Пацами - с другой стороны. Однако Пацы, став в оппозицию к королю, начали конфликтовать с Сапегами и Огинскими. Затем, когда Сапеги укрепили свои политические позиции, против них возникла широкая коалиция во главе с Огинскими и Вишневецкими. Эти междоусобицы переросли в начале XVIII в. в гражданскую войну.

    Ведя борьбу между собой, эти феодальные группировки обращались за помощью к иностранным государствам. Уже в ходе Северной войны часть магнатов пошла за союзником Петра I Августом II Саксонским, вторая избрала королем Станислава Лещинского - союзника Швеции. Главные военные действия на территории Беларуси проходили в 1706 - 1708 гг. 28 сентября 1708 г. около деревни Лесная русская армия одержала важную победу над шведским войском. Северная война ускорила агонию. Россия в результате войны укреплялась. Речь Посполитая приходила в упадок, теряла значение крупного европейского государства, попадала в зависимость от соседей.

    В Речи Посполитой сложилась такая ситуация, когда безграничная шляхетская демократия вела к ослаблению центральной, королевской власти. Фактически страна становилась игрушкой в руках сильных олигархических групп, которые политически и экономически подчинили себе шляхту. Они активно использовали право «liberum veto» (запрещаю), по которому один депутат мог заблокировать любое решение и даже сорвать работу сейма. С 1652 по 1764 гг. из 80 сеймов 44 были сорваны, они не приняли никаких решений. Годами Речь Посполитая оставалась без высшего органа власти. В это время росла роль поветовых и воеводских сеймов. Они присваивали функции законодательной и судебной власти, вводили новые налоги. Королевская казна постоянно ощущала нехватку денег, короли находились в большой зависимости от магнатов, которые имели свои войска.

    Ослабленная Речь Посполитая теряла свое международное значение и в конце XVIII в. стала добычей своих более сильных соседей - австрийской, прусской и русской монархий. Для вмешательства в дела Речи Посполитой был использован так называемый «диссидентский» вопрос. Россия поставила перед польским Сеймом вопрос о полном уравнивании в правах некатоликов (диссидентов) с католиками. Сейм ответил отказом. Тогда в 1767 г. при покровительстве России и Прусии в Слуцке была создана православная, а в Торуне протестантская конфедерации, которые стали добиваться равенства верующих разных конфессий. Для подкрепления конфедератов в Польшу был введен 40-тысячный русский корпус. Русские войска окружили Сейм в Варшаве, и он был вынужден отменить все законы, направленные против диссидентов. Екатерину II Сейм наделил полномочиями оберегать не только православие белорусов, но и саму Речь Посполитую.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта