Главная страница
Навигация по странице:

  • 4. Великое переселение народов". Этногенез славян.

  • 5. древняя русь и кочевники.византийско-древнерусские связи

  • 3. Древние цивилизации: восточная и западная (античная), их основные черты.

  • прп. шпора. 1. История как наука. История России неотъемлемая


    Скачать 0.55 Mb.
    Название1. История как наука. История России неотъемлемая
    Дата03.12.2019
    Размер0.55 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлашпора.doc
    ТипДокументы
    #98423
    страница2 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    3. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторических источников.
    МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ.

    1) хронологический – состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий;

    2) хронологически-проблемный – предусматривает изучение истории России по периодам, а внутри них – по проблемам. Применяется во всех общих исследованиях, в том числе и в различных курсах лекций по истории;

    3) проблемно-хронологический – применяется при изучении какой-либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также наиболее эффективно извлечь практический опыт;

    4) периодизации – основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании;

    5) сравнительно-исторический – основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Его суть состоит в их сравнении для установления как общих закономерностей, так и различий;

    6) ретроспективный – основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой. Это дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому времени;

    7) статистический – состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные;

    8) социологических исследований применяется при изучении современности. Он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Среди приемов этого метода можно назвать анкетирование, опрос, интервью и др.

    Понятие исторического источника, их классификация.

    Историческим источником называется любой документ, привлеченный для познания действительности. Документ, который содержит в себе информацию о прошлом, но не используется историком, не является для последнего источником (информации)].

    Классификация – распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждый класс занимает в получившийся системе определенное постоянное место и делится на подклассы. Правильно составленная классификация отражает закономерности развития классифицируемых объектов, глубоко вскрывает связи между ними и служит основой для обобщающих выводов и прогнозов.

    В исторической науке существуют различные подходы к классификации источников.

    1) выделение категорий исторических источников по методам и формам отражения действительности:

    - вещественные

    - письменные,

    - изобразительные (изобразительно-художественные, изобразительно-графические, изобразительно-натуральные),

    - фонические.

    Эта классификация позволяет определить общие методы решения проблем, возникающих при анализе и использовании каждой группы источников.

    2) видовая классификация, в основе которой лежит определенная функция воздействия источника на те или иные сферы общественных отношений. Видовая классификация дает возможность выявить и проследить эволюцию источников.

    Так, источники периода феодализма можно разделить на

    1) Публично-правовые акты:

    А) договорного вида – международные договоры с Х в., княжеские договоры с XII в. и т.п.

    Б) договорно-законодательнеого вида - жалованные грамоты с XII в, кормленые грамоты с XIV в., акты земских соборов с 1566 г. и т.п.

    В) судебно-процессуального вида – с XV в.

    И т.п.

    2) Частные акты:

    А) договорного вида – акты на землю с XII в. акты на движимое имущество с XIII в., денежные акты с XVI в., акты трудового найма с XVII в. и проч.

    Б) распорядительного вида – письма приказчикам, инструкции об управлении имением с XVII в.

    3) делопроизводственные документы – распорядительного вида, докладного вида, протокольного вида, отчетного вида,

    4) частные письма.

    3. Проблема этногенеза восточных славян
    Этногенез – весь процесс существования и развития этнической системы от момента ее возникновения до исчезновения.
    На территории России было обнаружено значительное количество археологических памятников каменного века. По мнению ученых, славяне могли принадлежать к индоевропейским народам, образование языковой общности которых произошло на Иранском плоскогорье и в Передней Азии в VI–V тысячелетии до н. э. Кроме того, полагают, что славяне как вид образовались на территории Восточной Европы в IV–II тысячелетии до н. э. Они населяли лесные области между Одером и средним Днепром, от Балтийского моря до Днестра. Главными отраслями их хозяйства являлись земледелие и скотоводство. Наиболее известным памятником славянской протоцивилизации является Трипольская археологическая культура, охватывающая пространство от Юго-Восточной Трансильвании до Днепра.
    В середине I тысячелетия до н. э. среди славян началось распространение железа. К этому же периоду относится постепенное разложение родового строя Именно тогда отчетливо выделились бытовые, религиозные и культурные особенности славянских племен в сравнении с другими индоевропейскими народами, что позволяет сделать вывод о формировании в I тысячелетии до н. э. славянской працивилизации. Примерно в это время единая славянская общность разделилась натри ветви: восточную (будущие белорусский, русский и украинский народы), западную (поляки, чехи, словаки и др.) и южную (болгары, сербы, хорваты и др.).
    Во II в. н. э. в северное Причерноморье из низовьев Вислы пришли германские племена готов. Под их главенством здесь сложился военно-племенной союз, в который вошла и часть славянских племен. С конца IV в. племена Восточной Европы оказались вовлечены в крупные миграционные процессы – так называемое Великое переселение народов. Вторгшиеся из Азии тюркские кочевники – гунны разбили готов, и последние ушли в Центральную и Западную Европу. В течение V–VIII вв. славяне заселили обширные пространства в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе. К этому периоду территория расселения восточных славян определялась следующими рубежами: на севере – река Волхов, на юге – река Днестр, на западе – река Западный Буг, на востоке – река Волга. Именно в это время сложилась самобытная восточно-славянская цивилизация, характеризовавшаяся общностью хозяйственного уклада, социально-политического устройства в форме военной демократии, общими особенностями поведения, обрядов и т. д.
    Сложные природно-климатические условия побуждали наших предков к объединению в рамках общины, ведению коллективного хозяйства. В социальном плане указанные обстоятельства вели к приверженности нормам прямой общинной демократии, преобладанию коллективистских ценностей над личными, низкой социальной мобильности членов общества. Исторический пример Византии с эффективной самодержавной властью, построением социума на основе жестких вертикальных связей, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества стал в известной степени образцом для русской государственности.


    4. Великое переселение народов". Этногенез славян.
    В результате "великого переселения народов" славяне разделились на три большие группы: южную, западную, восточную. Славянские племена, которые поселились на Балканском полуострове, стали предками современных югосла-вянских народов - болгар, сербов, хорватов, словенцев, македонцев, черногор­цев. Они смешались с местным фракийским и иллирийским населением, кото­рое раньше угнетали византийские рабовладельцы. Западнославянские племена вместе с населением, проживавшим на берегах Вислы, стали предками поль­ского, чешского, словацкого народов. Почти одновременно с западными и юж­ными славянами выделилась третья группа - восточные славяне, предки со­временных белорусов, русских и украинцев.

    О том, как и когда расселялись славяне на территории Беларуси, пись­менных источников почти не сохранилось. Поэтому до настоящего времени не стихают научные споры, имеют место различные точки зрения, различные ги­потезы по всем этим вопросам. Основные данные, если не считать кратких све­дений о расселении славян в "Повести временных лет", ученые черпают из ар­хеологических источников.

    Нет четкого общепризнанного мнения у исследователей и по вопросам формирования племенных союзов, которые составили основу белорусского, русского и украинского этносов. Одни предполагают, что в результате интен­сивного освоения славянами территории Беларуси, где ранее жили балты, в VIII-IX вв. сложились этнично близкие между собой племенные союзы: криви­чи, дреговичи, радимичи, частично волыняне. На их основе образовался старо­белорусский этнос. Он компактно располагался в Верхнем Поднепровье, Под-виньи, Понеманьи. В его формировании приняли участие представители неко­торых других этнических образований, среди которых ятвяги и некоторые дру­гие балтоязычные племена.Границы белорусского этноса, который складывался на протяжении веков, приблизительно в полтора раза превышают территорию современной Беларуси.

    Предки восточных славян, которые расселились в Припятском Полесье, ассимилировали балтские племена. В результате на территории, которую зани­мали приднепровские балты, возникли восточнославянские племена - дрегови­чи, кривичи, радимичи - предки современных белорусов. На территории, где раньше жили иранские племена, расселились поляне, древляне, северяне, во­лыняне - предки современных украинцев. Ассимиляция финоугорских племен привела к возникновению новгородских славен, вятичей, частично верхне­волжских кривичей - предков современных русских.

    Сторонники другой точки зрения представляют себе эту картину не­сколько иначе. Во-первых, они считают, что сторонники вышеизложенной ги­потезы преувеличивают роль балтов в этногенезе белорусов. Другое дело, от­мечают они, Среднее Понеманье, где балты составляли значительную часть на­селения еще на начало II тысячелетия. В славянизации этих земель значитель­ная роль принадлежит волынянам, дреговичам, в меньшей степени - древлянам и кривичам. Признавая, что основу старобелорусского этноса составляли кри­вичи, дреговичи, радимичи и, в меньшей степени, волыняне, и что общая тер­ритория их расселения превышала границы современной Беларуси, они счита­ют, что нет оснований утверждать, что превышение это бьшо в 1,5 раза. Далее указывается, что как часть волынян (большинство которых участвовало в этно­генезе украинцев) приняла участие в формировании белорусов, так и часть дреговичей - в этногенезе украинцев. Радимичи в равной степени участвовали в формировании белорусов и одной из групп русского этноса. Кривичи сыгра­ли большую роль не только в формировании белорусов, но и в становлении северозападной части русского этноса

    5. древняя русь и кочевники.византийско-древнерусские связи

    Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи

    Основными задачами, стоявшими перед внешней политикой Древнерусского государства, были борьба со степными кочевниками, защита торговых путей и обеспечение наиболее благоприятных торговых связей с Византийской империей.
    Молодому Древнерусскому государству приходилось доказывать свои права на международной арене. По этой причине был совершен поход на Константинополь в 860 г. русские на 20 судах вошли в гавань, опустошив окрестности Константинополя. Нависшая опасность заставила императора Василия I вернуться в столицу (из похода на арабов). С большим трудом он пробился в Константинополь и смог предотвратить штурм.
    В конце IX- начале Х в. власть киевского князя распространялась уже на полян, новгородских словен, кривичей, северян, радимичей, древлян, хорватов, уличей, на неславянские племена чудь и мерю. Все это стало возможным благодаря походам Олега, в основе лежало экономическое, политическое и культурное объединение восточных славян.
    Успехи были достигнуты также в начале X века. В 907 г. был совершен успешный поход Олега на Византию. Результатом наступления 80-тысячного войска Олега стало подписание договора, по которому русским давались значительные льготы: Олег получил единовременно по 12 гривен на каждого воина и дань в пользу русских князей. Греки так же должны были обеспечивать русских купцов всем необходимым в течение 6 месяцев. Купцы могли жить в предместье Константинополя, входить в него без оружия не более чем по 50 человек.
    По наиболее выгодным для Руси договорам князя Олега с византийцами 907 и 911 годов русские купцы получали право беспошлинной торговли в Византии.
    От торговли с Византией больше всего плюсов получали феодалы. Выделилась особая группа, которая занималась торговлей - купечество.
    Кроме торговли с Византией происходили хозяйственные отношения с Чехией и Баварией. Кроме того, по Волге шла торговля с Арабским Востоком. Русь экспортировала кожу, лен, оружие и т.д. Ввозились драгоценные камни, металлы, сукна, пряности, шелк и т.д., т.е. товары для удовлетворения высших слоев общества.
    В связи с развитием торговли, объективно подталкивающей к поиску меры стоимости и средства обращения, в Киевской Руси возникают деньги, денежное обращение. Первые монеты стали чеканить еще в конце X века при князе Владимире - злотники и серебряники. После смерти Ярослава Мудрого чеканка монеты прекращается. Впрочем, русские золотые и серебряные монеты скорее служили целям пропаганды могущества и значимости киевских князей, нежели чем действительно обслуживали экономический оборот. В большей мере это делали используемые в обращении арабские диргемы, а также западноевропейские серебряные монеты.
    Попытки Византии ограничить русское влияние или нарушить условия торговли проводили к военным столкновениям. При князе Олеге объединенные силы Киевского государства осадили столицу Византии Константинополь (русское название - Царьград) и вынудили византийского императора подписать выгодный для Руси торговый договор (911).
    В 968г. русские войска князя Святослава Игоревича вторглись на территорию Болгарии и заняли ряд городов по течению Дуная, из которых наиболее важным был Переяславец - крупный торговый и политический центр в низовьях Дуная. Успешно наступление Святослава было расценено как угроза безопасности Византийской империи и ее влиянию на Балканах. Вероятно, под влиянием греческой дипломатии печенеги напали в 969г. на ослабленный в военном отношении Киев. Святослав был вынужден вернуться на Русь. После освобождения Киева он совершил второй поход в Болгарию, действуя уже в союзе с болгарским царем Борисом против Византии. Борьбу со Святославом возглавил новый византийский император Иоанн Цимисхий, один из видных полководцев империи. В первой же битве русские и болгарские дружины разгроми ли византийцев и обратили их в бегство.
    Последний крупный поход на Византию был совершен в 1043г. Поводом для него послужило убийство русского купца в Константинополе.
    Не получив достойного удовлетворения за обиду князь Ярослав Мудрый послал к византийским берегам флот, во главе которого стоял его сын Владимир и воевода Вышата.
    Несмотря на то, что буря рассеяла русский флот, кораблям под командованием Владимира удалось нанести значительный урон греческому флоту. В 1046г. между Русью и Византией был заключен мир, который по традиции того времени был закреплен династическим союзом браком сына Ярослава Всеволодовича с дочерью императора Константина Мономаха Головатенко А. "История России: спорные проблемы". М.: Школа-Пресс, 2005 - 96 с..

    3. Древние цивилизации: восточная и западная (античная), их основные черты.

    Возникновению первых цивилизаций предшествовала неолитическая ре­волюция (термин ввел английский археолог Гордон Чайлд). Связанный с нею переход к новым формам хозяйства способствовал кардинальным изменениям в культуре, образе жизни и духовной сфере. Теперь в бескрайнем мире охотников, рыболовов и собирателей, освоивших почти все природно-климатические зоны Земли, на авансцену истории выдвигаются общества земледельцев-скотоводов. Именно в их среде создается значительный прибавочный продукт и соответст­венным образом накапливаются материальные и духовные ценности.

    К III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке возникли первые очаги цивилизации. Некоторые ученые называют древние цивилизации первичными для того, чтобы подчеркнуть, что они выросли непосредственно из первобыт­ности и не опирались на предшествующую цивилизационную традицию. Одна из характерных особенностей первичных цивилизаций состоит в том, что в них присутствует значительный момент первобытных верований, традиций и форм общественного взаимодействия.

    Первичные цивилизации возникли в сходных климатических условиях. Ученые отмечают, что их зона охватывала территорию с тропическим, субтро­пическим и отчасти умеренным климатом, среднегодовая температура которых была около + 20° С. Лишь несколько тысячелетий спустя зона цивилизации ста­ла распространяться к северу. А это означает, что для возникновения цивилиза­ции нужны определенные благоприятные природные условия. В Ш тысячелетии до н.э. цивилизация возникла в долине реки Нил в Египте, между реками Тигр и Ефрат - в Месопотамии. Несколько позднее - в долине реки Инд и Хуанхэ.

    Следующим типом цивилизации, сложившимся в древности, стал запад­ный тип цивилизации. Он начал возникать на берегах Средиземного моря и наивысшего развития достиг в Древней Греции и Древнем Риме, обществах, которые принято именовать античным миром в период с IX-VIII вв. до н. э. до IV-V вв. н. э. Поэтому западный тип цивилизации можно именовать как среди­земноморский или античный тип цивилизации.

    Античная цивилизация прошла длительный путь развития. На юге Бал­канского полуострова в силу различных причин раннеклассовые общества и государства зарождались не менее трех раз: во 2-й половине III тыс. до н. э. (уничтожено ахейцами); в XVII-XIII вв. до н. э. (уничтожено дорийцами); в IX-VI вв.до н. э. - возникло античное общество.

    Античная цивилизация, так же как и восточная цивилизация является первичной цивилизацией, она выросла непосредственно из первобытности. По­этому в античной цивилизации, по аналогии с восточной, в сознании людей и в жизни общества существенно влияние первобытности. Господствующее по­ложение занимает религиозно-мифологическое мировоззрение. Однако в этом мировоззрении имеются существенные особенности. Античное мировоззрение космологично. Космос по-гречески - это не только мир, Вселенная, но и поря­док, мировое целое, противостоящее Хаосу своей соразмерностью и красотой. В основе этой упорядоченности лежат мера и гармония. Таким образом, в ан­тичной культуре на основе мировоззренческих моделей формируется один из важных элементов западной культуры - рациональность.

    Установка на гармонию во всем космосе связана была и с куль-туросозидающей деятельностью античного человека. Гармония, проявляется в пропорции и связи вещей и эти пропорции связи могут быть вычислены и вос­произведены. Отсюда - формулирование канона - совокупности правил, опре­деляющих гармонию, математические расчеты канона, базированных на на­блюдениях над реальным человеческим телом. Тело - прообраз мира. Космо-логизм (представления о мироздании) античной культуры носил антропоцен­трический характер, т. е. человек рассматривался как центр Вселенной и ко­нечная цель всего мироздания. Космос постоянно соотносился с человеком, природные объекты с человеческими. Такой подход определял отношение лю­дей к их земной жизни. Стремление к земным радостям, активная позиция по отношению к этому миру - характерные ценности античной цивилизации.

    Цивилизации Востока выросли на поливном земледелии. Античное об­щество имело иную сельскохозяйственную основу - выращивание без искусст­венного орошения зерновых, винограда и маслин.

    В отличие от восточных обществ античное развивалось весьма динамич­но, так как с самого начала в нем разгорается борьба между закабаляемым в долевое рабство крестьянством и аристократией. У других народов она закан­чивалась победой знати, а у древних греков демос (народ) не только отстоял свободу, но и добился политического равенства. Причины этого кроются в бурном развитии ремесла и торговли. Торгово-ремесленная верхушка демоса быстро богатела и в экономическом отношении стала сильнее землевладельче­ской знати. Противоречия между могуществом торгово-ремесленной части демоса и уходящей в прошлое силой землевладельческой знати составило дви­жущую пружину развития греческого общества, которое к концу VI в. до н. э. разрешилось в пользу демоса.

    В античной цивилизации на первый план вышли частнособст­веннические отношения, проявилось господство частного товарного производ­ства, ориентированного преимущественно на рынок.

    Появился первый в истории образец народовластия - демократия. Демо­кратия в греко-латинском мире была по-прежнему прямой. Предусматривалось равенство всех граждан как принцип равных возможностей. Существовали свобода слова, выборность органов власти.

    В античном мире были заложены основы гражданского общества, преду­сматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, призна­ние его личного достоинства, прав и свобод. Государство не вмешивалось в ча­стную жизнь граждан или это вмешательство было незначительным. Торговля, ремесла, сельское хозяйство, семья функционировали независимо от власти, но в рамках закона. Римское право содержало систему норм, регулирующих част­нособственнические отношения. Граждане были законопослушны.

    В античности вопрос о взаимодействии личности и общества решался в пользу первой. Личность и ее права были признаны первичными, а коллектив, общество - вторичными.

    Однако демократия в античном мире носила ограниченный характер: обязательное наличие привилегированного слоя, исключение из ее действия женщин, свободных иноземцев, рабов.

    В греко-латинской цивилизации также существовало рабство. Оценивая его роль в античности, думается, ближе к истине позиция тех исследователей, кото­рые секрет уникальных достижений античности видят не в рабстве (труд рабов неэффективен), а в свободе. Вытеснение свободного труда рабским в период Римской империи явилось одной из причин упадка этой цивилизации (см.: Се-менникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.- М., 1994. - С.60).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта