Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании

  • прп. шпора. 1. История как наука. История России неотъемлемая


    Скачать 0.55 Mb.
    Название1. История как наука. История России неотъемлемая
    Дата03.12.2019
    Размер0.55 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлашпора.doc
    ТипДокументы
    #98423
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    1. История как наука. История России- неотъемлемая…

    История общества представляет собой совокупность конкретных и мно­гообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество. Следовательно, предметом изучения истории, является деятельность и дейст­вия людей, вся совокупность отношений в обществе.

    Известный русский историк Ключевский (1841-1911) так писал об исто­рии как науке: "В научном языке слово "история" употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. По­этому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием ис­тории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах" (Ключевский В.О. Соч. в 8-ми т. Т.1. Курс русской истории. Ч.1.- М., 1956.- С. 14).

    Предмет истории в том виде, как мы изучаем его сейчас, определился не сразу. В ходе поступательного развития истории шел процесс совершенствова­ния материального производства, изменялся и усложнялся политический строй общества и его социальная структура, развивались наука и культура. По мере развития общества развивалась и история как наука, вбирая в себя опыт многих человеческих поколений, расширялось и обогащалось ее содержание, происхо­дил процесс все возрастающего накопления знаний.

    Основа исторической науки - собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупности. Благодаря постепенному накоплению фактов сложились целые отрасли исторических знаний: гражданская история, политическая история, история государства и права, история хозяйства, военная история, археология, история культуры, музыки, языка, литературы.

    Сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин, разрабаты­вающих и общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: источниковедение (общие приемы и методы изучения историче­ских источников), палеография (история письма), геральдика (гербы), сфраги­стика (печати), нумизматика (монеты, медали, ордена), топонимика (изучение названий географических пунктов) и др. Все это свидетельствует о достаточно высоком уровне развития исторической науки.

    История - наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) фактов, событий. По сравнению с другими гуманитарными науками, изу­чающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, она характеризует­ся тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. Многие проблемы современно­сти, которыми занимаются экономисты, социологи, политологи, этнологии другие специалисты гуманитарного цикла, могут быть решены только на осно­ве исторического подхода и исторического анализа, на базе проделанной исто­риками работы по сбору, систематизации и обобщению огромной совокупно­сти фактов, позволяющих выявить тенденции общественного развития.

    История - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основополож­ником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.), первым на­писавший книгу "История". Древние очень ценили историю и называли ее "magistra vitae" (наставница жизни).

    Изучение истории выполняет целый ряд познавательных, интеллекту­ально развивающих функций. Прежде всего, история обладает огромным вос­питательным воздействием. Знание истории своего Отечества, своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества, национальное достоин­ство, позволяет показать роль личности в истории, понять моральные и нравст­венные качества человечества, их развитие, истоки национальной культуры, ее достижения. Приобретение этих знаний поможет понять место отечественной истории в мировом историческом процессе, вклад нашего народа в мировую цивилизацию. Тем самым изучение истории решает задачи не только воспита­ния, но и просвещения.

    Структура исторического сознания: 1. Низший уровень (обыденное) ссознание на основе накопления жизненного опыта; 2. Историческое сознание формируется под влиянием художественной литературы, кино, радио, телеви­дения, театра, живописи, под влиянием знакомства с историческими памятни­ками; 3. Формируется на основе собственно исторических знаний, приобретае­мых на уроках истории в школе; 4. Формирование исторического сознания происходит на базе всестороннего теоретического осмысления прошлого, на уровне выявления тенденций исторического развития.
    2. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании

    Для того, чтобы выработать объективную картину исторического про­цесса, историческая наука должна опираться на определенную методологию.

    Долгое время в исторической науке господствовали субъективистская либо объективно-идеалистическая методология. Исторический процесс с пози­ций субъективизма объяснялся действием великих людей: предводителей, ко­ролей, императоров и других крупных политических деятелей. Согласно этому подходу, их умные расчеты или, напротив, ошибки, приводили к тому или иному историческому событию, совокупность и взаимосвязь которых опреде­ляли ход и исход исторического процесса.

    Объективно-идеалистическая концепция решающую роль в историче­ском процессе отводила действию объективных надчеловеческих сил: Божест­венной воле, Абсолютной идее, Мировой Воле и т. д. Исторический процесс при таком истолковании приобретал целенаправленный характер. Под дейст­вием этих сил общество неуклонно двигалось к заранее определенной цели. Исторические деятели выступали лишь в качестве средства, орудия в руках этих надчеловеческих сил.

    В соответствии с решением вопроса о движущих силах исторического процесса проводилась и периодизация истории. Наибольшее распространение имела периодизация по так называемым историческим эпохам: Древний мир, Античность, Средневековье, Возрождение, Просвещение, Новое и Новейшее время. В этой периодизации довольно ясно выражен временной фактор, но от­сутствовали содержательные качественные критерии вычленения данных эпох.

    Преодолеть недостатки методологии исторического исследования, по­ставить историю на научную основу попытался в середине XIX в. немецкий мыслитель К. Маркс. К. Маркс сформулировал концепцию материалисти­ческого объяснения истории, базирующуюся на четырех основных принципах:

    1. Принцип единства человечества и, следовательно, единства историче­ского процесса.

    2. Принцип исторической закономерности. Маркс исходит из признания действия в историческом процессе общих, устойчивых, повторяющихся существенных связей и отношений между людьми и результатами их деятельности.

    3. Принцип детерминизма - признание существования причинно-следственных связей и зависимостей. Из всего многообразия исторических явлений Маркс считал необходимым выделить главные, определяющие. По мнению К. Маркса, главным является способ производства материальных благ.

    4. Принцип прогресса.

    Материалистическое объяснение истории базируется на формационном подходе. Понятие общественно-экономической формации в учении Маркса за­нимает ключевое место при объяснении движущих сил исторического процес­са и периодизации истории. По определению К. Маркса, общественно-экономическая формация представляет собой "общество, находящееся на оп­ределенной ступени исторического развития, общество со своеобразными от­личительными характеристиками" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.6.- С.442). Понятие "формация" Маркс заимствовал из современного ему естествознания.

    Основу общественно-экономической формации, по Марксу, составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями. Главные произ­водственные отношения - это отношения собственности. Совокупность произ­водственных отношений образует его базис, над которым надстраиваются по­литические, правовые и иные отношения и учреждения которым в свою оче­редь соответствуют определенные формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, философия, науки и т. д. Таким образом, общественно-экономическая формация включает в свой состав все многообразие жизни об­щества на том или ином этапе его развития.

    Человечество в своем историческом развитии проходит пять основных стадий - формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (социализм - первая фаза коммуни­стической формации).

    Переход от одной общественно-экономической формации к другой осу­ществляется на основе социальной революции. Экономической основой соци­альной революции является углубляющийся конфликт между вышедшими на новый уровень и приобретшими новый характер производительными силами общества и устаревшей, консервативной системой производственных отноше­ний. Этот конфликт в политической сфере проявляется в усилении социальных антагонизмов и обострении классовой борьбы между господствующим клас­сом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетенными классами, требующими улучшения своего положения.

    Революция приводит к смене господствующего класса. Победивший класс осуществляет преобразования во всех сферах общественной жизни и та­ким образом создаются предпосылки для формирования новой системы социально-экономических, правовых и иных общественных отношений, нового сознания и т. д. Так образуется новая формация. В связи с этим в марксистской концепции истории значительная роль придавалась классовой борьбе и рево­люциям. Классовая борьба объявлялась важнейшей движущей силой истории, а революции К. Маркс называл "локомотивами истории".

    Материалистическая концепция истории, базирующаяся на формацион-ном подходе, на протяжении последних 80 лет была господствующей в исто­рической науке нашей страны. Сильная сторона этой концепции состоит в том, что на основе определенных критериев она создает четкую объяснительную модель всего исторического развития. История человечества предстает как объективный, закономерный, поступательный процесс. Ясны движущие силы этого процесса, основные этапы и т. д.

    Однако формационный подход в познании и объяснении истории не ли­шен и недостатков. Во-первых, формационный подход предполагает одноли­нейный характер исторического развития. Теория формаций была сфор­мулирована К. Марксом как обобщение исторического пути Европы. И сам Маркс видел, что некоторые страны не укладываются в эту схему чередования пяти формаций. Эти страны он отнес к так называемому "азиатскому способу производства". На основе этого способа, по мнению Маркса, образуется особая формация. Но подробной разработки этого вопроса он не провел. Позже исто­рические исследования показали, что и в Европе развитие определенных стран (например, России) не всегда можно вставить в схему смены пяти формаций. Таким образом, формационный подход создает определенные трудности в от­ражении многообразия многовариантности исторического развития.

    Во-вторых, для формационного подхода характерна жесткая привязка лю­бых исторических явлений к способу производства, системе экономических от­ношений. Исторический процесс рассматривается прежде всего под углом зре­ния становления и смены способа производства: решающее значение в объясне­нии исторических явлений отводится объективным, внеличностным факторам, а основному субъекту истории - человеку отводится второстепенная роль. Таким образом принижается человеческое, личностное содержание исторического процесса, а вместе с ним и духовных факторов исторического развития.

    В-третьих, формационный подход абсолютизирует роль конфликтных отношений, в том числе и насилия, в историческом процессе. Исторический процесс в этой методологии описывается преимущественно через призму клас­совой борьбы. Отсюда наряду с экономическими значительная роль отводится политическим процессам.

    В-четвертых, формационный подход содержит элементы про­виденциализма и социального утопизма. Как отмечалось выше формационная концепция предполагает неизбежность развития исторического процесса от бесклассовой первобытнообщинной через классовые - рабовладельческую, феодальную и капиталистическую - к бесклассовой коммунистической форма­ции. К. Маркс и его ученики затратили много усилий для доказательства неотвратимости наступления эры коммунизма, в которой каждый будет вносить свое достояние по способностям, а получать от общества по потребностям. Выражаясь христианской терминологией, - достижение коммунизма означает достижение человечеством царства Божия на Земле. Утопический характер этой схемы обнаружился в последние десятилетия существования Советской власти и социалистической системы. Подавляющее большинство народов отка­залось от "строительства коммунизма".

    Цивилизационный подход в объяснении исторического процесса начал складываться еще в XVIII в. Однако свое наиболее полное развитие он получил лишь в конце XIX-XX вв. В зарубежной историографии наиболее яркими при­верженцами той методологии являются М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер и ряд крупных современных историков, объединившихся вокруг исторического жур­нала "Анналы" (Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф и др.). В российской исторической нау­ке его сторонниками были Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, П.А. Сорокин.

    Основной структурной единицей исторического процесса, с точки зре­ния этого подхода, является цивилизация. Термин "цивилизация" происходит от лат. слова "civil" - городской, гражданский, государственный. Первоначаль­но термином "цивилизация" обозначали определенный уровень развития обще­ства, наступающий в жизни народов после эпохи дикости и варварства. Отли­чительными признаками цивилизации, с точки зрения этой интерпретации, яв­ляется появление городов, письменности, социального расслоения общества, государственности.

    В более широком плане под цивилизацией понимают высокий уровень развития культуры общества. Так, в эпоху Просвещения в Европе цивилизация связывалась с совершенствованием нравов, законов, искусства, науки, филосо­фии. Существуют в этом контексте и противоположные точки зрения, при ко­торых цивилизация истолковывается как конечный момент в развитии культу­ры того или иного общества, означающий его закат, или упадок (О. Шпенглер).

    Однако для цивилизационного подхода к историческому процессу более существенное значение имеет понимание цивилизации как целостной общест­венной системы, включающей в себя различные элементы (религию, культуру, экономическую, политическую и социальную организацию и т. д.), которые со­гласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Каждый элемент этой систе­мы несет на себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобра­зие весьма устойчиво. И хотя под влиянием определенных внешних и внутрен­них воздействий в цивилизации происходят определенные изменения, их некая основа, их внутреннее ядро остается неизменным. Такой подход к цивилизации зафиксирован в теории культурно-исторических типов цивилизации Н. Я.Данилевского, А. Тойнби, О. Шпенглера и др. Культурно-исторические типы - это исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои характерные только для них особенности культурно­го и социального развития. Н.Я. Данилевский насчитывает 13 типов цивилиза­ций, А.Тойнби - 6, О. Шпенглер - 8.

    Цивилизационный подход имеет ряд сильных сторон:

    1. его принципы применимы к истории любой страны или группы стран. Этот подход ориентирован на познание истории общества, с учетом специфики стран и регионов. Отсюда проистекает универсальность данной методологии;

    2. ориентация на учет специфики предполагает представление об исто­рии как многолинейном, многовариантном процессе;

    3. цивилизационный подход не отвергает, а, напротив, предполагает це­лостность, единство человеческой истории. Цивилизации как целостные сис­темы сопоставимы друг с другом. Это позволяет широко использовать сравни­тельно-исторический метод исследования;

    4. выделение определенных критериев развития цивилизации позволяет историкам оценить уровень достижений тех или иных стран, народов и регио­нов, их вклад в развитие мировой цивилизации;

    5. цивилизационный подход отводит подобающую роль в историческом процессе человеческому духовно-нравственному и интеллектуальному факто­рам. В этом подходе важное значение для характеристики и оценки цивилиза­ции имеют религия, культура, менталитет.

    Слабость же методологии цивилизационного подхода состоит в аморф­ности критериев выделения типов цивилизации. Это выделение сторонниками данного подхода осуществляется по набору признаков, которые, с одной сто­роны, должны носить достаточно общий характер, а с другой, позволяли бы обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского цивилизации разли­чаются своеобразным сочетанием четырех основополагающих элементов: ре­лигиозного, культурного, политического и общественно-экономического. В одних цивилизациях давлеет экономическое начало, в других - политическое, а третьих - религиозное, в четвертых - культурное. Только в России, по мысли Данилевского, осуществляется гармоническое сочетание всех этих элементов.

    Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского в какой-то мере предполагает применение принципа детерминизма в виде доминирования, определяющей роли каких-то элементов системы цивилизации. Однако харак­тер этого доминирования носит трудно уловимый характер.

    Все это вместе взятое позволяет нам сделать вывод, что оба подхода -формационный и цивилизационный - дают возможность рассмотреть истори­ческий процесс под разными углами зрения. Каждый из этих подходов имеет сильные и слабые стороны, но если взять лучшее, что имеется в той или иной методологии, то историческая наука только выиграет.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта