Главная страница
Навигация по странице:

  • 18. Московского государства (XIV-XVI вв.).

  • 22. Конфессиональная политика в ВКЛ (сер. XIII– сер. XVI в.).

  • 23. Социально-экономические аспекты развития ВКЛ (середина XIII-XVI вв.).

  • 25. Беларусь в XVII в.

  • 26. XVIII век в Западной Европе: модернизация и Просвещение.

  • прп. шпора. 1. История как наука. История России неотъемлемая


    Скачать 0.55 Mb.
    Название1. История как наука. История России неотъемлемая
    Дата03.12.2019
    Размер0.55 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлашпора.doc
    ТипДокументы
    #98423
    страница5 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    17. Ренессанс и Реформация в Европе.

    В XV-XVII вв. Европа начинает осваивать мировой океан. Португальцы, испанцы, а вслед за ними голландцы, англичане и французы устремились за пределы Старого света в поисках богатства, славы и приобретения новых тер­риторий. Уже в середине XV в. португальцы организовали целую серию экспе­диций вдоль побережья Африки. В 1460 г. их корабли добрались до островов Зеленого Мыса. В 1486 г. экспедиция Бартоломео обогнула Африканский кон­тинент с юга, миновав мыс Доброй Надежды. В 1492 г. Христофор Колумб пе­ресек Атлантический океан и, высадившись у Багамских островов, открыл Америку. В 1498 г. Васко да Гама, обогнув Африку, успешно провел свои ко­рабли к берегам Индии. В 1519-1522 гг. Ф. Магеллан совершил первое круго­светное путешествие.

    Одновременно с формированием нового уклада в экономике европейских стран шел процесс первоначального накопления капитала, источником которого стали внутренняя, международная торговля, ограбление колоний, ростовщичест­во, эксплуатация крестьянства, мелких городских и сельских ремесленников.

    Технический прогресс, углубление общественного разделения труда, эволюция частнособственнических отношений способствовали развитию то­варно-денежных отношений. Известные и на предыдущих этапах развития об­щества и выполнявшие в условиях господства натурального хозяйства подчи­ненную роль, товарно-денежные отношения в XV-XVII вв. перерастают в ры­ночную систему хозяйствования. Они проникают во все сферы экономики, вы­ходят за рамки местных, национальных границ, а с развитием морского судо­ходства и великими географическими открытиями создают базу для формиро­вания мирового рынка.

    Глубокие экономические сдвиги повлекли за собой изменения в социаль­ной структуре общества. Сословные перегородки традиционного, феодального общества стали рушиться. Начала формироваться, новая социальная структура общества. С одной стороны - буржуазия (выросшая из богатых горожан-купцов, ростовщиков, отчасти цеховых мастеров) и новые дворяне (землевладельцы, пришедшие к использованию наемного труда в сельском хозяйстве, а также за­нимавшиеся торговлей и предпринимательской деятельностью), с другой сторо­ны - наемные рабочие (сформировавшиеся из разорившихся ремесленников и по­терявших землю крестьян). Все они - свободные собственники, но у одних в соб­ственности материальные ценности, позволяющие использовать наемный труд, а у других - только свои рабочие руки. Дифференциация в обществе углубляется, обостряются отношения между социальными группами, классами.

    Особенностью западноевропейского общества было обеспечение опреде­ленного равновесия, баланса социальных сил сначала в рамках сословной монар­хии и на первых порах при абсолютизме. Центральная власть в европейских странах имела ограниченные возможности для вмешательства в социально-экономическую жизнь из-за отсутствия развитой бюрократии. Борьба между ко­ролевской властью, феодалами, городами и крестьянством привела к относитель­ному равновесию сил, политической формой которого стала сословная монархия с выборными учреждениями. Но в XVI-XVII вв. происходят подавление сослов­ных представительных органов (кортесов в Испании, Генеральных штатов во Франции), самоуправления городов и становление абсолютистских монархий. Для управления отдельными территориями и отраслями хозяйства создавался бюрократический аппарат и аппарат принуждения. Формировалась постоянная армия. Все это делало центральную власть главной политической силой.

    Абсолютная монархия на первых порах в ряде европейских стран сыграла прогрессивную роль в консолидации нации, в содействии укреплению новых черт в экономике. В борьбе против феодальной аристократии, за объединение страны абсолютная монархия опиралась на формирующийся класс буржуазии. Она ис­пользовала развитие промышленности, торговли в целях укрепления армии, по­лучения дополнительных доходов в государственную казну. На этом этапе силь­ная государственная власть нужна была и буржуазии. В то же время королевская власть оставалась формой власти дворянства, но при абсолютизме она могла иметь некоторую независимость от дворянства и буржуазии. Играя на противо­речиях между дворянством и буржуазией, абсолютизм держал их в равновесии. Но долговечным этот союз не мог быть. Когда вмешательство выросшей и уси­лившейся бюрократии в экономику начинает препятствовать капиталистической эволюции, буржуазия вступает в решительную борьбу за власть. Происходят пер­вые буржуазные революции (в Нидерландах, Англии).

    Ренессанс и Реформация

    Ренессанс и Реформация сыграли важную роль в развитии и становлении нового типа цивилизации. Термин "Возрождение" употребляется для обозначений определенного культурно-мировоззренческого движения, которое зародилось в Италии во второй половине XIV в. и на протяжении XV-XVI вв. охватило все страны Европы. Ведущие деятели культуры этого времени заявляли о своем стремлении преодолеть наследие средневековья и возродить ценности и идеалы античности. В утверждаемой системе ценностей на первый план вьщвигаются идеи гуманизма (лат. humanus - человечный). Поэтому деятелей Возрождения нередко называют гуманистами. Гуманизм развивается как крупное идейное, движение: он охватывает деятелей культуры и искусства, включает в свои ряды купечество, чи­новничество и даже высшие религиозные сферы - папскую канцелярию. На этой идейной основе складывается новая светская интеллигенция.

    Мировоззрение эпохи Возрождения можно охарактеризовать как антро­поцентрическое. Центральная фигура мироздания не Бог, а человек. Бог начало всех вещей, а человек - центр всего мира. Общество не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. В искусстве этой эпохи возрождается идеал че­ловека, понимание красоты как гармонии и меры. Плоскостные как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступают место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Происходит реабилитация телесного начала в человеке. В литературе, скульптуре, живописи изображается человек с его земными страстями и желаниями. Однако плотское начало в эстетике Воз­рождения не подавляло духовного. Литераторы и художники в своем творчест­ве стремились изобразить личность, в которой физическая и духовная красота слились воедино.

    Характерна также антицерковная направленность художественных, фи­лософских и публицистических сочинений деятелей Возрождения. Наиболее яркие произведения этого жанра "Декамерон" Дж. Бокаччо (1313-1375) и "По­хвала глупости" Эразма Роттердамского (1469-1536).

    Эпоха Возрождения позволила европейцам освоить опыт, накопленный ан­тичной цивилизацией, освободиться от оков средневековых ценностей и идеалов, сделать крупный шаг в формировании новых цивилизационных ориентиров и цен­ностей: 1) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности; 2) инди­видуализм, установка на автономию личности; 3) динамизм, ориентация на новиз­ну; 4) терпимость к иным взглядам, мировоззренческим позициям.

    Огромную роль в истории европейского общества сыграла так же Ре­формация - широкое социально-политическое и идеологическое движение борьбы против католической церкви, охватившее в XVI в. большинство стран Западной и Центральной Европы. К началу XVI в. католическая церковь стала влиятельной международной силой, считавшей себя оплотом существующего строя, оплотом начавшейся национальной консолидации. Это повлекло за со­бой воззросшие претензии католической церкви во главе с папой на установле­ние своей политической гегемонии, подчинение светской власти.

    В результате Реформации возникло новое крупное направление в хри­стианстве - протестантизм.

    С середины XVI в. в Европе католическая церковь сумела организовать противодействие Реформации. Развернулась контрреиформация, которая при­вела к подавлению протестантизма в части Германии, Польше. Были пресече­ны попытки реформации в Италии и Испании. Однако протестантизм утвер­дился на значительной части территории Европы. Под его влиянием сформи­ровался новый тип личности, с новой системой ценностей, с новой трудовой этикой, с новой, более дешевой организацией религиозной жизни. И это, бес­спорно, способствовало развитию буржуазных общественных отношений.

    Совокупность всех этих факторов обусловила переход ряда европейских стран от традиционного общества, основанного на натуральном хозяйстве, со статичными социальными образованиями и господством религиозного миро­воззрения к новому типу экономики, новой социальной структуре общества, новым формам идеологии и культуры, не имевшим аналогов в предшествую­щей истории человечества.

    18. Московского государства (XIV-XVI вв.).

    Главной особенностью образования российского централизованного го­сударства, отличающей этот процесс от аналогичного в Западной Европе, явля­ется преобладание политических причин над экономическими. В России про­цесс централизации был значительно ускорен необходимостью борьбы с внеш­ней опасностью: Золотой Ордой прежде всего, но также и с угрозами со сторо­ны Литвы и Ливонского ордена. Важными предпосылками этого процесса бы­ли синхронность в развитии княжеств, существование близких правовых норм, восходящих к "Русской Правде", сохранение в народе общерусского нацио­нального самосознания.

    В двухвековой истории образования российского централизованного госу­дарства можно вьщелить три этапа. На первом (1301-1389) происходит борьба между сильнейшими русскими княжествами (Московским, Тверским, Рязанским, Суздальско-Нижегородским) за Владимирский великокняжеский престол. 1301 год - начало возвышения Москвы. В этом году младший сын Александра Невско­го Даниил отвоевал у Рязани Коломну. Иван Данилович Калита (1325-1340), за­ручившийся поддержкой Орды и подавивший антитатарское восстание в Твери (1327), ослабил конкурентов, получил ханский ярлык на великое княжение и пра­во самому собирать дань для Орды. Корыстные цели для Калиты были важнее общерусских интересов. Только при внуке Калиты, Дмитрии Ивановиче (1359-1389), которого поддерживали боярство и митрополит Алексей, произошло спло­чение княжеств вокруг Москвы для борьбы с Золотой Ордой. Разгром войска Мамая на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. показал эффективность совместных действий княжеств, но не привел к падению ига: в 1382 г. свергнувший Мамая хан Тохтамыш совершил погромный поход на Москву и восстановил права Орды на сбор дани. Тем не менее, Московское княжество осталось политическим цен­тром Руси, а Дмитрий Иванович (прозванный Донским) передал в наследство своему сыну Василию I Владимирский великокняжеский престол как вотчину, не спрашивая ханского разрешения (ярлыка).

    Этап 1389-1462 гг. характеризуется серьезными внутренними распрями ме­жду потомками Дмитрия Донского (феодальная война второй четверти XV в.). В это время еще могли реализоваться альтернативные варианты централизации: во главе объединения русских земель могли оказаться торговый Новгород или север­ная Галицкая земля. Однако победа осталась за московским князем Василием П, использовавшим в качестве союзников ордынцев. В борьбе за центральную власть Василия П поддержала Русская православная церковь, которая после падения в 1453 г. Константинополя обрела независимость от Византии.

    Политическое объединение Руси завершилось при Иване III (1462-1505) и его сыне Василии III (1505-1533). Самое крупное и сильное Московское кня­жество добилось окончательного свержения ордынского ига: с 1476 г. Иван III перестал платить дань, а когда хан Ахмат выступил против России, - двинулся с войском ему навстречу. Неделю стояли две рати на берегах р. Угры (приток Оки), не решаясь вступить в битву. 11 ноября 1480 г. Ахмат отступил. Дата окончания "стояния на Угре" считается и датой окончания ордынского ига. В период правления Ивана III к Московскому княжеству силой были присоеди­нены Новгородская земля (1478 г.) и Тверское княжество (1485). С 1485 г. Иван III объявил себя "государем всея Руси". Василий III ликвидировал независи­мость Пскова (1510) и Рязани (1521). Объединение русских земель было закон­чено. В состав единого государства вошли многие национальности. Юридиче­ски централизация выразилась в появлении первого общерусского "Судебника" (1497) с едиными юридическими нормами. Ст. 57 Судебника ознаменовала со­бой начало оформления крепостного права. Она ограничивала крестьянам сро­ки ухода от владельца неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября); крестьянин обязан бьш платить "пожилое" - за то, что жил на земле феодала.

    Возникновение единого многонационального государства способствовало развитию экономики и процессу освоения внутренних земель, ликвидировало феодальные усобицы. Однако сильная централизованная самодержавная власть несла в себе зародыш деспотизма, развившийся при Иване IV.

    На рубеже XV-XVI вв. во внутренней и внешней политике завязались те узлы, распутывать которые пришлось на протяжении XVI в. Это: 1) борьба с остатками феодальной децентрализации; 2) создание аппарата единого госу­дарства; 3) расширение территории за счет ослабленных восточных и прибал­тийских соседей, овладение торговыми путями в Прибалтике. Русское государ­ство складывалось в форме сословно-представительной монархии. Оформля­лись основные сословия: феодальная аристократия, дворянство, духовенство, крестьянство и посадские люди (горожане). Прочной опорой государственной власти стало дворянство. Дворяне первоначально - люди, входившие в Госуда­рев двор (всего около 4000 человек), несшие при государе военную, админист­ративную, дипломатическую службу и получавшие за это жалование деньгами или поместьями. После смерти Василия III централизация объединенных рус­ских земель продвигалась медленно и нерешительно: боярские группировки Шуйских, Вольских и Глинских тратили силы на борьбу за власть при мало­летнем Иване IV (р. 1530). В это время мать Ивана IV Елена Глинская усилила подчинение местной власти центральной (так называемая губная реформа), ввела в 1535 г. единую денежную систему. В то же время общая слабость госу­дарственной власти вызывала значительные народные волнения в Москве, Ус­тюге, Пскове. Надежды на разрешение противоречий связывали с началом са­мостоятельного правления Ивана IV, принявшего в 1547 г. титул царя. В 1549 г. бьш созван первый Земский собор - совещательный орган, в котором были представлены различные сословия: аристократия, служилые люди, духовенст­во. С него началось десятилетие реформ, которые вдохновлялись "Избранной радой" - кругом близких друзей царя, куда входили князь Курбский, дворянин Адашев, митрополит Макарий, протопоп Сильвестр и др. В 1550 г. бьш принят новый общерусский Судебник, способствовавший укреплению централизован­ной власти. В Судебнике сохранялись сроки крестьянского выхода (Юрьев день) и увеличивалась плата за пожилое. В результате реформ было создано постоянное стрелецкое войско, возникли особые органы государственной ис­полнительной власти - приказы (Посольский, Разбойный, Челобитный и др.). В особое сословие выделились дворяне. Было ограничено местничество (занятие высших должностей в зависимости от знатности и служебного положения предков). Система кормлений (содержание должностных лиц за счет местного населения) в 1556 г. была заменена общегосударственным налогом, из которо­го платили служилым людям. Церковный Стоглавый собор 1551 г. (его поста­новления составили сто глав) оформил общерусский пантеон святых, поставил под контроль царя церковное землевладение, призвал к борьбе против пороков в среде священнослужителей.

    Реформы 50-х годов позволили приступить к решению внешнеполитиче­ских задач. Были совершены военные походы против Казанского и Астрахан­ского ханств. В 1552 г. русское войско овладело Казанью, затем последовало присоединение к России Башкирии (1552-1557) и Астрахани (1556). По ини­циативе и на средства купцов Строгановых в 1581 г. был организован поход в Сибирь дружины Ермака. В 1582 г. Сибирское ханство (Западная Сибирь) при­соединено к России. Борьба за расширение прибалтийских владений началась с вступлением России в Ливонскую войну (1558-1583). Вначале Россия добилась разгрома и распада Ливонского ордена, но с вступлением в войну Швеции Литвы и Польши (два последних государства объединились в 1569 г. в Речь Посполитую). Россия оказалась перед превосходящими силами противника, она проиграла спор за земли Ливонского ордена и потеряла крепости Нарва, Ям, Копорье, Иван-город. Неудача в Ливонской войне была следствием слабо­развитой экономики России, острой внутренней борьбы в государстве, вызван­ной опричниной (1565-1572). В 1560 г. пало правительство Избранной рады, а к 1565 г. царь перешел от реформ к насильственной централизации. Он объя­вил об учреждении особого государственного удела - опричнины, в котором организовывалось особое войско, ставшее мощной военно-карательной органи­зацией. Вотчинники выселялись с земель опричнины на другие государствен­ные земли (земщина). В стране началась полоса репрессий. Одним из самых кровавых проявлений опричнины был поход на Новгород (1570) под предлогом ликвидации остатков новгородской самостоятельности. И после отмены царем не оправдавшей себя опричнины деспотичный режим сохранялся. Иван IV по­лучил имя Грозный. Централизация через террор привела к экономическому и политическому кризису 70-80-х годов, усиленному войной. Выход из него ста­ли искать в дальнейшем закрепощении крестьянства. XVI век заканчивался обострением внешних и внутренних противоречий.

    .

    22. Конфессиональная политика в ВКЛ (сер. XIII– сер. XVI в.).

    В жизни феодального общества церковь играла значительную роль. Она определяла и регулировала многие стороны средневекового мира, господ­ствующими в котором были религиозное мировоззрение и идеология.

    В ХП-ХШ вв. Беларусь находилась под монопольным влиянием правосла­вия. Кревская уния эту монополию нарушила. В конце XIV - середине XVI в. здесь расширило свое влияние западное христианство, хотя восточное по-прежнему задавало тон в духовной жизни общества, несмотря на то, что его по­зиции все более потеснились. К середине XVI в. в восточной части Беларуси, как и ранее, господствовало православие, на западе уже были сильны позиции католицизма: вероисповедания уравновешивали одно другое. После Люблин­ской унии их противостояние достигло апогея и равновесие сил нарушилось в сторону католического Запада.

    В XVI в. христианство постиг кризис: в католицизме он проявился Ре­формацией, в православии - ересями. С 50-х гг. XVI в. идеи протестантизма стремительно распространяются в Великом княжестве Литовском. Религиоз­ной новинкой увлекались магнаты и шляхта, недовольные всемогуществом костела. Народные массы остались глухи к идеям Реформации, поэтому она не получила здесь такого размаха, как в Западной Европе. Во главе белорусско-литовских реформаторов стоял Николай Радзивилл Черный.

    Наибольшее распространение в княжестве получил кальвинизм. В Беларуси было основано около 50 кальвинистских общин, а при них - храмы (соборы), школы, типографии, приюты. Крупнейшими реформационными центрами стали Брест, Несвиж, Витебск, Лоск, Ивье, Слуцк и др. Вокруг них группировались вы­дающиеся ученые, проповедники, писатели и книгоиздатели. Некоторые из них (С. Будный, В. Тяпинский) стали вровень со знаменитыми европейскими мысли­телями. Реформация содействовала активизации культурной жизни, расширению ренессансно-гуманистических идей в белорусской культуре и ее международных контактов. Она привела к развитию толерантности в княжестве.

    В 60-е гг. из кальвинизма выделилось радикальное течение - антитрини-таризм, которое требовало социальных преобразований, осуждало крепостни­чество. Увидев, что движение выходит из-под контроля, феодалы с 70-х гг. стали отходить от Реформации. В следующие десятилетия ее кризис прогрес­сировал. В XVII в. она сходит с исторической арены в Великом княжестве Ли­товском под ударами Контрреформации.

    Программу выхода из реформационного кризиса Ватикан разработал на Тридентском соборе. Ставку в спасении католической церкви он сделал на Ор­ден иезуитов, созданный в 1534 г. Иезуиты входили во все сферы жизни евро­пейских стран, охваченных Реформацией, и влияли на мир в угодном для рим­ской курии направлении.

    На следующий год после Люблинской унии иезуиты появились в столице Великого княжеского Литовского. Идеологом Контрреформации здесь стал Петр Скарга. Правящие круги Речи Посполитой оказали католической церкви все возрастающую поддержку. Интеллектуальную элиту белорусско-украинского общества иезуиты привлекали в костел мастерством проповеди, богословской наукой, изданием сочинений писателей Ордена, хорошо нала­женной системой образования. С помощью последней они взяли в свои руки молодое поколение. Беларусь покрылась сетью костелов и монастырей, через которые воздействовали на широкие народные массы. Обновленный и усилен­ный католицизм начал вытеснять протестантские секты. Процесс окатоличива­ния высших слоев, втянутых ранее в Реформацию, приобрел массовый харак­тер. К концу XVII в. Контрреформация в княжестве победила.

    Балансирование Беларуси на протяжении столетий между христиански­ми Востоком и Западом обусловило необходимость поиска компромиссов и живучесть здесь идеи церковно-религиозной унии. В конце XVI в. в такой унии были заинтересованы три силы. Ватикан хотел компенсировать потерю мил­лионов верующих Западной Европы в период Реформации духовным подчи­нением белорусско-украинских земель. Правящие круги, разрываемые религи­озной конфронтацией Речи Посполитой, стремились с помощью унии сконсо-лидировать общество и укрепить свое государство. Лидеры белорусско-украинского православия искали пути вывода из упадка своей церкви, позиции которой подорвала Люблинская уния, Реформация и Контрреформация. Пре­тензии созданного в 1589 г. Московского патриархата на духовную власть над белорусско-украинскими землями Речи Посполитой толкали их в сторону ка­толического Запада, который дал образец выхода из кризиса и оздоровления костела. В 1590 г. ими было принято решение - выйти из церковной и культур­ной орбиты Константинополя, чей духовный и политический авторитет тогда сильно упал, и перейти под власть другого христианского центра - Ватикана. Это решение поддержало правительство Речи Посполитой.

    Подготовка унии продолжалась 5 лет. Ее возглавили епископы влади­мирский и брестский И. Потей, луцкий и острожский К. Терлецкий. Были вы­работаны условия объединения, получены гарантии их соблюдения в Ватикане. 6-9 октября 1596 г. на церковном соборе в Бресте на основе белорусско-украинского православия было оформлено новое направление в христианстве -униатство. Оно сохраняло прежнюю обрядность и церковно-славянский язык богослужения, юлианский календарь и традиционные праздники, но признава­ло верховенство папы римского и католическое вероучение. Так началась крупная церковная реформа, которая повлекла за собой переориентацию ду­ховной жизни Беларуси с Востока на Запад и преобразование многих сторон жизни общества. Но охранительно-консервативная позиция православного ду­ховенства, которое в стремлении оградить Беларусь от западных влияний, вы­ступило против нововведения, с одной стороны, и принуждение, без которого не обходилось распространение ни одной христианской религии на Беларуси, с другой, вместо ожидаемого успокоения и единения еще более накалили обста­новку в стране. В ответ на имевшее место насилие по Беларуси прокатилась волна антиуниатских выступлений.

    Судьбу униатства определил выбор народа. В условиях давления со сто­роны московского православия и польского католицизма он остановился на этом исповедании как наиболее отвечающем его национально-культурным запросам. Так, именно в униатской церкви более широко, чем в храмах других конфессий, использовался белорусский язык. На рубеже XVII-XVIII вв. количество униатов на Беларуси превзошло число православных, а к концу XVIII в. достигло 2/3 всего населения. Основную социальную базу этой веры составляли крестьяне.

    23. Социально-экономические аспекты развития ВКЛ (середина XIII-XVI вв.).

    Социально-экономической основой развития белорусских земель в средневековую эпоху являлось сельское хозяйство. Верховным собственником земли был великий князь. Значительным земельным фондом владели бывшие князья и родственники князя, которых называли магнатами. За военную и гражданскую службу князь наделял людей землей во временное или постоянное пользование. Этих людей называли боярами, а с XV в. - шляхтой. Землевладельцами являлись также церковные учреждения и духовные иерархи. Крестьяне собственной земли не имели. Они работали и жили на земле магнатов или шляхтичей, за что до конца XV в. в основном рассчитывались с помещиком продуктами - зерном, медом, домашней утварью и т.п.

    Крестьяне относились к низшему сословию и обыкновенно назывались «люди», «мужики», «подданные». Формой общественной организации являлись соседская сельская община, которая входила в состав более широкой организации - волости. Община владела правом разбора некоторых криминальных дел в копном суде, распределением и сбором дани и налогов. В общественном пользовании общины были пастбища, сенокосы, леса и воды.

    В соответствии с характером земельной собственности, на которой проживали крестьяне, они подразделялись на помещичьих, государственных и церковных. В зависимости от количества земли, которой они пользовались, и характера повинностей, крестьяне делились на тяглых, огородников, бобылей, коморников, кутников и др. От степени личной зависимости от феодалов выделялась челядь невольная (крестьяне, которые не имели своего хозяйства, жили в имениях феодалов), челядь придворная (прислуга), «похожие» люди (крестьяне с правом перехода из одного имения в другое) и «непохожие» люди (крестьяне, которые были лишены такого права).

    В середине XV в. в Западной Европе увеличился спрос на зерно, торговля которым давала помещикам большой доход. Поэтому они стали переходить к фольварочной системе хозяйства. Помещики на лучших землях (в 200 - 400 га) организовывали хозяйство, в котором выращивали зерновые культуры и разводили скот. С этого времени крестьяне за пользование землей должны были отрабатывать определенное количество дней на помещичьей земле (барщина) своим инвентарем или платить деньгами (чинш). Вначале барщина отрабатывалась два дня в неделю, но постепенно она увеличивалась. Особенно интенсивный рост фольварочно -барщинной формы хозяйствования наблюдался в Понеманье и Побужье, частично, в Подвинье - регионах сплавных рек с развитыми внешнеторговыми связями.

    В середине XV в. началась аграрная реформа, которая получила название «волочной помери» . Целью ее был более полный учет и распределение земли, унификация крестьянских повинностей. В качестве основной единицы налогообложения была волока (19,5 десятины, или в современном исчислении 21,3 га), а главной повинностью - барщина. В Поднепровских и Подвинских хозяйственных волостях единицей налогообложения была «служба», а повинностями крестьян оставались чинш и различных видов дань.

    В связи с реформами ускорялся процесс закрепощения крестьянства. Начало законодательного оформления крепостного права в ВКЛ было положено привилеем 1447 г, а «Уставы на волоки» 1557 г. распространила его на ту часть крестьян, которая еще сохраняла право перехода от феодалов. Это было зафиксировано Статутом 1566 г, который определил 10-летний срок сыска беглых крестьян, а Статутом 1588 г. этот срок был удвоен. Таким образом юридически было закреплено крепостное право. С этого времени крестьяне потеряли личную свободу, помещики могли их продавать, менять, закладывать в залог как всю семью, так и отдельных членов семьи. В западной и центральной Беларуси осуществление реформы привело к смене общинного землепользования подворным.

    В XIV - первой половине XVI в. производительные силы феодализма обусловили интенсивный процесс отделения ремесла от сельского хозяйства, что сопровождалось ростом городов и поселков городского типа - местечек. Если в начале XV в. в ВКЛ было известно 83 города, то в конце XV в. - уже 530. Наиболее крупными городами (свыше 8 тыс. человек) были Витебск, Могилев, Пинск, Полоцк, Слуцк, Гродно, Брест.

    По своему социально-экономическому статусу города подразделялись на государственные (великокняжеские) и частновладельческие, принадлежавшие отдельным феодалам. Иногда феодалы скупали участки в самоуправляющихся городах и распространяли свою юрисдикцию на всех, кто жил на этой территории. Население этих так называемых «юридик» было неподвластно магистрату. Горожане стремились избавиться от зависимости феодалов и получить свободу и право на самоуправление. С конца XIV в. князья начали дарить городам право на самоуправление, так называемое магдебургское право. Первым получил это право Брест (1390 г.). До второй половине XVI в. магдебургское право получили почти все крупнейшие города Беларуси.

    Главным органом административного руководства городом был магистрат. Он состоял из рады (выборного органа) и лавы (суда). Во главе рады стоял войт, назначаемый великим князем. Местом работы рады были ратуши. Основную массу населения городов составляли ремесленники, купцы, которых называли горожанами.

    Большинство населения городов занималось ремеслом. В целях защиты своих экономических интересов ремесленники объединялись в союзы по профессиям, которые назывались цехами. Члены его делились на мастеров, товарищей, или челядников, и учеников. Цеха были организацией мастеров. Чтобы добиться этого звания, необходимо было в течение нескольких лет пройти школу ученика и подмастерья.

    В эти годы быстро развивалась торговля как внутренняя, так и внешняя. Купцы вели торговлю с Ригой и другими западноевропейскими городами. В городах проводились ярмарки по продаже товаров.

    Такими были основные особенности социально-экономической жизни Беларуси в XIV - XVI вв. Усиливалась экономическая зависимость крестьян от феодалов. Центрами культурной жизни, развития ремесла и торговли становились города.

    25. Беларусь в XVII в.

    В 1648 - 1651 гг. в Беларуси шла антифеодальная война, которая развернулась в связи с началом восстания под руководством гетмана Б. Хмельницкого на Украине. В освободительной войне украинского народа Б.Хмельницкий и его старшины, стремясь создать собственное государство, планировали включение в него земель юго-востока Беларуси -Поднепровья и Полесья. Уже весной 1648 г. в эти районы направляются агитаторы, вскоре появляются и казацкие отряды.

    Летом 1648 г. юг и восток Беларуси были охвачены борьбой казацко-крестьянских отрядов против шляхты, купцов, магнатов и католического духовенства. Казацкие отряды Кривошапки, Гаркуши, Головацкого и других полковников имели в своем составе много белорусов, в первую очередь выходцев из беднейшего крестьянства и мещанства. Из-за полонизации верхов феодального общества это освободительное антишляхетское движение в Беларуси, также как и на Украине, имело явную антипольскую направленность.

    В 1648 г. казацко-крестьянское войско разбило под Речицей хоругви Великого княжества под командованием Воловича, под местечком Горволь - отряд во главе со стражником Мирским. Восставшие заняли Гомель, Лоев, Брест, Бобруйск, Мозырь, Пинск, Туров, Речицу, Кобрин, Чечерск и другие города и местечки на юге и юго-востоке Беларуси. Жители этих городов почти не оказывали сопротивления восставшим. Шляхта, католическое и унитарное духовенство бежали вглубь княжества.

    На борьбу с восставшими король направил 14-тысячное войско, имевшее артиллерию. Отряду Мирского удалось взять Пинск. Более трех тысяч мещан, их жен и детей были убиты. Затем войска Великого княжества взяли Брест, Старый Быхов, Слуцк. В Турове все жители, не успевшие отойти вместе с казацко -крестьянскими отрядами, были убиты. В Чечерске по приказу гетмана Я. Радзивилла полутораста казакам отсекли правые руки, пятьдесят человек посадили на кол, а остальных жителей порубили. Жестоко расправился гетман и с жителями Бобруйска, без сопротивления открывшим ворота города. Восьмистам были отрублены руки, сто человек посадили на кол. К середине 1649 г. войска Великого княжества восстановили контроль над южной частью Беларуси.

    Чтобы исправить положение, Б. Хмельницкий направил в Беларусь отряды полковников Голоты, Кричевского, Гаркуши и Побадайло. Однако 30-тысячное казацко-крестьянское войско 31 июня 1649 г. в битве под Лоевом было разбито войсками гетмана Я. Радзивилла. После этого антифеодальная борьба на территории Беларуси пошла на убыль. Попытки возобновить ее летом 1650 и 1651 гг. были подавлены войсками Я. Радзивилла, после чего казацкие отряды покинули Беларусь и направились на Украину.

    Новые бедствия на Беларусь обрушились в ходе войны России с Речью Посполитой в 1654 - 1667 гг. В октябре 1653 г. Земский собор дал согласие принять Украину под власть России. Одновременно царь Алексей Михайлович объявил о подготовке к войне и о своем желании «идти на друга своего польского короля». Стремясь заручиться поддержкой белорусов, царское правительство засылало в Беларусь многочисленные грамоты, рассчитанные на православное население. В них царское правительство обещало шляхте и духовенству сохранить их владения и даже сделать новые пожалования в случае, если они пожелают служить Московскому Государю. Мещанству гарантировалась свободная торговля с русскими городами. Всем, кто будет добровольно сдаваться царским войском, обещались льготы, пожалования и награды. Такая политика принесла свои плоды.

    В 1654 г. в Беларусь вошло 100-тысячное войско царя Алексея Михайловича при поддержке казацких отрядов И. Золоторенко. Они разбили войска Великого княжества под Могилевом. При подходе царских войск на его сторону перешло мещанство Чаус, Кричева, Орши, Копыля, Нового Быхова, Полоцка. Помимо этого были взяты города Друя, Мстиславль, Витебск, Гомель, Шклов, Речица, Пропойск. Вместе с тем гарнизоны некоторых городов оказывали русским войскам упорное сопротивление. Гомель пришлось осаждать сорок дней. Слуцк и Старый Быхов так и не были взяты русскими войсками. В ряде случаев сопротивлявшиеся города разрушались, а население уничтожалось. Более десяти тысяч человек погибли в Мстиславле. Были разрушены и сожжены Речица, Жлобин, Рогачев и др.

    Во время компании 1655 г. царские войска захватили Минск и столицу ВКЛ Вильно. В августе - октябре 1655 г. были заняты Гродно, Лида, Новогрудок, Ивье, Кореличи, Несвиж, Столбцы. Московский государь стал титуловать себя «всея Великия и Малыя и Белыя Руси самодержцем». В такой ситуации гетман Я. Радзивилл пошел на подписание в Кейданах (1655 г.) межгосударственной унии со Швецией, что означало разрыв условий Люблинской 1569 г. унии с Польшей. Но уния ВКЛ со Швецией в связи с внезапной смертью гетмана так и не была реализована. Вмешательство в военные действия Швеции против Речи Посполитой привело в конце 1655 г. к прекращению военных действий в ВКЛ. В 1656 г. между Россией и Речью Посполитой было подписано перемирие.

    Временное перемирие мало в чем изменило положение мирного населения Беларуси. Занятые царскими войсками белорусские земли превращались в провинции Московского государства. Чтобы вызвать лояльность местного населения, царь оставил городам магдебургское право, раздавал охранные грамоты, которые должны были охранять от насилия московских ратников, поддерживал местную шляхту, православную церковь. Несмотря на это злоупотребления и издевательства царских ратников, казаков, шведов стали всеобщим явлением. Население Беларуси терпело огромные людские потери от вспыхнувших эпидемий, насильственного переселения жителей в Россию.

    Опустошения, голод, массовый насильственный вывод населения в Россию привели к созданию антимосковского шляхетского ополчения, вооруженных отрядов. В этот процесс включилась часть мещанства и многострадального крестьянства. Люди уходили в леса, брали в руки оружие, создавали партизанские отряды. Они освободили часть небольших городов: Лукомль, Чашники, Глубокое. Мещане Могилева, Шклова, Мстиславля, Дисны, подняв восстания, изгнали московские гарнизоны.

    В 1659 г. опять возобновились военные действия регулярных войск Речи Посполитой на территории Беларуси, которые постепенно отвоевывали утраченное. Летом в 1660 г. под Ляховичами была разбита группировка войск царского воеводы И. Хованского. В том же году на Могилевщине была разбита армия Юрия Долгорукого. В 1666 г. была освобождена столица ВКЛ Вильно. Под контролем царских властей оставались районы Подвинья, Поднепровья. К этому времени обе стороны истощили свои силы и приступили к переговорам о мире.

    В декабре 1667 г. в деревне Андрусово, около Мстиславля, было подписано перемирие на тринадцать с половиной лет. Беларусь осталась в составе Речи Посполитой. Смоленщина, Черниговщина и всю левобережную Украину с Киевом закрепила за собой Россия. «Вечный мир», подписанный в Москве в мае 1686 г. утвердил существовавшую на то время границу.

    Войны с середины XVII века принесли белорусскому народу тяжелые лишения и утраты. Погибло около половины населения Беларуси. В Мстиславском, Полоцком, Витебском поветах пустовало до 70% крестьянских изб. Количество населения Беларуси сократилось с 2,9 млн. человек до 1,4 млн.

    49. Коллективизация сельского хозяйства в Беларуси

    В середине 1920-х годов в БССР развивались различные формы коопера­ции. Коллективные хозяйства, входившие в кооперативные союзы объединяли только 3% сельского населения. Исходя из реальных условий, наркомат земле­делия республики во главе с Д.Ф. Прищеповым отдавал предпочтение про­стейшим формам кооперирования. XV съезд ВКП(б) (1927 г.), хотя и был на­зван "съездом коллективизации", тем не менее предполагал ее развитие в соче­тании с другими видами кооперативов, экономические методы стимулирова­ния этого процесса. Крестьяне начали придерживать хлеб, и в 1927-1928 гг. в СССР разразился хлебозаготовительный кризис. В 1928-1929 гг. трудности с заготовками повторились, повторились и методы решения - насильственное изъятие хлеба у крестьян. Определив колхозы как удобные формы выкачи­вания небных ресурсов из деревни, советское руководство с конца 1929 г при­ступает к форсированию процесса коллективизации. При этом использовались как экономические (новый закон о самообложении) так и административные меры. К наиболее эффективным из последних следует отнести раскулачивание. Руководство КП(б)Б, которое возглавил К. Гей, в январе 1930-х гг. призвало завершить коллективизацию к 1931 г. и направило в Москву просьбу объявить республику зоной сплошной коллективизации. Для обеспечения высоких тем­пов коллективизации в деревню послали многие тысячи уполномоченных, в городах и на промышленных предприятиях создавали специальные бригады помощи коллективизации. В результате процент ее в республике увеличился к 1 марта 1930 г. почти в 10 раз - до 58%.

    Нарастание скрытого, а временами и активного, сопротивления в деревне вынудило Москву вмешаться. 2 марта 1930 г. была опубликована статья Ста­лина "Головокружение от успехов", в которой он всю вину за сложившуюся обстановку возложил на местных работников. Прилив в колхозы сменился от­ливом, к августу 1930 г. осталось в них около 11% крестьянских подворий. Од­нако с осени 1930 г. наблюдается новая волна административного нажима, в результате которого к концу 1934 г. в колхозах БССР оказалось около 75% всех крестьян. В активизации этого процесса большую роль сыграло создание МТС (с 1929 г.) политотделов при них. Большую деятельность развернуло НКВД. Только за 1933-1934 гг. в республике "выявили" и ликвидировали 3 тыс. "контрреволюционных диверсионных группировок". По подсчетам белорус­ских ученых в БССР репрессировали в период коллективизации более 300 тыс. крестьян. Коллективизация стала единственно возможным путем увеличения товарности сельскохозяйственного производства. Избранные же сталинским руководством сроки и формы коллективизации еще более усугубили положе­ние населения белорусской деревни. Воспитанное на вековых традициях еди­ноличного производства крестьянство было вынуждено отказываться не только от своей земли, но и от всего своего имущества, постепенно теряя полностью заинтересованность в результатах своего труда. В этих условиях насилие ста­новилось нормой социалистической жизни.

    26. XVIII век в Западной Европе: модернизация и Просвещение.

    ХVШ в. в жизни народов Европы и Америки - это время величайших куль­турных, социально-экономических и политических сдвигов. В исторической науке эпоха Нового времени обычно связьшается с утверждением буржуазных отношений в Западной Европе. Действительно, это важная, социально-экономическая характе­ристика данной эпохи. Но в Новое время одновременно с этим процессом происхо­дили и другие глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом. Становление в Западной Европе эпохи Нового времени означал цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации.

    Модернизация - это сложный многогранный процесс, протекавший в Ев­ропе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация означала индустриализацию - постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией - небывалым ростом городов, который привел к преоб­ладающему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования гражданского обще­ства и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секу­ляризацией - высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие гра­мотности, образования, научного знания о природе и обществе.

    Все эти неразрывно связанные друг с другом процессы изменили эмоцио­нально-психологические установки человека, его менталитет. Дух традициона­лизма уступает место установкам на изменение и развитие. Человек традицион­ной цивилизации был уверен в стабильности окружающего его мира. Этот мир воспринимался им как нечто неизменное, существующее согласно изначально данным Божественным законам. Человек Нового времени считает возможным познать законы природы и общества и на основе этого знания изменить приро­ду и общество в соответствии со своими желаниями и потребностями.

    Государственная власть, социальное устройство общества также лиша­ются божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Неслучайно Новое время - это эпоха социальных революций, сознательных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового человека. Человек Нового времени, модернизованный человек - это мобиль­ная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходя­щим в окружающей среде.

    Просвещения. Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время ста­ла идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также называют эпохой Просве­щения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззре­ние, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.

    Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рациона­лизм. Идеологи Просвещения, отражая взгляды и потребности буржуазии в ее борьбе против феодализма и его духовной опоры католической церкви, рассмат­ривали разум как наиболее важную характеристику человека, предпосылку и наиболее яркое проявление всех его других качеств: свободы, самодеятельности, активности и т. д. Человек, как разумное существо, с точки зрения деятелей Про­свещения, призван переустроить общество на разумных основаниях. На этой ос­нове декларировалось право людей на социальную революцию. Существенную черту идеологии эпохи Просвещения отмечал Ф. Энгельс: "Великие люди, кото­рые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступа­ли крайне революционно. Никаких внешних авторитетов какого-то бы то ни бьшо рода они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй -все должно было быть подвергнуто самой беспощадной критике, все должно бы­ло, предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо от­казаться от него, мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего сущест­вующего" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.- С. 16).

    Европа ХУШ в. в цивилизационном отношении еще не представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.

    В наиболее ярких, классических формах идеология Просвещения разви­валась во Франции. Французское Просвещение XVIII в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни.

    Крупнейшими представителями французского Просвещения были: Воль­тер (Франсуа Мари Аруэ), Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций, Д. Дидро.

    Общественно-политическая жизнь Франции в XVIII в. характеризовалась большими пережитками феодализма. В борьбе со старой аристократией про­светители не могли опереться на общественное мнение, на правительство, от­носящееся к ним враждебно. Во Франции они не имели такого влияния в обще­стве, как в Англии и Шотландии.

    Большинство видных деятелей французского Просвещения подвергались преследованиям за свои убеждения. Дени Дидро побывал в заключении в Вен-сенском замке (королевская тюрьма), Вольтер - в Бастилии, Гельвеций был вынужден отречься от своей книги "Об уме". По цензурным соображениям не раз приостанавливалось печатание знаменитой Энциклопедии, выходившей в свет отдельными томами с 1751 по 1772 г.

    Постоянные конфликты с властями создали французским просветителям репутацию радикалов. При всем своем радикализме французские просветители проявляли умеренность и осторожность, когда ставился на обсуждение один из основных принципов, на которых базировалась европейская государственность принцип монархизма.

    Во Франции идею разделения властей на законодательную, исполни­тельную и судебную разрабатывал Шарль Монтескье (1689-1755). Изучая при­чины возникновения того или иного государственного строя, он утверждал, что законодательство страны зависит от формы правления. Главным средством обеспечения законности он считал принцип "разделения властей". Монтескье считал, что "дух законов" того или иного народа определяется объективными предпосылками: климатом, почвой, территорией, религией, численностью на­селения, формами хозяйственной деятельности и др.

    Конфликты французских просветителей с католической церковью объяс­нялись ее идеологической непримиримостью, догматизмом, и это исключало возможность компромисса.

    Характерные черты эпохи Просвещения, ее проблемы и сам человече­ский тип просветителя: философа, писателя, общественного деятеля - ярче все­го воплотились в творчестве и в самой жизни Вольтера (1694-1778). Его имя стало как бы символом эпохи, дало название целому идейному течению евро­пейского масштаба ("вольтерьянству").

    Большое место в творчестве Вольтера занимают исторические труды: "История Карла XII" (1731), "Век Людовика XIV" (1751), "Россия при Петре Великом" (1759). В книге "Опыт о нравах и духе народов" Вольтер написал: "Каждого человека формирует его век, очень немногие поднимаются над нра­вами своего времени". Вольтер был таким, каким его создал XVIII век, и он же был в числе тех просветителей, кто поднялся над ним.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта