Главная страница
Навигация по странице:

  • Таким образом, особенности врачебной помощи в период разложения до появления первых цивилизаций состояли в следующем

  • 8. Возникновение врача-профессионала. Первые врачебные школы в странах древнего мира.

  • Особенности врачевания

  • 9. Формирование народной медицины. Храмовая медицина как отражение религиозной идеологии в медицине. Медицина народная, традиционная, научная Характеристика

  • Народное врачевание Традиционная медицина Научная медицина Период развития Более 2 млн. лет Около 3 тыс. лет Несколько столетий Философская

  • Характеристика развития Мобильность Стабильность Динамичность Распространение Повсеместное Локальное Интернациональный характер Деятели

  • 10. Медицина в древнем Египте, древнеегипетские медицинские папирусы.

  • 11. Медицина в древнем Китае, понятие о причинах болезни, методы и причины врачевания.

  • 12. Медицина Ассиро-Вавилонии. Законник царя Хаммурапи.

  • 13. Медицина Древней Индии. Достижения в области хирургии, гигиены, понимание сущности болезни.

  • 1. История медицины как наука и предмет изучения


    Скачать 2.56 Mb.
    Название1. История медицины как наука и предмет изучения
    Дата06.10.2022
    Размер2.56 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаZAChET_IM.pdf
    ТипЗакон
    #718647
    страница2 из 4
    1   2   3   4
    мага (колдуна) и знахаря (врачевателя) обычно совмещались в одном лице, возвышавшемся над рядовыми членами общины. Положительным следствием концентрации медицинских знаний и деятельности, ставших привилегией узкого круга лиц, было возникновение условий для более быстрого накопления эмпирических сведений о проявлениях, течении и исходе болезней и о мерах их предупреждения.
    Заключение.
    Таким образом, особенности врачебной помощи в период разложения до появления первых
    цивилизаций состояли в следующем:
    1.
    Расширение показаний для применения лекарственных средств. Появление способов приготовления и длительного хранения лекарств.
    2.
    Совершенствование медицинского инструментария.
    3.
    Применение хирургических методов лечения (ампутации, помощь при ранениях, операции по родовспоможению, кастрация, трепанация).
    4.
    Выделение профессиональных врачевателей.
    5.
    Формирование лечебной магии на фоне эмпирических знаний и практических навыков.
    6.
    Сочетание рациональных и иррациональных способов лечения.
    6.
    Медицина первобытно-общинного строя. Понятия «анимизм», «тотемизм», «магия»,
    «шаманизм» (ответ в вопросе 5)
    7.
    Формирование народной медицины. Храмовая медицина, возникновение, цели,
    задачи
    Народная медицина – понятие достаточно широкое и исторически более древнее, или как еще говорят «народная медицина – ровесница человека на земле».Это понятие включает в себя общность средств и приемов народного врачевания накапливаемых в результате эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества. Это явление универсальное, она существовала во все периоды истории человечества и у всех народностей. Ее опыт умножался с тысячелетиями, передавался из поколения в поколение. Народная медицина не дошла до наших современников в первозданном виде, ведь на протяжении столетий ее оценка была неоднозначной от преклонения до забвения. Народная медицина вобрала в себя как рациональные знания и приемы (лечебные средства растительного, животного или минерального происхождения, психологическое воздействие, рукодействие, гигиенические навыки), так и иррациональные возникшие как закономерный результат превратного миросозерцания могучей и непонятной природы. Проверенные временем рациональные приемы и огромный эмпирический опыт народного врачевания стали впоследствии одним из истоков традиционной, а впоследствии и научной медицины.
    Медицина в Египте находилась в руках жрецов. Отсюда – жреческая храмовая медицина. Понятия о причинах болезней связывались с религиозными верованиями: болезни – следствие вселения демонических, злых сил по велению богов. задача врачей поэтому не в том, чтобы углубить медицинские знания, а в том лишь, чтобы постигать «откровения» богов.
    8. Возникновение врача-профессионала. Первые врачебные школы в странах древнего мира.
    В первобытном обществе стали выделяться знахари.

    Знахарь: хорошо знаком с местной флорой и фауной; знает своих соплеменников; традиции племени; пользуется травами, снадобьями; применяет гипноз, самовнушение. Обязанности: примитивное врачевание, хранение знаний, их дальнейшая передача потомкам.
    Особенности врачевания:
    1. Расширение показаний для применения лекарственных средств. Появление способов приготовления и длительного хранения лекарств.
    2. Совершенствование медицинского инструментария.
    3. Применение хирургических методов лечения (ампутация, помощь при ранениях, операции по родовспоможению, кастрация, трепанация).
    4. Выделение профессиональных врачевателей.
    5. Формирование лечебной магии на фоне эмпирических знаний и практических навыков.
    6. Сочетание рациональных и иррациональных способов лечения.
    Школы.
    Древний Египет:

    При храмах. Также существовали высшие школы, или как их называли в то время «Дома жизни».

    Вместе с медицинскими знаниями в них обучали математике, архитектуре, астрономии, а также тайнам культов и обрядов.

    В этих учебных заведениях существовала строгая дисциплина, присутствовали телесные наказания.

    Учебные заведения Древнего Египта можно рассматривать как предшественников университетов последующих эпох.
    Древняя Индия:

    При храмах и монастырях, где юноши обучались под руководством сведущих в медицине представителей культа.

    Преподавали браминами, которые назывались гуру.

    Обучение состояло в чтении священных книг, объяснении их, изучении лекарств, в показательном лечении больных.

    Ученики с учителем совершали путешествия, в которых перенимали опыт, наблюдая, как лечит другой гуру.

    Наставникам разрешалось обучать одновременно не более 3 – 4 учеников.

    Ученики должны были иметь хорошее происхождение, молодость, здоровье, нормальные органы чувств, скромность.

    Закончив обучение, молодой человек получал от правителя право лечить. При этом давал клятву одеваться чисто, стричь бороду и ногти, говорить мягко, без резкостей, являться к больному по первому требованию, лечить даром браминов и не браться за лечение неизлечимых страданий.
    Древний Китай:

    При дворах императоров, которыми руководили наиболее почитаемые врачи.

    Обучение шло по принципу наставник – ученик и продолжалось 10 – 15 лет.

    До появления школ знания передавались по семейной линии или в узком кругу посвященных
    Древняя Греция: Кротонская, Книдская, Косская.
    Описание
    Представители
    Кротонская.
    Расцвет в конце VI – а) организм есть единство противоположностей, б) здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил,
    Алкмеон (разработал учение о патогенезе болезней, открыл
    начале V вв. до н.э в) болезнь есть дисгармония тела и присущих ему свойств, г) противоположное излечивается противоположным. перекрест зрительных нервов и слуховой канал)
    Книдская.
    Первая половина V в. до н. э.
    Рассматривались вопросы частной патологи в рамках гуморального учения, согласно которому сущность болезней заключалась в расстройстве правильного смешения жидкостей организма под влиянием внешних причин.
    Изучались симптомы
    – каждому симптому соответствует свое заболевание. На основе подробной диагностики была разработана частная патология и терапию.
    Производилось лечение почечных абсцессов, делали операции на почках, производили трепанацию ребра при выпотном плеврите.
    Эврифон
    (современник
    Гиппократа, автор многих сочинений)
    Косская.
    Первые сведения о ней относятся к
    584 г. до н.э.

    Внимательное обследование больного, выявление главных и второстепенных признаков болезни является основной составляющей в прогнозе заболевания.

    Каждый организм имеет свои особенности, лечить необходимо не болезнь, но больного.

    Большое значение имеют целительные силы природы, человек способен к самоисцелению, которому должен помогать врач.

    Здоровье человека зависит от гармоничного сочетания в его организме четырёх жидкостей: крови, слизи, желчи и черной желчи, а также – количества «прирожденной теплоты», которая поддерживается особым тонким веществом – пневмой, постоянно циркулирующей в сосудах человека.

    В профилактике болезней важную роль играют диета, режим и гимнастика.
    Гиппократ искал объяснение болезни в материальных факторах и в изменениях этих факторов. Он понимал болезнь как общий процесс всего организма. Систематизировал и обобщил передовые мысли своей эпохи, утверждал материалистический взгляд на сущность болезни. рекомендовал врачам тщательно изучать условия жизни человека, местность, климат, наследственность, условия труда.
    9. Формирование народной медицины. Храмовая медицина как отражение религиозной
    идеологии в медицине.
    Медицина народная, традиционная, научная
    Характеристика
    Народное врачевание
    Традиционная медицина
    Научная медицина
    Период развития
    Более 2 млн. лет
    Около 3 тыс. лет
    Несколько столетий
    Философская
    основа
    ---
    Религиозно-философское учение
    Философская концепция
    Истоки развития
    Эмпирический опыт народа
    Эмпирический опыт, народное врачевание
    Народное врачевание, традиционная медицина, экспериментальный метод
    Характеристика
    развития
    Мобильность
    Стабильность
    Динамичность
    Распространение
    Повсеместное
    Локальное
    Интернациональный характер
    Деятели
    Коллективное врачевание, знахари
    Профессионалы традиционной медицины
    Профессионалы-врачи
    Обучение
    Коллективный опыт, индивидуальное обучение
    Школы традиционной медицины
    ВУЗы
    Народная медицина:

    Общность средств и приемов народного врачевания, которые накапливались в результате эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества.


    Существовала во все периоды истории человечества и у всех народностей. Ее опыт постоянно умножался и передавался из поколения в поколение.

    Вобрала в себя как рациональные знания и приемы (лечебные средства растительного, животного или минерального происхождения, психологическое воздействие, рукодействие, гигиенические навыки), так и иррациональные, возникшие как закономерный результат превратного миросозерцания могучей и непонятной природы.
    10. Медицина в древнем Египте, древнеегипетские медицинские папирусы.

    Основные источники: медицинские тексты, папирусы, труды историков и писателей древности.

    Врачебная деятельность в Древнем Египте подчинялась строгим моральным нормам.
    Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при неудачном исходе лечения. Однако нарушение правил жестоко каралось вплоть до смертной казни.

    Больные обращались не к врачу, а в храм, где им советовали соответствующего врача. Гонорар за лечение выплачивался храму, который содержал врача, оплачивая ему его работу.

    Специалисты: по внутренним болезням, кожным, глазным, желчно-кишечным («утробные врачи») болезням, хирурги, акушерки.

    Роды обычно принимали на дому, хотя в крупных городах строились специализированные дома для рожениц. Египтяне проводили операции кесарева сечения, применяли обезболивающие средства при родах.

    Военные врачи сопровождали египетское войско ⇒ накопили огромный опыт в военной медицине. Лечили раны мягких тканей, применяли технику перевязок, обрезание и кастрацию.
    При лечении переломов применяли деревянные лубки или бинтовали поврежденную конечность льняной тканью, пропитанной затвердевавшей смолой.

    Врачеватели Египта знали крупные органы: сердце, почки, кишечник, мышцы.

    Они делили причины болезней на естественные (нездоровую пищу, неблагоприятные климатические и погодные условия, наличие кишечных паразитов) и сверхъестественные
    (вселение в организм злых духов умерших).

    Родина косметики. В папирусе Эберса приводятся рецепты мазей для разглаживания морщин, удаления родинок, окраске волос и бровей, усиления роста волос. Египтяне стали носить парик, который одевали на коротко остриженные волосы. Парик заменял им головной убор и способствовал борьбе с вшивостью.

    Бальзамирование.
    Папирус Эберса. Это справочник врачей-практиков, датированный 1500 г. до н.э. Он содержит рецепты лечения различных болезней, диагностические описания, советы, что надо предпринимать при укусах насекомых и крупных животных. В папирусе имеется косметический раздел, в нем даются советы по разглаживанию морщин, удалению родинок, изменению цвета кожи, окраске волос и бровей, усилению роста волос и даже исправлению косоглазия. В 877 параграфах папируса, помимо рецептов, излагаются мысли о проблемах жизни, здоровья и смерти.
    Дается теоретическое обоснование учения о сердце и кровеносных сосудах. Указывается, что от сердца кровь по 22 сосудам поступает ко всем членам.
    Папирус Эдвина Смита. Семнадцать колонок на лицевой стороне составляют часть хирургического трактата, самого древнего из когда-либо найденных в мире. Текст на оборотной стороне — это набор случайно полученных сведений, включающих магические заклинания против вредителей, рецепты лечения гинекологических заболеваний, рецепты по уходу за кожей, приемы омолаживания. Хирургический трактат состоит из последовательных и взаимосвязанных описаний 48-и различных травм. По стилю это четкие указания учителя ученику. Каждое описание включает название травмы, описание симптомов, формулировку заключения, перечень рецептов лечения и разъяснение впервые использованных фраз и выражений. Трактат четко
    систематизирован по случаям, начиная с повреждения головы, затем носа, горла, ключицы, грудной клетки, позвоночника. Текст заканчивается буквально на полуслове при наличии значительного незаполненного текстом пространства. Лечение травм, в основном, осуществляется рациональными методами путем хирургического вмешательства. Обращение к магическим приемам, точнее сказать, к заклинаниям, имеется только в одном из 48-и случаев. Каждый из 48-и случаев травм классифицируется по одному из трех вердиктов: благоприятный — «эту болезнь я вылечу», неопределенный — «с этой болезнью я буду бороться» и неблагоприятный — «эта болезнь неизлечима». Неблагоприятный вердикт выносится в 14-и случаях и составляет группу травм, которые врач не может вылечить и которые представляют для него, говоря современным языком, научный интерес.
    11. Медицина в древнем Китае, понятие о причинах болезни, методы и причины врачевания.

    «Классический трактат по иглотерапии и прижиганию», «Трактат о пульсе».

    Здоровье – это единство и гармония между инь (пассивная сила) и ян (мужская активность), а человека воспринимали как часть природы, гармоничную с внешним миром: Небо –Человек –
    Земля. Болезнь рассматривалась как нарушение гармонии с внешним миром и с самим собой.

    В Древнем Китае не существовало запрета на анатомирование, поэтому анатомия развилась до высокого уровня. В соответствии с анатомическими представлениями древнекитайских врачей основным органом считалось сердце, печень рассматривалась как обиталище души, а желчный пузырь – мужества.

    Диагностика болезней, которая основывалась на 4-х методах:
    1) подробный опрос больного (анамнез),
    2) осмотр больного (кожа, глаза, слизистая оболочка),
    3) прослушивание звуков внутри организма, определение запахов,
    4) ощупывание, включая исследования пульса

    Учение о пульсе: 20 видов пульса по скорости, силе, ритму, характеру пауз пульсовой волны.

    Иглоукалывание (чжень-цзю – акупунктура). Первые иглы для акупунктуры изготавливали из камня – яшмы. В дальнейшем иглы стали вытачивать не только из камня, но также из кости, бамбука, а позднее и из металлов: бронзы, серебра, золота.

    Прижигание. Широко использовалось такое растение как полынь обыкновенная.

    «Жизненные точки». Их раздражение регулирует процессы в организме. Таких точек врачеватели насчитывали около 600.

    Лекарственные растения: женьшень, лимонник, камфара, чай. Препараты животного происхождения: панты оленя, печень, химические вещества, железо, ртуть.

    Семь отраслей: 1) болезни взрослых, 2) болезни детей, 3) глазные и ушные болезни, 4) болезни зубов и полости рта, 5) наружные болезни, 6) наука массажа, 7) заклинания. Врачебных специальностей – четыре: хирурги, терапевты, массажисты, заклинатели.

    12. Медицина Ассиро-Вавилонии. Законник царя Хаммурапи.

    Представления о причинах:
    1. Связанные с нарушением принятых в общине обрядовых, правовых, моральных и прочих предписаний. «...он приблизился к замужней женщине» или «...он приблизился к жрице своего бога; в течение 31 дня он выздоровеет и будет жить».
    2. Связанные с явлениями природы и образом жизни. Не следует думать, что болезни у народов древней Месопотамии связывались только со злыми духами. Они объяснялись также употреблением нездоровой пищи, купанием в грязной реке, соприкосновением с грязью и нечистотами.
    3. Связанные с религиозными верованиями.

    Врачеватель-асу
    Заклинатель-ашипу

    Связывал возникновение болезней с естественными причинами
    Связывал возникновение со сверхъестественными силами
    Прогнозы лечения оптимистичны
    Прогнозы лечения пессимистичны
    Не начинал лечение, если болезнь вне его компетенции
    Не начинал лечение, если прогноз безнадежен,
    Облегчение симптомов
    Чтение заклинаний
    Много лекарственных средств
    Мало лекарственных средств
    Неудачный исход – виноват асу
    Неудачный исход
    – виноваты сверхъестественные силы
    Лечение более эффективно
    Лечение менее эффективно

    Родовспоможением занимались женщины. Согласно юридическим текстам после смерти роженицы разрешалось путем рассечения живота (т. е. кесаревым сечением) спасти живого младенца.
    Законник царя Хаммурапи.

    Если лекарь сделал свободному человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и спас человека или же он сделал надрез бронзовым ножом и спас глаз человека, то он должен получить 10 сиклей серебра.

    Если больной мушкенум (полузависимое население – авт.), то он платит 5 сиклей серебра.

    Если больной чей-нибудь раб, то господин раба платит врачевателю 2 сикля серебра.

    Если лекарь сделал свободному человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и (тем) умертвил этого человека, либо сделал надрез… и (тем) погубил глаз этого человека, ему надлежит отрезать руку.

    Если лекарь срастил сломанную кость (у человека) или же вылечил больной сустав, (то) больной должен заплатить лекарю 5 сиклей серебра.

    Если (это) сын мушкенума, (то) он должен заплатить 3 сикля серебра.

    Если (это) раб человека, (то) хозяин раба должен заплатить лекарю 2 сикля серебра.
    13. Медицина Древней Индии. Достижения в области хирургии, гигиены, понимание
    сущности болезни.

    «Законы Ману». Положения санитарного законодательства, главы об оказании врачебной помощи населению, правила общественной и личной санитарии и гигиены.

    Терапия основывалась на учении о соках организма. Для приведения их в первоначальную гармонию обращались к очистительным, раздражающим, рвотным и чихательным средствам.
    Этой же цели служили кровопускания, прижигания, грязелечение.

    Гигиенические предписания не уступают по силе воздействия лечебным средствам. Больным рекомендовалась умеренность во всем, правильное применение медикаментов, соблюдение правил личной гигиены (чистота тела, волос, постели), правильность питания, соблюдение диеты.

    Каждый врач должен был уметь искусно пальпировать брюшную полость, определять с помощью линейки размеры селезенки и печени.
    Хирургия:

    Древнеиндийские врачи умели производить лапаротомию, трепанацию черепа, ампутацию конечностей, камнедробление, очищать и сушить раны.

    В процессе операции использовались такие хирургические инструменты как, пинцеты, зеркала, костные щипцы, иглы, пилы.

    Хирурги умело производили извлечение мочевого камня, производили операции по удалению катаракты, прокол грудной клетки.

    При переломах накладывались фиксирующие повязки.


    Кровотечения останавливали прижиганиями. Раны перевязывали тканевыми повязками в основном изо льна.

    В Индии впервые осуществлялись пластические операции – для восстановления отсутствующих носа или уха; лоскут брался из здорового соседнего участка и приживлялся к окровавленному месту.
    Гигиена:

    Влияние климата, времен года, пищи и т.д.

    Свежие припасы считались наиболее способствующими здоровью.

    Из пищевых веществ наиболее полезными слыли свежее мясо, мед, очищенный животный жир, молоко различных животных.

    Спиртные напитки ведами запрещались, но позже распространились повсюду.

    Древнеиндийский врач Сушрута описывал напитки из различных плодов, вино признавалось необходимым для усиления аппетита.

    Пропагандировалась польза купания и растирания тела мазями.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта