Главная страница
Навигация по странице:

  • 20.Видные врачи древнего Рима: Асклепиад и Цельс

  • 23. Авиценна «Канон врачебной науки» и его роль в развитии медицины.

  • 24.Медицина в Западной Европе в эпоху раннего средневековья

  • 25.Медицина в Западной Европе в период средневековья СМ билет 24 Схоластика и догматизм их влияние на развитие медицины Схоластика

  • 26.Основные черты естествознания в эпоху Возрождения

  • Основные черты естествознания эпохи Возрождения

  • 28. Возникновение учения о кровообращении В 1546 г. испанский философ-богослов и врач Мигель Сервет (1509 ― 1553)

  • Уильям Гарвей (1578 ― 1657 гг.)

  • 1. История медицины как наука и предмет изучения


    Скачать 2.56 Mb.
    Название1. История медицины как наука и предмет изучения
    Дата06.10.2022
    Размер2.56 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаZAChET_IM.pdf
    ТипЗакон
    #718647
    страница3 из 4
    1   2   3   4
    14. Медицина древней Греции. Ведущие медицинские школы.

    Два направления: народная и храмовая медицина.

    Вскрытие трупов в силу культовых традиций не производилось.

    Жрецы строго следили за чистотой святилища и его посетителей. Безнадежно больным и роженицам входить на его территорию строго воспрещалось. Лечение начиналось с заходом солнца и сопровождалось использованием приемов специально разработанной системы внушения (священный сон – энкомиссия).

    Средства врачевания в храмах: водолечение, массаж, гимнастика, реже оказывалась хирургическая помощь, и проводились легкие операции типа вскрытия фурункулов.

    Медицинский инструментарий: ножи, ланцеты, иглы, пинцеты, крючки для ран, костные щипцы, зубные щипцы, долота, шпатели, зонды и прочие инструменты.

    «Санитарная полиция» наблюдала за строительством домов, продажей пищевых продуктов и напитков. Для борьбы с заразными болезнями применялось окуривание серой жилых и общественных помещений, для удаления жидких нечистот и стоков была устроена канализация.
    Школы см вопрос 8

    15. Гиппократ




    16. Эризастрат



    20.Видные врачи древнего Рима: Асклепиад и Цельс
    Асклепиад. Он воспринял материалистическое воззрение и на его основе создал оригинальное представление о сущности здоровья и болезни. Его принцип – лечить безопасно, быстро, приятно.
    Рекомендовал соблюдать диету, очищать кожу, применять водолечение, массаж. Лекарственной терапии он уделял мало внимания, применял висячие койки для успокоения возбужденных больных, трахеотомию
    — при ангинах (возможно, при дифтерии) «с опасностью удушения» (видимо, крупа), выступал против периодических очищений организма с помощью рвотных и слабительных средств (которыми широко пользовались древнеегипетские и древнегреческие врачи) и вообще осуждал использование лекарственных средств, нарушающих деятельность кишечника.
    Авл Корнелий Цельс (30—25 гг. до н. э. 40—45 гг. н. э.), богатый рабовладелец, написал сочинение
    «О медицине», в котором, кроме собственного опыта, использовал и опыт прошлого. Он собрал сведения по семиотике, диагностике, прогностике, диететике и методам лечения, дал описание некоторых болезней. Часть труда Цельса посвящена хирургии и болезням» костей. Весьма интересна гигиеническая часть сочинения «Диететика». Некоторые описания и определения вошли в медицинскую науку и сохранились до настоящего времени. Цельс собрал и сохранил для последующих поколений много произведений древней медицины, оригиналы которых впоследствии погибли, и эти произведения дошли до нас только благодаря ему. Так, в значительной мере благодаря Цельсу мы знаем о работах Герофила,
    Эразистрата и других врачей и ученых Александрийской школы.
    21.
    Медицина Византийской Империи. Открытие первых больниц, монастырская
    медицина
    См вопрос 24
    Монастырская медицина
    Первая крупная монастырская больница была построена в 4 веке в Кесарии при монастыре, основанном епископом Василием Кесарийским. Она была похожа на маленький город и имела столько зданий, сколько болезней было известно в то время. Была там и колония для прокаженных.
    Василий Кесарийский издал в 370 г. первый в истории монастырский “Устав”, который предусматривал, кроме больниц, устройство при монастырях богаделен (приютов для престарелых и увечных) и ксенодохий
    (постоялых дворов для странников, заболевших в пути).
    Другая крупная монастырская больница была построена в Константинополе. В ней было 5 отделений, 50 коек, постоянный штат врачей (в том числе хирурги и повитухи). В каждом отделении было по 2 врача, которые принимали также и приходящих больных. Врачи получали жалованье деньгами и продуктами, пользовались бесплатным жильем и монастырскими лошадьми, но не могли заниматься частной практикой без специального разрешения императора. При больнице работала школа по обучению врачебному искусству.
    Кроме монастырских, в крупных городах Византии продолжали существовать частные больницы и при них медицинские школы; создавались также большие гражданские больницы, а позднее и аптеки.
    Больницы были распространены повсеместно.
    Они возникали из богаделен,
    ксенодохий, изоляторов для заразных больных.
    23. Авиценна «Канон врачебной науки» и его роль в развитии медицины.
    Ибн Сина начал работу над «Каноном врачебной науки » и писал его около 20 лет.
    «Канон врачебной науки» явился энциклопедией медицинских знаний того времени. Он состоит из пяти книг. Каждая книга в свою очередь делится на части , отделы, статьи и параграфы .
    Первая книга посвящена общим принципам медицины и гигиеническим воззрениям Ибн Сины.
    Одна из ее частей— «О сохранении здоровья» является крупнейшим гигиеническим компендиумом древности.
    Вторая и пятая книги посвящены лекарствоведению. Во второй описаны простые лекарства, «в которых нет искусственно изготовленного состава», в пятой-—«сложные» лекарства, яды и противоядия.

    В целом в «Каноне» описано 811 лекарственных средств растительного , животного и минерального происхождения с указанием их действия, способов применения, правил сбора и хранения.
    В третьей книге описаны отдельные болезни , их диагностика и лечение.
    Четвертая книга посвящена хирургии (лечению вывихов, переломов, опухолей, гнойных воспалений и т. д.) и общим заболеваниям организма (лихорадки, заразные болезни, кожные болезни, косметика, учение о ядах).
    В XII в. «Канон» был переведен на латинский язык. После изобретения книгопечатания по числу изданий он соперничал с «Библией» и, по мнению ряда исследователей, явился самым изучаемым трудом в истории человечества.
    24.Медицина в Западной Европе в эпоху раннего средневековья
    1.Санитарно-технические сооружения. Строились водопроводы, сточные системы, бани, строительство акведуков (водопроводов). В то же время баня оставалась местом врачевания: врачи предписывали больным баню 1—2 раза в неделю (в зависимости от заболевания).
    2.Развитие медицинских знаний. Главным источником и основой медицинских знаний в
    Византийской империи были «Гиппократов сборник» и сочинения Галена.Одним из самых выдающихся вралей Византии был Орибасий из Пергама .Орибасий составил энциклопедический труд «Врачебное собрание» в 72 книгах, из которых до нас дошли лишь 27.В нем он обобщил и систематизировал врачебное наследие от Гиппократа до Галена, включая труды Геродота, Диоскорида, Диокла и других античных авторов.
    3.Образование и медицина. Несмотря на свой практический характер, медицина в Византии продолжала считаться теоретической дисциплиной и изучалась по сочинениям великих медиков античности (христианская религия запрещала пролитие крови и анатомирование трупов). Особое внимание уделялось приемам лечения, выработанным в предшествующие столетия, и изучению лекарственных средств.По свидетельству современников, обучение медицине носило характер дискуссии. По окончании образования, сдачи экзаменов специально назначенной коллегии врачей и получения соответствующих свидетельств окончившие медицинские школы могли получить государственные должности и звание архиатра. Однако в большинстве случаев они занимались частной практикой.
    Первые больницы
    С историей Византии тесно связано возникновение и развитие монастырских больниц и больничного дела.Сo временем первоначальное содержание монашества — уход от жизни — расширилось: монахи начали принимать участие в общественных заботах. Деловая организация и дисциплина монастырей позволили им в трудные годы войн и эпидемий оставаться цитаделью порядка и принимать под свою крышу стариков и детей, раненых и больных. Так возникли первые ксенодохии (т. е. монастырские приюты для увечных и больных путников) — прообразы будущих монастырских больниц.
    25.Медицина в Западной Европе в период средневековья
    СМ билет 24
    Схоластика и догматизм их влияние на развитие медицины
    Схоластика (от греч. schole-—школа) —тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением мысли авторитету догмата веры.
    В области медицины главными авторитетами были Гален, Гиппократ и Ибн Сина . Их сочинения, отобранные и отрецензированные церковными служителями, заучивались наизусть. Средневековые схоласты исключили из учения Галена его выдающиеся экспериментальные достижения в области строения и функций живого организма. Таким образом возник галенизм — искаженное, одностороннее толкование учения Галена.
    Часто алхимию называют лженаукой. На самом деле это закономерный исторический этап становления современной химии, которая прошла в своем развитии несколько периодов.
    Однако мертвящее влияние схоластики сказалось и на алхимии, а вместе с ней — на фармации.
    Главной целью европейской средневековой алхимии стало превращение «неблагородных» металлов в
    «благородные» (золото и серебро). Полагали, что оно происходит под влиянием «философского камня», на поиски и открытие которого были направлены усилия многих поколений алхимиков. «Философскому камню» приписывались также чудодейственные свойства исцеления от всех болезней и возвращение
    молодости. Алхимией стали заниматься короли и вельможи, богословы и врачи и даже люди без определенных занятий.
    Тем не менее подлинные ученые периода развитого средневековья стремились подойти к вопросу о превращении веществ с естественных позиций.
    26.Основные черты естествознания в эпоху Возрождения
    В эпоху Возрождения основными чертами естествознания стали: утверждение опытного метода в науке, развитие математики и механики, метафизическое мышление, которое явилось шагом вперед по сравнению со схоластическим мышлением классического средневековья.
    Все эти черты ярко проявились в период становления анатомии как науки. Одним из ее основоположников был гениальный итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи (Leonardo da
    Vinci, 1452—1519).. Ему принадлежат ценные технические изобретения в области военно-инженерного дела и гидротехники; своими открытиями он обогатил физику, геометрию, механику, астрономию, геологию, ботанику, анатомию. Утверждая опытный метод в науке, Леонардо да Винчи одним из первых в Европе стал вскрывать человеческие трупы и систематически изучать их строение, внедряя новые методы исследования (промывание органов проточной водой, инъецирование воском желудочков мозга и сосудов, распилы костей и матки.
    Основные черты естествознания эпохи Возрождения: а) гуманистическое мировоззрение; б) утверждение опытного метода в науке; в) развитие математики и механики; г) метафизическое мышление (которое явилось шагом вперед по сравнению со схоластическим методом классического Средневековья).
    В противовес схоластическому мировоззрению с его опорой на авторитеты, в науке стал утверждаться опытный метод. Предпочтение отдавалось наблюдению и точному счету.
    27.Создание науки о строении человеческого тела. Труды Леонардо да Винчи, Андрея
    Везалия и его последователей
    Термин «анатомия» происходит от древнегреческого слова – anatemnein – рассекаю, расчленяю.
    Это объясняется тем, что первым и основным методом исследования человека был метод расчленения трупов. Анатомия, наряду с физиологией, является основой теоретической и практической медицины, так как точные знания формы и строения тела человека суть непременное условие для понимания жизненных отправлений здорового и больного организма и создания правильных представлений о причинах болезней, без чего невозможно проведение профилактики и лечения. Значение анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки.
    Анатомия как наука берет свое начало в Древней Греции. Один из ярких представителей –
    Гиппократ (ок. 460 – ок. 377 г. до н. э.), которого по праву называют отцом античной медицины.
    Большая его заслуга перед наукой состоит в том, что он собрал и систематизировал все накопленные до него данные и написал книгу «Гиппократов сборник». В области медицины Гиппократ был непререкаемым авторитетом на протяжении двух тысяч лет. Он смотрел на болезни как результат нарушения смешения жидкостей в организме. Отсюда возникла «гуморальная» теория, которая в известной мере сохранила свое значение и в настоящее время. Ученый считал анатомию первоосновой медицины, а последнюю он рассматривал как искусство. Известна клятва Гиппократа, которая принимается каждым окончившим вуз врачом.
    Гален (ок. 130 – ок. 200 г.) после Гиппократа считался самым выдающимся ученым древности.
    Свои анатомические взгляды он изложил в труде «О назначении частей тела человека», где структура органов рассматривается в неразрывной связи с их функцией.
    В X в. в Средней Азии в обстановке экономического и культурного расцвета государства центром средоточения науки и искусства стала Бухара, выдающимся представителем которой был таджик по национальности Ибн-Сина, или Авиценна (ок. 980 – 1037 гг.).
    Крупный вклад в развитие анатомии человека и животных внес итальянский живописец и ученый эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452 – 1519), который считается основоположником пластической анатомии. Он явился подлинным новатором в описании строения организма человека.

    Исследуя органы, он изучал их возрастные особенности, отличия, связанные с полом, развитие и увядание организма. Им написан «Трактат по анатомии», который не смог вместить в себя всех достижений этого выдающегося ученого.
    Другим представителем эпохи Возрождения был Андреас Везалий (1514 – 1564), которого по праву основателем и реформатором анатомии. После окончания Падуанского университета в возрасте 23 лет Везалию присудили ученую степень доктора медицины, и в качестве профессора он приступил к чтению лекций по анатомии.
    Анатомия изучает организм человека как целостную систему, которая находится в единстве с условиями существования. Организм человека постоянно изменяется с момента рождения до момента смерти. Кроме того, человек как вид, является продуктом длительной эволюции, которая обнаруживает черты родственного сходства с животными формами. Поэтому анатомия исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии. С этой целью:
    1. Изучается развитие человеческого рода в процессе эволюции животных - филогенез (phylon - род, genesis -развитие). Для изучения филогенеза используются данные сравнительной анатомии, учитываются принципы эволюционной морфологии, которая вскрывает движущие силы эволюции и изменения в процессе приспособления организма к конкретным условиям окружающей среды.
    2. Исследуется процесс становления и развития человека в связи с развитием общества
    - антропогенез (anthopos -человек). Для этого используются сравнительная и эволюционная морфология и данные антропологии - науки о человеке.
    3.
    Рассматривается процесс развития индивида - онтогенез (onthos - особь) в течение всей его жизни: эмбриональной /утробной/ и постэмбриональной /внеутробной/ от рождения до момента смерти.
    С этой целью используются данные эмбриологии (embryon - зародыш), возрастной анатомии и геронтологии (греч. geron, gerontos - старик) - науки о старости.
    28. Возникновение учения о кровообращении
    В 1546 г. испанский философ-богослов и врач Мигель Сервет (1509 ― 1553)впервые, а Западной
    Европе описал малый круг кровообращения. Показав, что кровь из легких возвращается к сердцу, он восполнил недостающее звено и сделал важный шаг на пути к созданию стройной теории о круговом движении крови, разработанной почти столетие спустя У.Гарвеем.
    Рождение физиологии как науки связывают с именем У.Гарвея, которому принадлежит заслуга создания стройной теории кровообращения.
    Уильям Гарвей (1578 ― 1657 гг.) — выдающийся английский врач, физиолог и эмбриолог.
    Профессор кафедры анатомии, физиологии и хирургии в Лондоне.
    Основываясь на достижениях своих предшественников — Галена, Везалия. Коломбо, Фабриция,
    — Гарвей математически рассчитал и экспериментальна обосновал теорию кровообращения, согласно которой кровь движется в одном направлении, кругообразно по малому и большому кругам, непременно возвращаясь к сердцу. По мнению Гарвея, на периферии кровь переходит из артерий в вены по анастомозам и через поры тканей, — при жизни Гарвея в физиологии еще не применяли микроскопической техники, и он не мог увидеть капилляров.
    Труд: «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628 г.).
    Реальдо Коломбо
    Несколько лет спустя после Сервета ученик Везалия Реальдо Коломбо, выступая с аналогичной гипотезой, поставил ее на основание из более строгих научных доказательств. Малый круг кровообращения был открыт вторично. При этом труды Коломбо и других исследователей того времени органично вписались в фундамент физиологического знания, созданного Гарвеем.
    Коломбо родился в 1516 году в Кремоне, учился в Венеции и Падуе. В 1540 году он был назначен профессором хирургии в Падуе, но потом эта кафедра была передана Везалию, а Коломбо был определен к нему помощником. Затем он был приглашен профессором анатомии в Пизу, а через два года папа Павел
    IV назначил его профессором анатомии в Рим, где он трудился до конца своей жизни. Труд Коломбо «Об анатомии», где были высказаны мысли о легочном кровообращении, был опубликован в год его смерти.
    С идеей малого круга кровообращения Коломбо, абсолютно идентичной серветовской, Уильям
    Гарвей был знаком, он сам об этом пишет в труде о движении сердца и крови. Знал ли Гарвей о труде
    Сервета, сказать никто не берется. Почти все экземпляры книги «Восстановление христианства» были сожжены.
    Фабриций

    Он описал венозные клапаны - заслоночки, которые через определенные расстояния прикрывают отверстия вен. Для чего они существуют, Фабриций так и не понял. Он считал, что заслоночки регулируют движение крови от сердца; на самом же деле они являются непреодолимым препятствием для такого движения и позволяют крови течь по венам только в сторону сердца.
    Фабриций правильно в своих наблюдениях, он тоже был бы на пути к другому открытию - открытию кровообращения. Стало бы понятно, что раз кровь течет по артериям от сердца, а по венам - к сердцу, значит где-то артерии сообщаются с венами, кровь из них переходит в вены; значит она вовсе не потребляется на периферии вся, без остатка - одна и та же масса крови движется по тем и другим сосудам, которые представляют собой не две, а одну сосудистую систему. Но этот знаменательный вывод не был сделан. Час его еще не пробил.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта