Главная страница
Навигация по странице:

  • Цели преподавания дисциплины

  • Задачи курса «История медицины»

  • Толкование причин болезней (вопрос 6)

  • Таким образом, характеризуя возникновение и становление медицинских знаний на ранних этапах первобытного строя следует выделить следующие черты

  • 1. История медицины как наука и предмет изучения


    Скачать 2.56 Mb.
    Название1. История медицины как наука и предмет изучения
    Дата06.10.2022
    Размер2.56 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаZAChET_IM.pdf
    ТипЗакон
    #718647
    страница1 из 4
      1   2   3   4


    1.
    История медицины как наука и предмет изучения
    История медицина как наука изучает закономерности становления и развития медицинских знаний и практических приемов оказания врачебной помощи на протяжении всей истории развития человечества. Характер и содержание медицинских представлений, медицинской деятельности на различных этапах развития медицины определяется господствующим мировоззрением, состоянием культуры, экономики, естествознания, техники.
    Предмет изучения
    1.Знания о строении и функциях человеческого организма на основании эмпирических наблюдений и простейших опытных сведений
    2.Медицинские знания о здоровье и патологии, т.е. болезни
    3.Медицинские знания о способах сохранения и укрепления здоровья
    4.Совокупность практических приемов, применяемых для диагностики, предупреждения и лечения заболеваний
    Цели преподавания дисциплины:
    1.
    Развитие историко-медицинского цивилизационного процесса.
    2.
    Приобретение основ методов исторического исследования.
    3.
    Формирование мировоззрения.
    4.
    Повышение общекультурного потенциала будущих специалистов.
    Задачи курса «История медицины»:
    1.
    Проследить общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до нашего времени.
    2.
    Раскрыть достижения каждой эпохи в области медицины в процессе поступательного развития духовной культуры человечества.
    3.
    Показать взаимодействие и единство интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара.
    4.
    Рассмотреть историю врачебной этики в различных странах мира.
    2.
    Периодизация истории медицины. Источники изучения
    Предпосылкой научного исторического исследования, в частности медицины является правильная периодизация – выделение периодов, характеризующихся определенными чертами, отличающими их от других периодов. В основу периодизации истории медицины положена периодизация общей, так называемой гражданской истории – деление ее по общественно-экономическим формациям. Совершенно очевидно, что состояние медицинской практики и науки, возникающие задачи и возможности их разрешения, условия труда медиков, их общественная роль при разных общественно-экономических формациях резко различаются. Основными формациями являются: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический строй. Изменения в медицинской деятельности и науке происходили и происходят под определяющим влиянием коренных изменений в жизни общества, отражали и отражают эти изменения. Указанная периодизация по основным общественно-экономическим формациям и по стадиям в пределах каждой из них касается преимущественно общей истории медицины, рассматривающей развитие медицины в целом. Что касается отдельных медицинских дисциплин, то здесь, кроме общей периодизации следует иметь в виду особенности развития каждой из них – хирургии, терапии, педиатрии, гигиены и всех других: например в развитии хирургии – существенные изменения в связи с введением наркоза и его усовершенствованием, введением антисептики и асептики (обеззараживание ран), в развитии гигиены – изменение ее облика в связи с появлением гигиенической лаборатории и вооружением гигиены микробиологией, биохимией и многими другими отраслями естествознания.

    3.
    Значение изучения истории медицины для подготовки врача
    1. Изучение истории Медицины способствует формированию и развитию логики врачебного мышления. Это особый образ восприятия, анализа и обобщения увиденного и услышанного. Врач должен
    Периоды
    Всемирной истории
    Хронологические Рамки
    (условие)
    Абсолютный
    Возраст
    Первобытное общество
    -2 млн. лет тому назад возникло человечество. 1У- 1 тыс. до н.э.

    2 млн. лет
    20000 веков. первые цивилизации
    Древний мир
    (рабовладельческий строй)
    1У- тыс. до н.э. середина 1 тыс. н.э.
    4 тыс.лет 40 веков.
    Средние века (феодальные отношение)
    476 г.- Падение Западной
    Римской империи – 16 век.
    1200 лет (12 веков).
    История Нового
    Времени.
    (капитал. отношение)
    1640г.
    1918г.
    Около 300 лет
    3 века.
    Новейшее время
    (современная история)
    С 1918 г.
    (менее века)
    увидеть симптомы: изменение цвета кожи, мочи, температуры, поведенческие реакции: зрачки и на основном поставить диагноз – лечение от простого созерцания – к абстрактному мышлению, к практике.
    2. Знание истории медицины дает возможность представить современную медицину, как итог длительного процесса развития, и что это развитие продолжается и в настоящее время.
    3. Понимание роли личностей в истории медицины. Изучение медицины является следствием изучения научно-практического наследия выдающихся деятелей медицины на протяжении ее исторического развития.
    4.
    Зависимость развития медицины от социально-экономических условий общества,
    уровня развития, смежных наук, философских учений
    История медицины тесно связана с такими науками как:
    Философия – к ней относятся вопросы о сущности здоровья и болезни. Познавательные интересы медицины простираются от молекулярного и клеточного уровня морфофизиологии человека до социально-политических и правовых норм человеческого общежития. Со второй половины XIX века медицина в своих теоретических установках рассматривается как ветвь биологии. Основополагающие понятия медицины – здоровье, норма, болезнь, этиология и другие пересекаются или стыкуются с целым рядом понятий биологии, но по своему содержанию не сводятся к ним и не поглощаются ими. Чтобы понять реальные особенности жизнедеятельности человека медицина не вправе пренебрегать прописными истинами биологии. Медицина может разрабатывать методы диагностики и лечения болезней, основанные на принципах механики (например баллистокардиография ?), физики
    (электрокардиография, различные методы физиотерапии) и химии (клинико-лабораторные анализы).
    История медицины неразрывно связана с анатомией, основоположником которой был итальянский ученый и художник Леонардо да Винчи. С физиологией, которая изучает жизнедеятельность целого организма, его частей, систем, органов и клеток в тесной взаимосвязи с окружающей природой. Рождение физиологии как науки, связывают с именем Уильяма Гарвея. С гистологией (от греческого histos – ткань, logos – учение) – наука о строении, развитии и жизнедеятельности тканей живых организмов.
    Микробиология – наука о микроорганизмах, их строение и жизнедеятельность, а также изменениях, вызываемых ими в организмах людей, животных. Психологией и педагогикой. Связь педагогики с медициной привела к коррекционной педагогики как к специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии.
    История медицины - единый всемирно-исторический процесс, который на богатом опыте многовекового развития медицинской практики и науки предостерегает от необоснованных, поспешных суждений, от поисков «панацеи» в отдельных, хотя и значительных, открытиях, от преувеличения значения частных, хотя и важных, методов лечения и диагностики. Знание истории медицины, предостерегая от ошибок, вооружает в поисках нового, в успешном продвижении вперед.
    5.
    Медицина первобытно-общинного строя
    1.
    Становление человека и человеческого общества, возникновение медицины.
    Время возникновения медицины нельзя считать окончательно решенным. Мы не можем сомневаться, что потребность в лечении при болезнях и травмах у первобытного человека имела место, однако не существует достаточных оснований думать, что на первых порах существования первобытного человеческого стада к лечению подходили сознательно. В помощи нуждались и животные и предлюди
    (у животных есть приемы «самопомощи», они зализывают раны, поедают различные травы в зависимости от заболевания растения, щадят пораненный участок). Такими же приемами, по-видимому, владели и предлюди, возможно даже в большем объеме. Пока первобытный человек не отделял помощь при болезнях и травмах от собственной жизнедеятельности, пока для него важны лишь собственные ощущения и переживания, на первом месте стоит инстинкт самосохранения. Но с момента, когда он приходит на помощь другому человеку, когда помощь при болезни и травмах превращается в средство сохранения жизни, здоровья других членов общины мы можем говорить о формировании медицины.
    2.
    Врачевание в период расцвета первобытного общества.
    Первые опыты врачевания основывались на наблюдении и прежде всего, были связаны с питанием. Люди на протяжении огромного периода питались преимущественно растениями. Об этом свидетельствует, в частности, останки неандертальского человека (Неандертальская долина близ
    Дюссельдорфа). Его зубы были очень массивными и имели стертые коронки, что свидетельствовало о
    растительной пище, а стертость коронок – примесью к пище золы и земли. Следующая ступень существования человека началась с употреблением в пищу рыб, раков, ракушек и т.д. Устанавливалась связь между растениями и их действием на организм: утоляет голод, горькое, несъедобное, мочегонное, болеутоляющее, слабительное и т. д. Эти сведения составляли основу первичных врачебных
    (медицинских) знаний. Очевидно, растения были первыми лекарственными средствами:
    - болеутоляющие (пасленовые)
    - раздражающие (полынь)
    - наркотические (мак, конопля)
    - седативные (валериана).
    Эти знания были результатом коллективного опыта большого сообщества людей во многих поколениях - коллективный опыт общин.
    Уменьшая зависимость человека от природы, огонь предоставил возможности более широкого расселения, способствовал улучшению питания, позволил отделить жир от мяса, что позволило использовать его в лечебных целях. Появилась возможность использовать в лечебных целях солнечное тепло и горячие источники. Изобретение лука и стрелы привело к развитию охоты. Вместе с охотой развивалась элементарная хирургия – лечение ран, переломов, вывихов. Накапливается опыт применения лечебных средств животного происхождения (кровь, печень, сырое мясо). Имеются основания считать, что неандертальский человек владел техникой вскрытия абсцессов и других поверхностных нагноительных образований, наложение швов на рану. С древних времен использовались силы природы (солнце, вода, растительное масло, нарзан).
    Одним из древнейших видов медицинской деятельности была помощь при родах и уход за
    детьми, особенно новорожденными, лечение детских болезней и их предупреждение. Зачатки акушерства и педиатрии раннего возраста возникли исторически в тесной неразрывной связи.
    Наибольшее внимание жизни и здоровью детей уделяли оседлые народы, жившие в плодородных местностях и занимавшиеся земледелием. Обычай умерщвлять детей встречался преимущественно у кочевников: охотников, скотоводов. Восточные славяне, рано перешедшие к оседлому образу жизни, отмечали заботливое отношение к детям и многодетность.
    Толкование причин болезней (вопрос 6)
    Медицинские знания, полученные от предков, в неолите были еще весьма ограниченными. Люди понимали свое бессилие перед грозной силой природы, пытаясь объяснить происходящее вокруг, а также внутри себя действием фантастических сил. Именно так возникли первые религиозные представления, отразившиеся на методах врачевания. Вера в присутствие взаимосвязи между человеком и определенным видом животного или растения называется тотемизмом (от алгонкинского «от-отем» - его род).
    Верования в период ранней родовой общины относились, прежде всего, к зоо-тотемизму, то есть к почитанию животных. Каждый род носил имя своего тотема. Зверю поклонялись, искали защиты от бед и болезней. (в Индии – корова, Россия – медведь, Греция – козел).
    Неизбежным следствием тотемизма стал фетишизм (от португ. fetico – «амулет, талисман»), выражавшийся в обожествлении неодушевленных предметов. Проявляясь в почитании привычных бытовых вещей, например посуды, копье, лук, меч и т.д. Культовые предметы изготавливались специально, получив распространение в виде амулетов и талисманов из дерева, камня или человеческих костей.
    Более поздним представлением стал анимизм (от лат. animus – «душа, дух»). Одухотворение природы, вера в душу, духов, добрые и злые силы напрямую связаны с культом умерших предков.
    Появления обморока, эпилепсии, галлюцинаций представлялись первобытным людям следствием деятельности существующего внутри человека двойника – души, которая может временно покидать тело.
    Составной частью анимизма является магия (от греч magia – колдовство) – вера в возможность человека действовать на других людей предметы, стихии. Среди многочисленных разновидностей магии была и лечебная магия – врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике. Культ предков отразился и на представлениях первобытного человека о причинах болезней: возникновение недуга понималось, как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка. Стремление изгнать дух болезни из тела больного породило целое направление культовой практики – шаманство, которое сочетало в себе иррациональные ритуалы с применением рациональных средств и приемов врачевания.
    Символическим или конкретным жертвоприношением старались задобрить духа. Считали, что болезнь можно обмануть: для этого меняли одежду, имя, маскировали больного. Большое распространение в разных странах имели устрашающие методы для того чтобы «изгнать» болезнь из тела больного или помешать ей «войти» в него. Для «изгнания» болезни применялись слабительные, внутрь
    давались вещества, вызывающие отвращение, рвоту. Болезненное начало высасывалось из раны, язвы.
    Чтобы болезнь легче могла «выйти» из больного, первобытные люди делали на черепах маленьких детей трепанационные отверстия.
    Заблуждения в эпоху первобытного общества очевидны, но от них не была свободна и медицина последующих периодов вплоть до Нового времени.
    3.
    Медицина в период разложения первобытного общества.
    Эпоха матриархата характеризуется тем, что во главе рода стояла женщина. На этом этапе первобытнообщинный строй достиг своего расцвета. Женщина-родоначальница являлась хранительницей домашнего очага. Труд женщины проявлялся преимущественно в области, связанной с жилищем, приготовлением пищи, одежды. Женщины раньше всего могли выучиться применять их практически и приготовлять лечебные снадобья и противоядия. Представление о совершенном здоровье первобытных людей опровергается и многочисленными данными археологических раскопок. На скелетах доисторических людей обнаруживаются болезненные изменения костей, сросшиеся переломы, остеомиелит, некроз, кариес зубов, рахит, периоститы, повреждения позвоночника. Некоторые инфекционные заболевания (например, малярия) были унаследованы человеком от его предков - человекообразных обезьян.
    В III- II тысячелетии до н.э., с развитием и распространением пастушеского скотоводства материнский род уступил место отцовскому – патриархальному (патриархат). Отныне счет родства стал вестись по отцовской линии. Главенствующее положение перешло к мужчине, который стал во главе родовой общины. В дальнейшем место родовой общины стала занимать сельская община. К этому же времени относятся два обстоятельства, имевшие не малое значение для развития медицины:
    1. Возникновение гончарного дела и появление глиняной посуды, что дало возможность варить пищу и лечебные снадобья.
    2. Использование самородных металлов (медь, олово, свинец, серебро, золо то) и плавка их в тигле, из которых начинают делать хирургические инст- рументы.
    Таким образом, характеризуя возникновение и становление медицинских знаний на
    ранних этапах первобытного строя следует выделить следующие черты:
    1. Эмпирические (наблюдения, сравнения, сопоставления) знания о лечебных свойствах растений.
    2. Эмпирические знания о заболеваниях, связанных с растениями, используемыми для питания.
    3. Накопления эмпирических навыков по уходу за больными, оказания помощи при родах и уходу за ребенком и роженицей..
    4. Коллективный характер лечебной помощи, коллективный опыт общины с преимущественным участием женщин, как первых врачева- телей.
    Развивалась и народная гигиена. Умение восстанавливать силы для труда, защищаться от действия неблагоприятных условий окружающей среды, закрепленное в обычаях и ритуалах рода
    (племени), казалось разных сторон быта: устройства жилища, питания, одежды, правил личной гигиены, захоронения умерших и т.д. Расширение площади расселения требовало принятие мер по защите от холода. Строились жилища, в центре которых располагался очаг, на возвышенности, обычно рядом с источником проточной воды. Важное гигиеническое значение имел появившийся у неандертальцев обряд погребения мертвых. Ранее существовал обычай оставлять труп умершего в жилище, что нередко приводило к вспышкам инфекционных заболеваний.
    При выборе места для жилища применяли специальные приемы выявления «здорового» участка: выкапывали угловые ямы, насыпали туда немного ржи, клали куски хлеба, ставили по стакану воды, если на следующий день находили хлеб и воду неизмененными, место считалось подходящим. Важным гигиеническим приобретением первобытного человека стал навык хранения продуктов питания и воды в закрытых емкостях с использованием трав, обладающих свойством отпугивать злых духов, т.е. замедлять процессы гниения. В гигиенических и лечебных целях использовали бани, соединившие в себе
    «очистительные силы» воды и огня.
    При общественном разделении труда в первобытном обществе выделялись отдельные профессии и среди них знахари, в обязанности которых входила лечебная деятельность, примитивное врачевание.
    Носителями знаний долгое время были народные лечцы. Первобытный знахарь должен был быть хорошо
    знаком с местной флорой и фауной. Он лучше знал своих соплеменников, традиции племени. В его обязанности входило хранение знаний и их передача по наследству. В усвоении практических навыков лечения значительную роль играла преемственность врачебных знаний. Внутри каждого рода формируется определенный круг лиц с все более суживающими функциями, в которые входило и врачевание. О врачебной профессии как таковой можно говорить только применительно к более поздней эпохе древних цивилизаций. С возникновением и развитием религии обособлялась группа служителей культа, которым приписывались тайные знания, особая способность воздействия на силы природы.
    Знахарь часто пользуется травами и снадобьями, целебные свойства которых часто вызывают сомнения.
    Применяет в лечение гипноз, самовнушение создавая атмосферу страха. «Профессия»
      1   2   3   4


    написать администратору сайта