Главная страница
Навигация по странице:

  • 1) История возникновения философии и метафизики

  • 2) Трансформации классической философии и её альтернатива в 20 веке.

  • 3) Вопросы по истории белорусской государственности: Правовое государство, его основные признаки

  • Список использованных источников

  • Контрольная работа по философии. контрольная. 1 История возникновения философии и метафизики


    Скачать 37.53 Kb.
    Название1 История возникновения философии и метафизики
    АнкорКонтрольная работа по философии
    Дата10.03.2022
    Размер37.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаконтрольная.docx
    ТипДокументы
    #389990

    Содержание


    1) История возникновения философии и метафизики 2

    2) Трансформации классической философии и её альтернатива в 20 веке. 6

    3) Вопросы по истории белорусской государственности: Правовое государство, его основные признаки 13

    Список использованных источников 14

    1) История возникновения философии и метафизики
    Слово «философия» имеет древнегреческое происхождение. Оно образовано из двух греческих слов: «филео» («люблю») и «софия» («мудрость»), что означает «любовь к мудрости». Этот термин встречается уже у древнегреческого философа Пифагора (580–500 гг. до н. э.). Но в качестве названия особой отрасли знания о бытии, человеке, смысле его жизни, познании он был введен Платоном (428/27-347 гг. до н. э.).

    Философия возникла в древности, в первых классовых обществах Древнего Египта, Вавилонии, Индии, Китая, но наибольшего расцвета достигла на первом этапе в античном мире — в Древней Греции и Древнем Риме. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания (когда эти знания стали приходить в противоречие с традиционными верованиями). Социальной предпосылкой возникновения философии явилось разделение труда между членами общества, в частности, отделение умственного труда от физического.

    Предмет философии изменялся по мере накопления знаний о мире, по мере развития самого философского знания, в тесной связи с общественно-исторической практикой. Вначале философия была нерасчлененным учением, не дифференцированным на отдельные отрасли знания, и включала в себя всю совокупность знаний о мире (астрономических, математических, географических, исторических, медицинских и др.). Это была так называемая натурфилософия, а первые философы были натурфилософами, то есть и философами, и естествоиспытателями одновременно.

    По мере накопления знаний о мире происходил процесс их выделения в самостоятельные отрасли исследования. Возникли математика, астрономия, география, история, медицина и другие отрасли знания. Происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика (наука о формах правильного мышления), философия истории, этика, эстетика, история самой философии.

    Предмет философии

    Существует множество определений предмета «философия». Так, для Платона философия есть размышление о мире, человеческой жизни и смерти, смысле человеческого существования, природе знания, силе человеческого разума, истине, справедливости, мужестве и других нравственных добродетелях. Аристотель назвал философию наукой «о наиболее общем». Многие исследователи и сегодня считают данное определение самым удачным. Ф. Шлегель дает следующую дефиницию философии: «…познание внутреннего человека, причин природы, отношения человека к природе и его связи с ней…» Н. Бердяев определяет философию как «учение о смысле человеческого существования, о человеческой судьбе». По мнению С. Франка, философия есть «общее понимание мира и жизни, уяснение основных свойств и отношений бытия и постижение смысла человеческой жизни, то есть назначения человека и места его в бытии» и т. д. По существу, почти через все определения проходит проблема человека в мире: его место в мире или способ освоения мира и т. п. Поэтому в самом общем плане предмет философии можно определить как «мир-человек» или как отношение человека — субъекта познания — к миру, объекту, материи.

    Философская картина мира характеризуется тем, что содержит в себе два мыслительных хода: от Человека к Миру и от Мира к Человеку.

    Определяя предмет философии как «мир — человек», следует иметь в виду, что эта формула чрезвычайно многогранна. Она включает в себя классические, смысложизненные вопросы: Какова природа мира? Есть ли в нем общие начала, связи и законы? Познаваем ли мир? Что есть человек? Какова его природа? Каково соотношение телесного и духовного, социального и биологического начал в человеке? Какова диалектика необходимости и свободы, объективных условий и субъективного фактора в истории, личности и обществе? Каковы формы взаимодействия человека с миром? В чем смысл жизни человека? И многие другие.

    Таким образом, философия – это система самых общих теоретических взглядов на мир, человека, место человека в мире, уяснение различных форм отношения человека к миру.

    Основные функции философии

    Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.

    1. Мировоззренческая функция состоит в том, что философия способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.

    2. Методологическая заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

    3. Мыслительно-теоретическая состоит в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать.

    4. Гносеологическая – это познавательная функция философии.

    5. Критическая состоит в том, что философия учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача – разрушение догм, увеличение достоверности знания.

    6. Аксеологическая заключается в том, что философия учит оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей.

    7. Социальная функция состоит в том, что философия пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества.

    8. Воспитательно-гуманитарная заключается в том, что философия, культивируя гуманистические ценности и идеалы, стремится привить их человеку и обществу, способствует укреплению морали.

    9. Прогностическая состоит в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества.

    10. Общекультурная – функция, которую философия выполняла с момента своего зарождения; философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. В настоящее время философия является важнейшим духовным элементом культуры человечества.

    11. Практическая функция заключается в том, что теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым доказывая правильность теоретических суждений.

    Осуществление перечисленных функций и определяет роль философии в жизни человеческого общества.

    Метафизика (от греч. Meta to physika то, что за физическим).

    Метафизика – это философское учение о предельных, сверхопытных, сущностных принципах и началах бытия, познания, человека, культуры.

    Метафизическая мысль есть мышление, охватывающее своими понятиями и целое, и мышление о нем и знания человека о самом себе. Трактовка метафизики неразрывно связана с пониманием философии, динамики ее предмета и предназначения в культуре. В истории философской мысли понятие метафизика нередко выступало в качестве синонима философии, поскольку метафизика – центральное учение всей философии, в которой ставятся фундаментальные предельные вопросы, касающиеся бытия человека вмире.

    Сам термин «метафизика» был предложен Андроником Родосским (I в. До н.э.) при систематизации произведений Аристотеля, он так назвал группу трактатов о «бытии самом по себе», о «первых родах сущего», которые должны были следовать после физики. Этимология (происхождение) слова «метафизика» означает «то, что после физики». Дело в том, что среди сочинений Аристотеля были и такие, в которых, как отмечал и сам мыслитель, излагалась «первая философия», т.е. ставились вопросы о сущем в целом и сущем как таковом, о бытии сущего.

    Как уже было отмечено выше, греческое слово «метафизика» буквально означает «что идет после физики». Подчас термин «метафизика» используется просто как синоним термина «философия». Но чаще в термин «метафизика» вкладывается более специфический смысл. Имеются в виду некоторые сверхчувственные априорные универсальные принципы. То есть под метафизикой понимается не вся философия, а только ее основные принципы.

    В античности идущая от Аристотеля традиция считала метафизику «первой философией», наукой о бытии. Метафизика есть онтология. В античности сколько-нибудь отчетливое разделение метафизики, науки и теологии (учения о Боге) отсутствует. Основные вопросы античной философии таковы: «Что есть бытие?», «Что есть идея?» (Платон), «Что есть форма и материя?» (Аристотель). Средневековая философия не отождествляет все зияние с метафизикой. Теперь метафизика признается высшей формой рационального познания, но она соотносится со сверхразумным знанием. Вопрос о сущем остается основным вопросом философии, но он приобретает нерационалистические черты, связанные с религиозной верой и откровением. «Что есть Бог?» - вот основной вопрос средневековой философии, которая, подобно античной философии, остается по преимуществу онтологией.

    В Новое время в результате развития эмпиризма (Бэкон) и рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) метафизику начинают отделять от частных наук. Умозрительность метафизики больше не приветствуется. Первым вопросом является теперь не вопрос о бытии как таковом, а о познании и методе познания. Учение о познании называется гносеологией, учение о методе познания называется методологией. Метафизика в большей степени, чем когда бы то ни было ранее, становится гносеологией и методологией. Основной вопрос философских дискуссий – это вопрос о методе познания: является ли он эмпирическим или же рационалистическим.

    Кант делает решающие шаги к разрушению метафизики как онтологии, на первое место он ставит вопрос познания: «Что я могу знать?». У Канта философия и метафизика превращаются преимущественно в гносеологию. Кант считал, что метафизика возможна как чисто априорное знание. Такую метафизику Кант построил, но с противоречиями реальной жизни не суждено было справиться и ему.

    Гегель увидел в метафизике ограниченность рассудочного мышления, которая преодолевается диалектическим разумом. Гегель связал разум с диалектикой, рассудок – с метафизикой, противопоставив тем самым диалектику метафизическому методу. По Гегелю, а он дал начало новой философской традиции, диалектика есть противоположность метафизики как философии, неадекватной действительному положению дел. Диалектика исправляет недостатки метафизики, не справляющейся с жизненными противоречиями, переходами, процессами развития. Как видим, термину «метафизика» было придано еще одно значение (его также надо иметь в виду). Гегель принизил метафизику и возвысил диалектику. Основной вопрос гегелевской философии – это вопрос о логике. Философия становится особой философской – диалектической – логикой.

    Диалектический материализм (Маркс, Энгельс) поддержал идущее от Гегеля противопоставление метафизики диалектике.

    Но в отличие от системы Гегеля в марксизме жестко противопоставляются друг другу материя и сознание. Для Гегеля различие материи и сознания есть результат логического движения идей, вопрос о соотношении материи и сознания не является для него основным. Для диалектических материалистов противоположность материи и сознания изначальна и составляет основной вопрос философии. Ответ на этот вопрос дается такой: сознание вторично по отношению к материи и в своих существенных чертах определяется характером производственных отношении («социальной материей»). Метафизика как недиалектический способ мышления возникла, мол, не случайно, а обусловлена состоянием производственных отношений эпохи Бэкона и Локка.

    Неопозитивисты, зачислили в метафизику – а они понимали ее как умозрительное конструирование – и диалектику, и в целом философию Гегеля и Маркса. Метафизику они решили изгнать из науки. Это мероприятие окончилось неудачей, что и вынуждены были признать постпозитивисты. Основным вопросом философии нео- и постпозитивизма стал вопрос о природе научного знания.

    Неопозитивистская тенденция, существенно смягченная пониманием неустранимости из арсенала знаний философских истин, привела к аналитической философии. Основной вопрос философии теперь сводится к вопросу не просто о науке, а о рациональности, будь то в науке или в жизни.

    Лингвистическая философия (Витгенштейн, Хайдеггер) поставила в центр своего внимания проблему языка. Экзистенциальная философия обратилась к проблеме человека.

    Таким образом, многовековое развитие философских представлений привело в конечном счете к двум толкованиям содержания метафизики. Согласно негативным представлениям, метафизика есть неудовлетворительный конкурент диалектики. Положительное толкование состоит в понимании ее как совокупности основополагающих принципов философии. Но таких принципов, как мы видели, набирается достаточно много.

    2) Трансформации классической философии и её альтернатива в 20 веке.
    В двадцатом веке выдвигаются некоторые смелые и новые идеи, которые успешно конкурируют с «классической» философией.

    Во-первых, это идея изучения жизни отдельного человека и важность ее анализа. Во-вторых, это идея о том, что у человека есть не только «разум» и «сознание», но и «подсознание» («бессознательное»), которое, наряду с интуицией, становится центром исследования в современной антропологии. В-третьих, сознание и разум индивида и общественное сознание больше не понимаются как независимые структуры. Напротив, провозглашается, что они оказываются объектами манипуляции со стороны различных сил: государств, политических партий и т.д. В-четвертых, активно проводится идея существования и взаимодействия двух непересекающихся линий человеческого познания, научной и философской, с их конечным продуктом «научной истиной» и «философской истиной».

    В результате возникло принципиально новое философское мировоззрение и стиль мышления. Например, социально-экологический образ мышления и мировоззрение, определяющее современную науку и культуру.

    Новое мировоззрение поставило в центр истории человека, а не безличные силы. Культурное развитие человека отставало от энергетических и технических возможностей общества. Выход видится в развитии культуры и формировании новых человеческих качеств. Новые качества (основа нового гуманизма): глобальное мышление, любовь к справедливости и отвращение к насилию. Это также порождает новые вызовы для человечества

    • сохранение культурного наследия;

    • создание глобального наднационального сообщества;

    • сохранение природной среды;

    • повысить эффективность производства;

    • правильное использование природных ресурсов;

    • развитие интеллектуальных, чувствительных и соматических способностей человека.

    Философия двадцатого века представляет собой сложное интеллектуальное образование. Его плюрализм объясняется как развитием науки и практики, так и развитием предшествующей философии девятнадцатого века.

    Философия двадцатого века развивается в различных направлениях. К ним относятся идеализм и материализм, антропоцентризм и натурализм, рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм.

    Сциентизм – это философская и идеологическая ориентация, связанная с обоснованием способности науки решить все социальные проблемы. Сциентизм лежит в основе многих теорий и концепций технологического детерминизма, концепций неопозитивизма (особенно в философии науки).

    Антигражданство не отрицает силу влияния науки на общественную жизнь и людей. Они интерпретируют это влияние как негативное. Антисциентист переосмысливает такие понятия, как истина, рациональность, социальная гармония и т.д.

    Эти две тенденции в философии ХХ века органично связаны с рационализмом и иррационализмом, антропологизмом и натурализмом. В XX веке рационализм и иррационализм представлены как философское понимание основных средств познания мира, управления человеческой деятельностью и влияния на развитие общества.

    Основные модели современной философской мысли, философские школы и течения – позитивизм, структурализм, неотомизм, экзистенциализм, «философия жизни», психоанализ, герменевтика.

    Рационалистическое направление в зарубежной философии представлено позитивизмом. Основные принципы философии позитивизма были сформулированы О. Контом в «Позитивной философии» и являются той философской моделью мышления, которая легла в основу многочисленных философских позитивистских теорий и концепций в XIX — XX веках. Важным в учении О. Конта является предложенная им классификация наук, основным принципом которой является следующий: «Все науки тесно связаны и родственны».

    Научное знание и отдельные науки имеют разную степень глубины и обобщенности в постижении мира. О. Комте вводит иерархию в систему наук: На первом месте стоит математика, за ней следуют астрономия, физика, химия и биология. Завершает систему наук социология, задача которой — организация социальной жизни человека. Решающим фактором, определяющим процесс общественного развития, является прогресс знаний и науки. Под научным знанием О. Конт понимает только знание естественных наук; гуманитарные науки заменяются «естественной» социологией.

    «Вторая историческая форма позитивизма», называемая мачизмом, появляется в конце 19-го и начале 20-го веков. Его основными представителями являются E. Мах, Р. Авенариус, Ж. Пуанкаре, К. Пирсон. Это направление развивается на основе последних открытий естествознания и утверждает, что это философия реализма: любое позитивное (научное) знание – физическое, астрономическое, биологическое — само по себе является философским знанием, и что философия не может иметь отдельного от наук объекта.

    Третья историческая форма позитивизма», неопозитивизм, возникла в 1920-х годах. Идеологическим ядром стал Венский философский кружок, предложивший программу развития научной философии. В него входили М. Шлик, Р. Карнап, Г. Фейгель, О. Нейрат, Э. Нагель, А. Айер, Ф. Франк и Л. Витгенштейн. Философия неопозитивизма (или логического позитивизма) развивается как аналитическая философия, которая в свою очередь развивается в двух направлениях: логический анализ философии и лингвистическая философия.

    Большую роль в формировании основных принципов аналитической философии сыграл Л. Витгенштейн, который устанавливает культ обыденного языка и считает необходимым его эмпирическое описание. Он выступает против некорректного обращения с языком, поскольку, по мнению Л. Витгенштейна, всевозможные вольности с языковыми формами приводят к всевозможным философским псевдопроблемам. Он считает, что все знания, благодаря языку, сводятся к набору элементарных предложений, основанных на наблюдении и опыте. Философия, по его мнению, является лишь критикой языка.

    R. Карнап, основатель семантической философии, внес большой вклад в развитие неопозитивизма. Его цель – разработать единый язык науки, имеющий единую основу. Эту единую основу обеспечивает математическая логика. Карнап изучал семантику, то есть отношения между языком и областью, которую он описывает. Он рассматривал философию как собственный анализ языка в сочетании с сенсорной (эмпирической) проверкой.

    Структурализм

    Неопозитивизм поднял важнейшие проблемы методологии науки, связанные с достижением истинного знания. Многие из них были философски традиционными, например, проблема соотношения чувственного и рационального в познании; другие были совершенно новыми, например, проблема факта, веры в познании и творчества, логики познания.

    Основным принципом неопозитивизма является принцип верификации, то есть сопоставления всех определений науки с фактами опыта. Концепция имеет смысл и представляет интерес для науки только в том случае, если она может быть подтверждена фактами. Согласно неопозитивизму, большинство проблем ранней философии – бытие, сознание, идея, Бог – не поддаются проверке, и поэтому эти проблемы являются псевдопроблемами. Они должны быть исключены из философии.

    Постпозитивизм – это направление философии, которое стремится изучать не структуру научного знания (язык, понятия), а развитие научного знания. По мнению постпозитивистов, наука развивается не строго линейно, а скачками, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена на рост и совершенствование научного знания.

    Основными представителями постпозитивизма являются: К. Поппер, Т. Кун.

    Можно выделить основные проблемы современного постпозитивизма:

    • проблема фальсификации (следует ли отказаться от научной теории в целом, если в ней обнаружен один или несколько ложных, не соответствующих действительности фактов);

    • проблема правдоподобности научных теорий (по каким критериям следует проверять правдоподобность научных теорий);

    • проблема рациональности (что такое рациональность в науке);

    • проблема соизмеримости научных теорий (какие критерии следует использовать для выявления родственности, соизмеримости научных теорий);

    • проблема понимания, нахождения общих точек зрения между взглядами антагонистических теорий.

    В 20-е годы ХХ века появилось новое научное направление в гуманитарном знании, которое впоследствии получило различные идеологические и философские интерпретации. Структурализм — это общее название некоторых течений в социокультурном знании ХХ века, которые связаны с выявлением структуры, то есть совокупности отношений между элементами целого, определяемых взаимодействием всех элементов друг с другом. Основные представители структурализма: К. Леви-Строс, М.П. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лакан, К. Барт.

    Структурализм как специфический метод исследования обращается к процессам деятельности, опосредованным общением ее участников с помощью знаковых систем, прежде всего естественного языка, а также примитивных социальных и культурных структур.

    Применение метода системно-структурного анализа специализированными науками дало положительные результаты. В лингвистике, например, с помощью этого метода были решены проблемы описания бесписьменных языков.

    В 1960-е годы системно-структурный метод был не только изучен и применен, но и возведен в ранг философской системы. Этот процесс определяется потребностями развития науки и практики. Например, характерной чертой социальных концепций структурализма является изучение различных форм общественного сознания как определяющих социальные структуры.

    Философы-структуралисты подняли ряд весьма интересных проблем: Происхождение и развитие языка, мифологии, религии, культуры и их влияние на социальные структуры; взаимосвязь между психическим и социальным, структура личности и ее самосознание. Философия структурализма развивается в русле позитивизма и является его модификацией.

    «Философия жизни» и психоанализ

    Иррационализм 20 века представлен «философией жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель, А. Бергсон), психоаналитической философией (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм) и экзистенциализмом.

    «Философия жизни» относится к системе идей о смысле и ценности жизни, фокусируется на социально-этических, ценностных вопросах. Представители «философии жизни» по-разному понимают понятие жизни: как биологический феномен («воля к власти»), космологический («жизненный импульс»), культурно-исторический (поток культурно-исторического опыта). В зависимости от этого можно выделить следующие направления: биологически-натуралистическое (Ницше, Клагес), космологическое (Берсон), культурно-историческое (Дильтей, Зиммель, Шпенглер).

    Немецкий философ В. Дильтей придерживался мнения, что философия является «наукой наук» и поэтому не дает знаний о сверхчувственных сущностях. Науки делятся на «науки о природе» и «науки о разуме». Объектом последней является социальная жизнь, которую охватывает «описательная психология». Согласно В. Дильтею, сам человек есть история, которая понимается психологией как «понимание» взаимосвязи всей душевной жизни человека, его мотивов и решений.

    Психоаналитическая философия (З. Фрейд, Э. Фромм, А. Адлер, К. Юнг) была основана З. Фрейда, который обратился к изучению явлений бессознательного, их природы и форм их проявления. Основная идея философии Фрейда заключается в том, что поведение человека определяется иррациональными психическими силами, а не законами общественного развития.

    З. Фрейд вводит новое понятие либидо. В своих поздних работах он определяет либидо не только как сексуальное влечение, но и как всю сферу человеческой любви, включая дружбу, родительскую любовь и т.д.

    З. Фрейд указывает на огромную роль влечений в жизни человека. Он выделяет два основных инстинкта – «Эрос» и «Танатос». Причем эти инстинкты взаимосвязаны и косвенно борются друг с другом.

    Изучая психику человека, Фрейд говорит о трех уровнях психики: «Я» – мир бессознательного, где хранятся подавленные желания человека, «Я» является посредником между всеми компонентами психики; «Я» — сознание человека; «суперэго» – «высший цензор»: законы, запреты, мораль, культура, традиции и т.д. Это уровень предсознания.

    Бессознательный уровень подавляется индивидом, но иногда он прорывается наружу в снах, отречениях, писаниях, непроизвольных движениях и т.д.

    З. Фрейд ввел понятие сублимации, или трансформации. Фрейд утверждал, что сексуальной энергией можно управлять с помощью сублимации, то есть преобразования сексуальной энергии в творческую.

    А. Адлер полагал, что в основе «больших» поступков, гиперактивности и сверхстремления человека лежит подавленный комплекс неполноценности, который он стремится компенсировать за счет успеха в бизнесе, политике, науке, искусстве и личной жизни. Пытаясь преодолеть комплекс неполноценности и утвердить себя среди людей, человек реализует свой творческий потенциал. А. Адлер называет это сверхкомпенсацией. Например, карьера Наполеона Бонапарта объясняется с точки зрения этой теории тем, что он пытался компенсировать свой физический недостаток – невысокий рост – за счет своего успеха.

    К. Юнг заложил основы трансперсональной психологии, которая рассматривает человека как космическое и духовное существо, неотделимое от всего человечества и Вселенной, обладающее способностью доступа к универсальному информационному полю. В 1930-40-х годах К. Юнг пришел к пониманию того, что помимо сознания и индивидуального бессознательного компонента человеческой психики, существует также коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества.

    Экзистенциализм.

    Наиболее распространенным и актуальным течением философии иррационализма является экзистенциализм или философия существования. Эта философия оказывается антропологической по своей направленности. Его проблема – это проблема человека, его существования в мире.

    Экзистенциализм возник как пессимистическое философское мировоззрение, поставившее вопрос о заботе человека в условиях современной цивилизации: «Как может человек жить в мире острых противоречий и исторических катастроф?». Экзистенциалисты пытались ответить на этот вопрос, подвергая сомнению предшествующую философскую мысль и изучая современные формы человеческого существования, культуру, исследуя переживания субъекта, его внутренний мир. Среди экзистенциалистов есть не только профессиональные философы, но и писатели, художники, кинорежиссеры и другие. В философии экзистенциализма выделяются две основные школы — немецкая, возникшая в 1920-е годы и представленная К. Ясперсом и М. Хайдеггером, и французская, возникшая в годы Второй мировой войны (Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель).

    Возникший во времена мировых войн, экзистенциализм отразил драматизм эпохи, ощущение человека, стоящего между жизнью и смертью, существованием и небытием. Его главной проблемой было отчуждение человека от общества.

    Особенно глубоко экзистенциализм анализирует субъективный опыт отчуждения личности от внешнего мира: чувство апатии, одиночества, безразличия, тревоги. М. Хайдеггер считает, что бытие внешнего мира формируется бытием внутреннего, личностного мира. В «Бытии и времени» Хайдеггер вводит понятие «существование», которое обозначает различные проявления состояния бытия. Он создает целую систему экзистенций: «бытие-в-мире», «бытие-с-другими», «бытие-здесь» и т.д. Чтобы понять смысл каждой формы бытия, человек должен отстраниться от всех практических целей и признать свою смертность и «хрупкость». Присвоение смысла личного бытия возможно только потому, что присвоение бытия исходит от человека, через поиск собственной самости.

    Для Ясперса личностное бытие связано с поиском человеком своей индивидуальности, которая проявляется в общении. Существование проявляется в свободе, которая, в свою очередь, связана с трансцендентностью. К. Ясперс излагает вариант религиозного экзистенциализма. Присвоение сущности и свободы человека происходит в «пограничных ситуациях»: перед лицом смерти, в страдании, через чувство вины. Это дает человеку возможность понять себя как экзистенциализм, который помогает человеку понять иллюзорную природу своего бытия и вступить в контакт с Богом. Экзистенциализм справедливо полагает, что «пограничные ситуации» действительно заставляют человека задуматься о смысле и содержании своей жизни и переоценить свои ценности.

    Проблема личного бытия и «пограничных ситуаций» присутствует и во французском экзистенциализме. Так, А. Камю пишет об одиночестве и безнадежности человека в «абсурдном мире». Ж. Сартр и Марсель соотносят экзистенциальные понятия не только с отдельным человеком, но и со всем человечеством: оно находится в «пограничной ситуации», охваченное чувством страха перед глобальной катастрофой. Задача экзистенциалистской философии — помочь человеку, который неотделим от человечества. Переосмыслив ценностные ориентации и мышление, человек должен создать такие исторические условия, которые предлагают решение всех острых проблем.

    3) Вопросы по истории белорусской государственности: Правовое государство, его основные признаки
    В ст. 1 Конституции Республика Беларусь указано, что она является правовым государством.

    Правовое государство – форма государственной организации, при которой государственная власть в своей деятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы.

    Признаки правового государства:

    • верховенство закона;

    • разделение властей;

    • взаимная ответственность личности и государства;

    • реальность прав и свобод гражданина;

    • развитое гражданское общество.

    Основополагающая цель правового государства – обеспечение защиты прав человека. Поэтому самым важным в ряду его признаков является принцип верховенства права, позволяющий данную защиту гарантировать. Для того чтобы он смог получить надлежащее воплощение, необходимо существование такого института, как принцип разделения властей. В свою очередь, он содержит в себе в качестве более детального принцип независимости судебной власти, важность которого обосновывается тем, что судебная власть в правовом государстве выступает в качестве арбитра, решающего споры и не позволяющего ни законодательной, ни исполнительной ветви получить превосходство. Независимость судебной ветви власти, по сути, и есть тот самый индикатор, который отображает состояние правовой системы страны.

    Правовое государство предполагает наличие мощного экономического базиса, высоких стандартов жизни и доминирование «среднего» класса в социальной структуре общества. Формирование правового государства возможно только при многоукладной рыночной экономике, поскольку экономический монополизм порождает монополизм политический, т.е. доминирование одной партии, идеологии, системы ценностей.

    Как записано в Декларации «О государственном суверенитете Республики Беларусь» от 27 июля 1990 года: «Государственный суверенитет Республики Беларусь утверждается во имя высшей цели – свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязательствами».

    Список использованных источников
    Аверинцев С.С. Классическая греческая философия как явление историко-литературного ряда // Аверинцев С.С. Образ античности. СПб., – 2004.

    Булгаков С.Н. Природа в философии В.С. Соловьева // Соч. в 2 т. Т. 1 / Сост. С.С. Хоружего. М., – 1993.

    Голышева М.О. История философии: курс лекций. – М., 2011.

    Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., – 1989.

    Миронов В.В., Иванов А.В. Философия: Введение в метафизику и онтология: Учебник. – М.: Инфра-М, 2014. – 304 с.

    Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Подг. А.В. Лебедев; Отв. ред. И.Д. Рожанский. М., – 1989.

    Хайдеггер М. Лекции о метафизике. – М., 2014.



    написать администратору сайта