церковь. В данный момент церковь обладает огромнейшим опытом идеологического манипулирования сознанием широких народных масс
Скачать 24.19 Kb.
|
В данный момент церковь обладает огромнейшим опытом идеологического манипулирования сознанием широких народных масс. А повышение роли субъективного фактора в истории способствует тому, что роль профессиональных идеологов для сохранения власти постоянно возрастает. А первыми профессиональными идеологами в истории общества были жрецы и священнослужители. В единоверной среде верующие могут активно влиять на структурные компоненты политики с целью распространения, возведение в ранг государственных определенных взглядов, оценок норм поведения, а также участвовать в формировании определенных политических доктрин.
Потеря религией легитимируя роли оказывается, когда определенная социальная группа, отдельные особи находятся в иноверными государстве и ставят своей целью изменение существующих порядков (институтов, отношений) с помощью обоснования на основе Священного Писания, Священного Предания или богословских трактатов неправомерности этих порядков (институтов, отношений ). Реализуя свои функции, религия выполняет значительную роль в развитии и функционировании политической структуры общества. Эта роль заключается:
Неограниченные возможности церкви для сохранения власти обусловлены спецификой ее идеологического воздействия на общество в сравнении с официальной идеологией и пропагандой. Эта специфика религии проявляется в самых различных аспектах: религия якобы стоит выше классовых противоречий, т.к. она провозглашает небесные ценности, объединяющие все социальные группы; апеллирует к таким идеалам, нормам и регуляторам человеческого поведения, которые могут взаимно уравнивать реальные антагонизмы (божественная воля и царство божее). Религия, формируясь независимо от официальной пропаганды, как бы «вырастает снизу» и является элементом «практического» массового сознания угнетенных, что создает иллюзию близости к массам, чем власти имущим. На протяжении веков сложилось несколько моделей государственно-церковных отношений, которые часто взаимно переплетаются: 1. Теократия (греч. Theos - Бог и kratos - власть). Возникает как форма правления, при которой вся полнота власти в государстве принадлежит главе церкви и духовенству. Предполагает отождествление светской и духовной властей, регламентацию функционирования государства и его институтов, всей общественной жизни господствующей церковью и ее органами. Синонимом теократии иногда употребляют понятие "цезаропапизм" как определение борьбы церковной власти за доминирование над светской. Классическое теократическое правление существовало в V-1 ст. до н. е. в Иудее, где вся власть была сосредоточена в руках жречества во главе с иудейским первоиерархом; в 756-1870-х годах - в Папской области, а с 1929 p. - в Ватикане, где Папа римский является абсолютным монархом. Традиция теократии развита в исламских странах (Иране, Саудовской Аравии). Теократические периоды пережили Китай, Япония, Индия, страны Африки, Европы. Идеи теократического формы правления активно пропагандировал С. Томашевский в Галичине. 2. Цезаропапизм (лат. Caelsar - цезарь, papa - папа). Проявляет себя как политика светской власти, направленная на подчинение себе всей церковной жизни; сочетание в лице государственного правителя высшей светской духовной власти. Предусматривает полную зависимость церкви от государства, огосударствления и подчинения светской власти церковных структур. Классическими примерами такого правления является Византия, где императоры собирали церковные соборы, решали догматические споры, назначали ли снимали патриархов, митрополитов и др. Эту модель переняла Московия, где с XVIII до начала XX в. главой православной церкви был император (императрица). Церковь становится одним из институтов государственной бюрократической системы, а духовенство - особым прослойкой общества со своими правами и льготами (неподсудности светскому суду, освобождение от налогов, воинской повинности и т.д.). 3. Законодательная поддержка, обеспечивает привилегированное сословие определенной церкви в государстве. Статус государственной церкви предполагает государственное финансирование деятельности церковных институтов, возлагает на них определенные государственные функции (регистрация новорожденных, смерти, брака и т.п.). Государственные церкви в разных формах существуют в Англии, Швеции, Дании, Иране, Кувейте, Саудовской Аравии, Таиланде и других странах. Особый их статус зафиксирован в конституциях более 40 государств, в 22 из них главой государства может быть только лицо, принадлежащее к официальной церкви. 4. Отделение церкви от государства. На практике это означает невозможность вмешательства церкви в дела государства при активном вмешательстве государственных институтов в дела церкви. Такая модель была характерна для бывших стран социалистического лагеря, где законодательство теоретически гарантировало свободу совести, а реально верующие подвергались дискриминации. "Атеизации" государственной политики приводила к значительным нарушениям прав человека. Церкви как институты активно использовались властью во внутренней и внешней политике. 5. Промежуточное состояние между моделью государственной церкви и моделью полного отделения церкви от государства и государства от церкви. Для этого типа отношений характерно сохранение государственной поддержки и привилегий отдельных церквей. Например, современная Германия, где государство хоть и провозглашает нейтральность и толерантность к разным религиям, проявляет определенную различие в отношении к религиозным организациям в зависимости от их численности и их влияния на общественную жизнь. Подобными является государственно-церковные отношения в Японии, Австрии, Перу. 6. Отделение церкви от государства, предусматривает взаимно невмешательства государства и церкви в дела каждой гарантирует максимальное обеспечение свободы религии, толерантности в государстве. Все религиозные общины в США равные права. Отсутствует специальный орган регулирования деятельности религиозных институтов - все спорные вопросы решает суд. Религиозные организации освобождены от налогов решением Федеральной налоговой службы, подробно експертуе, не преследует какая из них коммерческие цели. Законодательное закрепленную свободу веры и неверия имеют граждане Франции, Турции, Украины. Украинский исследователь Кудояр А.Н. выделяет такие направления влияния религии на современную политику:
Во время новой истории человечества религия используется политическими силами как один из важных факторов порабощения народов. Этой ее способностью пользовались все империи нового времени:
Одним из свидетельств политизации религии в Украине является создание партий конфесионного направления, в частности таких, как Христианско-демократическая партия Украины, Республиканская христианская партия Украины, Украинская христианско-демократическая партия, Партия мусульман Украины и др. Среди причин, вызвавших к жизни партии религиозно-политического направления, стоит выделить: интерес граждан к религиозно-социальных проблем; наличие поликонфесионносити в Украине; трудности, связанные с отношениями внутри православного среды; желание политически активных людей заработать на решении некоторых проблем, обусловленных наличием различных религиозных взглядов. Но религиозно-политические партии не нашли своей ниши в политической жизни украинского народа, своего места на политические карте Украины, неповторимого политического содержания в своей деятельности. Ни одна из партий религиозно-политического направления не представляет собой реальной силы, способной влиять на политическую ситуацию в стране; в своей деятельности религиозные партии слишком слабые и пассивные и поэтому не могут быть серьезными конкурентами для других партий Украинский народ не пожелал смешивать религию и политику, потому что в Украине НЕ существует такой традиции, и подменивать одно другим. Законодательно закреплены и определенные преимущества религиозной деятельности по сравнению с политической. Так, Закон Украины "О вооруженных силах Украины", ограничивая политическую деятельность в вооруженных силах, гарантирует каждому военнослужащему право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, делает отправлять, единолично или коллективно, религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную деятельность с соблюдением требований Конституции и законов Украины (ст. 17). С целью преодоления негативных последствий государственной политики в отношении религии и церкви, Закон Украины "Об альтернативной (невоенной) службе на основе Конституции Украины" (ст. 35) определил организационно-правовые основы альтернативной (невоенной) службы, право на которую "имеют граждане Украины, если исполнение воинской обязанности противоречит их религиозным убеждениям, и эти граждане принадлежат к действующим согласно законодательству Украины религиозных организаций, вероучение которых не допускает пользования оружием "(ст. 2). Светскость Украинского государства подкрепляется законодательным закреплением невозможности правового регулирования религиозными организациями брачно-семейных отношений и регистрации актов гражданского состояния. Так, согласно семейным законодательством, отношения к религии не может ограничивать права и устанавливать преимущества при бракосочетании и в семейных отношениях, а религиозный обряд брака не имеет правового значения и является личным делом граждан. В то же время религиозные организации наделены рядом преимуществ (льгот). Те из них, которые зарегистрированы и не занимаются предпринимательской деятельностью, освобождаются от земельного налога (ЗУ "О плате за землю", ст. 12), имеют льготы по налогообложению (ЗУ "О налогообложении прибыли предприятий", ст. 7, 13; ЗУ "О налоге на добавленную стоимость", ст. 5) и др. Вывод Как видим, функциональное взаимодействие государства, общества и религии определяется четкими правовыми рамками социально-демократического строя. Но религия может восстановить баланс в системе взаимодействия в гражданском обществе. При этом он предостерегает от сращивания религии и политики как общественных феноменов. И именно средством выполнения этой социальной и этической роли, или миссии, современные конфессии Украины делают определенный вклад в создание социальной, правового, демократического государства и гражданского общества.. |