Главная страница
Навигация по странице:

  • 22. А.Н. Радищев «Путешествие из Петербург в Москву»: композиция, структура, проблематика, жанровое своеобразие «путешествия» в соотношении с национальной литературной традицией

  • 23. Д.И. Фонвизин: творчество, личность. Комедия «Недоросль»: проблематика, сюжетно-композиционная структура. Исследователи о комедии

  • Комедия «Недоросль»

  • Первая линия

  • Проблема художественного метода в комедии.

  • 24. Сентиментализм в русской литературе 18 века и Н.М. Карамзин как её представитель. Повести «Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь»: система образов, своеобразие языка и стиля

  • Отечественная литература (Экзамен) Все вопросы. 1. к основным предпосылкам возникновения древнерусской литературы


    Скачать 445 Kb.
    Название1. к основным предпосылкам возникновения древнерусской литературы
    Дата30.04.2023
    Размер445 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтечественная литература (Экзамен) Все вопросы.doc
    ТипСочинение
    #1098912
    страница7 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    21. Лирика Г.Р. Державина. Сатирический мирообраз в торжественной оде «Фелица».

    Все свойства становящейся индивидуальной поэтической манеры Державина собрались в его оде "Фелица", посвященной Екатерине II. С публикацией этой оды в 1783 г. к Державину приходит литературная слава, а к русской похвальной оде - новая жизнь лирического жанра. Начинается новая эпоха развития русской поэзии.

    В плане выражения "Фелица" полностью соответствует канонам ломоносовской торжественной оды: четырехстопный ямб, десятистишная строфа с рифмовкой аБаБВВгДДг. Тем не менее, стилевая ее форма совершенно новая.

    Державин использует сюжет "Сказки о царевиче Хлоре", которую Екатерина написала для своего маленького внука Александра: дочь киргиз-кайсацкого хана Фелица (от латинского felix - счастливый) и молодой царевич Хлор заняты поиском розы без шипов (аллегория добродетели), которую они и обретают, после многих препятствий и преодоления искушений, на вершине высокой горы, символизирующей духовное самосовершенствование.

    Державин обращается к царице опосредованно, через ее художественный текст, чтобы по возможности избежать положенного возвышенного тона, необходимого при обращении к царственным особам непосредственно. Державин пишет оду от имени "некоторого татарского мурзы", обыграв предание о происхождении своего рода от татарского мурзы Багрима. В первой публикации ода "Фелица" называлась так: "Ода к премудрой киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная некоторым татарским мурзою, издавна поселившимся в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге. Переведена с арабского языка".

    В тексте оды имеются два плана: план автора и план героя, связанные между собою сюжетным мотивом поиска "розы без шипов" - добродетели, который Державин почерпнул из "Сказки о царевиче Хлоре". "Слабый", "развратный", "раб прихотей" мурза, от имени которого написана ода, обращается к добродетельной "богоподобной царевне" с просьбой о помощи в поисках "розы без шипов". Таким образом, ода соединяет в себе этические установки старших жанров - сатиры (обличение мурзы) и оды (прославление Фелицы), некогда абсолютно контрастных и изолированных.

    Впервые в оде появляется именно бытовая конкретность и достоверность облика Екатерины II в ее повседневных занятиях и привычках, перечисляя которые Державин удачно использовал мотив распорядка дня, восходящий к сатире II Кантемира "Филарет и "Евгений". Такого в русской литературе еще не допускалось.

    Индивидуализированному и конкретному персональному облику добродетели противостоит в оде "Фелица" обобщенный собирательный образ порока, но противостоит только этически: как эстетическая сущность, образ порока абсолютно тождествен образу добродетели, поскольку он является таким же синтезом одической и сатирической типологии образности, развернутым в том же самом сюжетном мотиве распорядка дня: А я, проспавши до полудни..

    Единственное, в чем заключается эстетическая разница образов Фелицы-добродетели и мурзы-порока - это их соотнесенность с конкретными личностями державинских современников. В этом смысле Фелица-Екатерина является, по авторскому намерению, точным портретом, а мурза - маска автора оды, лирический субъект текста - собирательным, но конкретным до такой степени образом, что до сих пор его конкретность вводит исследователей творчества Державина в соблазн усмотреть в чертах этой маски сходство с лицом самого поэта, хотя сам Державин оставил недвусмысленные и точные указания на то, что прототипами для этого собирательного образа вельможи-царедворца ему послужили Потемкин, А. Орлов, П. И. Панин, С. К. Нарышкин с их характерными свойствами и бытовыми пристрастиями - "прихотливым нравом", "охотой до скачки лошадей", "упражнениями в нарядах", страстью ко "всякому молодечеству русскому" (кулачному бою, псовой охоте, роговой музыке). Создавая образ мурзы, Державин имел в виду и "вообще старинные обычаи и забавы русские".
    Таким образом, в "Фелице" Державина ода и сатира, перекрещиваясь своими этическими жанрообразующими установками и эстетическими признаками типологии художественной образности, сливаются в один жанр, который, строго говоря, уже нельзя назвать ни сатирой, ни одой. "Фелица" Державина продолжает традиционно именоваться "одой” только за счет одических ассоциаций темы. Вообще же это - лирическое стихотворение, окончательно расставшееся с ораторской природой высокой торжественной оды и лишь частично пользующееся некоторыми способами сатирического миромоделирования.

    Становление синтетического поэтического жанра, относящегося к области чистой лирики – вот основное достижение Державина 1779-1783 гг. И в совокупности его поэтических текстов этого периода очевидно обнаруживается процесс перестройки русской лирической поэзии в русле тех же самых закономерностей, которые мы уже имели случай наблюдать в публицистической прозе, беллетристике, стихотворном эпосе и комедиографии 1760-1780-х гг. За исключением драматургии - принципиально безавторского во внешних формах выражениях рода словесного творчества - во всех этих отраслях русской изящной словесности результатом скрещивания высокого и низкого мирообразов была активизация форм выражения авторского, личностного начала. Именно формы выражения личностного авторского начала через категорию лирического героя и поэта как образного единства, сплавляющего всю совокупность отдельных поэтических текстов в единое эстетическое целое, являются тем фактором, который обусловливает принципиальное новаторство Державина-поэта относительно предшествующей ему национальной поэтической традиции.

    22. А.Н. Радищев «Путешествие из Петербург в Москву»: композиция, структура, проблематика, жанровое своеобразие «путешествия» в соотношении с национальной литературной традицией

    Родился в богатой дворянской семье. В 1762 году определён в пажеский корпус, в 1766 году в числе лучших пажей был отправлен в Лейпцигский университет, изучал юридические науки. В Лейпциге знакомится с учениями Ж.Ж.Руссо. Одним из первых работ его – перевод произведения Мабли. «Размышление о греческой истории или о причинах несчастия и благоденствия греков». Здесь он говорит равенство всех перед законом, поясняет, что такое деспотия, приходит к решению, что деспотия – противнейшее человеческому естеству состояние. В 1782 – публицистическое произведение – «письмо к другу, жительствующему в Тобольске по долгу службы своему», в котором автор обращается к своему другу Сергей Николаевич Янов. Повод – открытие памятника Петру Первому (Медный всадник) Оценка деятельности Петра и задеты важнейшие вопросы, относящиеся к государственному устройству России. Радищев высоко ставит реформы Петра, называя его просветителем народа. В 1783 – Ода «вольность» - программное значение для того времени. Ода была включена в «Путешествие из Петербурга в Москву». Работа в жанре оды заключалась в том, что в высоком классицистическом жанре восхваляется не государь, не высокие политический деятель, а свобода человека как высшая ценность.

    Идея справедливого мщения, обозначенная в «вольности» получит своё дальнейшее развитие в документально-публицистической повести, которая будет называться Житие Фёдора Васильевича Ушакова. Он обращается к жанру древнерусской литературы и создаёт «житие на новый лад». Его предложил Гуковский. Здесь конкретные события, которые он видел сам. Ушаков был идейным вдохновителей в борьбе против самодурства. Случай в университете с Бокумом. Рассказывая о взаимоотношении студентов с их начальником, он переносит параллель и на государство. Второй план повествования. Он наблюдает, как студенты противостояли Бокуму. Человек пробуждается на оскорбления. Бокум не терпел никаких возражений. Самовластие препятствует нормальному воспитанию сынов отечества. Современные исследователи творчества Радищева акцентирует в Житии Фёдора Васильевича Ушакова искание «духовной истины» героем. Обращение автора к агиографическому жанру. Связано с его личным поиском сокровенного духовного смысла. Так считает Ольга Гончарова. В 1788 Радищев заканчивает слово о Ломоносове, которое было начато в 1780 году. Прославляя заслуги Ломоносова Радищев подчёркивал патриотизм его деятельности. «Ты жил во славу имени Российского». «Слово» - вставлено в «Путешествие из Петербурга в Москву». В декабре 1788 году в журнале «беседующий гражданин» анонимно было написано сочинение – «что есть сын отечества». Это сочинение Радищева развернуло целую полемику о патриотизме. Он говорит не о показном патриотизме, а о достойном делании своего дела. Каждый должен быть на своём месте. Пафосом выступает идея протеста против несвободы нравственной и политической. Он упорно изучал нравы Российского общества и сремился к усовершенствованию Российского законодательства. Полагая, что путём более продуманных законов можно добиться улучшения нравов. На рубеже конца 80х, начала 90х – «опыт о законодавстве». Все эти произведения подготовили выход «Путешествие из Петербурга в Москву».

    Это центральное произведение Радищева, его просветительский подвиг. Произведение рождено эпохой социальной действительности. В 1782 году – первая редакция. Радищев решает издать книгу в домашней типографии. В это время было создано два новых эпизода, Ломоносов включает в книгу «слово о Ломоносове». Когда шла корректировка текста, Радищевым было сделано посвящение А.М. Кутузов (Товарищ Радищева по университету). Это ещё и предмет полемики. Книга была издана в 650 экземплярах. Несколько книг попало к Зотову. Слухи о книге стали быстро распространятся. Вскоре произведение прочитала Екатерина II. Автор был арестован и заключён в Петропавловскую крепость.

    В 1858 году была издана Герценом. В конце 19 века снята цензура. В следствие мирного договора со Швецией смертный приговор был заменён десятилетней каторгой.

    Книга предваряется эпиграфом: «Чудище обло, озорно, стозевно и лаяй» обло – тучно, озорно – пакостно, лаяй – лающее. Телемахида Тредиаковский.

    Произведение – много проблемное. Ведущими являются проблемы крепостного права. «Радищев рабства враг» (Пушкин). Автор рисует страшные картины крепостного права: продажа крестьян, нищета народа, рекрутство. Удел крепостных – нищета и рабство. Автор не просто реагирует на это, он выражает полную ничтожность самодержавия. Несостоятельности крепостного права со всех точек зрения. Крепостное право, по мнению Радищева, ведёт утрату человеческого в человеке. Он ставит вопрос о его полной ликвидации. Проблема власти. Радищев обличает власть на всех уровнях. Он пишет о слепоте власти. Следующая проблема – проблема поиска новых путей изменения действительности. Он говорит о поисках путей изменения. Он говорит о несостоятельности. Он говорит о единственно верном пути – пути строго исполнения законности. В главу «твердь» включена ода «вольность, где Радищев проявляет веру в творческую силу народа. Следующую проблему сформулировала Ольга Гончарова – поиск истины.

    Центральный образ – образ России. У неё два лика. Россия народная – крестьяне. Радищев задевает вопрос о русском национальном характере. Радищев пишет о трудолюбии русских, терпеливости, бунтарстве. Не молчит автор и о тёмных сторонах – разврат, пьянство, чинопочитание. В целом народ – здоровая часть общества. Другая Россия – угнетатели народа. Они изображены в критическом, сатирическом ключе. Помещики, по мнению, Радищева жестокосердны. Однако среди них есть и положительные образа. В главе «Городня» Образ путешественника. 24 главы, несколько глав обозначены по названиям станций. Они связаны с образом путешественника. Барсков выступает за полное отождествление автора и путешественника. Макогоненко выступал против отождествления автора и путешественника. Третья точка зрения – Охотиной. Недопустимо полностью отождествлять автора и путешественника и разделять их тоже нельзя. Путешественник выражает Радищевские взгляды на жизнь. Путешественник – дворянин, который не владеет крепостными крестьянами. Он немолодой вдовец имеющий двоих сыновей, образованный, чувствительный человек. Он гражданин, озабоченный судьбой нации. Радищев создаёт в литературе новый тип – тип народного заступника.

    Проблема жанра. Вопрос дискуссионный. Первая точка зрения – Ольги Гончаровой. Путешествие Радищева обращается к жанровой модели древнерусской литературы к жанру хожений. Герой ищет истину в народе. Д.С. Мережковский называл Радищевское путешествие первой книгой русской свободы. Он увидел символическое назначение пути, как своеобразного паломничества.

    Барсков говорит, что этот роман – автобиография. Травников определяет жанр, как жанр воспитания. Совковое литературоведение определяло как роман – путешествие. Путешествие Стерна, Смоленна.

    Стиль произведения. В стиле книги выделяют три компонента. Первый план реально бытовой, здесь лексика отличается предметной конкретностью и предметностью, третий компонент – эмоциональный. Лиризм книги – лиризм страстного негодования. Четвёртый компонент – идеологический. Изображение действительности. Сочетается с обсуждением актуальных, философских, политических и социальных проблем. В современном литературоведении активно проводятся параллели между «мёртвыми душами» и с «кому на Руси жить хорошо».

    23. Д.И. Фонвизин: творчество, личность. Комедия «Недоросль»: проблематика, сюжетно-композиционная структура. Исследователи о комедии

    Выдающийся русский просветитель, драматург, писатель, комедиограф. Д.И. Фонвизин родился в 1745 году. Из старинного дворянского рода. Учился при МГУ в гимназии. В 1762 году переезжает в Петербург, активно участвует в литературной жизни. Испытывает на себе идеи просвещения. Его политическое и реалистическое вольномыслие.

    Исследователи творчества Фонвизина Макогоненков, Москвичева, Западов в творчестве Фонвизина выделили 2 периода. Ранний период и зрелый. Ранний период завершается «Бригадиром», в зрелом 1770-80е года – время создания комедии «Недоросль». В 1769 году пишет «послание к слугам моим». Поучение смехом. С 60-х годов проходит под знаком идейно-творческого мужания. Его тяготить творческая жизнь. В 1769 году выходит «Бригадир». Важная веха в отечественной литре. Спустя 12 лет, Фонвизин продолжит тему в «Недоросле», где поставит проблему воспитания и просвещения. В 1782 году в отставку и занимается литературной деятельности. Он печатается в журнале «Собеседник любителей российского слова». Попытка издания пятитомного собрания сочинений. Последние три года своей жизни работает в журнале «Друг честных людей или стародум». В 1789 году, когда грянула французская революция, он начинает работу над автобиографической повестью. «Чистосердечное признание о делах моих и помышлений». Работа не была закончена. Это был крупнейший драматург, просветитель. В произведениях выдвигал идеалы добра, равенства и справедливости. Его традиции продолжил Грибоедов в «Горе от ума» и Гоголь в «Ревизоре».

    Комедия «Недоросль»

    Это вершинное произведение Фонвизина, которое тесно связано с эпохой и мировоззрением самого автора. Комедия была окончена в 1782 году. Автор выводит на сцену представителей провинциального дворянства. Помещики были развращены. Он показывает испорченность общества, которое выросло в этой среде. В комедии решается несколько вопросов, основной – проблема воспитания, эта проблема, как считает Фонвизин, государственной важности, поэтому он демонстрирует плоды дурного воспитания Митрофанушки. На выходе мы имеем Митрофанушку – следствие всего уклада жизни.

    2я проблема – проблема крепостного права и проблема рабства. Устами положительных героев Фонвизин говорит: «угнетать рабством себе подобных незаконно».

    Осуждается и проблема власти, резкая критика режима, основанная на тиранстве.

    Сюжетно-композиционная структура комедии сложна. Условно называют 2 линии в комедии: Первая линия – бытовая – борьба за руку и наследство Софьи. Комедия построена на том, что мир простаковых и Скотининых – это мир невежественных, самовлюблённых помещиков-самодуров. Он хочет подчинить себе всю жизнь. Хочет присвоить право неограниченной власти над всеми людьми. И над крепостными, и над благородными. Делились отрицательные и положительные герои. Простаковы и Скотинины таковы, потому что такими были их предки. Среда затягивает. В отрицательных героев показываются утрата человеческого и присутствие плотского начала. Так обыгрывается мотив скотоподобия. Простакова – грубая женщина. В её доме постоянная брань, побои, она на страже порядка. Сталкиваются люди разных взглядов на жизнь.

    Вторая линия – общественная. В пьесе сталкиваются люди разных взглядов на жизнь. Разница в оценке человека. Положительных героев оценивают по нравственному состоянию.

    Комизм пьесы состоит в том, что грубость, жадность и невежество Простаковых и Скотининых претендуют на любезность, простодушность. Комизм основан на нелепости формы содержания. К числу выдающихся достоинств комедии относят её язык.
    Говорящие фамилии. Свободно владеют речью Стародум, Правдин. Кутейкин украшает речь из духовных книг. Комедия высоко оценена Белинским: «Фонвизин очень правдиво изобразил крепостническую действительность. Выставил её как бы на позор, во всей наготе и всеобщем безобразии. Фонвизин казнил в комедии дикое невежество старого поколения и грубый лоск поверхностного и внешнего Европейского полу образования нового поколения.
    Проблема художественного метода в комедии.

    1я позиция. Г.В. Москвичева: «Комедия написана полностью в традициях классицизма, при этом не отрицаются реалистические тенденции».

    2я позиция. Г.П. Макогоненко считал, что комедия написана в русле реализма. В последние годы в научной литературе эта позиция критикуется.

    3я позиция. Ю.В. Стенник говорит о разных пластах в художественной структуре комедии.
    24. Сентиментализм в русской литературе 18 века и Н.М. Карамзин как её представитель. Повести «Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь»: система образов, своеобразие языка и стиля

    На смену классицизму приходит сентиментализм. Сентиментализм – явление общеевропейское. Возникло в Англии. Потом появляется в других странах. Считается, что в России истоки сентиментализма относятся к 1760-ым годам. 1770 годы оформляется как литературное направление, 1780-90е годы – время расцвета сентиментализма. Если в классицизме главной категорией была категория разума, то в сентиментализме провозглашаются чувства, возникает интерес к человеку. Сентименталисты исходят из естественного права людей. Им присуще признание человеческой природы, как доброй. Основу составляет сенсуализм. Главный постулат этого учения – истина в чувстве. Поэтому в центре сентиментализма – человек чувствующий. Категория чувствительности – определяющая категория сентиментализма. Назначение человека в теории сентиментализма – служить испытанию сердца. Положительные герои сострадательны, отзывчивы, способны на бескорыстную любовь. Отрицательные герои эгоистичны и жестокосердны. В западноевропейской литературе сентименталисты представлены Ричардсоном «Клариса Гарло» 1748 год. О трагической любви молодой девицы к аристократу Лавласу. Во франции – Руссо – «Юлия или новая Элаиза» 1761 году, он стал знаменем сентиментализма. Гёте – «страдание юного Вертера». Идеи нравственного равенства между людьми, идеи простоты, органической связи с природой. Расстаются люди осенью. Все тенденции сентиментальной прозы – демократизация литературы.

    Любимыми жанрами сентименталистов становятся мемуары, элегические послания. Очень часто пишут от первого лица. Всё это придаёт прозе сентименталистов лиризм. В русской литературе более последовательно проявилось в рассказах Карамзина , молодого Жуковского («сельское кладбище»).
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта