Главная страница
Навигация по странице:

  • Периодизация древнерусской литературы

  • Основные особенности древнерусской литературы

  • 2. Проблема художественного метода древнерусской литературы.

  • 3. Жанровая система древнерусской литературы

  • 4. Раннее русское летописание. Структура летописи. «Повесть временных лет». Формы летописного повествования и история формирования.

  • Деловой

  • 6. Жанр житие в древнерусской литературе. Житийный канон и его своеобразие. Житие Бориса и Глеба, житие Феодосия Печерского.

  • Отечественная литература (Экзамен) Все вопросы. 1. к основным предпосылкам возникновения древнерусской литературы


    Скачать 445 Kb.
    Название1. к основным предпосылкам возникновения древнерусской литературы
    Дата30.04.2023
    Размер445 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтечественная литература (Экзамен) Все вопросы.doc
    ТипСочинение
    #1098912
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8

    1. К основным предпосылкам возникновения древнерусской литературы ученые относят следующие предпосылки:

    1. Образование древнерусского государства. Развитие письменности.

    2. Крещение Руси. (988 год, крестил Владимир Красное Солнышко). Принятие христианской культуры требовало много грамотных людей, развивается книжное дело.

    3. Использование опыта Византии и Болгарской культур. Болгария была ближайшей христианской страной. (Старославянский язык письменный, древний язык – устный).

    4. Наличие устного народного творчества.


    Периодизация древнерусской литературы. Дмитрий Сергеевич Лихачев выделил 3 крупных периода:

    1. Литература Киевской Руси. XI – середина XII века.

    2. Литература периода феодальной раздробленности и последующего объединения Северо-Восточной Руси. Конец XII-XV века.

    3. Литература периода создания и развития центрального Русского государства. XVI-XVII века.


    Основные особенности древнерусской литературы.

    1. Характер бытования. Древнерусская литература рукописная. Труд по созданию был грандиозным. Особое почитание книги. В XI-XIV веках материал для рукописи был пергамент, создаваемый из телячьей кожи. Только в XIV век появилась бумага. Рукописи писались чернилами и киноварью.

    Основной тип древнерусской книги – это объемная рукопись. Почти никогда древнерусские сочинения не издавались в одиночку, а включались в какие-либо сборники.

    1. Приглушенность (затемнённость) авторского начала. Одна из главных проблем литературы этого периода – это проблема авторства. Древний книжник почти никогда не стремился заявить о своём авторстве. Абсолютное большинство произведений носило анонимный характер.

    2. Сочинение русской словесности этого периода носили прикладной характер. Сочинения древнерусской литературы или были частью богослужения в храме или использовались для назидания, наставления, просвещения, то есть издавались для какого-то практического применения.

    2. Проблема художественного метода древнерусской литературы.
    Художественный метод – это образное отражение действительности. Данный вопрос в науке до конца не решен. Д.С. Лихачев, И.П. Еремин, А.Н. Робинсон, А.А. Шахматов.

    Всего 4 принципа отображения действительности:
    1. Религиозный символизм.

    2. Средневековый историзм.

    3. Традиционность.

    4. Дидактизм.
    1. Религиозный символизм.

    Основа мировоззрения древнерусского человека – это праведное христианство, древнерусский человек видел мир следующим образом:

    Весь мир представлялся как борьба Бога и дьявола, добра и зла. Эпицентром этой борьбы была душа человека.
    Древнерусская литература – это литература широкого использования религиозного символа. Символ составлял основу состояния религиозного человека.

    Мир древнерусских людей – это мир бинарный, состоящий из двух сфер:

    1. Мир видимый, земной

    2. Невидимый, идеальный, горний (высший).

    Оба эти мира являются по мнению древних людей божьим творением, и ни одно из событий повседневной жизни мира видимого не происходит без воли невидимого.

    Всё окружающее воспринималось как некие знаки, символы мира высшего. Природа воспринималась древними русичами как некий единый целостный символ. Сменяющиеся времена года воспринимались как символ священной истории.

    2. Средневековый историзм.

    Древнерусская литература глубоко исторична. В центре описания реальные факты, реальное явление действительности. Произведения древнерусской литературы создавались по горячим местам событий. Отсюда такие свойства: правдивость, историчность, публицистичность. С точки зрения правдивости изображения в древнерусском произведении история приобретает провиденциалистскую окраску, ретроспектива в будущее. Ход исторических событий объясняется, как правило, с религиозной точки зрения. Все события, которые происходят, рассматриваются как проявление божьего замысла о мире и человеке.

    3. Традиционализм.

    Основополагающими XI-XVII веков являются понятия традиции образца нормы. Древнерусский писатель старался показать себя как можно более образцовым и традиционным. Они стремились создать образцовое сочинение. В рамках этого метода ключевым являлось понятие литературного этикета.

    Литературный этикет – это особый принцип древнерусской литературы, указывающий на то, что и как нужно изобразить. Он имеет 3 составляющих:

    1. Этикет миропорядка (складывается из представления древнего книжника о том, как должен происходить ход событий).

    2. Этикет поведения (складывается из представлений о том, как должно вести себя то или иное действующее лицо).

    3. Этикет словесный (складывается из представлений о том, какими средствами должен описывать книжник всё совершающееся).


    4. Дидактизм.

    Дидактизм, нравоучительность (это самая душеполезная и поучительная литература). Она чрезвычайно серьёзная, она отражала выбор между спасением и гибелью человека. Учила выбирать.
    3. Жанровая система древнерусской литературы

    Древнерусская литература имела своеобразную и достаточно сложную жанровую систему. Драма до XII века не существовала. Театр появляется с рождением Петра I. Лирической поэзии тоже не существовало, она появляется в XVIII веке. Это появление связано с Симеоном Полоцким.
    Наиболее развитой формой был эпос. Эпические жанры в древнерусской литературе делились на группы:




    Агиографическая литература (с греч. agios святой) – это жизнеописание человека, причисленного церковью к лику святых. («Описываю жизнь святых»).

    Формирование и развитие агиографической литературы относится к первым векам христианства.

    В.В. Кусков считает, что эта литература вбирает в себя элементы разных жанров:

    1. Античного, исторического жизнеописания.

    2. Эллинистического романа.

    3. Надгробная похвальная речь.
    В VIII-IX веках в Византии вырабатывается каноническая структура жития и основные принципы житийного героя. В это же время происходит иерархическое разделение житий по типам героев и характерам их подвигов, эта классификация была полностью принята на Руси.
    Классификация житий

    1. Жития преподобнические, ушедшие из мира. (Первое преподобническое «Житие

    2. Феодосия Печерского»).

    3. Жития мученические. («Житие Бориса и Глеба»).

    4. Равно апостольское житие (Житие княгини Ольги и житие Владимира Крестителя).

    5. Жития святительские XIV-XV в. (Житие Стефана Пермского).

    6. Жития князей-воинов. (Житие Александра Невского. Житие Дмитрия Донского).

    7. Жития Христа ради юродивых. (Житие Василия Блаженного).

    8. Жития святых аскетов (пустынников, пещерников).
    В центре жития стоял идеальный христианский герой, следующий в своей жизни за Христом; человек, достигший христианского совершенства. Житие, как правило, сочетает в себе занимательность сюжетного повествования с назидательностью и панегириком (прославлением). Составители житий показывают во всем величии красоту христианского идеала, характер этого идеала накладывает печать на композиционную и стилистическую структуру жития. Оно имело 3 части:
    1. В ней объясняется важность и цель жития. Обязателен приём самоуничижения. В центре произведения образ только святого. Описание жизненного пути святого обычно начинается с указанием на его происхождение, как правило, он происходил от благочестивых родителей. Этот факт связан со следующим этапом, в детстве герой чуждается игр, никого не расстраивал, уединён.
    2. Герой отказывается от брака. Покидает родительский дом, он бежит, удаляется из мира. Много трудится, становится монахом, ведёт напряженную борьбу с дьявольскими искушениями. Как правило, к святому стекалась братия. Обычно он основывал монастырь. Герой предсказывал день и час своей кончины. Тело же после его смерти оказывалось нетленным, а издавало дивное благоухание – это было одним из свидетельств святости умершего. У его нетленных мощей происходили чудеса (например, загорались свечи).
    3. Автобиография завершалась краткой похвалой святому или молитвой. Так создавался обобщенный лучезарный образ святого, украшенный добродетелями, отрешённый от всего случайного.
    На Руси с принятием христианства жития начали распространяться в 2х формах: в краткой, проложные (в состав прологов или синаксариев) использовались во время богослужения, а в пространной форме назывались линейными – это месячные чтения на каждый день.

    4. Раннее русское летописание. Структура летописи. «Повесть временных лет». Формы летописного повествования и история формирования.
    Среди жанров дрл летопись занимала центральное место.Цель летописи — стремление рассказать о прошлом русской земли и оставить память. Изначально первые летописи создавались как исторические энциклопедии для киевской знати. Создание летописей дело государственное.Время создания ученые определяют по-разному: Б.А Рыбаков связывал временные начала летописания с моментом зарождения государства, однако большинство исследователей считает, что летописание возникает только в 11 веке. 11 век- начало летописей, которые будут вестись систематически до 18в.

    В основном летописи составлялись при монастырях и при дворах князей. Почти всегда летописанием занимались монахи — образованнейшие люди своего времени.Летописи создавались по специальному заданию. Основа летописного повествования — расположение исторического материала по годам/летам. Данный принцип был подсказан Пасхалиями. Летописцы рассказывали все исторические события Руси, располагая материал по годам. Летописец стремился пказать непрерыное течение самой жизни. Древнерусский книжник знал, что история имеет свое начало и свой конец(страшные суд). Древнерусские летописи отражали в том числе и эти эсхатологические мысли.

    Источники русских летописей подразделяются на 2 типа:

    1. Источники устного характера: родовые предания, дружинная поэзия, местные легенды, связанные с происхождением сёл и городов.

    2. Источники письменного характера: священные писания(Новый Завет, Ветхий Завет), переводные византийские хроники, различные исторические документы и грамоты.

    Очень часто в научной литературе летописи называют летописными сводами, так как летписи соединяли в себе летпоиси предшествующего времени и летописные записи о событиях недавних или современных летописцу. Многие ученые пишут о фрагментации летописи. Погодный принцип расположения материала привел к тому, что летопись делалась на множество статей и фраментов. Отсюда такие черты как отрывочность и эпизодичность летописного стиля.

    «Повесть временных лет» – произведение, над созданием которого

    трудилось не одно поколение русских летописцев, это памятник коллек-

    тивного творчества.Вначале, в первой половине 40-х гг. XI в., был составлен комплексстатей, который академик Д.С. Лихачёв предложил назвать «Сказанием ораспространении христианства на Руси». В него входили рассказы о крещении и кончине княгини Ольги, сказание о первых русских мучениках –варягах-христианах, сказание о крещении Руси, сказание о князьях Борисе и Глебе и обширная похвала Ярославу Мудрому.Следующий этап в развитии русского летописания приходитсяна 60–70-е гг. XI в. и связан с деятельностью монаха Киево-Печерского

    монастыря Никона.Никон присоединил к «Сказанию о распространении христианства на Руси» предания о первых русских князьях и рассказы об их походах на Царьград, так называемую «варяжскую легенду», согласно которой киевские князья ведут свой род от варяжского князя Рюрика, приглашенного на Русь, чтобы прекратились междоусобные распри славян. Включение этой легенды в летопись имело свой смысл: Никон пытался убедить своих современников в противоестественности междоусобных войн, в необходимости всех князей подчиняться великому князю киевскому – наследнику и потомку Рюрика. Наконец, по мнению исследователей, именно Никон придал летописи форму погодных записей.

    Около 1095 г. создается новый летописный свод, который А.А. Шахматов предложил назвать «Начальным». Составитель этого свода продолжил летописное изложение описанием событий 1073–1095 гг., придав своему труду, особенно в этой, дополненной им части, явно публицистический характер: он упрекал князей за междоусобные войны, за то, что они не заботятся об обороне Русской земли.

    Летопись представляет собой свод: судя по всему, ее создатель мастерски работал с богатым арсеналом источников (византийские хроники, Священное Писание, исторические документы и др.),к тому же позднее переписчики могли вносить в созданный текст собственные изменения, делая его структуру еще более разнородной. По этой причине многие исследователи называют летопись компиляцией, а компилятивность считают отличительной чертой летописных текстов.Д.С. Лихачев сопровождает свой литературный перевод ПВЛ наименованиями летописных отрывков, в которых наряду с наименованиями событийного характера (правление Олега, второй поход князя Игоря на греков, месть княгини Ольги, начало княжения Ярослава в Киеве и др.)встречаются собственно жанровые наименования (предание об основании Киева, притча об Обрах,сказание о Белгородском киселе, повесть об ослеплении Василька Теребовльского и др.)

    С точки зрения форм летописного писани Ереминым весь летописный материал был разделен на 5 групп : погодная запись(небольшая по объему документальная запись, лишенная художественной формы и эмоциональности), летописное сказание (устное историческое предание в литературной обработке летописца), летописный рассказ (фактографическое повествование, в котором проявляется личность автора: в оценке событий, попытках охарактеризовать действующих лиц, комментариях, индивидуальной манере изложения), летописная повесть (повествование о смерти князя,в котором дается агиографически просветленный образ идеального правителя), документы (договоры и грамоты).

    Творогов же подверг критике разработанную Ереминым классификацию, построенную по характеру сочетания противопоставленных друг другу методов изображения действительности как не подтверждающегося летописным материалом и предложил типологию по характеру повествования.

    Первый тип повествования — погодные записи(лишь информирующие о событиях), другой — летописные рассказы (рассказывающие о событияз с помощью сюжетного повествования ).

    Твороговым выделяется 2 типа сюжетного повествования: характерные для «ПВЛ» летописные сказания и летописные рассказы. Отличительной чертой первых является изображение легендарного события. Летописные рассказы посвящены изображению событий современных летописцу. Они более пространны В них происходит совмещение фактографических записей, зарисовок эпизодов, религиозных рассуждений автора.

    Сюжетное повествование «ПВЛ» построено с помощью худ. Приемов : акцентирование сильной детали, вызывающее зрительные представления, характеристика героев, прямая речяь персонажей.

    В «ПВЛ» распространены сюжетные рассказы, но для летописания в целом характерен стиль монументального историзма.

    Таким образом, на основании проведенного теоретического изучения трудов исследователей мы получили ряд жанров (форм повествования) с присвоенными им характерными признаками,которые стали основой для выделения типов изложения в русских летописях. На сегодняшний день в составе ПВЛ нами выделены следующие типы: агиографический, воинский, деловой,дидактический, документирующий, народно-поэтический, отсылочный. 1. Агиографический: в качестве главного предмета изображения выступают деяния святого или его жизненный путь в целом; предполагает использование определенных мотивов, например,мотивы учительства (наставничества), пророчества.

    Пример: фрагмент о Феодосии Печерском (лл. 61 об.-63 об.).

    2. Воинский: изображение исторического события, связанного с борьбой русского народа против внешних врагов (в основном печенегов и половцев), а также с княжескими усобицами;центральный герой — обычно реальная историческая личность, как правило, князь.

    Пример: фрагмент о пленении Фракии и Македонии Семеоном (л. 10).

    3. Деловой: тексты документов, включенные в ПВЛ.

    Пример: фрагмент, содержащий текст договора русских с греками (лл.11-14).

    4. Дидактический: содержится назидание, т.е. нравоучение (поучение)моральное/религиозное.

    Пример: фрагмент о неправедной жизни князя Владимира до принятия им христианства (л. 25).

    5. Документирующий: констатация факта того или иного события, заслуживающего упоминания, но не требующего подробного изложения; фрагменты этого типа отличаются протокольностью изображения, отсутствием художественной формы и эмоциональности.

    Пример: фрагмент о времени царствования Леона и его брата Александра (л. 8 об.).

    6. Народно-поэтический: повествование о реальных или возможных событиях, как правило,строящееся на одном ярком эпизоде, может содержать вымысел.

    Пример: фрагмент о мести княгини Ольги (лл. 14 об.-16).

      7. Отсылочный: фрагменты, взятые из авторитетных источников (византийских хроник,библейских текстов и т.д.).

    6. Жанр житие в древнерусской литературе. Житийный канон и его своеобразие. Житие Бориса и Глеба, житие Феодосия Печерского.

    Житие – жизнеописание человека, причисленного к лику святых.

    Развитие агиографической литературы относится к первым векам христианства. В. Кусков считает, что эта литература вбирает в себя элементы различных жанров:

    1. Античного жизнеописания;

    2. Эллинистического романа;

    3. Надгробная похвальная речь.

    В 8-9 веках вырабатывается каноническая структура жития и основные принципы изображение житийного героя.

    Житие Феодосия Печерского, Житие Бориса и Глеба, житие Стефана Пермского.

    Жития: мученические, преподобнические, княжеские.

    Жития Христа ради юродивых. Аскеты – пустынники. В центре жития был истинный христианский герой, следующий за Христом, достигал христианских ценностей. Житие сочетает в себе занимательность сюжета с назидательностью и панегириком.

    Авторы житий самоуничижались. В центре повествования – образ святого. Как правило, автор происходил из благородного рода.

    Герой жития удаляется из мира и много трудится. Появляется мотив искушённого человека.

    Тело умершего нетленного издавало дивное благоухание (святость умершего). У его мощей происходили чудеса. Завершалась житие краткой похвалой святому или молитвой.

    Лучезарный образ святого отстранённый от всего случайного и приходящего.

    С приходом на Русь христианства всё стало восприниматься в двух формах агиография:

    1. Проложная (в состав прологов) Во время богослужения читались в краткой форме.

    2. Минейная (пространственные формы) Четьи-Минеи – месячные чтения на каждый день.
      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта