Главная страница
Навигация по странице:

  • ЭЛЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ

  • послед. 1. к вопросу о национальной идее Мгілік Ел


    Скачать 28.17 Kb.
    Название1. к вопросу о национальной идее Мгілік Ел
    Дата22.12.2022
    Размер28.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапослед.docx
    ТипЗадача
    #858706

    1. К вопросу о национальной идее «Мәңгілік Ел». 24 августа 2014 года у подножия священной горы Улытау, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев

    сказал: «Моя мечта и мысли о том, чтобы Казахстан существовал вечно. Поэтому я предложил идею «Мәңгілік Ел». Мы делаем все, чтобы стать таковой. Мы - многонациональная страна. Так сложилось исторически. Наша задача - сохранить единство общества. Единство Казахстана - это единство нашего многонационального народа… Не будь глубоки корни у старого дуба, не устоять ему в бурю»[1].

    Огромную значимость cегодня приобрели слова, сказанные в «Обращении Ассамблеи народа Казахстана к гражданам страны» (Астана,17 января 2014г.): «Провозглашена национальная идея «Мәңгілік Ел», рожденная всем тысячелетним историческим опытом казахского народа, казахстанским путем, пройденным за годы независимости. Единая цель - это укрепление Независимости нашей Родины – Казахстан! Единые интересы - это наши общие ценности, стремление жить в свободной и процветающей стране! Единое будущее - это расцвет нашего общего дома

    - Республики Казахстан.

    «Мәңгілік Ел», - это мощное мобилизующее начало для выполнения стратегической задачи - вхождения Казахстана в число 30-ти самых развитых стран мира».

    Ассамблея народа Казахстана подчеркнула: 1) выполнение стратегических задач, стоящих пред народом Казахстана может быть достигнуто благодаря уникальной модели, созданной в Казахстане - модели общественного согласия и национального единства; 2) для выполнения новых прорывных задач - построение стабильного, процветающего Казахстана, создания общества благоденствия на нашей благословенной земле необходимо сплочение и единение[2].

    Мысль о формировании национальной идеи «Мәңгілік Ел», высказанная Президентом Казахстана нашла свое широкое отражение в мнениях отечественных политологов, философов, историков.

    Так, по мнению политолога Кубаша Сагидоллұлы, идея «Мәнгілік ел» всегда была

    тем мостом, который связывал, славную историю великих кочевых империй с мировой цивилизацией. Служение этой идее, говорит он, - спасало нашу землю во все времена от захватчиков, и эта связь во времени и в истории не должна прерваться. В сегодняшнюю эру глобализации, эта идея должна стать гарантией … расцвета нашей страны. И мы не должны упустить исторический шанс для претворения ее в жизнь. Это означает, что у независимого Казахстана, известного мировому сообществу как стремящееся к добрососедству миролюбивое государство, есть огромный, еще не использованный в полной мере потенциал. А это означает, что идея «Мәңгілік ел» – это ключ к нашему национальному коду [3]. Общенациональная идея «Мәңгілік ел» - пишет доктор политических наук, профессор Г.Султанбаева, определяет достойное будущее казахского народа и позволяет Казахстану встать в один ряд с успешными странами развитого мира. Это новый период Казахстанского пути, основу которого должны составить национальное единство и мир, укрепление экономики, социальная защита народа, национальная безопасность, развитие культуры, языка… На сегодняшнем этапе развития страны, - национальная идея «Мәңгілік Ел» - это смелый шаг в будущее. Она должна объединить стремления и силы, всех казахстанцев в решении насущных задач, стоящих перед обществом. «Идея «Мәңгілік Ел» преподносит Казахстан не просто, как страну, а как нацию, как единое целое. Мы должны развиваться не только экономически, но и духовно. «Мәңгілік Ел» - это суть государственной идеологии на современном этапе становления Казахстана [4]. «Идея «Мәңгілік Ел» как вечный народ, вечная страна базируется на многовековой мечте нашего народа, на конкретных результатах развития страны, - говорит доктор философских наук, профессор Ж.Ж.Молдабеков. Ее главные параметры: гуманизм и справедливость, социально-нравственный прогрес. Ее мобилизующая сила заключается: 1) в сохранении своей идентичности, своих корней, своего национального духа и своего уникального пути развития; 2) в закреплении своей роли в мировом сообществе; 3) в потребности сохранить историко-культурные ценности, которые следуют передавать будущему поколению; 4) в стремлении решать насущные задачи по-крупному и по-настоящему масштабно. Ее приоритеты - поддержка традиционных ценностей; формирование и развитие нравственных ориентиров, определяющих национальную идентичность; усиление интеллектуального потенциала общества. Когда Президент говорит о будущем Казахстана как о «Мәңгілік ел», он на одно из первых мест в повестке дня ставит вопросы исторического сознания нации. Чем глубже историческая память, характеризуемая как социально-культурная категория, и чем глубже корни исторического сознания, сам человек и в целом общество становятся более богатыми духовно. Для того, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее, надо знать прошлое. Жизненные и гражданские принципы человека наиболее четко определяются, если он глубоко проникает в суть социально-культурного опыта, накопленного предыдущими поколениями. Стремление Казахстана к созданию «Мәңгілік ел» в условиях жесткой конкуренции глобализирующегося мира требует наряду с политическим, социально-экономическим суверенитетом, достижения духовной независимости. Для этого в целях обеспечения жизнедеятельности такой сложной системы как нация, необходимо сформировать (через возрождение национального мировоззрения, духовных истоков, составляющих сущность самобытной истории и культуры) присущее данному обществу историческое сознание. История связана с прошлым, человеческой памятью и социальным сознанием. Возродить историческое сознание можно только через изучение и исследование самобытной истории, через освоение фундаментальных ценностей, составляющих основу национальной культуры. Наряду с родным языком, пробуждающим людей в духовном плане, необходимо возрождение традиций, полное восстановление исторического прошлого народа – это и есть путь формирования исторического самосознания, составляющего духовную платформу Независимости», - отмечает доктор философских наук, профессор Б.Сатершинов [3]. Если рассматривать сущность национальной идеи «Мәңгілік Ел» в контексте вышесказанных положений, то можно отметить следующее: Мәнгіліқ Ел» - это история казахского народа, представляющего собой государствообразующую нацию Республики Казахстан - Қазақ елі. И это одновременно история становления Республики Казахстан как многонационального государства, стремящегося к мировому признанию и занятию своего достойного места в мировом сообществе на равных и это тоже история Қазақ елі. С учетом сказанного выше следует заметить: сформировавшаяся в Казахстане национальная идея «Мәңгілік Ел», представляет собой мощный импульс для целенаправленного движения всего его народа к конкретным целям, с четко обозначенными задачами, на решение которых должны быть направлены усилия всех и каждого.

    5. Конкурентоспособность как важнейшая составляющая национальной идеи. В ноябре 2009 года Лидер нации Назарбаев Н.А. особо акцентировал внимание на то, что в основе национальной идеи должны быть заложены четыре фактора. «Первое - это национальное единство, второе - сильная конкурентоспособная экономика. Третье - интеллектуальное, созидающее общество. «Если мы хотим быть наравне со всеми и выжить в глобальном мире, мы должны иметь интеллектуальное общество». Четвертой составляющей Президент РК назвал построение Казахстана как уважаемого государства. «Мы должны строить наше общество - это и есть четыре основы успешного развития нашей Родины» [18]. Следует отметить: идея конкурентоспособности нации была обозначена Главой государства в Послании народу Казахстана еще в марте 2004 года. Затем более глубокое ее представление было осуществлено в Послании «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира: приоритеты и пути их реализации» (март 2006 г.). В данном программном документе конкурентоспособность нации рассматривается как необходимое условие успешной интеграции Казахстана в мировую экономику и сообщество. Одновременно достижение Казахстаном высокого уровня конкурентоспособности представляется как общенациональный проект, призванный на новом уровне консолидировать полиэтническое и многоконфессиональное общество [15]. Но в качестве основополагающей конкурентоспособность как главная национальная идея была провозглашена в октябре 2006 года в рамках выступления Н.А. Назарбаева на 12-й сессии Ассамблеи народов Казахстана. На данной сессии Глава государства отметил: «Мы сформировались как единый казахстанский народ», и поставил новую задачу, в которой четко определил следующий шаг - «мы должны стать конкурентоспособной нацией. Это принципиально новая задача, которая потребует дальнейшего развития нашей культуры, развития каждого отдельного гражданина». Идея необходимости повышения национальной конкурентоспособности в глобализирующемся мире получила новое, более глубокое развитие в Послании «Новый Казахстан в новом мире» (Астана, 28 февраля 2007 г.). Это Послание во многом продолжало и развивало «Стратегию вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира». Вместе с тем в ней были сделаны особые акценты: переход казахстанской экономики на качественно новый технологический уровень; всемерное развитие казахстанской науки и улучшение всей системы образования; главная цель всех преобразований – конкурентоспособность нации [15]. В данном Послании было отмечено: с усилением процессов глобализации конкуренция между государствами приобрела новое качество, трансформировавшись в конкуренцию по качеству интеллектуальных ресурсов и по качеству образования, система развития качественных услуг образования на уровне мировых стандартов возведена в ранг приоритетных направлений. Конкурентоспособность государства складывается из конкурентоспособности отдельных личностей - его граждан. Инфраструктура «умной экономики», экономики знаний и высоких технологий потребует новых социальных стандартов, культуры и менталитета человека». Речь идет о воспитании нового, конкурентоспособного поколения. «Наша молодежь должна быть хорошо образованной, нацеленной на успех, самосовершенствование. Она должна быть активной, здоровой, владеть языками, чтобы эффективно интегрироваться в международную среду и там, успешно конкурируя, выходить на лидирующие позиции». Дальнейшее развитие данная идея получает в утвержденной 28 декабря 2007 года правительством РК «Концепции достижения качественно нового уровня конкурентоспособности и экспортных возможностей экономики Республики Казахстан на 2008-2015 годы». В этом документе прямо отмечено: «национальная идея казахстанцев - стать конкурентоспособными, работать в конкурентоспособных предприятиях и жить в конкурентоспособной стране». На современном этапе она заключается в том, что Казахстан стремится к «дальнейшей консолидации общества и формированию единой казахстанской конкурентоспособной нации». Как следствие предыдущих посланий, в январе 2008 года выходит один из основополагающих программных документов «Интеллектуальная нация – 2020». Цель данного проекта - превращение Казахстана в страну с конкурентоспособным человеческим капиталом; воспитание казахстанцев новой формации, владеющих высоким уровнем креативного мышления, умеющих перерабатывать знания, рождать новые решения, технологии и инновации; способных инициировать, генерировать, создавать оригинальные идеи и претворять в жизнь. В контексте данного документа были определены три момента, вне которых невозможно становление интеллектуальной нации: инновационное развитие образования, информационная революция, духовно-нравственное воспитание молодежи. Вопросы развития конкурентоспособности Казахстана нашли свое отражение и в Доктрине национального единства народа Казахстана. Так, в ней говорится: сегодня время предъявляет все более жесткие требования к странам и нациям. Надежду на самостоятельное будущее имеют только те из них, кто, не растеряв свои традиции и ценности, нацелены на постоянное обновление, на модернизацию, на усиление конкурентных преимуществ. Это – веление времени, и мы должны соответствовать ему. Модернизация и конкурентоспособность, опирающиеся на традиции, – основа подъема нашего национального духа в XXI веке. Только нации, нацеленные на достижение сверхзадач глобального масштаба добиваются успеха. Поэтому ориентация на конкурентоспособность должна стать важнейшей частью нашего общенационального духа. Это основа и гарантия движения вперед, прорыва нации к новым горизонтам. Каждый гражданин Казахстана должен прочувствовать это как стремление стать лучше, богаче, умнее, как потребность сделать все, чтобы его страна процветала. Каждый должен развивать это качество, каждый должен сделать все, чтобы этот дух победы стал частью его жизни, жизни общества и государства. Конкурентоспособность может быть достигнута только через модернизацию всех сфер жизнедеятельности общества. Но самое главное – модернизация как постоянное стремление к обновлению должна стать неотъемлемой частью нашего сознания. Это – наш ответ вызову времени, потому что нация, лишенная стремления к развитию, обречена. Нам необходим интеллектуальный прорыв, который позволит пробудить потенциал нации. Жизненно важно изменить отношение к знаниям, науке и инновациям. В XXI веке только интеллектуальная нация может рассчитывать на успех. Только так, опираясь на традиции, постоянно совершенствуясь и определяя для себя высокие планки, мы обеспечим единство нации и укрепление национального духа [17]. В заключительном положении Доктрины национального единства Казахстана отмечается: «Доктрина выступает основой для создания целостной системы правовых, социально-экономических, политических, государственно-управленческих мер, направленных на укрепление единства народа, развитие демократии, диалога культур и цивилизаций. Реализация доктрины направлена на активизацию и мобилизацию человеческого, интеллектуального потенциала страны в целях ускоренного развития Казахстана, достижения достойного уровня жизни каждого из нас, соблюдение и защиту гарантированных Конституцией республики прав и свобод граждан». В этой связи особое значение следует придать лекции (актуальность и значимость которой не потеряна и на сегодняшний день), с которой в мае 2006 года Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев выступил в Евразийском Национальном Университете имени Л.Н. Гумилева. «Мы должны адаптироваться к требованиям нового века и быть готовы к жесткой конкуренции. Современный мир переживает период глобализации - эпоху всестороннего объединения человечества в едином пространстве информации и коммуникаций, превращения всей планеты в единый экономический рынок. Глобализация привнесла в современный мир уязвимость и хрупкость. Терроризм, наркоторговля, информационные войны, эпидемии, экологические катастрофы также не знают границ и стали глобальными вызовами всему человечеству. Ни одно государство в мире не способно противодействовать данным вызовам самостоятельно. Глобализация предъявляет чрезвычайно высокие требования к конкурентоспособности национальной экономики».

    ЭЛЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ:

    Отметив, что главными показателями конкурентоспособности страны являются высокий уровень и качество жизни населения, Президент акцентировал внимание на то, что способность нации поддерживать современную и эффективную систему образования, повышать интеллектуальный компонент рабочей силы путем обучения становится критически важным для конкурентоспособности. А также на то, что самый сложный вопрос для политического руководства любой страны, стремящейся к высокой конкурентоспособности, - не только декларировать политическую волю, но и мобилизовать людей и институты на проведение необходимых преобразований.

    При этом особое внимание студентов и преподавателей было обращено на то, что:

    1) в ближайшем будущем нашему государству понадобятся тысячи высококвалифицированных специалистов и дипломированных ученых. Вопрос конкурентоспособности – это, прежде всего, вопрос качества. Система казахстанского образования должна быть цельной и последовательной, соответствовать мировым стандартам;

    2) задача вхождения Казахстана в число наиболее конкурентоспособных стран мира может быть решена в том случае, если ее будут воплощать в жизнь высококвалифицированные специалисты... Образованные, грамотные люди - это основная движущая сила развития человечества в XXI веке. И сегодняшние студенты, которые завтра будут учеными и менеджерами казахстанских компаний, должны это очень хорошо понимать;

    3) в современном мире «жизненный цикл» знаний и навыков очень короток. Как следствие этого, все более важными становятся непрерывность образования и регулярное повышение квалификации. В научной литературе США, к примеру, фигурирует особая единица измерения устаревания знаний специалиста - так называемый «период полураспада компетентности». Этот термин, заимствованный из ядерной физики, в данном случае означает продолжительность времени после окончания ВУЗа, когда в результате устаревания полученных знаний, по мере появления новой информации, компетентность специалиста снижается на 50%. На рубеже 80-х – 90-х гг. этот период составлял 5-6 лет для инженеров на предприятиях с передовой технологией, а для медиков и биологов всего 3-4 года. А сегодня перманентное овладение новыми знаниями становится для специалиста первостепенным условием сохранения квалификации;

    4) тому, кто не развивается, не идет вперед, придется уступить свое место другому, более конкурентоспособному специалисту. Как говорят консультанты одной из ведущих международных консалтинговых компаний «МакКинси»: «Вперед, или в сторону». Именно этот принцип руководит современным конкурентным миром. И этот принцип во многом должен определять жизненную позицию;

    5) конкурентоспособность Казахстана должна привести не только к материальному, но и к духовному обогащению нации. За процветанием экономики должен последовать расцвет культуры и искусства, родного языка, традиций и жизненной философии нашего народа;

    6) в глобальном мире необходимо жить, уважая культуру и традиции других народов. Нужно дорожить межнациональным согласием в Казахстане. Всегда помнить, что стабильность в обществе - главное условие нашего развития. Слово «Казахстан» должно мощно зазвучать на мировой арене, олицетворяя новую молодость нашей древней страны, уверенную поступь нашего народа в новой истории [19].

    Идея развития конкурентоспособности на основе овладения тремя и более языками заложена в таком стратегическом проекте как «Триединство языков». Впервые данная идея была озвучена в октябре 2006 года на ХІІ сессии Ассамблеи народа Казахстана. Тогда было сказано: знание, как минимум, трех языков важно для будущего наших детей. В Послании 2007 года «Новый Казахстан в новом мире» было предложено начать поэтапную реализацию данного культурного проекта.

    Наряду с духовным развитием народа Казахстана он был выделен как отдельное направление внутренней политики государства. В нем был сделан особый акцент на то, что:

    а) Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Казахский язык – государственный язык, русский язык – язык межнационального общения, английский язык – язык успешной интеграции в глобальную экономику»;

    б) идея триединства возникла не просто как красивая концепция и новый формат языковой политики, она была выработана в связи с жизненной необходимостью. Сегодня успешно развиваются те страны, которые внедряют у себя, так называемую, умную экономику и открыты миру. А успехи в этих областях и новые познания даются именно через овладение доминирующими на планете языками. Владение несколькими языками всегда расширяло коммуникационные и интеграционные способности стран и народов. Взяв курс на овладение гражданами тремя языками, Казахстан исходит из сегодняшних реалий: - триединство языков должно являться свидетельством конкурентоспособности страны; - в условиях многонационального Казахстана триединство языков есть существенный фактор укрепления общественного согласия; - государственный язык – это такой же символ, как флаг, герб, гимн, с которых начинается Родина, призванный объединять всех граждан страны. Знание государственного языка является фактором личной конкурентоспособности, карьерного продвижения в любой сфере деятельности»[19].

    7. Қазақтану как философско-методологическая основа национальной идеи «Мәңгіліқ Ел». Философско-методологическую основу национальной идеи «Мәңгіліқ Ел» составляет учение «Қазақтану». Понятие «Қазақтану» (познание казахов, народа Казахстана) следует понимать как отражение жизненного пути казахского народа в контексте самопознания и самореализации и его культурно-духовного возрождения, востребованного реалиями современного цивилизационного мира. Отсюда предметной областью «Қазақтану» является рациональное обоснование перспективы развития народа и общества в едином и комплексном русле прошлого, настоящего и будущего, то есть это осознанное проникновение в дух казахского народа, народа Казахстана в целом.

    В контексте учения «Қазақтану» казах как индивид, член этноса и носитель национальной культуры, исторического сознания нации становится одновременно и объектом и активным субъектом самопознающего и самоутверждающего народа, стремящегося к раскрытию общечеловеческих истоков своего возрождения. Философский смысл этой позиции заключается в самопознании себя: - как этноса, как части человеческой цивилизации, несущего социальную и индивидуальную ответственность (чувствительность) за мир и покой на родной земле; - как носителя многовековых гуманистических ценностей тюркского мира (гуманизма, духовности, свободы и человеколюбия), не отчуждающего себя от других как равных и подобных себе. То есть, в основе учения «Қазақтану» лежит стремление казахского народа, народа Казахстана к самоидентификации себя (в многонациональном мире) с учетом исторических, социальных и культурных реалий современного мира, в пространстве общечеловеческих ценностей. Субъектом «Қазақтану» выступает индивидуальная личность и “совокупный человек”, руководствующий как рациональными, так и иррациональными соображениями. Субъект «Қазақтану» не есть механическая сумма многочисленных индивидов, а носитель культуры.

    Субъект осуществляет свою деятельность открыто, совместно и целенаправленно. В том и другом случае носитель культуры развивается через взаимодействие и координацию осознанных поступков многих людей или этнических групп и одновременно призван правильно оценить рациональность действий, организационной деятельности и национальной культуры. Правильная оценка рациональности действий носителей социальных взаимодействий есть поиск организованного субъекта национальной культуры. Субъектно-деятельностный подход в культуре продуктивен и перспективен, ибо активность в развитии субъекта представляется ведущей; согласование задач личности и интегративных возможностей субъекта обязательно; расширение и развитие деятельности субъекта осмыслено на разных этапах человеческой жизни; субъектность человека разграничена параметрами личности и субъекта; деятельность субъекта определяется направлением его активности. Путь к самореализации помогает каждому из нас выжить и идентифицировать себя со своим народом. Такой путь возможен и реален, когда знаешь свои духовнонравственные основы, стремишься брать все лучшее, разумное и реальное из другой культуры, находишь свое место в духовном обновлении человека. Сфера «Қазақтану» – бытие духовности народа и постижение смысла его мудрости, жизненной философии.

    Философское, методологическое и воспитательное значение учения «Қазақтану» заключается в том, что оно:

    - является объектом различных позитивных дисциплин (казахской литературы и казахского языка, казахской философии, истории Казахстана, этнопедагогики и этнопсихологии);

    - приспосабливает выводы мировой философии, литературы и поэзии к своим нуждам и потребностям;

    - нацеливает на духовное возрождение казахского народа, народа Казахстана в едином пространстве человечества;

    - рассматривает казахскую национальную культуру как часть мировой культуры;

    - изучает национальное возрождение казахского народа, народа Казахстана с позиций личностно-деятельностного, субъектного, этнического, этнокультурного, поликультурного, культурологического, аксиологического, социологического аспектов в их единстве и взаимообусловленности;

    - индивидуальное начинание сводит к коллективному началу с целевой установкой на приобретение самого себя и своего места в этом огромном культурном многообразии;

    - распространяет знание о казахе как главном носителе национального и духовного возрождения казахского нарда, народа Казахстана в целом.

    Особенностью учения «Қазақтану» является то, что рост национального самосознания казахского народа, единого народа Казахстана, уровень и темп его вмешательства в ход мировой истории рассматривается с позиций развития его интеллектуального потенциала и конкурентоспособности; расширения диалога с различными культурами человечества; действовать и смотреть на мир через призму перспективы своего развития; предотвращения самоизоляции, самоотчуждения и самоограничения, стремления к лучшей жизни. Қазақтану как учение не стирает культурные различия разных цивилиаций, а осмысливает их через призму традиционных форм культур и сохраняет цивилизационные различия в контексте самоидентификации. В этом плане, Казахстану как социогуманитарное учение призвано предложить национальную модель образовательной системы в социогуманитарном блоке. Қазақтану следует рассматривать как принцип восстановления национальнокультурного мира независимой республики Казахстан в быстро меняющемся динамическом мире.

    Подобные поисковые усилия направлены на:

    1) возрождение духовного взаимодействия поколений,

    2) модернизацию системы их взаимосвязей,

    3) обеспечение предметного, смыслового и мировоззренческо-ценностного единства народа Казахстана в целом. Модернизация системы национальной идеи «Мәңгілік Ел», в контексте теории «Қазақтану», в единстве трех ее важнейших составляющих (этноформирующей, гражданской и общенациональной) направлена на стратегию безконфликтного, безопасного развития Казахстана в реалиях современного мира.

    Она привлекательна формой диалога национального бытия казахского народа через ценностно-ориентированное взаимодействие с различными культурами, социальной ориентацией на будущее посредством:

    а) развития культуры межэтниче-ского, межнационального, межконфессионального общения;

    ) формирования человеческих ресурсов и человеческого капитала;

    в) ориентацией на гуманизацию и гуманитаризацию образовательного процесса учреждений образования (всех уровней) Республики Казахстан, направленного на воспитание у учащейся молодежи национального самосознания, национального духа, патриотизма, гражданственности, гуманизма, толерантности, социальной ответственности каждой личности за сохранения мира и покоя на земле.

    В методологическом плане учение «Қазақтану» имеет дело с человеческим, социальным и историческим опытом становления казахского народа, казахской государственности в целом. Формирование его предмета во многом определяется соотношением национальной идеи, национальной идеологии и национальной политики Казахстана в контексте развития национального самосознания казахского народа как государствообразующей нации, так и всего народа Казахстана, являющегося частью мирового сообщества. Выработка идеологии Қазақтану (Елтану) означает утверждение в жизни казахстанского общества и его граждан системы господствующих идей, устоев, установок, норм и принципов нравственной, идейной и религиозной жизни казахстанского общества. Пропагандируемая Казахстаном идеология имеет свой доступный и четкий язык, яркие и близкие к душе казахстанцев символы; выражает политическую мысль лидера и систематически пропагандирует его политическую инициативу как совокупность убеждений и норм элиты общества [21].

    На основе сказанного в данной главе можно сделать выводы следующего порядка.

    1. В Казахстане сложилась четко обозначенная национальная идея «Мәңгілік Ел» в тесном единстве и взаимосвязи таких ее важнейших составляющих как:

    а) этноформирующей, предполагающей высокий уровень этнической идентификации и социализации для представителей государствообразующей нации;

    б) гражданской, предполагающей надэтническую идентификацию как для представителей государствообразующей нации, так и для представителей других национальностей;

    в) общенациональной идентификации, ориентированной на развитие интеллектуальной конкурентоспособной нации.

    2. В контексте данных составляющих национальной идеи основным национальным идеалом Республики Казахстан является построение независимого, процветающего, политически стабильного и конкурентоспособного государства, с национальным единством, социальной справедливостью и экономическим благосостоянием всего народа Казахстана, объединенного идеей: «Казахстан - это наша общая Родина», «Наш – общий дом».

    3. В качестве основной силы, превращающей национальную идею в национальную реальность и историческую судьбу рассматривается такой фактор, как фактор национального лидера. «Национальный лидер играет незаменимую роль в реализации национальной идеи с помощью четко поставленных целей, как определяющего вектора движения.

    4. Вопросы развития и управления в современном мире, осуществляются преимущественно на принципах элитарности. Элита – это сообщество людей, отличающихся своими интеллектуальными, политическими, культурными, экономически-ми, психологическими, нравственными, организаторскими способностями (писатели, ученые, философы, художники-гуманитарии, берущие на себя ответственность за духовное и политическое развитие своего государства), больше, по сравнению с другими группами, служащих миссии государственности. Решающая роль элиты, обладающей высоким статусом и способностями, являются научной аксиомой. Национальная элита независимого государства должна объединяться вокруг национального лидера, консолидировать потенциальную энергию народа, мобилизовать ее на созидательные действия.

    5. Чтобы эффективно интегрироваться в международную среду и выйти на лидирующие позиции, «Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна». Для этого в обществе должно утверждаться система духовных ценностей, адекватных статусу независимого государства, основанная на национальных традициях казахского народа и общечеловеческих нормах морали, основу которых составляют единство народа, гражданский мир, гражданская ответственность и патриотизм, социальная стабильность, межнациональное и межконфессиональное согласие, компромисс и терпимость,

    6. Главная цель национальной системы образования – превращение Казахстана в страну с конкурентоспособным человеческим капиталом.

    7. Философско-методологическую основу национальной идеи «Мәңгілік Ел» составляет учение «Қазақтану».


    написать администратору сайта