Главная страница
Навигация по странице:

  • 6. ИСКУССТВО АНТИЧНОСТИ: ДРЕВНИЙ РИМ

  • 7. ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ:ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ,ДОСТИЖЕНИЯ САКРАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ И АРХИТЕКТУРЫ

  • Комниновский ренессанс(1057-1024г.)

  • ответы по истории искусств 8 класс. ответы на билеты история иск 8 класс — копия. 1. Какие существуют гипотезы генезиса искусства


    Скачать 219.54 Kb.
    Название1. Какие существуют гипотезы генезиса искусства
    Анкорответы по истории искусств 8 класс
    Дата26.05.2022
    Размер219.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаответы на билеты история иск 8 класс — копия.docx
    ТипДокументы
    #550769
    страница4 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    5. ИСКУССТВО АНТИЧНОСТИ:ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

    Периодизация древнегреческого искусства

    предшествующий период — Эгейское искусство (Крито-Микенское искусство) — ХХХ в. до н.э. — XII в. до н.э.

    Ахейско-минойское искусство

    1. Геометрический период («Гомеровская Греция») — ок.1050 г. до н.э.—VIII в. до н.э.

    Протогеометрика (Субмикенский период) — ок.1050 г. до н.э.— ок. 900 г. до н.э.

    Геометрика (расцвет) — ок.900 г. до н.э.— ок. 750 г. до н.э.

    Поздний геометрический период (Депилон) — ок.750 г. до н.э.— нач. VII в. до н.э.

    2. Архаический период — 7 в. до н.э.— нач. 5. в. до н.э.

    Ранняя архаика — нач. 7 в. до н.э. — 570-е гг. до н.э.

    Зрелая архаика — 570-е гг. до н.э. — 525-е гг. до н.э.

    Поздняя архаика — 525-е гг. до н.э. — 490-е гг. до н.э.

    3. Классический период — 5 в. до н.э.— сер.4. в. до н.э.

    Ранняя классика («Строгий стиль») — 1-я пол. V в. до н.э.

    Высокая классика — 2-я пол. V в. до н.э.

    Поздняя классика — IV в. до н.э.

    4. Эллинистический период — сер. 4 в. до н.э. — 1 в. до н.э.

    Характеристика периодов

    Эпоха геометрики

    Эпоха получила название по виду вазописи.

    Для древнегреческой культуры этого периода характерна связь с культурой ахейцев и, через них — с крито-микенским искусством.

    В этот период идет процесс ученичества, базирующегося на эгейском и древневосточном наследии. В архитектуре эллины геометрического периода начинают с нуля — с сырцового кирпича. Мегарон эволюционирует из дворца в храм: на месте старых мегаронов появляются новые греческие святилища, повторяющие их типологию. Постройки, сырцово-деревянная архитектура, с перекрытиями вальмового типа, как правило, прямоугольные, узкие и вытянутые, могли раскрашиваться.

    Храм Аполлона Карнейского на о.Фера

    Храм Артемиды Орфии в Спарте.

    Храм Аполлона в Фермосе (Ферме).

    Постепенно развивается типология храма: уже есть и наос, и пронаос.

    Лучше всего представлена живопись, давшая название периоду. Её стиль отталкивается от геометризированности, свойственной поздней эгеике. В протогеометрике начинает использоваться инструменты — циркуль, линейка. В расцвет геометрики превалируют в основном закрытые сосуды, вся поверхность которых покрывается геометрическим орнаментом. Начинают формироваться специфически греческие черты: регистровость росписи, а также узоры — меандры, зубцы, треугольники, волны, сетки.

    Поздняя геометрика

    Эпоха поздней геометрики получила название «депилонской» по сосудам, найденным у Депилонских ворот в Афинах. Начинают делать ленточные вставки на наиболее ответственных чертах, использовать большие фигуративные композиции, появляются изображения геометризированных животных. Улучшается качество гончарных изделий, появляются крупные формы. Центры — в Аргосе, Беотии, Аттике. Росписи осуществляются с использованием коричневого лака (наследие ахейцев). В поздний период начинают добавлять пурпур и белила. В рисунках появляется т.н. ковровое решение.

    Изображения человека выполняются практически по древнеегипетскому канону. Очень любят изображение коней. Появляется лащение поверхности ваз — проходят жидким разбавленным лаком, получая розовато-золотистый цвет. Направлению свойственна рафинированная стилистика, повышенная тектоничность, замечательное пропорционирование.

    Крупных скульптур не сохранилось. Малые формы принято разделять на несколько стилей:

    стиль «тулово» — массивные статуэтки, камень, терракота, расписаны в геометрическом стиле

    стиль «вытянутых конечностей» — металл, большая привязанность к реальным пропорциям.

    Архаический период (VII - VI вв. до н.э.)

    Новое искусство всегда вырастает на почве старого, формируется в нем, но для зарождения чего-то нового необходимо вмешательство движущегося фактора, таким в истории культуры является обновление общественных отношений. В искусстве греческой архаики можно найти черты преемственности и с крито-микенским и с геометрическим стилем.

    В период архаики возникают основные типы и формы греческого искусства. В архитектуре - система ордеров и тип храма-периптера, окруженного колоннадой; в скульптуре - статуи стройных обнаженных юношей и прекрасных девушек (куросы и коры), рельефы со сценами битв, игр, состязаний; в росписи сосудов - чернофигурная вазопись с очень разнообразными жизненными сюжетами, изящно и свободно скомпонованными..

    Изобразительное искусство того времени создало обобщенный человеческий облик. Конструкция тела Апполона показана и подчеркнута с предельной ясностью. Лицо не выражает никакого определенного переживания или индивидуальных черт характера.

    Искусство архаики во всем строго архитектонично, архитектурно: оно строит, мерит, соизмеряет и уравновешивает, веря, что в мире должен царить порядок.

    Классика

    Классический период в истории Древней Греции, согласно принятой периодизации, охватывает время с рубежа VI – V вв. до 338 г. до н. э. и началась она с победоносных войн с персами.. Скульптуру и живопись Греции V в до н. э. развивали традиции предшествующего времени Основными оставались изображения богов и героев – покровителей полиса и «идеальных» граждан, однако искусство сделало шаг к реализму, что связано с распространением идеи «мимесиса» – подобия – как основной эстетической категории. Преодолевается оцепенелость фигур и схематизм, свойственный архаической скульптуре, статуи становятся более реалистическими Развитие скульптуры связано в V в. до н. э. с именами трех прославленных мастеров – Мирона, Поликлета и Фидия. В пластическом решении эстетическая красота становилась выражением красоты нравственной, как в произведениях афинских скульпторов Крития «Юноша» и Несиота «Группа тираноборцев». Редким образцом бронзовой скульптуры ранней классики был «Возничий» из города Дельфы. Следующим шагом на пути к пластическому совершенству греческой скульптуры нужно назвать бронзовую статую Зевса с мыса Артемисион на острове Эвбея. Наиболее прославленной из скульптур Мирона считается «Дискобол» – атлет в момент метания диска. Совершенное тело атлета в момент наивысшего напряжения – любимая тема Мирона. Искусство Фидия соединило все достижения, которые накопило греческое искусство до середины V в. до н.э. Он дал совершенной натуре жизнь и движение. Под его руководством были исполнены многочисленные сложные пластические украшения Парфенона, храма Афины Парфенос на Акрополе. К следующему периоду истории античной скульптуры относятся горельефы в метопах со сценами борьбы кентавров с лапифами; изображение в углах фронтона бога солнца Гелиоса, сдерживающего своих коней, и богини луны Селены, спускающейся на колеснице и исчезающей за горизонтом. Характерный для Фидия способ, которым искусно сделаны складки их тонких хитонов, получил название «мокрой одежды». Скульптурный фриз Парфенона считается одной из вершин классического искусства. В Парфеноне в зале стояла двенадцатиметровая статуя Афины-Девы. Скульптура поздней классики обладала (по сравнению со скульптурой V в. до н.э.) рядом новых черт. Она стала более утонченной, показывала глубокие человеческие чувства, внутреннее состояние человека. Их воплотили в своем творчестве величайшие греческие скульпторы IV в. до н.э.: Скопас, Праксителъ и Лисипп, передавшие тончайшие оттенки движения человеческой души. Кроме этого, в скульптуре IV в. до н.э. большее место, чем раньше заняли жанрово-бытовые мотивы, оттеснившие на задний план религиозные и гражданские.

    Эллинизм

    Эллинизм был насильственным, достигнутым в результате ожесточенных войн. объединением древнегреческого и древневосточного мира.

    Эллинизм вырастал из двух корней: с одной стороны – из исторического развития древнегреческого общества, вступившего в фазу кризиса полисного строя, с другой — из древневосточных обществ, которые переживали разложение консервативной, малоподвижной общественной структуры.

    6. ИСКУССТВО АНТИЧНОСТИ: ДРЕВНИЙ РИМ

    С конца 1 в. до н. э. ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. Римское искусство, явившееся последним этапом развития искусства античного рабовладельческого общества, было результатом творческой деятельности не только римлян. Оно сложилось в результате взаимодействия искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь—этрусков, с греческим искусством.

    Искусство Древней Италии и Древнего Рима распадается на три основных периода:

    1. Искусство доримской Италии (3 тысячелетие до н. э.— 3 в. до н. э.).

    2. Искусство Римской республики (3 — 1 вв. до н. э.).

    3. Искусство Римской империи (конец 1 в. до н. э. — 5 в. н. э.).

    Монументальная живопись Геркуланума и Помпеи

    Росписи погибли в 79 году при извержении Везувия. Стенная живопись была неотъемлемой принадлежностью каждого богатого жилого дома. В конце XIX века установлено деление помпейских стенных росписей на четыре стиля, связанных с определенными историческими условиями.

    В республиканскую эпоху - II-I века до н. э. - развивались первый и второй стиль.

    Стиль 1 - Инкрустационный. Подражание кладке стены из цветного мрамора. Отдельные квадры, карниз и пилястры выполнены в штукатурке рельефом. Цвета росписей: темно-красный, желтый, черный и белый. Глубина и чистота тона. Штукатурка, на которую накладывалась краска, приготавливалась из нескольких слоев, каждый последующий слой был более тонким и мелкозернистым.

    Стиль 2 - Архитектурный. Носит более пространственный характер. На стенах изображались колонны, карнизы, пилястры с полной иллюзией реальности. Средняя часть стены покрывалась изображениями портиков, беседок с применением перспективы и светотени, что давало иллюзию раздвижения пространства. Часто в центре стены помещались большие картины с крупными фигурами.

    Изображения виллы Мистерий в Помпеях - "Сцена посвящения", "Женщина с покрывалом". Четкие силуэты, яркие краски. Своеобразная черта - изображение ландшафта, пейзажа. Не замкнутое пространство, а более широкое и свободное. В пейзаж включены архитектурные постройки.

    I век - развиваются третий и четвертый стили.

    Стиль 3 - с конца I века до н.э. - начало I века н.э. - Канделябрный. Росписи соответствовали парадному стилю Августа. Росписи подчеркивают плоскость стены, которая украшена тонкими орнаментальными мотивами в виде нарядных тонких колонн, похожих на металлические канделябры. В центре стены расположены картины мифологического содержания. Иногда встречаются египетские мотивы. В орнамент декораций вводятся пейзажи, натюрморты, гирлянды цветов и листьев. Этот стиль был предметом подражания в XVIII-XIX веках в европейском искусстве.

    Стиль 4 - вторая половина I века - новые вкусы. Орнамент в виде фантастических архитектурных композиций. Картины на центральных частях стен имеют пространственный и динамический характер. Пестрая гамма красок. Мифологические сюжеты. Фигуры даны в бурном движении. Живопись визуально расширяет пределы комнаты.

    Развитие римской живописи говорит о том, что римские художники продолжали и развивали отдельные принципы греческой живописи периода классики и эллинизма, и решали задачи передачи движения, композиции, цвета и света. Попытки передачи пространства, раскрытие человеческого характера в портрете. появляются новые жанры: пейзаж, натюрморт, бытовые сцены

    7. ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ:ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ,ДОСТИЖЕНИЯ САКРАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ И АРХИТЕКТУРЫ

    Периоды истории византийского искусства и их характеристика

    • раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I-III века)

    • ранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана I, архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (VI-VII века)

    • иконоборческий период (VIII-начало IX века). Император Лев III Исавр (717—741), основатель Исаврийской династии, издал Эдикт о запрещении икон. Этот период получил название «темное время» — во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы.

    • период Македонского Возрождения (867—1056) Принято считать классическим периодом византийского искусства. XI век стал высшей точкой расцвета. Сведения о мире черпались из Библии и из произведений древних авторов. Гармония искусства достигалась за счёт строгой регламентации.

    • период консервантизма при императорах династии Комнины (1081—1185)

    • период Палеологовского Ренессанса, возрождения эллинистических традиций (1261—1453).

    Византийский иконографический канон.

    Канон - совокупность строго установленных правил и приемов для произведений искусства данного вида.

    Византийский иконографический канон регламентировал:

    . круг композиций и сюжетов священного писания

    . изображение пропорций фигур

    . общий тип и общее выражение лица святых

    . тип внешности отдельных святых и их позы

    . палитру цветов

    . технику живописи.

    Соблюдение всех канонических правил неминуемо приводило к игнорированию линейной перспективы и светотени. После завершения периода «иконоборчества» вопрос создания художественных средств для воплощения "святости" стоял особенно остро. Благодаря трудам Иоанна Дамаскина стало ясно, что можно изображать на иконе, и что нельзя.

    ЖИВОПИСЬ ВИЗАНТИИ.

    Как это ни странно, и живопись эпохи Возрождения, и средневековая иконопись имеют общего предка - живопись античную, трансформация которой в иконопись началась еще во времена первых христиан, задолго до официального утверждения христианской церкви. Каноны иконописи складывались постепенно, в течение многих веков. Во времена, когда христианство было запрещенной и преследуемой религией, местом сбора верующих для совместной молитвы были места уединенные, часто - катакомбы. Христиане Рима и Неаполя, Керчи и Сиракуз, Милоса и Александрии построили целые подземные лабиринты, которые были для них и церковью, и кладбищем, и мартирием. Стены катакомб белили и покрывали живописью, в которой использовались художественный язык и сюжеты античности.

    Однако постепенно античные образы стали приобретать новый, символически- аллегорический смысл.

    Принцип изображения лиц на фресках также берет свое начало в античной традиции - традиции надгробного портрета.

    Прекрасные образцы надгробных портретов были обнаружены в египетском оазисе Эль-Фаюм ("Фаюмские портреты" I-II века, некоторые из которых можно увидеть в Московском Музее Изобразительных искусств). Люди на портретах находятся как бы по ту сторону земной жизни. Их лица имеют строгое выражение, взгляд огромных глаз, устремленный мимо, сквозь зрителя, видит что-то, недоступное живым. Этот принцип был использован и развит до предела в византийском иконописном каноне.

    Стиль византийской архитектуры складывался постепенно, в нем органично совмещались элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением был храм, так называемая базилика (греч. "царский дом"), назначение которой существенным образом отличалось от других построек.

    Мировую славу приобрели мозаики Византии. Технология мозаичного искусства известна еще с античности, но только в Византии стали впервые применять не естественные, а окрашенные минеральными красками стеклянные сплавы, так называемые смальты с тончайшей золотой поверхностью. Мастера широко использовали золотой цвет, который, с одной стороны, символизировал роскошь и богатство, а с другой, был самым ярким и сияющим из всех цветов. Большинство мозаик располагалось под разным углом наклона на вогнутой или сферической поверхности стен, а от этого только увеличивался золотой блеск неровных кубиков смальты. Он превращал плоскость стен в сплошное мерцающее

    пространство, еще более сверкающему благодаря свету горящих в храме свечей. Мозаичисты Византии пользовались широким красочным спектром: от нежно-голубого, зеленого и ярко синего до бледно-лилового, розового и красного различных оттенков и степени интенсивности. Изображения на стенах главным образом рассказывали об основных событиях христианской истории, земной жизни Иисуса Христа, прославляли власть императора. Особую известность приобрели мозаики церкви Сан-Витале в городе Равенне

    В живописи VI-VII вв. кристаллизуется специфически византийский образ, очищенный от инородных влияний

    В прикладном искусстве Византии в меньшей мере, чем в архитектуре и живописи, определилась ведущая линия развития византийского искусства, отражающая становление средневекового миросозерцания. Живучесть античных традиций здесь проявлялась как в образах, так и в формах художественного выражения.

    Византийские ренессансы.

    В истории Византии было несколько периодов, когда в обществе пробуждался

    и культивировался интерес к античности.

    Македонский ренессанс (867-1057)

    Процветали ювелирное дело, прикладные искусства. При украшении произведений прикладного искусства практически всегда использовались античные сюжеты. Резко увеличилось количество монастырей.

    Началось воссоздание мозаик Софийского собора, уничтоженных в период «иконоборчества». Изобразительное искусство, связанное с церковью, продолжало развиваться в рамках строжайших иконографических канонов, однако, случались и поразительные исключения из правил - мозаика Богоматери в апсиде Софийского собора. Созданная неизвестным автором, эта мозаика не имеет ничего общего с иконографическими канонами.

    В это время был создан один из наиболее изысканных образцов крестово-купольного храма, получивший название храма "на четырех колонках". В отличие от огромных просторных храмов ранней Византии, это были небольшие по размеру постройки, производящие впечатление необыкновенной легкости. Подкупольные арки опирались не на столбы, а на изящные, тонкие колонны.

    Комниновский ренессанс(1057-1024г.)

    В этот период наблюдались те же тенденции борьбы между религиозной и светской культурой.. Усилилась тяга к роскоши и изяществу, процветали все виды декоративно-прикладного искусства (в т.ч. искусство орнамента, перегородчатой эмали).

    В архитектуре, начиная с XI века, наблюдается тяга к внешнему украшению храмов, которая отсутствовала в более ранние периоды. Окна украшают глубокими нишами, из кирпича (плинфы) выкладывают орнаменты - круги, кресты, вводят в кладку глазурованные плитки, сочетают кирпичную кладку со светлым камнем.

    Палеологовский ренессанс (1261-1453г.)

    Это последний период существования Византии и время последнего расцвета ее культуры. Основная тенденция этой эпохи, как в живописи, так и в архитектуре - изживание монументальности. Было создано немало оригинальных произведений как церковной, так и светской архитектуры. В целом, размеры построек стали значительно скромнее. Новые храмы все более тяготеют к центрическим постройкам.

    Монументальная живопись также претерпевает изменения. Дорогая мозаика все чаще уступает место фреске. Однако именно в это время был построен и украшен знаменитый монастырь святого Хора или, по-турецки, Кахрие-Джами, что означает "мозаичная мечеть".

    Увеличивается число сюжетов иконописи, в поисках новых тем мастера прибегают к апокрифическим Евангелиям (т.е. не принятым официальной церковью). Их больше не удовлетворяет статичность, предписанная каноном. Все приобретает отныне движение. Развеваются складки одежды, святые не принимают позы, а движутся, хотя фигуры остаются непропорциональными и никогда не ступают на полную ступню (чтобы передать их легкость, как бы нематериальность). Появляется пейзажный и архитектурный фон, пространство углубляется. На лицах святых проступают нормальные человеческие чувства (например, отцовская радость Иоакима, несущего новорожденную Марию, мозаика монастыря Хора (Кахрие Джами), 1303 г.). Нередко религиозные сцены приближаются к чисто жанровым.

    АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИ.

    В Византии, в отличие от Западной Европе, технические архитектурные приемы античности не были забыты и широко применялись. От античности были унаследованы два типа построек - центрические (восходящие к античным мавзолеям) и базиликальные (восходящие к античным общественным зданиям).

    Центрические здания были небольшими по размерам и служили крещальнями (баптистериями) или мартириями. В плане они представляли собой квадрат, греческий крест, круг (ротонда) или восьмиугольник. Пример – крестообразная в плане церковь – мавзолей Галлы Плацидии, восьмигранная церковь Сан-Витале (все в Равенне).

    Базилики, как правило, были крупнее, внутри делились на нефы. Нефов могло быть три, пять, реже семь или девять. Центральный неф был шире боковых (обычно вдвое) и перекрывался двускатной кровлей. Окна в верхней высокой части среднего нефа обеспечивали равномерную освещенность внутреннего пространства. Пример - трехнефная базилика Сан-Аполинаре де Нуово (Равенна). Широко использовались достижения римских архитекторов – арочное и сводчатое перекрытие и купол. Однако храмовые и общественные постройки древнего мира не удовлетворяли требованиям, предъявляемым к христианскому храму ни функционально, ни символически.

    Каждая часть христианского храма имеет свое символическое значение: свод - небесный свод, купол - "небо небес", амвон - гора, с которой проповедовал Христос, престол - место Гроба Господня, четыре угла которого - четыре стороны света. Храм должен быть направлен на восток, в сторону Иерусалима. Новый тип храмового здания – крестово-купольный храм - стал образцом для всего православного мира (начиная с IX столетия).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта